Что Иван III сделал для России. Два Ивана: Иван III Васильевич Грозный Время правления ивана 3 и 4

28 марта 1462 года Иван III стал правителем Великого княжества Московского. Деятельность Государя вся Руси несла по-настоящему «революционный» характер для развития России. Деятельность Государя вся Руси.

Собирал земли

Неслучайно за Иваном III закрепилось прозвище «Великий». Именно ему удалось собрать вокруг Москвы разрозненные княжества северо-восточной Руси. При его жизни в состав единого государства вошли Ярославское и Ростовское княжества, Вятка, Пермь Великая, Тверь, Новгород и другие земли.

Иван III первым из русских князей принял титул «Государь всея Руси» и ввел в обиход термин «Россия». Своему сыну Великий князь передал территорию в несколько раз большую, чем получил в наследство сам. Иван III сделал решительный шаг к преодолению феодальной раздробленности и ликвидации удельной системы, заложил экономические, политические, юридические и административные основы единого государства.

Освободил Русь

Еще сто лет после Куликовской битвы русские князья продолжали платить дань Золотой Орде. Роль освободителя от татаро-монгольского ига выпала Ивану III. Стояния на реке Угре, случившееся в 1480 году, ознаменовало окончательную победу Руси в борьбе за свою независимость. Ордынцы не решились переправиться через реку и вступить в сражение с русскими войсками. Выплаты дани прекратились, Орда погрязла в междоусобицах и к началу XVI века прекратила свое существование. Москва же в очередной раз утвердила себя в качестве центра образующегося русского государства.

Принял Судебник

Принятый в 1497 году Судебник Ивана III заложил правовые основы для преодоления феодальной раздробленности. Судебник устанавливал единые юридические нормы для всех русских земель, тем самым закрепляя ведущую роль центральной власти в регулировании жизни государства. Свод законов охватывал широкий круг жизненных вопросов и затрагивал все слои населения. Статья 57 ограничивала право перехода крестьян от одного феодала к другому неделей до и неделей после Юрьева дня. Тем самым было положено начало закрепощению крестьян. Судебник имел прогрессивный характер для своего времени: в конце XV века далеко не каждая европейская страна могла похвастаться единым законодательством. Посол Священной Римской империи Сигизмунд фон Герберштейн перевел на латинский язык значительную часть Судебника. Эти записи изучались и немецкими юристами, которые составили общегерманский свод законов («Каролина») только в 1532 году.

Начал путь к империи

Объединение страны требовало новой государственной идеологии и ее основы появились: Иван III утвердил символом страны двуглавого орла, использовавшегося в государственной символике Византии и Священной Римской империи. Взятие в жены Софьи Палеолог – племянницы последнего византийского императора - дало дополнительные основания для появления идеи о преемственности великокняжеской власти от византийской императорской династии. Происхождение русских князей велось также и от римского императора Августа. Уже после смерти Ивана III из этих идей выросла теория «Москва – Третий Рим». Но дело не только в идеологии. При Иване III началось активное утверждение России на европейской арене. Серия войн, которые он вел с Ливонией и Швецией за господство на Балтике, знаменует первый этап на пути России к империи, провозглашенной Петром I спустя два с половиной столетия.

Спровоцировал архитектурный бум

Объединение земель под властью Московского княжества дало почву для расцвета русской культуры. По всей стране велось интенсивное строительство крепостей, церквей и монастырей. Именно тогда была возведена красная стена Московского Кремля, и он превратился в сильнейшую крепость своего времени. При жизни Ивана III была создана основная часть того архитектурного ансамбля Кремля, который мы можем наблюдать сегодня. В Россию были приглашены лучшие итальянские мастера. Под руководством Аристотеля Фиорованти был возведен пятиглавый Успенский собор. Итальянские же зодчие возвели Грановитую палату, ставшую одним из символов царского величия. Псковские мастера построили Благовещенский собор. При Иване III только в Москве было построено около 25 церквей. Расцвет русской архитектуры убедительно отразил процесс создания нового, единого государства.

Создал лояльную элиту

Формирование единого государства не могло происходить без создания лояльной государю элиты. Поместная система стала эффективным решением этой проблемы. При Иване III велся усиленный набор людей, как для военной, так и для гражданской службы. Именно поэтому, были созданы точные правила раздачи казенных земель (они передавались во временное личное владение как награда за службу). Таким образом, формировалось сословие служилых людей, которые были зависимы лично от государя и обязаны своим благополучием государственной службе.

Ввел приказы

Крупнейшее государство, складывавшееся вокруг Московского княжества, требовало единой системы управления. Ею стали приказы. Основные государственные функции были сосредоточены в двух учреждениях: Дворце и Казне. Дворец ведал личными землями великого князя (то есть государственными), Казна была сразу и министерством финансов, и канцелярией, и архивом. Назначение на должности происходило по принципу местничества, то есть в зависимости от знатности рода. Однако само создание централизованного аппарата государственного управления носило чрезвычайно прогрессивный характер. Основанная Иваном III приказная система, окончательно оформилась в правление Ивана Грозного, и просуществовала до начала XVIII века, когда и была заменена петровскими коллегиями.

