Артур Миллер. «Ева» из «Асфальтовых джунглей» «После грехопадения

"После грехопадения": исповедальная мелодрама

Еще одна пьеса Миллера – "После грехопадения" (1964) – своеобразная монодрама, построенная как почти двухчасовой монолог главного и единственного героя по имени Квентин, который исповедуется перед безмолвным воображаемым слушателем. Содержание пьесы – это монтаж беспорядочных воспоминаний, оставивших след в судьбе Квентина. Она близка к драме потока сознания, обнимает значительный временной пласт от начала Первой до конца Второй мировой войны.

Герой не щадит себя. Но дает понять, что его судьба и его поступки органично связаны с эпохой, временем, непростым и трагическим. В качестве декорации на фоне исповеди Квентина возникает вышка концлагеря как метафоры XX столетия. Образом Квентина Миллер рассказал о драме соотечественников и сверстников, радикально настроенных интеллигентов, которые, узнав об эксцессах сталинизма, переживают крушение иллюзий.

Поэтому лагерная вышка могла восприниматься и как один из символов "подконвойного" мира. "Когда я думаю, во что я верил, мне хочется спрятаться", – признается герой. У Миллера Квентин переживает мучительные сомнения. Он не желает последовать совету своего друга Микки , который предлагает ему выступить в качестве "сотрудничающего со следствием", свидетеля перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности. Квентин же, напротив, намерен стать защитником на процессе своего друга Лу, за которого "зацепились" маккартисты. Но когда Лу, отчаявшийся и запуганный, кончает жизнь самоубийством, Квентин с бесстрашной откровенностью признается, что испытал "радостное облегчение".

Общественная драма героя отягощена личной, имеющей автобиографические основы. Его измучили истерики и капризы второй жены, Мэгги , популярной звезды эстрады. И когда в финале вновь возникает образ лагерной вышки, герой спрашивает себя: "Кто может чувствовать себя безгрешным на этой горе из черепов?"

Поздний Миллер: в ответе за все зло мира

События пьесы "Случай в Виши " (1964) происходят в 1942 г. во Франции, в той части страны, которая после поражения в 1940 г. сохранила статус иеоккупированной территории в условиях коллаборационистского режима.

На сцене камера предварительного заключения в полицейском участке, в ней несколько человек, представители разных профессий и социальных групп, а также 15-летний подросток. Их только что задержали во время облавы, и они ждут вызова в кабинет, где ведут допрос три нацистских чиновника: капитан, майор и профессор. Капитан и профессор – убежденные нацисты. Майору же, прибывшему с фронта, не вполне по душе "грязная" работа, возложенная на него.

Характеры героев, поставленных в экстремальные обстоятельства, раскрываются через их реакцию на происходящее. Монсо, молодой актер, убежден, что их ждет не концлагерь, а работа в Германии, где всем выдадут удвоенный паек. Рабочий Байер , марксист, антифашист, уверяет всех, что обещаниям фашистов нельзя верить.

Первым вызывают Маршапа, судя по всему, крупного коммерсанта, к тому же связанного с властями. Он довольно скоро возвращается с пропуском. Затем наступает очередь Байера и официанта, которые уже не возвращаются.

Среди задержанных выделяется австриец, князь фон Берг. Видимо, его арестовали по ошибке. К таким, как он, нацисты обычно не имеют претензий. Аристократия, рассуждает оставшийся с ним в камере Ледюк, поддерживает любой консервативный режим. Это вызывает несогласие фон Берга. В его среде разные люди: и сотрудничающие с нацистами, и тс, кто дорожат своим добрым именем. Для него фашизм – это взрыв варварства, хамства, ненависти. Он не может смириться ни с преследованием евреев, ни с превращением Европы в огромную тюрьму. На это Ледюк, еврей, бросает фон Бергу обвинение в том, что и на нем лежит ответственность. Его двоюродный брат, барон Кесслер, участвовал в травле евреев.

Наконец вызывают фон Берга. Он получает свободу, но отдает свой пропуск Ледюку. После короткого колебания и недоумения Ледюк спешит покинуть камеру. В камеру входит следователь и, увидев в ней фон Берга, сразу же понимает, в чем дело. Нацист поднимает тревогу. А в камеру загоняют очередную группу задержанных.

"Случай в Виши" – пьеса гуманистического звучания. Нравственная позиция драматурга – это неприятие равнодушия. Кредо Миллера выражено в одной из его статей "Мы в ответе за все зло мира".

В центре другой известной пьесы "Цена" (1968) образы двух братьев, носителей разных жизненных принципов. Братья встретились после долгой разлуки в доме родителей, чтобы участвовать в разделе наследства. История одной американской семьи в пору Великой депрессии 1930-х гг. – тема пьесы "Часы Америки " (1980). Откликом на события в Чехословакии в 1968 г., на "пражскую весну" и вторжение войск Варшавского Договора стала пьеса Миллера "Потолок архиепископа " (1977). Его перу принадлежит также автобиография "Скрепы времени. Одна жизнь" (1987).

Театр Миллера

Не будучи чужд использованию модернистской театральной техники, Миллер остается поборником искусства реалистического. Продолжая традиции Ибсена, Шоу, Чехова, драматургов 1930-х гг. и прежде всего Клиффорда Одетса , Миллер, особенно в 1940-е – начале 1950-х гг. стремился быть ангажированным художником, активно воздействующим на сознание зрителей. По мере развития Миллер отходил от несколько прямолинейной проблематики ранних пьес: его заботят вечные темы жизни и смерти, смысла человеческого существования.

Он не приемлет пьесы, представляющие собой художественные документы на тему деградации человека, не приемлет он и откровенной пропаганды. "Я просто желаю, – пишет он, – чтобы театр, в который пришел подросток, вступающий в жизнь, предложил ему пьесы, способные углубить его понимание бытия в современную ему эпоху".

Театр, как форма развлечения, призван собирать людей в общественном месте ради испытания общих переживаний. Древние греки использовали театр как диспут глубоко прочувствованной грусти и смеха. Боги и благородные правители земли изображались в эпических трагедиях и очень смешных комедиях, в которых катарсис достигается через слезы и хохот. На протяжении столетий менялось значение театра для сменявшихся поколений - от свободного времяпрепровождения до религиозного хеппенинга. Отчасти Шекспир, позже в значительной степени Ибсен и Стриндберг были озабочены общественными делами, отношениями людей.

Родившийся в 1915 г. в Нью-Йорке Артур Миллер стал самым выдающимся в XX в. глашатаем «театра озабоченных». В реалистических пьесах, искусно игравших со временем, зачастую с фантастическим результатом, Миллер стремился создать - как он сам называл - «драму всего человечества».

Каким образом любой из нас остается верным себе и внимателен к любимым, безнадежно вкалывая каждый день ради выживания в этом мире? Как наша пожизненная работа сказывается и нашей жизни? Почему люди вдруг сходят с ума, упиваясь ненавистью и угнетением? Когда жертва должна противостоять мучителю? Можем ли мы компенсировать тот вред, который причиняем другу и самим себе?

Все эти (и многие другие) вопросы задавал Миллер. Его пьесы часто отвечают на них с невыносимым, но отражающим правду жизни унынием. То, что Миллер требует от нас реакции, увеличивает его воздействие, ибо его театр никогда не был мимолетной прихотью (перефразируя слова Айры Гершвина, можно сказать: если Гибралтар рухнет, то погребет нас). Нет ничего легкого в работе Миллера, разве что исключительная доступность его слов. Он говаривал: чтобы стать хорошим драматургом, человек должен писать, прислушиваясь к тому, как говорят люди. Персонажи Миллера по большей части кажутся реальными людьми, открывающими нам свои мысли в словах и поступках. Драма заключается в их затруднительном положении, о котором рассказывают они сами или их поступки.

