Эскадренный миноносец неуловимый. Волынский - Жизнь Замечательной TROITSA1 — ЖЖ Продолжу серию постов про победу

Продолжу серию постов про победу.

Сегодня - про реального человека, нашего современника. Которого я ненавидел и уважал в детстве. И который открывал парад на Красной площади два раза! Он первым шёл и нёс Знамя Нахимовского училища в своих руках. И я видел его по телевизору!!! И мои школьные друзья его видели. Уважительно смотрели на меня - он жал руку человеку, идущему первым на параде!

Теперь в мозгу Путина чего-то хрустнуло, и снова Нахимовцы будут идти первыми, открывать Парад Победы. А он ПЯТЬ раз печатал шаг по вековой брусчатке! И я его уважал и ненавидел. Почему?

Однажды в воскресение к нам к обеду пришёл молоденький морячок, курсант Нахимовского училища. Мой дальний родственник из Севастополя поступил в Нахимовское и три года как часы приходил к моей маме и моей семье на обед. Нет, в училище кормили отлично, но ему его мама сказала - каждое воскресение идёшь на обед к тёте Лёле, мою маму так родня звала. Домашнюю еду ничем не заменишь! Тем более мама так варила борщ! А он с Украины, после тарелки её борща - как на родине побывал.

И всё было бы хорошо, но его назначили примером для меня, подростка. Он был точен как часы, подстрижен идеально, это понятно, но его форма была идеально выглажена, и он снимал гюйс (воротничок такой у моряков) и долго его складывал по складкам. Ни одной лишней морщинки! А самое главное - он вскакивал из-за стола, когда женщина или девушка поднималась из-за него!

Все три года мне его тыкали в нос! Я бесился, но когда он простенько рассказал, что умеет танцевать не только вальс, но и полонез, и пасодобль, я сдулся! Мои познания в рок-музыке стали такими бледными и ненужными. На меня пахнула мощь Империи !

Революции… победа пролетариата… комсомольские субботники… Они пронеслись над моей землёй. А русские моряки продолжают танцевать пасодобль!

С этого момента я стал имперцем и монархистом. Витя, коммунист, делегат съездов и партконференций, ты же не знал этого?

Итак, знакомьтесь, Волынский Виктор Леонидович. Почти легенда русского черноморского флота современности.

Волынский
Виктор
Леонидович
ЛНВМУ
1970 г.в.

Большую статью из сборника выпускников Нахимовского училища вы можете прочесть в конце поста, и статью прошлогоднюю, когда он уже плавал на гражданских танкерах, которые как 4 авианосца размером.

Только добавлю немного своих воспоминаний. Любопытных)))

Когда он приезжал раз в год-два и рассказывал морские байки, я ему почти не верил. А он и вправду был грозой Средиземного моря! Он ходил бок-о-бок с американским флотом.
Они были врагами, но американский адмирал первым поздравил Витю с рождением дочери в Севастополе. Наши сообщили только ближе к вечеру, когда американцы уже убрали рупоры, выключили праздничную музыку, закончили салют… У русского капитана родился ребёнок!

Он говорил: было очень приятно, что так громко тебя поздравляет потенциальный враг, причём от души, но тревожно понимать, что разведка врага всё знает!

Я ему верил тогда, когда он объяснял отчего так поправился, став капитаном: сидишь, говорит, в рубке и вестовому командуешь - а ну-ка братец, принеси котлетку с камбуза, а он огромную тарелку приволакивает, съешь конечно всю…

Когда Витя бороздил на своём эсминце Средиземное море, вися на хвосте американского авианосца, то самое скверное было то, что американские пилоты сдавали экзамены на высший профессонализм, достигнутый учёбой. Над его головой.

Надо было пролететь низко над советским кораблём. И если пилот сумел пролететь ниже наших антенн, он получал высшее звание Мастер-пилот. И следующее звание.

И так наших это доставало!

И произошло событие почти вызвавшее войну. Наш матрос с Витиного корабля сбил Фантом! Он упал рядом с кораблём в море. Пилот катапультировался, остался жив. Но нашему матросу настали суровые дни!