Почти полвека правления Ивана III, прозванного позже Великим, стали эпохой окончательной победы Москвы в борьбе за объединение земель северо-восточной Руси и устранение монголо-татарского ига. Иван Великий ликвидировал государственность Твери и Новгорода, отвоевал у Великого княжества Литовского значительные территории к западу от Москвы. Он отказался выплачивать Орде дань, а в 1480 году после стояния на Угре даннические отношения с ордой были разорваны окончательно. К моменту смерти Ивана III процесс собирания земель был практически завершён: формально независимыми от Москвы оставались только два княжества – Псковское и Рязанское, но и они фактически зависели от Ивана III, а при его правлении его сына Василия III были включены в состав Московского княжества фактически.

Великий князь Иван III укреплял не только внешнеполитические позиции своего государства, но и его юридическую и финансовую систему. Создание «Судебника» и проведение денежной реформы упорядочили общественную жизнь Великого княжества Московского.

    Годы правления (с 1462 по 1505 год);

    Являлся сыном Василия II Васильевича Тёмного;

    Новгородская земля была присоединена к Московскому государству в годы правления Ивана III;

    В 1478 г. один из старейших городов Руси был насильно присоединен к Великому княжеству. Это был город Новгород Великий.

    войны Московского государства с великим княжеством Литовским — 1487-1494;

    Василий III — 1507-1508;

    1512-1522 — войны Московского государства с великим княжеством Литовским;

    Русь окончательно перестала платить дань Золотой Орде в период правления князя Ивана III;

    1480 — стояние на реке Угре;

Правление Ивана III характеризуется :

  • качественно новый этап развития государственности (централизация):
  • вхождение Руси в число европейских государств.

Россия не играла еще определенной роли в мировой жизни, она не вошла еще по-настоящему в жизнь европейского человечества. Великая Россия все еще оставалась уединен­ною провинцией в жизни мировой и европейской, ее духовная жизнь была обособлена и замкнута.

Этот период русской истории можно охарактеризовать как допетровское время.

А) 1478г. – присоединение Новгорода.

Битва не реке Шелони — 1471г. Новгородцы заплатили выкуп, признали власть Ивана III.

1475г. – въезд Ивана 3 в Новгород для защиты обиженных. После первого похода на Новгород Иван III закрепил за собой право верховного суда в новгородских землях.

1478г. — взятие Новгорода. Вечевой колокол был увезен в Москву

Конфискация земель боярства. Иван III закрепил за собой
право: конфисковать или жаловать новгородские земли, пользоваться новгородской казной, включить новгородские земли в состав Московского государства

Б) 1485г. — разгром Твери

1485г. — победа в войне. Стал именоваться «государем всея Руси»

Окончательное вхождение Ростовского княжества в состав Московского государства произошло путем добровольного соглашения

В) захват Рязани

К 1521- окончательная потеря независимости 1510 г.

Присоединение Пскова к Московскому государству в ходе об­разования единого Русского государства

Политическая мудрость Ивана III

Ослабление Золотой Орды

Проводил все более независимую от ордынцев политику.

Поиск союзников.

1476г. — прекращение выплаты дани.

Ахмату удалось собрать все военные силы бывшей Золотой Орды. Но они показали неспособность вести решительные боевые действия.

В стоянии на реке Угре русских и монгольских войск:

а) у русских и монгольских войск было численное равновесие;

б) монголо-татары предпринимали неудачные попытки перейти реку вброд

в) на стороне русских выступала наемная крымская пехота

г) у русских войск имелось в распоряжении огнестрель­ное оружие

О постепенном формировании в России централизованного государства свидетельствует:

    денежная реформа Елены Глинской

    деление русских земель на волости

В Московском государстве XV-XVI вв. поместьем называлось земельное владение, предоставленное на условии службы в борьбе с феодальными верхами: русского духовенства, стремившимися играть ключевук роль в политике, государь возвышает группу молодых новгородских священников во главе с Федором Курицыным. Как выяснилось, многие воззрения этих великокняжеских протеже были еретическими (ересь «жидовствующих»)

Признаки централизованного государства :

1. высший государственный орган — Боярская Дума (законосовещательный)

2. единый закон — Судебник

3. многоступенчатая система служилых людей

4. формируется единая система управления

Первый приказ - с середины XV века. Выделяется Казна (управляла дворцовым хозяйством).

Сложились атрибуты царской власти, гербом стал Двуглавый византийский орел.

Роль Земского собора

Судебник

Роль Боярской думы

В Московской Руси XVI - XVII вв. орган сословного представитель­ства, обеспечивавший связь центра и мест, назывался «Земский собор»

1497г. – единые нормы уголовной ответственности и порядок ведения следствия и суда. Юрьев день (ст.57) — ограничение права крестьян уходить от своего феодала. Юрьев день и пожилое.

С конца XV века оформляется высший гос. орган централизованного государства. Состав: бояре московского князя + бывшие удельные князья. Законосовещательный орган

Сложились атрибуты царской власти: двуглавый орел и Шапка Мономаха.

Судебник Ивана III:

а) это первый свод законов единого государства

б) положил начало оформлению крепостного права

в) устанавливал процессуальные нормы в юридической сфере (Зуев устанавливал порядок ведения следствия и суда).

Судебник еще не определял компетенцию должностных лиц, т.к. система управления еще только складывалась.