Герой его шедевра «Смерть коммивояжера: частные беседы в двух актах и реквием» Вилли Лоумэн - величайший и характерный персонаж Миллера. Впервые поставленный и восторженно принятый в 1949 г. с замечательным составом исполнителей (Ли Дж. Кобб, Милдред Даннок и Артур Кеннеди; режиссер - Элиа Казан) «Коммивояжер» удостоился Пулитцеровской премии и других наград. Пьесу ставили во многих странах и на многих языках, в том числе в Китае с автором в роли режиссера. Это бесспорно самая известная и заметная пьеса из когда-либо написанных драматургами-евреями.

Вилли Лоумэн является мировым символом и одним из самых значительных персонажей в истории трагедии. Он знаменателен не только той жалостью, которую вызывает у нас, но и обличением нашего капиталистического общества. Вилли всей душой верит в американскую мечту. Если вкалываешь вовсю, играешь по правилам и оберегаешь твои дружеские связи, значит, добьешься успеха. Миллер показывает, как жизнь Лоумэна обернулась трагическим фарсом. Вилли даже не понимает, что обманывает самого себя (вплоть до своего самоубийства в финале пьесы). Его отзывчивость отпугивает людей, ему уже редко удается продать что-либо, и втайне от верной жены он содержит женщину для деловых поездок. Только убив себя ради страховки, он смог победить обладавшую им систему и возместить тот вред, который он причинил своей семье.

В «Коммивояжере» Миллер освободил драму от ограничений, накладываемых условностью и реальностью. Временные ценности и психологические акценты драмы Ибсена и Стриндберга были расширены и перекроены в пьесе Миллера. Нас заманивают в мысли и мир Вилли с помощью блестяще скроенного сюжета и язвительного языка.

До «Коммивояжера» Миллер писал пьесы, еще будучи студентом старших курсов Мичиганского университета, для тогдашнего Федерального театра и радиовещательных компаний Си-Би-Эс и Эн-Би-Си. Его первая успешная пьеса на Бродвее «Все мои сыновья» (как и «Коммивояжер», она рассказывает о человеке и двух его сыновьях) была сырой, несовершенной и все же волнующей прелюдией к его величайшей работе. Миллер использовал приобретенную на радио технику в «Коммивояжере» и более поздних пьесах, чтобы изменить ожидания зрителей и их восприятие времени.

Впервые поставленное в Нью-Йорке в 1953 г. «Суровое испытание» стало ответом Миллера на маккартизм. Огорченный тем, что его друг и коллега Казан был вынужден назвать кое-какие имена во время слушаний в комитете палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности (КРАД), а сенатор Джозеф Маккарти совершал злодеяния «во имя свободы», Миллер продемонстрировал необычайное мужество и верность лучшим американским традициям сопротивления деспотизму. В своей примечательной автобиографии Миллер писал, что слушания в КРАД строились как особый, почти религиозный ритуал. От обвиняемого требовали назвать товарищей по коммунистической партии. После формулирования обвинений комитет обычно отпускал свидетелю все грехи и позволял обвиняемому вернуться к нормальной жизни. Хроника «Суровое испытание» напоминает нам, что личное достоинство и борьба с теми, кто пытается унизить нас, жизненно важны для сохранения нашей человечности.

В других пьесах - «Воспоминания о двух понедельниках», «Вид с моста», «После грехопадения», «Это случилось в Виши», «Цена» и «Американский хронограф» и киносценариях «Неприспособленные» и «Стараясь выиграть время» - Миллер рассматривает многие темы из впервые поставленных в «Коммивояжере» и «Суровом испытании». Две работы, «Неприспособленные» и «После грехопадения», - как известно - тесно связаны со второй женой Миллера - Мэрилин Монро. Главные роли в «Неприспособленных» сыграли - кроме Монро - Кларк Гейбл (его последний фильм), Монтгомери Клифт, Илай Фаллах и Телма Риттер, а режиссером был Джон Хьюстон. Когда фильм «Неприспособленные» только вышел на экран, он не принес кассовых сборов и положительных отзывов критики, а ныне считается великим произведением благодаря тщательному исследованию отчаяния, неосуществленных желаний и потребности в любви. Пьеса «После грехопадения» продолжает вызывать споры (главным образом из-за огромной любви, которую публика все еще питает к Мэрилин), но остается образцом великолепной техники, поскольку действие происходит «в уме, мысли и памяти» главного персонажа Квентина, в котором многие видят самого Артура Миллера. Это произведение отнюдь не обычная театральная пьеса, а волнующее и беспощадное исследование отношений Квентина с Магги (Мэрилин?) и самим автором.

Творчество Миллера проецируется в далекое будущее, ориентируя драматургов в эмоциональном и формальном плане точно же, как его самого ориентировали Ибсен и Стриндберг. Его глубокое проникновение в самые тревожные перспективы человеческого существования должно предостеречь нас в смысле того, что мы можем сделать друг для друга и в конечном счете для нас самих.






















Биография (ru.wikipedia.org )

Артур Миллер родился в 1915 году в Нью-Йорке в еврейской семье иммигрантов из Австрии. Его отец был владельцем небольшого предприятия по производству одежды, а мать - школьной учительницей.

В 1938 году окончил Мичиганский университет. После начала Второй мировой войны Миллер начинает работать репортёром на военной верфи в нью-йоркском Бруклине, посещая военные гарнизоны. В течение полугода он собирал материалы для фильма Эрни Пайла «История рядового Джо».

В 1947 году вышла драма Миллера «Все мои сыновья», которая принесла ему известность и была удостоена премии Объединения нью-йоркских театральных критиков и премии Дональдсона.

В 1949 году поставлена пьеса «Смерть коммивояжёра», считающаяся одним из лучших произведений драматурга. Она получила Пулитцеровскую премию, премию Объединения нью-йоркских театральных критиков и премию Антуанетты Перри («Тони»).

В 1953 году выходит драма «Суровое испытание» о судебном процессе над «салемскими ведьмами», в которой проводились параллели с деятельностью Комиссии сенатора Маккарти. Фигурант «чёрного списка» Голливуда. В том же году произведение было удостоено премии «Тони» и Дональдсона.

В 1956 году Миллер женился на Мэрилин Монро. В 1961 году они развелись.

Произведения

Пьесы

«Не злодей» (No Villain, 1936)
«И они восстали» (They Too Arise, 1937; переработка пьесы «Не злодей»)
«Почести на рассвете» (Honors at Dawn, 1938; переработка пьесы «И они восстали»)
«Трава ещё растёт» (The Grass Still Grows, 1938; переработка пьесы «И они восстали»)
«Великое неповиновение» (The Great Disobedience, 1938)
«Слушайте, дети мои» (Listen My Children, 1939; в соавторстве с Норманом Ростеном)
«Золотые годы» (The Golden Years, 1940)
«Человек, которому так везло» (The Man Who Had All the Luck, 1940)
«Полумост» (The Half-Bridge, 1943)
«Все мои сыновья» (All My Sons, 1947)
«Смерть коммивояжёра» (Death of a Salesman, 1949)
«Враг народа» (An Enemy of the People, 1950; адаптация пьесы Г. Ибсена)
«Суровое испытание» (The Crucible, 1953)
«Вид с моста» (A View from the Bridge, 1955)
«Воспоминание о двух понедельниках» (A Memory of Two Mondays, 1955)
«После грехопадения» (After the Fall, 1964)
«Это случилось в Виши» (Incident at Vichy, 1964)
«Цена» (The Price, 1968)
«Сотворение мира и другие дела» (The Creation of the World and Other Business, 1972)
«Потолок архиепископа» (The Archbishop’s Ceiling, 1977)
«Американские часы. Стенная роспись для театра» (The American Clock, 1980)
«Игра на время» (Playing for Time, 1985)
«Я много о тебе думаю» (I Think About You a Great Deal, 1986)
«Я ничего не помню» (I Can’t Remember Anything, 1987)
«Клара» (Clara, 1987)
«Последний янки» (The Last Yankee, 1991)
«Спуск с горы Морган» (The Ride Down Mt. Morgan, 1991)
«Разбитое стекло» (Broken Glass, 1994)
«Связи мистера Питера» (Mr Peter’s Connections, 1998)
«Блюз воскрешения» (Resurrection Blues, 2002)
«Заканчивая картину» (Finishing the Picture, 2004)