Витя посадил его на губу. Матроса сначала допрашивал судовой комитетчик. Вечером на вертолёте прилетели комитетчики из Севастополя. Парня допрашивали два дня. Чем ты его сбил? Из чего стрелял? А парень просто со злости бросил консервную банку в Фантом! А он упал! Комиссия стала мерять высоту пролёта и силу броска матроса. Целый день парень бросал банки...

А Витя был в трансе - либо посадят за развязывания третьей мировой, либо снимут с командиров. Комиссия улетела ничего не сказав. Вся команда гадала либо снимут, либо орден дадут командиру! А Витя плохо спал. Наутро получил телеграмму.

Матрос кинул банку в самолёт. Она сверкнула на солнце. Самолёт летел очень низко над морем. Рука лётчика от испуга дрогнула. Крылом самолёт задел волну и упал. Все живы. Никто не виноват. Отбой.

Витя был рад. Не виноват. Отбой.

Это не байка, это реальная жизнь советских моряков. Но никто не писал в штаны со страха. Рапорт никто не писал. Западло это...

И второй раз я ему не поверил, когда он приехал с северов, где побывал на суперпоследней атомной лодке. Он приехал мрачный - он прекрасно знал тесноту лодок на черноморском флоте, хоть и не подводником был, когда моряки там спят на койке по сменке, в духоте и тесноте…

А тут - каюта на двух моряков, бассейн небольшой с банькой, волейбольная площадка… И зимний сад, где летают настоящие попугаи! Тут я точно понял - он врёт! Хотя он показывал на мой довольно длинный шестиподъездный девятиэтажный дом и говорил, что лодка длиннее моего дома и все 9 этажей в ней утонут! Только потом я узнал, что погибший «Курск» не самая большая советская лодка. Это вновь была Империя!

Моряк от бога. - Морской сборник № 9, 2002 г.


Интерьер кабинета начальника штаба тыла ЧФ чем-то напоминает одну из экспозиций флотского музея, посвященную выходу Черноморского флота в Среди земное море и Мировой океан - макеты, фотографии и модели кораблей, имена большинства из которых мало знакомы молодому поколению моряков. Его хозяин - капитан 1 ранга В.Волынский - охотно рассказывает о том, как экспонатами пополнялась его коллекция морских сувениров, насколько они ему дороги как память о более чем тридцатилетней флотской службе и многочисленных дальних походах. При этом успевает отвечать на телефонные звонки, утверждать документы и принимать доклады своих подчиненных.

О добродушии, простоте и необыкновенном остроумии Виктора Леонидовича на флоте ходят легенды. Впрочем, и об уникальным опыте службы и высоком профессионализме капитана 1 ранга В.Волынского черноморцам известно не меньше, чем о его исключительных человеческих качествах. О таких, какой, говорят "моряк от Бога". Сам Виктор Леонидович никогда не сомневался в выборе жизненного пути. Для него было свято пойти по стопам отца, который служил в свое время инженером-энергетиком в Финляндии, Таллинне, Феодосии и Балаклаве. Потому Волынский-младший, почувствовав с детства соленый вкус флотской романтики, уже после пятого класса мечтал поступить в Ленинградское Нахимовское военно-морское училище.
Он достиг поставленной цели. Правда, на вступительном экзамене по иностранному языку чуть было не произошел казус. Дело в том, что Виктор учил в школе французский, а отвечать пришлось преподавателю английского. После длительного "собеседования" офицер и абитуриент в конце концов нашли общий язык, и это была первая победа юноши. Остальные экзамены Волынский сдал без проблем.
В училище севастопольский паренек привлекал к себе внимание не только способностями полиглота. Физически крепкому и выносливому курсанту доверили нести знамя Нахимовского ВМУ на параде в честь Дня Победы в Москве. Он до сих пор гордится тем, что за все годы учебы ему посчастливилось пять раз пройти в парадной "коробке" по брусчатке Красной площади: вначале нахимовцем, затем курсантом Черноморского ВВМУ имени П.С.Нахимова. В нем он прошел все возможные для курсанта командирские ступени. Науку корабельной службы стремился постичь глубоко и прочно. Теорию проверял и укреплял практикой на больших ракетных кораблях "Бедовом", "Неуловимом", ВПК "Красный Кавказ", крейсерах "Грозный" и "Жданов". В дальнейшем, кстати, сложилось так, что почти на всех из них и продолжилась офицерская служба Виктора Леонидовича.