Иван IV Грозный - Иван III Великий

Иван IV - внук Василия Глинского–Слепого, а Иван III ? сын Василия Тёмного, то есть? Слепого.

Иван III родился 22 января, а Иван IV ? 25 августа. От первого дня до второго? 216 дней.

В традиционной историографии взятие Казани Иваном Грозным никак не повлияло на его статус? великим князем всея Руси и даже царем он стал якобы ещё до этого события. Это кажется странным, так как Казань в отличие от Руси была царством, от которого Москва находилась в зависимости, платя казанскому царю дань. История русско–казанских отношений весьма запутанна и противоречива. В ней мы можем увидеть, что Москва, находясь в подчинении у Казани, одновременно с этим постоянно демонстрирует ей свое превосходство, диктуя казанским царям свою власть.

Жозеф Скалигер (1540–1609). Свое понимание прошлого изложил в двух фундаментальных трудах: «Исправление времен» («De emendatione temporam», 1583 г.) и «Собрание времен» («Thesaurus temporum», 1606 г.). Внизу портрета слова на латыни: «Иосиф Юст Скалигер, сын Юлия Цезаря Бурдена»

Мишель Нострадамус (1503-1566). Как и Скалигер, Нострадамус занимался исследованием времен. Только тот «рисовал» прошлое, а этот - будущее

Написано собственноручно Скалигером. Верхняя, основная часть текста, изложена на латыни, затем - пара строчек на греческом. Последняя строка–подпись Скалигера: Жозеф Скалигер, Юлия Цезаря сын

Титульный лист основного труда Скалигера «Исправление времен». Издание 1629 года. В качестве места издания указана Колония аллоброгов. Это, конечно, забавно, так как история учит, что аллоброги были завоеваны римлянами и канули в Лету за полтора тысячелетия до Скалигера

Фрагмент хронологических таблиц из книги Скалигера «Исправление времен». Написано по–гречески. После египетской царицы Клеопатры сразу, без всякого перехода, идут римляне Гай Юлий Римский, Кесарь Август и т. д. Во втором столбце указана продолжительность правления, в третьем - дата конца правления в лето исчислении от Сотворения мира

Евсевий Кесарийский (ум. ок. 339) и его «Церковная история». При создании хронологии Скалигер использовал таблицы Евсевия. Трудно представить, чтобы тот «ждал» этого более тысячи лет. Легче поверить в другое. Известно, что Скалигер взялся за написание утерянного оригинала Евсевия, а для идентификации обоих использовалось одно и то же слово, указывающее на их происхождение. Поэтому можно предположить, что Кесарией, то есть Цезариец, и сын Цезаря являются просто одним лицом

«Коллеги» Скалигера по хронологическим исследованиям: Жан Боден (1529–1596), Исаак Казубон (1559–1614), Сет Кальвизий (1556-1615) и Дионисий Петавий (1583-1652). Последний исправил и усовершенствовал концепцию Скалигера, переведя даты от Сотворения мира в привычный для нас вид, в том числе и предложив обратный счет лет до рождения Христа. Нулевая же точка на этой хронологической шкале появится лишь в середине XVIII века

Один из первых идеологов циклического развития истории Никколо Макиавелли (1469–1527)

Джеймс Ашер (1580–1656). Этот ирландский теолог дал не просто свою версию хронологии библейских событий, но и вычислил их точные даты. Так, например, Сотворение мира произошло в ночь с 22 на 23 октября 4004 года до н.э., а всемирный потоп начался 7 декабря 2348 года до н.э.

Вымышленные Сигизмунды. Польский король Сигизмунд Старый (1467–1548) родился через 99 лет после рождения императора Сигизмунда (1368-1437). Через 99 лет после этого родился польский и шведский король Сигизмунд Ваза (1566–1632)

Зависимость между хронологиями монархов Савойи (слева) и Португалии (справа). Савойские герцоги из XVIII века (они же - короли Сардинии) послужили образцом для написания биографий португальских королей, которые оказались «сдвинуты» на «правильные» интервалы - 90 и 99 лет. Наглядная демонстрация искусственной природы мировой хронологии и, в целом, истории

Продолжение параллели между правителями Савойи и Португалии. Все Карлы Эммануилы оказываются нумерологически связаны с португальскими Жуанами. Хорошо видно, что кроме этих имен в обоих списках достаточно других, но связанными оказались именно они. Случайность этого крайне маловероятна

Хорошо известно, что грандиозный купол римского Пантеона, построенного во II веке, сделан из бетона. На основе какого опыта была применена данная технология? Ведь ясно же, что этому должно предшествовать, во–первых, строительство из бетона более простых форм, а, во–вторых, это строительство должно быть массовым. Однако никаких бетонных сооружений до этого времени историки видеть не хотят. Да и после, кстати, в течение полутора тысяч лет, тоже

Ворота древнеегипетского храма Амона в Луксоре. Обращают на себя внимание верхние горизонтальные блоки. Удивительно правильные формы и идеально ровные поверхности. Особенно в месте вертикальных стыков, которые еле заметны. Методом вырубки блока из каменного массива, как это описывают историки, добиться такой точности невозможно. И, главное, не нужно, так как эти части храма все равно покрывались слоем штукатурки, кое–где еще сохранившейся. Очевидно, что речь может идти только о способе отливки из бетона