Биография

Семейные драмы с социальным звучанием ("Смерть коммивояжера", 1949) о гибельности безоглядной веры в материальный успех. Экзистенциалистски окрашенные "драмы идей" о соотношении личной и коллективной ответственности за зло мира ("Это случилось в Виши", 1965). В комедии "Сотворение мира и другие дела" (1972) ироническая коллизия между греховностью человека и поисками нравственного абсолюта. Пьесы "Потолок архиепископа" (1976), "Американский хронограф" (1980). В автобиографии "Сдвижение времени. Одна жизнь" (1987) социальный скептицизм, отказ от любой "политической философии" сочетаются с приверженностью к исконным американским ценностям. В 1965-71 президент Пен-клуба.

Союз ради творчества: Артур Миллер

Знакомство Мэрилин с драматургом Артуром Миллером произошло в 1951 году, незадолго до встречи с Джо Ди Маджио.

Артур Миллер и Мэрилин Монро

Миллер был «писательской совестью американского общества» - в его пьесах, прежде всего, затрагивались социальные и моральные проблемы, которые испытывали после Второй мировой войны семьи американцев. Высокий, худощавый и серьезный, он выглядел авторитетно. Подобно прежним мужьям Мэрилин, он увлекался спортом, любил прогулки на свежем воздухе, рыбалку и охоту. Миллер был моложе Мэрилин на год.

Мэрилин практически не общалась с Артуром, пока находилась под опекой ревнивого Ди Маджио. Лишь через четыре года, в 1955-м, общение возобновилось. Нескольких встреч, проведенных наедине, оказалось достаточно, чтобы дружеские отношения превратились в романтические. Она мечтала о самосовершенствовании, а Миллер вполне мог не только защитить и проявить отеческую заботу, но и помочь в обучении, стать ее преподавателем литературы. Мэрилин нужен был идеал - человек, которого вряд ли можно встретить среди земных мужчин. А Артур желал видеть ее в роли своей трагической музы, чтобы она вдохновляла его и помогала в работе.

29 июня 1956 года состоялось официальное бракосочетание Артура Миллера и Мэрилин Монро, а спустя два дня - торжественная свадебная церемония по еврейским обычаям.

Новый муж - старые проблемы

Вскоре стало ясно, что союз с Артуром для Мэрилин полон тех же проблем, что и брак с Джо Ди Маджио: манера Миллера поучать всех только усугубляла ее комплекс неполноценности. К тому же любовь Миллера к Мэрилин угасала на глазах. Убежденный в своем интеллектуальном и моральном превосходстве, в итоге он стал презирать Мэрилин, хотя и не был с ней груб.

1958 год начался для их союза с испытаний, с которыми они так и не смогли справиться. Артур переживал творческий кризис, неспособность написать что-нибудь стоящее сделала его удрученным и раздражительным. «Артур писал, писал и писал, но все это дерьма собачьего не стоило», - такую характеристику получили его труды за тот период. Вдохновить мужа писать быстрее и качественнее Мэрилин не могла, она не чувствовала себя его музой и считала себя недостойной Миллера.

Бездеятельность в сфере своей основной профессии, зависимость от доходов жены заставляли Миллера чувствовать себя униженным. К 1959 году он уже едва терпел супружеские узы и саму Мэрилин. Их брак держался только ради имиджа и славы Мэрилин.

После расставания

В январе 1961 года Мэрилин Монро получила развод. Больше она не являлась супругой Артура Миллера. А когда ее спрашивали о нем, с достоинством отвечала: «Мистер Миллер - превосходный человек и большой писатель, но наш брак не сдал экзамен на прочность. Однако каждого, которого я когда-то любила, я все еще люблю и сегодня».

Только успев развестись с Мэрилин, он тут же женился на Ингеборге Морат - знаменитом фотографе из легендарного агентства «Магнум», которую повстречал на съемках «Неприкаянных».

Когда Монро умерла, Ингеборге ждала появления ребенка. Миллер на прощальную церемонию не пошел, сказав: «Я не в силах выдержать этот похоронный цирк».

Биография

Родился в семье мелкого еврейского предпринимателя. Окончил Мичиганский университет (1938). Пьеса «Человек, которому так везло» (1944) и роман «Фокус» (1945) определили круг художнических интересов Миллера: нравственное достоинство рядового человека, поведение и психологию личности в общественной среде.

Пьеса «Все мои сыновья» (1947, рус. пер. 1948) изображает распад семьи промышленника, наживавшегося на войне. Трагедия «Смерть коммивояжёра» (1949; Пулицеровская премия; рус. пер. 1956) вскрывает несостоятельность иллюзий «успеха».

На материале событий 17 в., служащих аллегорией маккартизма и современной «охоты на ведьм», построена историческая хроника «Тяжкое испытание» (1953). Отщепенец и доносчик выведен в драме «Вид с моста» (1955, рус. пер. 1957).

Известная склонность к метафизической трактовке характеров и этических категорий проистекает из попытки возвести повседневное в трагедийный план (пьеса «Воспоминание о двух понедельниках», 1955, рус. пер. 1958; сценарий фильма и одноименная повесть «Неприкаянные», 1961, рус. пер. 1961).

В драме «После грехопадения» (1964) и антинацистской пьесе «Это случилось в Виши» (1965, рус. пер. 1965), написанных в традициях интеллектуальной драмы, мысль об ответственности человека за всё зло в мире приобретает экзистенциалистский оттенок.

Напряжённостью психологического и этического конфликта характеризуется пьеса «Цена» (1967, рус. пер. 1968). Ироническая коллизия между имманентной греховностью человека и поисками нравственного абсолюта лежит в основе комедии «Сотворение мира и другие дела» (1972).

В 1965-71 президент Пен-клуба.

Артур Миллер был женат на Мэрилин Монро.

МОНОЛОГ ВИТАЛИЯ ВУЛЬФА О МЭРИЛИН МОНРО (Виталий Вульф, "Серебряный шар" )

Секс-символ, богиня любви... Прошло более 40 лет со дня смерти легендарной американской кинозвезды Мэрилин Монро, а миф об этой женщине жив. Известный публицист и автор программы "Серебряный шар" Виталий Вульф много лет занимается исследованием жизни и творчества актрисы. Мы публикуем его монолог.

Стеснительная и сексапильная

Монро всегда хотела вырваться из рамок, уготованных ей Голливудом, - быть популярной в массах. Она всегда стремилась к тому, чтобы быть актрисой. Конечно, Голливуд ее сделал. Но и она сделала себя. Мэрилин ездила на занятия по актерскому мастерству к Михаилу Чехову. Он готовил с ней монолог Маши из чеховских "Трех сестер". Когда Монро нужно было сдавать экзамен, присутствовало очень мало людей (студия Михаила Чехова была невелика), Мэрилин никак не могла заговорить. Она была очень стеснительным человеком.