Сначала был "Бедовый", где за шесть лет службы Волынский прошел путь от командира ракетной батареи до командира корабля, участвовал в своей, пожалуй, самой продолжительной боевой службе в Средиземном море, отслеживая американские авианосцы, затем в Южной Атлантике и у знойных берегов Африки. Возвращаясь в родную базу, Виктор получил самое выстраданное и потому особенно долгожданное для любого офицера воинское звание - старший лейтенант. Причем получил его не совсем так, как обычно.
Однажды в Средиземке с крейсера "Дзержинский" на БРК "Бедовый" перешел командующий Черноморским флотом адмирал Н.Ховрин. Докладывая ему обстановку, командир корабля упомянул и о том, что у ряда молодых офицеров в период длительного плавания истек срок присвоения очередного воинского звания, а представления на них заранее не готовили. Буквально через час, когда лейтенант Волынский поднялся на ходовой мостик и спросил у находившегося там адмирала разрешения заступить на вахту, то услышал: "Заступайте, товарищ старший лейтенант!" И тут же получил из рук командующего флотом новые погоны.

С тех пор прибавление в звездах "на переходе морем" стало для Виктора Леонидовича своеобразной традицией. Капитан-лейтенантом Волынский стал спустя три года - и тоже в ходе боевой службы. К званию капитан 2 ранга был представлен досрочно, командуя экипажем "Неуловимого", а погоны получил уже в качестве старпома командира крейсера "Жданов", находясь в Черном море. Свое нынешнее звание Виктор Волынский получил после окончания Военно-морской академии имени Н.Г.Кузнецова, когда в должности начальника-штаба бригады ракетных кораблей вышел в море для отработки учебно-боевых задач на БПК "Очаков". Исключением из "правил" было только получение звания капитана 3 ранга, которое ему присвоили во время учебы на Высших специальных офицерских классах. Виктор Леонидович считает, что ему очень повезло, ибо основная часть его офицерской карьеры пришлась на пик развития советского ВМФ. Более 20 раз Волынскому приходилось выполнять задачи боевой службы, 15 из них - в качестве командира корабля или старшего на борту. Следили за авианосными ударными группировками тогда еще "вероятного противника". Ходили с визитами почти во всё страны южной части Мирового океана. Бросали якоря во всех штатных и малоизвестных точках, швартовались в незнакомых портах, заправлялись в разных погодных и технических условиях: на ходу, на якоре, под одной машиной, под одним котлом. Порой три танкера одновременно обеспечивали топливом и водой по три корабля.

Капитан 1 ранга В.Волынский откровенно гордится тем, что ни разу не создавал предпосылок к навигационным авариям и происшествиям. Комбриги, вспоминает он, водили тогда сввои корабли строями, ордерами, управляли сразу двумя полноценными КПУГами. Когда он командовал БРК "Неуловимый", при авральной подготовке к выходу в море приходилось за день по нескольку раз швартоваться к разным причалам, в любое время суток и при любой погоде, будь то заправка топливом, погрузка продовольствия или боезапаса. А на учениях ракет, торпед, глубинных бомб и снарядов выпускали столько, сколько этого требовали условия.
Начальником штаба бригады В.Волынский ходил практически на всех кораблях соединения. К примеру, в Средиземное море шел на ПКР "Ленинград" и СКР "Разительный", а возвращался на СКР "Ладный" и "Пытливый". Часто с корабля на корабль приходилось пересаживаться в штормовых условиях, при помощи грузовых кранов. Заметим, что никто из эскадры на подобные рискованные перемещения не решался.
Во всех дальних походах в качестве старшего на борту капитан 1 ранга В. Волынский делил ответственность за безопасность плавания с командирами кораблей, если требовала обстановка - советовал, подсказывал. И всегда считал и считает, что у командира своя мера ответственности и брать управление кораблем на себя нужно в крайних, исключительных случаях, когда явно видишь, что действия командира могут привести к ЧП. Дело старшего на борту - находиться рядом с командиром корабли, просчитывать в голове совершаемый маневр и прогнозировать дальнейшее развитие событий, быть в постоянной готовности к немедленному вмешательству и... переживать.
По результатам всевозможных проверок и инспекций, Которых на его долю пришлось немило, В.Волынскому обязательно делали замечание, что мало издает приказов о наказании подчиненных. Но у Виктора Леонидовича на этот счет свое мнение: он придерживается принципа, что основным методом воспитания является убеждение, а не наказание. Поскольку сегодня любое дисциплинарное взыскание неизбежно влечет за собой и наказание рублем, от которого, в первую очередь, страдают семьи, в приказы Волынского попадают лишь явные виновники снижения боеготовности или причинения серьезного материального ущерба.