Э. Лисснер. Польские паны, осажденные в Московском Кремле, сдаются русскому ополчению

Фрагмент картины, изображающий русских воинов. Никакой разницы между ними и их предками, воевавшими за полтысячелетия до них, не видно. Русские воины на своих конях «въехали» в XVII век прямо из седой древности

Самый конец XVII века. Польские крылатые гусары громят турок. Поражают не только дивные рыцари, похожие вооружением на средневековых, но и примитивные турецкие кавалеристы, представляющие довольно жалкое зрелище. Если смотреть только на них, то невозможно понять какое изображено время. Пятьсот лет назад, тысяча, две? Дело, конечно, не в художнике, а в науке истории, из которой тот черпает информацию

Доспехи польского гусара второй половины XVII века

Доспехи кирасира первой половины XVII века: в Италии, Нидерландах и Германии

Астроном Эдмунд Галлей (1656-1742) и его исторические двойники, затмившие его своей славой: Николай Коперник (1473-1543) и Галилео Галилей (1564-1642). Наглядное подкрепление нашей веры в то, что выдумано историками

Исторические двойники: римский император Карл V Габсбург (1500–1558) и испанский король Карл III Бурбон (1716-1788). Как бы ни была подробно расписана историческая эпоха Карла V, всё это относится к области сказок. А сам могущественный император, управлявший огромными территориями в Европе и Америке, является персонажем вымышленным

Исторические двойники: нидерландский правитель Вильгельм I Оранский (1533-1584) и английский король Вильгельм III Оранский (1650-1702). Гипноз портретной живописи не дает нам возможности усомниться в реальном существовании изображаемых персонажей. Однако и Антонис Мор, выполнивший данный портрет Вильгельма I, и всевозможные дюреры и тицианы, увековечившие царственных особ, являются такими же фиктивными, как и вся эпоха XVI века

Оливер Кромвель (1599–1658) и британский генерал Ральф Аберкромби (1734–1801). Трудно поверить, что такого известного исторического деятеля как Кромвель не существовало. Однако это так

Зачем саксонскому кирасиру времен наполеоновских войн античный шлем? Ведь поле боя - не место для демонстрации высокой моды или дизайнерских изысков

Кираса времен наполеоновских войн

Теодор Жерико. Раненый офицер императорской гвардии покидает поле боя. 1814 г.

Классический античный шлем и шлемы кирасиров времен наполеоновских войн. Стилистическое родство очевидно, но возможен ли в естественном развитии формы разрыв в две тысячи лет?

Прижизненные портреты Наполеона до того как он стал императором. Наполеон везде разный

И этот молодой человек - тоже Наполеон. Здесь ему 31 год

Антуан Жан Гро. Наполеон на Аркольском мосту 17 ноября 1796 года. Написано в 1797 году. Миф, созданный самим Наполеоном и запечатлённый по его заказу известным художником. Мост был захвачен в другой день и без непосредственного участия блондинистого генерала

Андреа Аппиани. Портрет Наполеона. 1805 г. Наполеон изображен в качестве итальянского короля и в возрасте 36 лет. Единый образ никак не складывается

Жак Луи Давид. Коронация (фрагмент). 1807 г. Перед нами Наполеон и, вместе с тем, то ли античность, то ли средневековье

Собор инвалидов в Париже. В нём покоится прах Наполеона

Гробница Наполеона. Саркофаг сделан из красного кварцита, специально для этого доставленного из России. В нем находятся шесть гробов, вложенных один в другой и выполненных из разного материала. Вечный сон императора стерегут двенадцать крылатых богинь

Часть экстерьера Собора инвалидов в Париже. Французской античности так много, что этому можно посвятить отдельную книгу

Американский психолог Абрахам Маслоу (1908–1970) и его пирамида потребностей, облетевшая весь мир

Как бы там ни было, взятие Казани явилось самым значительным событием за все долгое время правления Ивана Грозного. Естественно, что московская власть получила новое и совершенно иное значение. И в ряде источников это отображено адекватно, как, например, в так называемом Казанском летописце, где прямо сказано, что Иван стал русским царем лишь со взятием Казани.

В 1561 году Москва наконец дождалась, когда Константинопольский патриарх благословил Ивана на царствие и прислал Книгу венчания византийских императоров. По поводу этого Иван устроил пышные празднества. Через 14 лет после его венчания на царство! Можно ли в это поверить? И чего танцевали–то, праздновали свою зависимость от далекого батюшки? Но ведь нам постоянно внушают, что Иван Грозный не считался ни с какой властью ни в стране, ни за рубежом, хоть светской, хоть духовной, и что хотел, то и творил.

За репрессии, проводимые Иваном IV в отношении своего народа, его прозвали Грозным. Усмирение Новгорода? один из тех случаев, когда он давал волю своей склонности к жестокостям. Но и про Ивана III можно сказать то же самое. Он вошел в историю как Иван Великий, однако у него было и другое, менее распространенное в популярной исторической литературе прозвище? Грозный.