Самые лучшие человеческие воспоминания о Мэрилин Монро написал ее последний муж - американский писатель и драматург Артур Миллер. Он пишет о ее нервности, порой истеричности, о доброте, легкости, о фантастической женственности. Она не была похожа ни на кого.

Миллер и Монро познакомились в 1950 году во время съемок фильма "Пока вы молоды" - тогда Мэрилин была еще никто. Любопытно, что Мэрилин влюбилась в Миллера с первой же встречи. Из-за любви к нему она долго отказывалась выйти замуж. Она связала себя узами брака с чемпионом по бейсболу Джо Ди Маджио от отчаяния. Он недолго был ее мужем - месяцев девять. Интересно, что даже серьезные критики писали, что никогда Монро не была еще сексуально так хороша, привлекательна, как в период жизни с известным спортсменом. Но… Мэрилин не знала, о чем с ним беседовать.

Ее всегда тянуло к интеллектуальным людям. Поэтому она так стремилась сблизиться с Артуром Миллером. Брак с Миллером был в жизни Монро очень значительным событием. Она ему доверяла, уважала его. Она понимала, что он - великий драматург.

Когда Миллер с Монро бывали в театрах, досмотреть спектакль до конца было невозможно - весь зал переставал смотреть на сцену и смотрел на Мэрилин. В конце концов и сами актеры переставали играть и смотрели на нее.

Супругов все время преследовали толпы людей. Когда Монро приехала в Лондон сниматься вместе с Лоренсом Оливье в фильме "Принц и хористка", толпа прорвала заграждения и выбежала на летное поле. Миллер, пытаясь защитить жену от навязчивых поклонников, упал...

Интересно, что супруга Лоренса Оливье - великая английская актриса Вивьен Ли - даже не вышла из машины, чтобы поздороваться с Мэрилин Монро, - она была оскорблена из-за того, что англичане устраивают такой шум по поводу приезда очередной американской звезды. Более того, в Букингемском дворце был устроен прием в честь Монро - королева хотела познакомиться в Монро лично.

Миллер, знаменитый писатель, устал жить в положении мужа кинозвезды. Самолюбие творческого человека было оскорблено. К окончательному решению о разводе Артур Миллер пришел после романа Мэрилин со знаменитым актером Ивом Монтаном на съемках фильма "Давай займемся любовью". Роман был коротким - Монтан, узнав, что его жена Симона Синьоре трагически отнеслась к происшедшему, тут же оставил Монро, уехал в Париж и больше никогда не видел ее.

После этого Миллер и Монро продолжали еще какое-то время жить вместе. Артур написал сценарий для картины "Неприкаянные" и присутствовал на съемках. Мэрилин Монро, игравшая в "Неприкаянных" главную роль, была в ужасном состоянии. Она понимала, что Миллера уже не вернуть, и, может быть, из-за этой драмы так пронзительно играла свою героиню Розлин. Фильм "Неприкаянные" вышел в 1961 году (в главной мужской роли снялся Кларк Гейбл). В этой картине видно, насколько Монро талантлива как актриса. Это был переход всемирной звезды на новую ступень творчества.

"После грехопадения"

Через три года после смерти Монро Артур Миллер написал пьесу "После грехопадения", посвященную его неудачному браку с актрисой. Это был критический взгляд на актрису, пьеса "выпячивала" нервность, неустойчивость характера Монро. На парижской премьере спектакля "После грехопадения" Миллера освистали и забросали яйцами. Мэрилин слишком любили далеко за границами Америки - после фильмов "Автобусная остановка" и "Некоторые любят погорячее" ("В джазе только девушки") она обрела мировую славу.

Самый последний фильм - "Так больше нельзя" Джорджа Кьюкора - так и не был закончен, студия "Фокс" разорвала с Монро контракт. Продюсеры, посмотрев отснятый материал, сказали, что Монро играет как в замедленной съемке и это действует на зрителя усыпляюще. Актриса никак не могла выплатить огромные неустойки - из-за постоянных опозданий на съемки и деловые встречи.

4 августа 1962 года актрису нашли мертвой в ее комнате. Она выглядела ужасно. Волосы были не прокрашены, ногти на руках и ногах не подстрижены. Было очевидно, что Мэрилин умерла в тяжелой депрессии.

Существует много теорий насчет смерти Монро. Кто-то считает, что она отравилась, кто- то - что ее убили. Самая скандальная версия - убийство Мэрилин Монро по приказу или даже при непосредственном участии президента США Джона Кеннеди и министра юстиции Роберта Кеннеди: у актрисы были сведения об их контактах с мафией, и она грозила раскрыть эти тайны общественности.

Мэрилин Монро не была актрисой, отмеченной Богом великим талантом, ее вокальные данные также не были гениальными. Ее фигура была далека от идеала. Но... Мэрилин Монро стала мифом. Это миф о женщине, символизирующей женскую красоту, естественность и невыразимую сексуальность. Что такое миф? Что такое звезда?

У нас звездой называют любую артистку, которая играет главные роли. А ведь звезда - это социологическое понятие. Это человек, с которого берут пример. С Монро брали пример. Красили волосы "под Мэрилин Монро". Одевались, как она. Любопытно, что, когда в одном фильме Мэрилин натянула на себя простое хлопчатобумажное платье, весь мир стал носить хлопок. Разговаривали, смеялись, как она… Мэрилин Монро стала символом Америки и символом женской прелести вообще. В ней было чудесное и завораживающее сочетание греховности и чистоты и ни капли пошлости. Что- то непередаваемое было в ее облике, в ее природе. Больше такие женщины не рождались.

Пройдет много лет, и старый Артур Миллер, имеющий жену и детей, будет подыматься наверх в своей квартире в маленькую студию для того, чтобы смотреть ленты с участием Монро… От Мэрилин исходила та манкость, которая сводила с ума миллионы людей. Даже нереальная Мэрилин притягивала к себе, словно магнит.

Великие истории любви: Мэрилин Монро и Артур Миллер

В узком кругу знаменитостей они стояли на самом далеком расстоянии друг от друга - ветреная блондинка и сдержанный интеллектуал. Заметив друг друга, Мэрилин и Артур стали родными, но так и не смогли заглянуть глубже созданных публикой образов.

Артур Миллер дает одно из последних интервью. Оператор замечает, что у драматурга уже плохо работают суставы. Любовная история с Монро - вопрос 40-летней давности, но пальцы пожилого мужчины заметно дрожат.

Вопросы следуют один за другим: когда Миллер снова говорит о своей Мэрилин, профиль становится прежним - резким. Не хватает только папиросы в углу рта и очков в тонкой, франтоватой оправе.

«Мы были двумя частями, контрастами общества. Я не сразу понял, что рядом была не просто чувствительная, любившая жизнь женщина. В сердцевине ее характера сохранялась мрачность, о которой я не подозревал. Но я любил ее. Мне казалось, что достаточно быть рядом, чтобы давать надежду». Он ошибался.

Как-то он вспомнит, что увидел Монро впервые на одном из званых коктейльных вечеров. Она была в откровенном, почти прозрачном платье, пила сладкое игристое вино и много смеялась. Мужчины вокруг этой актрисы порхали как стая мотыльков вокруг жаркого огня. Она всем раздаривала улыбки, впрочем, не обещая большего. Рядом с ней всегда находился супруг - бывший бейсболист Джо ДиМаджо. По складкам на лбу и сжатой линии губ только дурак бы не понял - он устал ревновать.