Отчитывать на повышенных тонах подчиненных, конечно, случалось, не без этого,- признается капитан 1 ранга В.Волынский, - но только в кабинете или в каюте. На ходовом мостике - никогда. В любой нештатной ситуации: не вышла ракета из шахты, застряла бомба, остался в канале ствола снаряд - действуй спокойно, согласно существующим инструкциям. Почему так получилось - разберешься потом. А суета и нервотрепка в такие ответственные моменты никогда к хорошему не приведут. Экипаж очень тонко чувствует настрой и уверенность командира. Подашь плохой пример - жди беды и вини после этого только себя.

А еще капитан 1 ранга В.Волынский убежден, что командир должен обладать твердым волевым характером и в интересах службы и, особенно, безопасности людей уметь говорить "нет" даже старшим начальникам. В качестве примера он рассказал случай, произошедший с ним в иностранном порту.
Корабль стоял на рейде и готовился к возвращению в базу, когда группа офицеров и мичманов обратилась к Волынскому, как к старшему похода, с просьбой сойти на берег для "отоваривания" оставшейся на руках местной валюты. Уговаривали так убедительно, что пришлось поступиться собственными правилами и отпустить. Но когда люди возвращались, погода вдруг резко испортилась, ветер поднял волну, и барказам с командой моряков никак не удавалось подойти к борту. Возникла реальная угроза жизни 40 человек.
Как корил себя в эти минуты Волынский! За мягкотелость, за то, что позволил "развести центробалт" и подверг опасности сослуживцев. Хорошо, что все закончилось благополучно. Швартовая команда сработала на славу и все горе-ходоки были подняты на борт изрядно намокшими, но целыми и невредимыми, Никого из них не упрекнул Волынский, а себя нещадно "выпорол" на всю катушку. И зарубку в памяти сделал на всю оставшуюся жизнь.

Предпочитающий крылья ходового мостика просторному служебному кабинету и нехитрый быт корабельных кают - домашнему уюту, капитан 1 ранга В.Волынский отнюдь не стыдится "паркетности" нынешней своей должности. Вспомогательный флот ЧФ по праву считается самым плавающим и по регулярности выходов в море, и по тоннажу "единичек", и по количеству вымпелов. Однако объем решаемых штабом задач требует его деятельности не только в море. Как орган управления тылом, штаб отвечает за все виды готовности своих служб, принимает стекающуюся информацию, организует ритмичное взаимодействие многочисленных тыловых структур, отрабатывает документы и доводит до низовых звеньев решения заместителя командующего флоту по тылу.

Останься Виктор Леонидович в своей прежней должности командира бригады вспомогательных судов - без особого труда управлял бы отлаженной им же самим системой, опираясь на проверенных в походах людей.
Но собственная карьера для Виктора Леонидовича вторична, главное заключается в возможности испытать себя на новом поприще, принять вызов судьбы, делать свое дело так, чтобы не пришлось краснеть за вверенный участок работы. О том, что Волынскому удается работать именно так, говорят итоги недавней проверки Черноморского флота комиссией под руководством начальника Тыла ВС РФ - заместителя Министра обороны РФ по Тылу генерала армии В.Исакова. Была проведена полная проверка наличия материальных средств на всех без исключения складах флота.
По всем показателям на Черноморском флоте, по словам В.Исакова, положение дел лучше, чем на других флотах и в этом есть немалая заслуга начальника штаба тыла ЧФ капитана 1 ранга В.Волынского.

Горжусь!

Так и не стал он адмиралом! Я мальчишкой верил в это. Но такие статьи заслужить! Читайте

И статья 2012 года. Он был капитаном на танкерах водоизмещением 160 000 тонн, это четыре тяжелых авианесущих крейсера (ТАКР) «Киев», то есть четыре отечественных авианосца. Это огромный плавучий город. А этого его нынешнее хозяйство.