Новгородская трагедия, случившаяся в 1480 году, упоминается редко. И неудивительно. По характеру репрессивных мер и их жестокости она более чем просто похожа на тот кошмар, который обрушится на новгородцев через 90 лет. Умалчивание этого эпизода из биографии Ивана III, как и то, что его называли Грозным, ? явления одного порядка, которого придерживаются академические исследователи, опасаясь, что у кого–то могут возникнуть ненужные мысли о тождестве двух данных правителей.

Того, что он сделал в 1480 году, Ивану III показалось мало, и через 9 лет, в 1488?1489 гг., новгородский погром повторился. Все то же самое: истребление населения, разграбление города и забвение всего этого в будущем.

1571 Нашествие татар на Русь 1472 Нашествие татар на Русь 99
1571 Нападение татар на Москву 1480 Нападение татар на Москву 90

При Иване IV враг, обойдя выставленные против него войска на Оке, захватил Москву и сжег город. Сам же Грозный, узнав о том, что татары перешли Оку, испугался и пустился в бега. При Иване III

5 Матрица Скалигера врагов остановили на подступах к Москве, на Оке. Иван, испугавшись татар, бросил войско, сжег Каширу и убежал в Кремль, куда сбежались и все горожане. Попытка татар обойти русские заслоны не увенчалась успехом. Дальнейшее известно как стояние на реке Угре, ознаменовавшее конец татаро–монгольского ига.

Интересно, что хан Ахмат увел войско назад, когда наступил ноябрь, потому что зимой татары воевать не могли. А как же, спрашивается, завоевывал русские земли Батый, специально выбиравший для этого зиму*? И можно ли вообще говорить о каком–либо финале в борьбе против татар в 1480 году, если через 90 лет те с легкостью разграбили и сожгли столицу русского государства, а выплачивать им дань Москва вообще перестанет лишь в XVIII веке?

* Пора уже перестать оглуплять народ, пичкая доверчивых школьников нелепыми историями типа зимних походов Батыя с его чудесными монгольскими лошадками, способными добывать корм из–под снега. Пусть горе–историки попробуют вывести на зимнюю природу несколько десятков лошадей и посмотрят, что будет происходить. Думаю, люди дезертируют раньше завершения эксперимента и не дождутся неминуемого падежа несчастных животных. Ах, ну да, забыл, у нас же лошади «не той системы».

У Батыя «под рукой» было 20 000 всадников. Это по самым скромным подсчетам. И как минимум по три коня на человека. Сколько же для этих табунов понадобится пропитания? Знают ли современные переписчики истории, что эта орда лошадей должна за месяц съедать около 5000 тонн корма, или иначе? 165 тонн ежедневно? Это? летом, а зимой? еще больше. Достать даже десятую часть этого количества корма в условиях ведения войны зимой, да еще на чужой территории представляется вряд ли возможным.

Исследователи русского средневековья, понимая проблему, были бы рады изменить количество Батыева войска, предположив, что летописцы могли его попросту преувеличить. Но ничего не получается. Сильно уменьшенное татаро–монгольское войско было бы не в состоянии ни захватывать русские города, ни контролировать завоеванные территории. (Для покорения этих территорий даже традиционное количество вторгнувшегося на Русь войска является вряд ли достаточным.)

Хорошо, что Наполеон Бонапарт ничего не знал о военном искусстве и животноводческих талантах татаро–монголов. А то наверняка бы сумел получше подготовиться к походу в Россию, закупив необходимое количество распрекрасных лошадок, и не испугался бы русских снегов, покончивших, в конечном счете, с его кавалерией.

Что забыла греческая царевна в Московии? небольшом государстве на крайнем северо–востоке Европы, стоящем на отшибе её политической жизни и никак на неё влиять не собирающемся? Далекая провинция с холодным климатом, экономической и культурной отсталостью, внутренней нестабильностью и военно–политической слабостью, - разве об этом мечталось дочке базилевса Морей и племяннице самого императора? О чем думали её отец и византийская элита, жившие тогда в цивилизованном Риме и спешившие породниться с диким варваром? Мог ли действительно Папа Римский, принимавший в этой затее самое живейшее участие, знать, где вообще находится эта Москва? деревянный городок, постоянно разоряемый татарами?

Без сомнения, вся эта история с Софьей Палеолог? не более чем выдумка, поскольку никак не вписывается в реалии того времени. Зато она вписывается в хронологическую матрицу.

До рождения этих двоих у Иванов уже были сыновья Дмитрии. Чтобы не запутаться, авторы русской истории назвали внука Ивана III Дмитрием Внуком. Однако этот Дмитрий все равно разделил судьбу своих собратьев по имени? его биография окутана таким же туманом, как и у всех названных Дмитриев Ивановичей. А то, что за этим туманом можно разглядеть, скорее показывает схожесть этих персонажей, чем их различие.

Когда Иван IV в 1553 году был при смерти, дворовая знать сначала отказалась присягать его сыну? якобы потому что тот был еще младенцем. Но вот через три десятка лет Иван умер, и опять князья и бояре остались с младенцем Дмитрием. Недолго думая, они его ссылают в Углич. По странному стечению обстоятельств именно в Угличе в свое время княжит другой Дмитрий, сын Ивана III. Его прозвище? Жилка. Первого там то ли убивают, то ли нет, но через 99 лет после начала княжения Жилки он венчается на царство. Нам он известен как Лжедмитрий. За 108 лет до этого на великое княжество венчается Дмитрий Внук, ставший соправителем своего деда. Почему так случилось, не ясно, история эта такая же темная, как и история Лжедмитрия. И вот уже этого Лжедмитрия опять то ли убивают, то ли нет. А Дмитрия Внука бросают в темницу, и там он, опять–таки, то ли сам умирает, то ли не сам. Обоих Дмитриев Ивановичей терроризировали Василии Ивановичи, которые добились своего: один стал Василием III, другой - Василием IV. Но это уже другая история.