Сначала Миллер смотрел на Мэрилин с любопытством - так орнитолог разглядывает оперение редкой птицы. А вдруг она станет отличным прототипом для героини одной из пьес? Женщина, которую ведет от одного поклонника к другому надежда получить тепло и немного любви. Женщина, которая очень любит жизнь и дарит радость. Чудесный образ. На том же вечере они перебросились парой незначительных фраз. Мы не узнаем, говорили ли они о ветре над океаном, гонорарных выплатах за сценарные работы или философских трактатах. Столкнулись на несколько часов, как якобы знакомые друг другу. Так часто случается в богемной среде.

После болезненного развода с ДиМаджо и первых нервных срывов Мэрилин отвлекает себя - посещает школу Ли Страсберга. Там актеров учат разговаривать жестами, извлекать из глубин памяти самые болезненные моменты своей жизни и бросать их под ноги толпе ради успешной роли. Она улетает из Лос-Анджелеса, где, кажется, знает каждое лицо, и перебирается в квартиру-студию в Нью-Йорке.

Ее день состоит из утренней ванны, быстрого завтрака, долгих репетиций и книг. Она читает так, как первооткрыватель исследует скалы нового берега - внимательно, не спеша. Фолкнер, Лорка, Достоевский… Как будто играет новую роль - из звезды экрана, просыпающейся на шелковых простынях рядом с мужем-спортсменом, перевоплощается в студентку. Иногда даже носит очки. На прикроватном столике вместо баночек с кремами держит стихотворный сборник. Ей хочется расти.

И тут - новая встреча с Артуром Миллером. Среди интеллектуалов Мэрилин порой некомфортно - ей хочется впитывать каждое слово этих начитанных людей, но она чувствует, что не вписывается в их круг. Она девочка без образования, которая смотрит на Миллера снизу вверх - преданно, ласково, с восторгом. Мэрилин знает, что он женат на «правильной» девушке из «правильной» еврейской семьи. Она в курсе, что у Миллера есть дети. И соглашается встречаться тайно.

Он видит в ней потенциал, о котором ей ранее никто не говорил. Обладатель премии Пулитцера понимает ее стремление к совершенству. Он верит в то, что когда-нибудь эта красивая женщина перешагнет амплуа комедийной актрисы и станет мастером драматического жанра. В нескольких кафе для них оставлены столы, за которыми уже так привычно скрываться от вездесущих папарацци. Они встречаются уже несколько месяцев - Миллеру необходимо время, чтобы развестись с женой. Да, он принимает такое решение, потому что рядом с Монро учится улыбаться, быть беззаботным, радоваться жизни.

В июне 56-го она становится его законной супругой. Рядом с Артуром, который настоял и на повторном бракосочетании по всем иудейским законам, Мэрилин наконец-то кажется умнее. Тянется к искусству, читает пьесы, каждому журналисту повторяет, что хочет большего - «быть актрисой», а не кокетливой дурочкой в льнущем к телу платье. «Никто не сказал бы, что Артуру нравятся легкие по нраву блондинки. До меня у него не было таких».

Казалось бы, противоположности должны дополнять друг друга. Но Артур с удивлением узнает, что жить рядом с Мэрилин невозможно. Былая легкость растворяется в бесконечных истериках. Утром она само очарование, а ближе к вечеру приходят кошмары. Она глотает таблетки для того, чтобы уснуть. В прессе появляются иронические колонки светских обозревателей - известный драматург попал под каблук белокурой дурочки и теперь не может написать ни строчки.

Герои Миллера переживают драмы - он готовит пьесу, по которой планирует ставить фильм. В реальной жизни перед глазами мелькает невыдуманная трагедия: Монро переживает выкидыш, затем срыв, все чаще ставит седативные на гримерный столик. В середине 1960 года на съемках фильма «Неприкаянные» по сценарию самого Миллера они улыбаются друг другу уже через силу. Монро впервые играет роль, которая требует от нее всех эмоциональных резервов.

Критики утверждают, что она не справляется. Ходят слухи, что она называет своего партнера по фильму Кларка Гейбла «папочкой» и льнет к его плечу при любой возможности. Требует внимания. Требует любви. Иногда опаздывает на съемочную площадку на два часа, иногда не приезжает вовсе. «Неприкаянные» с треском проваливаются в первые же дни проката.

К началу 1961-го Миллер и Монро подают документы на развод. Для Мэрилин этот брак навсегда остается самым длинным - они прожили вместе более четырех лет. Причина расставания в документах указывается самая банальная - «Несходство характеров». Получив свободу, Артур с удивлением почувствовал, что к нему возвращается вдохновение. Рядом быстро оказалась Ингеборга Морат - талантливый автор фотоагентства «Магнум». Морат не только разделяла все увлечения писателя - она от них не отвлекала.

Монро говорила, что «выбор прост, когда все мужчины становятся одинаковыми». Артур часто называл ее «самой грустной девушкой на свете». ДиМаджо каждую неделю посылал на ее могилу цветы. Семья Кеннеди до сих пор игнорирует вопросы о подробностях ее смерти. «Я надеюсь, вы все еще помните, что она все-таки была живой», - скажет один из теперь уже давних знакомых.

«Ошибка многих мужчин состояла в том, что ночью они обнимали Мэрилин, не зная, что утро проведут с Нормой Джин», - то ли придумал очередной фантазер-биограф, то ли действительно как-то вскользь проговорилась она. Даже высоколобый писатель не смог сразу разглядеть за маской кокетливой, улыбчивой блондинки трудный характер и душевную боль.

Великая история любви иногда оборачивается еще одной грустной сказкой об эгоизме.

Умер Артур Миллер (http://www.cargobay.ru/news/izvestija/2005/2/15/id_43668.html )

Американский писатель Артур Миллер умер в возрасте 89 лет в штате Коннектикут от сердечного приступа. В день его кончины все бродвейские театры притушили перед началом спектаклей огни рампы.

В пространных американских некрологах эпитет "великий" по отношению к Миллеру употребляется как нечто само собой разумеющееся. Его имя называется через запятую с именами Юджина О"Нила и Теннесси Уильямса. Между тем современному читателю понять, в чем именно состояло величие Миллера, не так-то просто. В нем не было ни трагедийного пафоса О"Нила, ни психологических изломов и вывертов Уильямса.

Величие применительно к нему - это в первую очередь синоним понятия "слава", а слава Миллера действительно была оглушительной. Самая известная его пьеса "Смерть коммивояжера" (ее премьера состоялась на Бродвее в 1949 году) была переведена на 29 языков и поставлена даже в Пекине. Реплики из нее разошлись на цитаты. Миллер получил за нее сразу три престижнейшие награды Америки - Пулитцеровскую премию, "Тони" и премию нью-йоркских критиков. Такого в истории американской драматургии не было ни до, ни после. О молодом человеке - ему тогда было 33 года - сразу же заговорили как о "гиганте американского театра".

В еще большей степени, чем литературные награды, публичной (и даже популярной) фигурой сделал Миллера его брак с Мэрилин Монро, о котором знаменитый писатель Норманн Мейлер не без язвительности заметил: "Наконец-то величайшие американские мозги соединились с величайшим американским телом". Брак продолжался всего четыре года, с 1956 по 1960 год, но перепахал Миллера вдоль и поперек. До конца жизни он был все еще болен отношениями с Монро.