Новых Вам миль, капитан Волынский

2012-09-30 11:12:42

Чтобы понять сегодняшнего капитана 1 ранга запаса капитана судна размагничивания Черноморского флота СР-939 Виктора Волынского, необходим экскурс к его первым шагам на командирский, а затем и капитанский мостик. А было это в ту пору, когда война «холодная» от малей¬шей искры могла стать «горячей». Мощная группировка кораблей американских ВМС, в числе которых был и авиано¬сец «Америка», курсировала вблизи ливанских берегов. А почти внутри этой группировки находился советский большой ракетный корабль «Неуловимый». Экипажу БРК предписывалось наблюдать за действиями прежде всего авианосца и в случае чего... Командир «Америки» это понимал, но, осознавая техническое превосходство авиа¬носца, решил «погонять» видавший виды советский «паросиловичок». «Америка» вначале неспешно вышла из общего ордера кораблей, увлекая за собой «Неуловимый», а потом ее машины все прибавляли и прибавляли обороты. О такой скорости БРК и в «молодости» мечтать не мог.

Но техническая дуэль между двумя кораблями получилась лишь отчасти. Преимущества авианосца в скорости быстро были сведены на нет тактическим мастерством командира «Неуловимого» капитана 3 ранга Виктора Волынского. Зная тактику действий авианосца, Волынский безошибочно моделировал его маневрирование в районе, и «Неуловимый» всякий раз появлялся на пересечении курса «Америки»...

Вопрос выбора жизненного пути перед Виктором Волынским не стоял. И не только в силу того, что он, как и многие севастопольские мальчишки, бредил морем, фло¬том, кораблями. Военный в третьем поколении, он просто нe видел для себя иного пути. Для него было свято пойти по стопам отца, который служил в свое время инженером-энергетиком в Финляндии, Таллинне, Феодосии и Балаклаве. Из 36 школьников, сведенных кадровыми органами в одну группу поступающих в Нахимовское училище, 34 на первом же экзамене получили неудовлетворительные оценки. Одним из двух «счастливчиков» был Волынский. Причем ему, учившему в школе французский, для достижения поставленной цели пришлось впоследствии осилить и английский. И все для того, чтобы, в конце концов, получить самостоятельную командирскую должность.

До командирского значка на тужурке выпускник Черноморского ВВМУ имени П.С. Нахимова прошел целый ряд должностных ступенек. И начал с должности командира батареи на большом ракетном корабле (БРК) «Бедовый», который явился первым в ВМФ СССР кораблем, вооруженным противокорабельным ракетным оружием. Там же прошел должности командира БЧ-2, старшего помощника командира и после Высших офицерских классов был назначен командиром БРК «Неуловимый».

Как быстрее вывести корабль в первую линию, сделать его по-настоящему боеготовым? Сложный, но наиболее эффективный способ решить эту проблему - выйти в море, на боевую службу. На крейсере «Жданов» командующий Черноморским флотом адмирал Алексей Калинин проводил какое-то совещание. Там-то и обратился к нему новоиспеченный командир «Неуловимого» с просьбой послать корабль на боевую службу. В общефлотских планах боевая служба для БРК не значилась. Тем не менее, в ту пору планы еще можно было подвергнуть кор¬ректировке в сторону повышения интенсивности боевой учебы. Уже через неделю «Неуловимый» поставили в док. В сжатые сроки молодой командир подготовил корабль и экипаж к походу. Сутками не сходил с БРК, но дело сделал.

Два с половиной месяца бороздил Средиземное море «Неуловимый», неустанно наблюдая за действиями американской армады близ ливанского побережья. Потом были еще боевые службы. Среди семи кораблей «Неуловимый» твердо занимал второе место, уступая лидерство лишь гремевшему на весь ВМФ новому ракетному крейсеру «Слава», который ныне носит звание флагмана флота и гордое имя гвардейского ракетного крейсера «Москва».