О походе Ермака в Сибирь знают все, об этом написано в любом учебнике по истории. Однако мало кто знает, что за 99 лет до этого для покорения Западной Сибири было отправлено войско под началом Федора Курбского, по прозвищу Черный, и Ивана Травина, он же Салтык. Сибирские ханы признали себя вассалами Москвы и обязались платить дань. Понятно, почему об этом эпизоде историки предпочитают не распространяться: поход Ермака Тимофеевича был канонизирован до раздвоения Иванов на Третьего и Четвертого, а когда это раздвоение произошло, то говорить что–либо было уже поздно, так как Ермак к тому времени был провозглашен первым, кто пошел и присоединил к русским землям Сибирь. Ну не скажешь же, что все научные исследования его похода являются «липой»?

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги Исторические портреты автора

Иван Грозный Иоанн IV Грозный.По рисунку XVI в.Детство. Царь Иван родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот

Из книги Василий III. Иван Грозный автора Скрынников Руслан Григорьевич

Иван Грозный Введение В XVI в. в истории европейских народов наступили большие перемены. Мир стоял на пороге Нового времени.Великие географические открытия положили начало мировой торговле. Реформация вписала новую страницу в историю духовного развития мира.Завоевания

автора Радзинский Эдвард

Иван IV Грозный

Из книги Титаны и тираны. Иван IV Грозный. Сталин автора Радзинский Эдвард

Грозный Иван А потом пала последняя узда, сдерживавшая его страсти, - умерла Анастасия. Ее смерть разделила Иваново царствование: как когда-то женитьба на ней была началом великого и светлого, так сейчас ее уход стал началом явления нового царя.Анастасия умерла от

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Пётр I и Иван V ? Иван Грозный 1666 Рождение Ивана, брата Петра 1530 Рождение Ивана 135 1682 Восстание и пожар в Москве 1547 Восстание и пожар в Москве 135 Малолетний Пётр и юный Иван, будущий Грозный, были непосредственными свидетелями драматических событий. Историки пишут, что ужас

автора

5. Персидский царь Камбис или Кир - это Иван Грозный или Иван Молодой, а египтянка Нитетис - это Есфирь = Елена Волошанка ОТЕЦ, СЫН, ЛЮБОВНИЦА.В истории Есфири участвуют двое мужчин. Это - ОТЕЦ И СЫН. Причем в разных версиях молодая Есфирь = Елена Волошанка была женой или

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

19.2. Здесь Ксеркс - это Иван Грозный, Масист - это его сын Иван, Артаинта - это Елена Волошанка = библейская Есфирь Рассказ Геродота на самом деле вполне понятен. Мы уже много раз сталкивались с различными описаниями знаменитой истории Есфири из XVI века на страницах

Из книги О чем на самом деле писал Шекспир. [От Гамлета-Христа до короля Лира-Ивана Грозного.] автора Носовский Глеб Владимирович

38. Шестнадцатый век на страницах трагедии Шекспира и хроники Грамматика Гамлет Старший и Василий III, принц Гамлет и юный Иван IV Грозный, Гертруда и Елена Глинская, король Клавдий и Иван Овчина Мы уже отмечали, что Шекспир обновил, осовременил старинную «биографию»

Из книги Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда автора Федосеев Юрий Григорьевич

Глава 2 Раздробленне Северо-Восточной Руси. Великий князь Михаил Ярославич Тверской. Московский удел. Великий князь Юрий Данилович. Смерть трех русских князей в Орде. Иван Калита и митрополит Петр. Возвышение Москвы. Симеон Гордый. Иван Красный и митрополит Алексий. Литва,

Из книги Московия. Легенды и мифы. Новый взгляд на историю государства автора Бычков Алексей Александрович

Иван-Тимофей III Васильевич Великий, Грозный, Святой (1440–1505) Трагическая фигура самодержца всероссийского Ивана Васильевича IV Грозного заслонила в массовом сознании образ его деда и тезки, хотя результаты его деятельности были гораздо успешнее и значительнее. Возможно,

автора Истомин Сергей Витальевич

Из книги Книга 1. Библейская Русь. [Великая Империя XIV-XVII веков на страницах Библии. Русь-Орда и Османия-Атамания - два крыла единой Империи. Библейский пох автора Носовский Глеб Владимирович

2.1. Иван III Васильевич Грозный и Иван IV Васильевич Грозный как два частичных дубликата в русской истории Прежде чем перейти к рассказу о том, как Иван Грозный отразился в Библии, нам придется отклониться от библейской темы и поговорить о параллелизме, обнаруженном нами в

Из книги Россия в исторических портретах автора Ключевский Василий Осипович

Иван Грозный Детство. Царь Иван родился в 1530 г. От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекло детство Ивана, рано испортили этот ум, дали ему неестественное,