В тени оглушительной славы 50-60-х прошла по большому счету вся остальная карьера Миллера. Его поздние сочинения для сцены (а Миллер был довольно плодовит) успеха не имели. И это неудивительно, ибо пафос и идейная база его театра принадлежали прошлому, они плохо вписывались в новый культурный, а заодно и социальный контекст. Именно Миллер куда больше, чем другие члены великой троицы, свято верил в учительскую роль искусства и его просветительский пафос. Он считал (и даже написал об этом в своей биографии), что на свете есть только две важные профессии - доктора и драматурга. Последний, как несложно догадаться, должен не только учить, но и лечить. И Миллер лечил. Врачевал социальные язвы. Воевал с маккартизмом. Клеймил коллаборационистов.

Бродвейский продюсер Роберт Уайтхед, который часто работал с Миллером, как-то написал, что в его пьесах можно обнаружить почти раввинистическое чувство справедливости. Это очень точные слова. Миллер интенсивно переживал и одновременно изживал свое еврейство, и, как у многих евреев ХХ века, ветхозаветная Справедливость обрела у него социал- демократические черты. Левый пафос его пьес был исполнен порой почти библейской мощи. И если театр социальной справедливости, который исповедовал Миллер, и впрямь остался в прошлом, то нам надо как минимум понять и признать: это прошлое было великим.

Биография

Мерлилин познакомилась с драматургом Артуром Миллером в 1951 году ещё в бытность своего бурно развивающегося романа с Джо Ди Маджио. В то время Миллера считали писательской совестью американского общества, поскольку его пьесы затрагивали прежде всего те моральные и социальные проблемы, с которыми сталкивались семьи американцев после второй мировой войны. Миллер был на 11-ть лет старше Мэрилин. Высокий рост, долговязая фигура и бросающаяся с первого взгляда в глаза серьёзность обеспечивали ему огромный авторитет.

Как и предыдущие мужья Мэрилин, он был спортивен, любил бывать на свежем воздухе, занимаясь охотой и рыбной ловлей. В течение четырёх лет после знакомства Мэрилин и Артур практически не общались. Но в 1955 году нескольких встреч с ней, проведённых тет-а-тет, оказалось достаточным для того, чтобы дружеские отношения переросли в роман. Миллер отвечал её мечтам о самосовершенствовании. Мэрилин надеялась найти в Артуре преподавателя литературы, отца и защитника, она жаждала идеала, человека, которого невозможно найти среди земных мужчин. Он же хотел, чтобы Мэрилин стала его трагической музой, чтобы она помогала ему в работе.

Они поженились в 1956 году (точную дату свадьбы они не раскрыли). Через некоторое время Мэрилин столкнулась с тем же, что ей довелось пережить в браке с Джо Ди Маджио: склонность Миллера всех поучать и строить из себя символ мудрости углубляли комплекс неполноценности Мэрилин. Артур, несомненно любивший её в начале их отношений, очень быстро перешёл в состояние сдерживаемого презрения, пусть даже в деликатном выражении, основывающемся на убеждённости в своём моральном и интеллектуальном превосходстве.

В начале 1958 года союз Мэрилин и Миллера подвергся испытаниям, с которыми, в конечном счёте, они так и не справились. После неудачных попыток всерьёз написать что-то стоящее Артур впал в состояние нервной подавленности. "Артур писал, писал и писал, но всё это дерьма собачьего не стоило" - так звучала оценка сделанного им в тот период. Мэрилин не могла вдохновить Артура писать ни качественнее, ни быстрее. Мэрилин не ощущала себя музой своего мужа, и считала себя неудачной партнёршей.

К 1959 году Миллер, бездеятельный в смысле своей настоящей профессии, зависящий от заработков своей жены, униженный этим обстоятельством, а также тем, что он считал её детским капризом, уже не мог выносить ни Мэрилин, ни свой брак. Они оставались вместе только из соображений имиджа и славы Мэрилин.

Пытаясь отделаться от стереотипа сексуальной блондинки, навязанного ей студией, Мерилин покинула Голливуд и уехала на восточное побережье страны, где и встретила человека, которого интересовало, как ей показалось, не только ее тело. Этот человек, драматург Артур Миллер, был известен в радикальных литературных кругах столь же широко, как Ди Маджио в мире бейсбола. Они поженились в 1956 году. Лена Пепитоун, которая работала служанкой в доме Миллеров, позже описала, как Мерилин проводила время в Нью-Йорке в перерывах между съемками, репетициями и сеансами лечения у психиатра. Артур Миллер работал в своей спальне. Она пила шампанское и часами слушала пластинки Фрэнка Синатры. Часто она также подолгу болтала по телефону или любовалась отражением своего обнаженного тела в зеркале. Мерилин была абсолютно свободным человеком, без каких бы то ни было комплексов. У нее никогда не было своего нижнего белья (она его попросту не носила и поэтому в нем не нуждалась); она редко принимала ванну, любила есть в постели, вытирая руки о простыни, которые приходилось часто менять, особенно тогда, когда у Мерилин наступали месячные. После одной из ночей почти непрерывного секса Мерилин не позволила служанке заменить простыни, заявив: "Я хочу лежать на них весь день".

Вскоре у Мерилин случилось два выкидыша, несмотря на то, что ей была сделана специальная операция. Она впала в состояние глубокой депрессии. Фильмы с ее участием обходились продюсерам все дороже, поскольку Мерилин стала хронически опаздывать на съемки или вообще срывать их, не появляясь на площадке. Страдая от бессонницы, Мерилин стала употреблять огромное количество сильнодействующих успокоительных препаратов. Миллер несколько раз спас ее от верной смерти, не дав ей отравиться этими препаратами из-за случайной передозировки. Миллеры развелись в 1960 году в тот день, когда Джон Кеннеди стал президентом США.

20 января 1961 года в Мексике Мэрилин был предоставлен развод, который через несколько дней вступил в законную силу. Она перестала быть женой Артура Миллера.

На вопросы о нём Мэрилин всегда отвечала с достоинством: "Мистер Миллер - превосходный человек и большой писатель, но наш брак не сдал экзамен на прочность. Однако каждого, которого я когда-то любила, я всё ещё люблю и сегодня".

После смерти Мэрилин Артур Миллер, женившийся повторно, отказался прибыть на её похороны.

Биография

Третьим и последним мужем красавицы Мэрилин был драматург Артур Миллер. С Миллером актриса познакомилась ещё в 1950 году, но лишь спустя год после развода Мэрилин они встретились вновь. Официально они поженились 29 июня 1956 года, а через два дня после этого провели еврейскую свадебную церемонию (Артур был евреем). Этот брак оказался самым длительным из всех, ведь доподлинно известно, что Монро всегда мечтала об умном мужчине, который смог бы заполнить её пробелы в образовании и стать её наставником по жизни. Но Артуру это было неинтересно, ведь уже спустя неделю после свадьбы он написал в своём дневнике «Мне кажется, что она маленький ребёнок, я её ненавижу!» Из-за этого они с Монро серьёзно поругались, но продолжили совместную жизнь. Позже Миллер говорил уже совершенно другие вещи, называя Мэрилин котёнком и высказываясь в её адрес так: «Она на сто процентов женщина, самая женственная из всех женщин в мире» Но ни что не спасло их брак – ни безграничная любовь Мэрилин, ни её уважение к Артуру, т.к. он всегда считал её просто глупышкой, а себя мнил умнейшим человеком того времени. Как только они развелись, а случилось это в январе 1961 года, Миллер тут же женился на другой известной женщине – фотографе Ингеборге Морат. Когда Монро умерла, Ингеборга находилась на 8 месяце беременности и Артур решил не идти на похороны, заявив «Я не в силах выдержать этот похоронный цирк» К слову сказать, Мэрилин тоже могла родить от него ребёнка, если бы её беременность не оказалась внематочной. Помимо трёх этих мужчин у Мэрилин было много других привязанностей, включая президента Джона Кеннеди и его брата, но о них практически ничего не известно. Слухи на то и слухи, что они ничем не подкреплены.

Буккер Игорь 15.03.2019 в 23:55

Самый длительный брак Мэрилин Монро продлился всего четыре с половиной года. 29 июня 1956 года самая желанная блондинка Штатов вышла замуж за культового драматурга-интеллектуала Артура Миллера. Брак распался за полтора года до смерти актрисы. Большая любовь сопровождалась громкими изменами, выкидышами, приемом транквилизаторов и съемками в фильмах.

Артур Миллер был вторым отпрыском состоятельной еврейской семьи из Нью-Йорка. Он был сыном владельца завода (правда, не дворцов и не пароходов), на котором трудилось 800 человек. Финансовое благополучие семьи, жившей в центре "Большого яблока", - окна их апартаментов выходили на Центральный парк - рухнуло с началом мирового экономического кризиса.

К моменту знакомства с Монро Артур был женат на католичке Мэри, с которой познакомился еще в бытность студентом университета в 1936 году. Она разделяла его левые убеждения. У них было двое детей. В конце 1940-х Миллер написал три пьесы, благодаря чему приобрел славу первого драматурга Америки и обзавелся некоторым снобизмом. Заподозренный в симпатиях к коммунизму, он был взят на контроль Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности.

Внешность будущего супруга первой красавицы своего времени была прямо скажем, далека от классических канонов. Напоминал он то ли шарж геббельсовской пропаганды на трутня-иудея, то ли карикатуру на интеллектуала, косящего под Авраама Линкольна: прилизанные черные курчавые волосы на затылке лысеющего черепа, оттопыренные уши и вечная сигарета или трубка в углу рта.

В начале 1951 года 36-летний Миллер в Лос-Анджелесе работал над сценарием фильма "Моложе себя и не почувствуешь" (As Young As You Feel). Его тогдашний (тогда еще) друг режиссер Элиа Казан (Elia Kazan), блестяще поставивший в театре "Смерть коммивояжера" и с успехом экранизировавший "Трамвай "Желание"", был убежден, что Миллер изнемогает от желания изменить опостылевшей супруге. Казан тоже был женат, но отнюдь не брезговал ходить налево и старался приобщить к этому своего приятеля, таская Миллера на тусовки в Беверли-Хиллз и заглядывая в гримерки старлеток.

Где-то в этом мире Миллер повстречал крашеную 24-летнюю блондинку, актрису второго плана, которую открыто домогались многие мужчины и которая спала с Казаном в надежде получить роль, чего так никогда и не случится. Мэрилин, которая понимала, что в Голливуде ее принимают за дурочку или шлюху, а порой за то и другое одновременно, мечтала общаться с интеллигенцией, хотела учиться, стать образованной. Хотела наконец, чтобы ее просто уважали как человека, а не видели в ней красивую куклу.

С французской раскованностью пишет о знакомстве двух любовников биограф Мэрилин Монро писательница Анна Плантажене: "Сексуальная блондинка очарована мужчиной в черном, его блестящим умом, респектабельностью, возрастом. Она заикается и умоляет взглядом. Драматург видит ее вибрирующее тело и одновременно ее покрасневшие, опухшие глаза с синяками от бессонницы. Он слышит призыв о помощи. Резко ощущает это несоответствие: душа потерявшегося ребенка в теле богини. Он уже испытывает желание и чувство вины. Смотрит, ка Казан кладет свои толстые руки на белую кожу воздушной нимфы. И яростно бичует себя, чтобы наказать за нечистые мысли".

На одном из приемов, устроенных в его честь, Артур Миллер, по словам очевидцев, с пылающими щеками ласкал ступню Мэрилин. В автобиографии, правда, Миллер утверждал, что даже не разговаривал с Монро в тот вечер. Влюбленный драматург какое-то время откладывал свое возвращение на ферму в Коннектикуте, где его ждали жена и дети, но вынужден был вернуться на Восточное побережье.

Когда в 1955 году судьба снова свела их вместе, в жизни каждого из них произошли большие перемены. Миллер вкушал очередные плоды славы (уже два года как с триумфом шла его пьеса "Салемские ведьмы"), а Монро из рядовой "девушки с обложки" журналов для мужчин превратилась в секс-символ Америки. В 1955 году все стены домов в Нью-Йорке были увешаны афишами с Мэрилин с задравшейся юбкой - знаменитым кадром из фильма "Зуд седьмого года" (The Seven Year Itch ).

21 июня 1956 года оказался неудачным днем для обоих. Стоило Мэрилин без косметики и парика, в простых черных очках выскочить на заре из дома, как тут же ее окружили репортеры и папарацци. Плачущая затравленная женщина призналась в своей связи с Артуром Миллером. Драматург на тот момент уже не жил с женой, но официальный развод еще не последовал. Снимки Монро без макияжа облетели весь мир.

В этот же день Артур Миллер был вызван в Комитет по антиамериканской деятельности в связи с получением загранпаспорта. Драматург собирался лететь вместе с Мэрилин в Лондон, где должны были начаться съемки "Принца и танцовщицы" (The Prince and the Showgirl) с великим Лоуренсом Оливье. Впоследствии Миллер рассказывал, что председатель комитета якобы предложил ему тайком "договориться по-хорошему": дать свою фотографию с Мэрилин Монро - и все уладится. Своей красавице Миллер не сказал ничего.

В день их бракосочетания произошла трагедия. Анна Плантанжене пишет: "В разгар дня корреспондентка "Пари матч", устроившая слежку за актрисой и писателем, разбилась на машине. Ее кровь забрызгала желтый пуловер Мэрилин, которой несколько минут спустя, приняв лошадиную дозу успокоительных, пришлось выйти к прессе". Кто-то шепнул - дурное предзнаменование.

1 июля 1956 года Мэрилин в бело-фиолетовом платье приняла иудаизм. После двухчасового сеанса с раввином-реформистом, она заперлась на втором этаже дома, снятого по случаю религиозной свадебной церемонии. Мэрилин больше не хотела замуж за Артура. Через восемь лет Миллер напишет пьесу "После грехопадения", где расскажет о своем романе с Монро, в том числе и о их свадьбе и колебаниях невесты. Тем не менее новобрачные обменялись кольцами с выгравированной надписью "Сегодня и навсегда" и через две недели уже направлялись в Англию. Там в роскошном замке Парлсайд-хаус, в поместье на пяти гектаров по соседству с владениями королевы, их ожидал роскошный прием, устроенный сэром Лоуренсом Оливье и Вивьен Ли.

Пока Мэрилин проводила дни на съемочной площадке, где не все шло гладко, Миллера обуревали сомнения, которые он поверял своей записной книжке. Неужели сэр Лоуренс прав и женщина, которую он, сам Артур Миллер, принял за ангела, на самом деле шлюха, доставляющая одни проблемы? Есть свидетельства современников, что во время съемок фильма "Принц и танцовщица" Монро встречалась по вечерам с неким мужчиной. В пьесе "После грехопадения" есть сцена: "Единственная женщина, которую я любил в своей жизни, - это моя дочь". Мэрилин прочитала записную книжку мужа. В октябре они возвратились в США.