Из книги Я познаю мир. История русских царей автора Истомин Сергей Витальевич

Иван IV Васильевич Грозный - Великий князь Московский, царь и великий государь всея Руси Годы жизни 1530–1584 Годы правления 1533–1584 Отец - Василий Иванович, великий князь Московский.Мать - великая княгиня Елена Васильевна Глинская.Иван (Иоанн) Грозный - великий князь с 1533

Из книги Русская история. Часть I автора Воробьев М Н

ИВАН ГРОЗНЫЙ 1. - Источники к изучению царствования Ивана IV. 2. - Историография вопроса. 3. - Личность Ивана Грозного. 4. - Периодизация царствования. 5. - Оценки личности Ивана Грозного. 6. - Реформы 1550-х годов. 7. - «Стоглавый» собор. 8. - Взятие Казани и значение этого

Ни Софья, ни Василий не собирались молча удовлетворяться частичным успехом, и борьба за власть в великокняжеском дворце не утихала. Обстоятельства теперь, несомненно, были против Дмитрия. Он еще был совсем молод (родился в 1483 г.). После падения Патрикеевых и казни Ряполовского его единственным потенциальным покровителем среди высших официальных лиц оставался Федор Курицын. Однако Курицын, будучи дьяком, полностью зависел от расположения к себе великого князя и не имел возможности возражать Ивану III. Если бы он осмелился защищать Дмитрия открыто, его могли бы тут же сместить с поста. В последний раз в доступных нам источниках имя Курицына упоминается 1500 г. Вероятно он умер до 1503 г.

Вскоре после присвоения Василию титула Великого князя Новгородского и Псковского, Иван III начал игнорировать Дмитрия. При дворе сложилась невозможная ситуация, которая не могла не смущать как бояр, так и весь народ. В конце концов 11 апреля 1502 г. Иван III лишил милости Дмитрия и его мать Елену Молдавскую: обоих посадили под домашний арест. Три дня спустя, получив благословение митрополита Симона, Иван III «посадил» Василия «на великое княженье Володимерьское и Московское и Всея Руси самодержцем»

В Великой Руси известие, несомненно, встретили со смешанным чувством. Оно вызвало значительное беспокойство за границей и породило всяческие слухи. Опала Елены Молдавской и ее сына обострила отношения Москвы с Молдавией. Воевода Стефан, отец Елены, горько жаловался своему (и Ивана III) союзнику, хану Крыма Менгли‑Гирею. Через посланника Иван III пытался объяснить хану свое отношение к Дмитрию следующими обстоятельствами: «Я, Иван, сначала благоволил своему внуку Дмитрию, но он стал груб со мной. Все благоволят тому, кто хорошо служит и старается угодить своему благодетелю; нет смысла в благоволенье человеку, который груб к тебе». Посол Ивана в Литве получил инструкции давать подробные объяснения всем, кто будет задавать вопросы о событиях в Москве. Кроме того, посол должен был подчеркивать, что Василий теперь вместе с Иваном III, является сюзереном всех русских государств.

После этого в некоторых документах к Ивану III обращались как к «великому государю». Возможно по этой причине Герберштейн называл его «Великим». Действительно можно предположить, что Иван III, хотя и имея все внешние знаки власти, был вынужден передать значительную часть реальной власти Василию (Софья умерла 7 апреля 1503 г.). Очевидно, что Василий установил тесный контакт с лидерами консервативной группы русского духовенства. Они, в свою очередь, рассчитывали, что Василий поддержит борьбу против ереси, а также поможет им отразить будущие попытки провести секуляризацию церковных земель.

Под влиянием Василия Иван III согласился принять лидера консервативного духовенства, настоятеля Иосифа Санина Волоцкого. Иван III трижды имел беседы с Иосифом на пасхальной неделе 1503 г. Мы знаем об этих встречах из писем Иосифа архимандриту Митрофану, который являлся духовником Ивана III в последние годы его жизни. Иосиф написал Митрофану в апреле 1504 г. – то есть примерно через год после встречи с Иваном III. Иосиф, по всей вероятности, в это время еще прекрасно помнил основное содержание своих бесед, но мы не можем быть уверены, что все его утверждения правдивы в деталях. Как пишет Иосиф, при первой встрече Иван признал, что беседовал с еретиками и просил Иосифа простить его. Иван III добавил, что митрополит и епископы отпустили ему этот грех. Иосиф ответил, что Бог простит Ивана III, если с этого момента он будет бороться с ересью. Во второй беседе Иван III объяснил Иосифу, какую ересь возглавлял протоиерей Алексий, а какую Федор Курицын. Иван также признал, что его невестку Елену обратил в ересь Иван Максимов. Затем Иван, как утверждается, пообещал принять против ереси жесткие меры. Однако при третьей встрече Иван III спросил Иосифа, не будет ли грехом наказывать еретиков. Когда Иосиф начал выступать в пользу наказания, Иван резко прервал беседу.