К своей великой радости Монро узнала, что беременна. 1 августа 1957 года Миллер услышал дикий крик и нашел ее в саду почти без сознания. Мэрилин теряла ребенка. Только в этом браке Мэрилин сумела забеременеть, но из-за эндометриоза у нее случилось три выкидыша. После ее выхода из больницы Миллер купил (правда, на деньги жены) старую ферму в Роксбери, где окружил Мэрилин заботой. За время пребывания в Лондоне Миллер написал небольшой рассказ "Неприкаянные" (The Misfits), легший затем в основу сценария одноименного фильма, в котором снялась его жена. Миллер специально переделал новеллу, развив роль Розлин и предложив ее Мэрилин. Но Монро не понравился ни сюжет, ни героиня - сломленная жизнью, маниакально-депрессивная, списанная мужем с натуры, то есть с нее самой. Жизнь образцовой домохозяйки в забытом богом углу вскоре осточертела ей, и Монро вернулась в Нью-Йорк, где принялась наносить бесконечные визиты врачам, меняла психоаналитиков, занималась в Актерской студии. Она все чаще стала названивать своему бывшему супругу, баскетболисту Джо Ди Маджио.

Секс-символ, богиня любви... Прошло почти 40 лет со дня смерти легендарной американской кинозвезды Мэрилин Монро, а миф об этой женщине жив. Известный публицист и автор программы "Серебряный шар" Виталий ВУЛЬФ много лет занимается исследованием жизни и творчества актрисы. Сегодня мы публикуем его монолог.


Стеснительная и сексапильная

МОНРО всегда хотела вырваться из рамок, уготованных ей Голливудом, - быть популярной в массах. Она всегда стремилась к тому, чтобы быть актрисой. Конечно, Голливуд ее сделал. Но и она сделала себя. Мэрилин ездила на занятия по актерскому мастерству к Михаилу Чехову. Он готовил с ней монолог Маши из чеховских "Трех сестер". Когда Монро нужно было сдавать экзамен, присутствовало очень мало людей (студия Михаила Чехова была невелика), Мэрилин никак не могла заговорить. Она была очень стеснительным человеком.

Самые лучшие человеческие воспоминания о Мэрилин Монро написал ее последний муж - американский писатель и драматург Артур Миллер. Он пишет о ее нервности, порой истеричности, о доброте, легкости, о фантастической женственности. Она не была похожа ни на кого.

Миллер и Монро познакомились в 1950 году во время съемок фильма "Пока вы молоды" - тогда Мэрилин была еще никто. Любопытно, что Мэрилин влюбилась в Миллера с первой же встречи. Из-за любви к нему она долго отказывалась выйти замуж. Она связала себя узами брака с чемпионом по бейсболу Джо Ди Маджио от отчаяния. Он недолго был ее мужем - месяцев девять. Интересно, что даже серьезные критики писали, что никогда Монро не была еще сексуально так хороша, привлекательна, как в период жизни с известным спортсменом. Но... Мэрилин не знала, о чем с ним беседовать.

Ее всегда тянуло к интеллектуальным людям. Поэтому она так стремилась сблизиться с Артуром Миллером. Брак с Миллером был в жизни Монро очень значительным событием. Она ему доверяла, уважала его. Она понимала, что он - великий драматург.

Когда Миллер с Монро бывали в театрах, досмотреть спектакль до конца было невозможно - весь зал переставал смотреть на сцену и смотрел на Мэрилин. В конце концов и сами актеры переставали играть и смотрели на нее.

Супругов все время преследовали толпы людей. Когда Монро приехала в Лондон сниматься вместе с Лоренсом Оливье в фильме "Принц и хористка", толпа прорвала заграждения и выбежала на летное поле. Миллер, пытаясь защитить жену от навязчивых поклонников, упал...

Интересно, что супруга Лоренса Оливье - великая английская актриса Вивьен Ли - даже не вышла из машины, чтобы поздороваться с Мэрилин Монро, - она была оскорблена из-за того, что англичане устраивают такой шум по поводу приезда очередной американской звезды. Более того, в Букингемском дворце был устроен прием в честь Монро - королева хотела познакомиться в Монро лично.

Миллер, знаменитый писатель, устал жить в положении мужа кинозвезды. Самолюбие творческого человека было оскорблено. К окончательному решению о разводе Артур Миллер пришел после романа Мэрилин со знаменитым актером Ивом Монтаном на съемках фильма "Давай займемся любовью". Роман был коротким - Монтан, узнав, что его жена Симона Синьоре трагически отнеслась к происшедшему, тут же оставил Монро, уехал в Париж и больше никогда не видел ее.

После этого Миллер и Монро продолжали еще какое-то время жить вместе. Артур написал сценарий для картины "Неприкаянные" и присутствовал на съемках. Мэрилин Монро, игравшая в "Неприкаянных" главную роль, была в ужасном состоянии. Она понимала, что Миллера уже не вернуть, и, может быть, из-за этой драмы так пронзительно играла свою героиню Розлин.

Фильм "Неприкаянные" вышел в 1961 году (в главной мужской роли снялся Кларк Гейбл). В этой картине видно, насколько Монро талантлива как актриса. Это был переход всемирной звезды на новую ступень творчества.

"После грехопадения"

ЧЕРЕЗ три года после смерти Монро Артур Миллер написал пьесу "После грехопадения", посвященную его неудачному браку с актрисой. Это был критический взгляд на актрису, пьеса "выпячивала" нервность, неустойчивость характера Монро. На парижской премьере спектакля "После грехопадения" Миллера освистали и забросали яйцами. Мэрилин слишком любили далеко за границами Америки - после фильмов "Автобусная остановка" и "Некоторые любят погорячее" ("В джазе только девушки") она обрела мировую славу.

Самый последний фильм - "Так больше нельзя" Джорджа Кьюкора - так и не был закончен, студия "Фокс" разорвала с Монро контракт. Продюсеры, посмотрев отснятый материал, сказали, что Монро играет как в замедленной съемке и это действует на зрителя усыпляюще. Актриса никак не могла выплатить огромные неустойки - из-за постоянных опозданий на съемки и деловые встречи.

4 августа 1962 года актрису нашли мертвой в ее комнате. Она выглядела ужасно. Волосы были не прокрашены, ногти на руках и ногах не подстрижены. Было очевидно, что Мэрилин умерла в тяжелой депрессии.

Существует много теорий насчет смерти Монро. Кто-то считает, что она отравилась, кто-то - что ее убили. Самая скандальная версия - убийство Мэрилин Монро по приказу или даже при непосредственном участии президента США Джона Кеннеди и министра юстиции Роберта Кеннеди: у актрисы были сведения об их контактах с мафией, и она грозила раскрыть эти тайны общественности.

Мэрилин Монро не была актрисой, отмеченной Богом великим талантом, ее вокальные данные также не были гениальными. Ее фигура была далека от идеала. Но...

Мэрилин Монро стала мифом. Это миф о женщине, символизирующей женскую красоту, естественность и невыразимую сексуальность. Что такое миф? Что такое звезда?

У нас звездой называют любую артистку, которая играет главные роли. А ведь звезда - это социологическое понятие. Это человек, с которого берут пример. С Монро брали пример. Красили волосы "под Мэрилин Монро". Одевались, как она. Любопытно, что, когда в одном фильме Мэрилин натянула на себя простое хлопчатобумажное платье, весь мир стал носить хлопок. Разговаривали, смеялись, как она... Мэрилин Монро стала символом Америки и символом женской прелести вообще. В ней было чудесное и завораживающее сочетание греховности и чистоты и ни капли пошлости. Что-то непередаваемое было в ее облике, в ее природе. Больше такие женщины не рождались.

Пройдет много лет, и старый Артур Миллер, имеющий жену и детей, будет подыматься наверх в своей квартире в маленькую студию для того, чтобы смотреть ленты с участием Монро... От Мэрилин исходила та манкость, которая сводила с ума миллионы людей. Даже нереальная Мэрилин притягивала к себе, словно магнит.