В августе и сентябре 1503 г. в Москве был созван собор (церковный совет). Иосиф и его последователи надеялись, по всей вероятности, что этот собор разрешит подавление ереси. Иван III, однако, не включил вопрос о ереси в повестку дня собора, который под председательством Ивана III рассмотрел некоторые мелкие реформы в церковной администрации. Одна из них касалась сборов, которые требовали епископы от кандидатов в священнослужители при посвящении в сан. Это, кстати, было одним объектов критики еретиков. Собор принял решение упраздни эти сборы. Когда сессия собора уже близилась к концу, представитель заволжских старцев, Нил Сорский, предложил вниманию собора новую проблему, говоря, что монастыри нужно лишить права владеть землей. Маловероятно, что Нил сделал этот шаг без согласования с Иваном III.

Предложение встретило яростное сопротивление. Митрополит Симон, три года назад благословивший захват церковных земель в Новгороде, теперь протестовал против возможности применения подобных мер ко всей Руси. Как мы знаем, до конца 1503 г. Симон никогда не осмеливался открыто противоречить Ивану III. Теперь, однако, он мог рассчитывать на защиту Василия. Противники Нила сделали все, чтобы отклонить его предложение. Иосифа Санина, уехавшего из Москвы за день до речи Нила, поспешно затребовали обратно. Большая часть собора оказалась в оппозиции к Нилу. Иван III трижды пытался переубедить совет, но в конце концов был вынужден отступить, после того как Иосиф и другие защитники существующего порядка засыпали его цитатами из отцов церкви и византийских церковных уложений, подтверждающих их позицию.

Отказ собора позволить дальнейшую секуляризацию церковных земель был серьезным ударом по планам Ивана III увеличить фонд поместной земли, а через нее дворянское ополчение. Поскольку Василий поддерживал решение собора, Иван III не мог ничего поделать. Ему скоро представилась возможность нанести ответный удар одному из самых активных врагов еретиков, архиепископу Геннадию Новгородскому. Геннадий подписал решение собора, упраздняющее плату епископам за введение священников в сан; но по возвращении в Новгород он не смог убедить своего секретаря прекратить эти поборы. В Москву немедленно поступили жалобы. При других обстоятельствах Геннадий, скорее всего, сумел бы выпутаться или во всяком случае получить лишь небольшое наказание или выговор. Теперь Иван III потребовал от митрополита Симона немедленных действий, и Геннадия тут же убрали из епархии.

После смещения Геннадия руководство борьбой против ереси принял на себя Иосиф Санин. В вышеупомянутом письме от апреля 1504 г. к духовнику Ивана III Митрофану Иосиф побуждает Митрофана использовать все средства, чтобы убедить Ивана III в необходимости подавить ересь. Иосиф утверждает, что если Митрофан не сможет справиться с задачей, Бог накажет и его (Митрофана) и Ивана III. Василий, в свою очередь, вне всяких сомнений, подталкивал отца созвать новый церковный собор, чтобы заклеймить ересь. Наконец Иван III сдался. Стоит отметить, что примерно в это время (не позже 16 июня 1504 г.) Иван III написал завещание, в котором «благословил» Василия «всеми русскими великими княжествами». Младшим братьям Василия давалось указание считать Василия «своим отцом» и во всем ему подчиняться. Дмитрий вообще не упоминается в завещании. Подпись засвидетельствовали четыре человека: духовник Ивана III, архимандрит Митрофан; председатель боярской думы, князь Иван Холмский; князь Данила Васильевич Щеня; и боярин Яков Захарьевич Кошкин.

Собор против еретиков собрался в Москве в декабре 1505 г. На этот раз вместе с Иваном III номинально председательствовал Василий, но фактически был один председательствующий. Руководителей ереси приговорили к сожжению на костре. Троих, включая брата Федора Курицына и Ивана Максимова, сожгли в Москве 27 декабря. Вскоре после этого нескольких других еретиков казнили в Новгороде. Елена Молдавская скончалась в тюрьме 18 января 1505 г.

Отказ собора 1503 г. одобрить секуляризацию церковных земель и жестокое наказание еретиков, назначенное собором 1504 г., больно задели чувства Ивана III. Его захлестнули отчаяние и тоска: он, по‑видимому, каялся в своих последних ошибках. Однако теперь было слишком поздно что‑либо менять. Автоматически он продолжал исполнять обязанности великого князя. Его вассал, хан Казани Мухаммед‑Эмин, поднялся против Ивана III и зверски убил многих русских купцов, живших в Казани. В сентябре казанские татары напали на Нижний Новгород, но были отбиты. Что касается семейных дел, то 4 сентября 1505 г. Василий женился на Соломонии Сабуровой, дочери московского боярина. Обряд совершил митрополит Симон. Иван III присутствовал на свадьбе.

Думал ли Иван III о возвращении к власти Дмитрия? Слухи об этом ходили по Москве еще в 1517 г., во время первого приезда Герберштейна в Москву. Герберштейн рассказывает, что когда Иван III умирал, "он приказал привести к нему Дмитрия и сказал – «Дорогой внук, я согрешил против Бога и тебя тем, что заточил те в темницу и лишил наследства. Поэтому я молю тебя о прощении Иди и владей тем, что принадлежит тебе по праву». Дмитрия тронула эта речь, и он легко простил своему деду все зло. Одна когда он вышел, его схватили по приказу дяди Гавриила (то есть Василия) и бросили в тюрьму. Иван скончался 27 октября 1505 г.