Были у Волынского и другие командирские должности, но он уже знал свой дальнейший маневр. Окончив с отличием Военно-морскую академию, вернулся на Черноморский флот, уже на должность начальника штаба самой крупной и самой плавающей бригады. В ее состав входили противолодочный крейсер «Ленинград», большие противолодочные корабли «Керчь», «Очаков», «Азов», «Красный Кавказ»... - имена, которые знал весь Военно-Морской Флот. А вот командиром бригады капитана 1 ранга Волынского в сентябре 1994 года уже назначили совсем в другое место, вроде как и не боевое. Да и время было уже совсем не то, когда он гонялся за «Америкой». Самое трудное - дефицит всего и вся, начиная от воды, электроэнергии, топлива и заканчивая ЗИПом и деньгами. А в его подчинении - пуповина флота, связывающая боевые единицы с берегом: танкеры, плавмастерские, морские буксиры, рефрижераторы, военный транспорт «Генерал Рябинов» и госпитальное судно «Енисей»...

В общем, было от чего за го¬лову схватиться. Но даже в тех непростых условиях, несмотря ни на что, экипажи кораблей и судов продолжали самоотверженно выполнять поставленные задачи не только в Черном, но и в Средиземном морях. А Волынскому в силу обилия этих задач и нерешенных проблем приходится выступать не только в роли комбрига или капитана-наставника. Нужно еще и предугадать «маневр», на который вынудят флот те или иные обстоятельства. Вот где в полной мере пригодился ему огромный накопленный опыт, которым он щедро делился с командирами и капитанами подчиненного ему соединения.

На долю Волынского выпало удвоение бригады, когда в нее влилась еще одна бригада вспомогательных судов - 16-я. И по количеству вымпелов и суммарному во-доизмещению она стала чуть ли не всем вспомогательным флотом ЧФ. Впрочем, и с управлением этой «армадой» комбриг Волынский справился, ему не впервой было рассчитывать маневр на опережение. И как следствие - новая вышестоящая должность: начальник штаба тыла ЧФ.

Круг забот стал намного шире, а ответственность распространялась теперь практически на весь флот, важной составляющей которого был тыл. Нет тыла, нет и флота, ведь тыл - это обеспечение жизнедеятельности флота. Шесть лет исполнял эту ответственную должность Волынский, был правой рукой таких адмиралов, как Владимир Лавров, Алексей Белкин. О том, как работал Волынский, говорят, например, итоги проверок Черноморского флота комиссией под руководством начальника Тыла ВС РФ - заместителя Министра обороны РФ по Тылу генерала армии В.Исакова, когда проходила полная проверка наличия материальных средств на всех без исключения складах флота. По многим показателям на Черноморском флоте, по признанию В.Исакова, положение дел было лучше, чем на других флотах и в этом конечно, была немалая заслуга начальника штаба тыла ЧФ капитана 1 ранга В.Волынского.

Неизбежно пришло время увольнения в запас. Однако и после этого Волынский не оставил море. Правда, теперь уже в качестве капитана дальнего плавания. И водил он уже не боевые корабли, а большей частью танкера. Причем, водоизмещением от 3 000 до 160 000 тонн. Судно в 3 000 тонн это по водоизмещению - сторожевой корабль. 160 000 тонн это по водоизмещению почти четыре тяжелых авианесущих крейсера (ТАКР) «Киев», то есть четыре отечественных авианосца. Это огромный плавучий город.

Правда, экипажи даже таких исполинов небольшие, - говорит Волынский, - намного меньше, чем на боевых кораблях. Обычно, чуть больше двух десятков. Потому, что там нет оружия и все автоматизировано.

Он управлял двенадцатью такими судами и обошел с ними весь свет. К военному списку, в который входят Болгария, Румыния, Турция, Сирия, Югославия, Италия, Франция, Греция, Ангола, Египет, Индия, Ливия, добавились такие, как Польша, Германия, Гонконг, Бангладеш, Оман, Иран, Иордания Ливан, Гвинея, Объединенные Арабские эмираты, Испания, Йемен…

И все это «гражданское» время он часто вспоминал Черноморский флот, боевые службы, призывные трели колоколов громкого боя. Военная служба накрепко вошла в его жизнь. И потому он вновь оказался на флоте. С апреля сего года Виктор Леондидович - капитан на СР-939.

На счету Волынского более двадцати боевых служб и более десятка походов в качестве капитана дальнего плавания. Если собрать воедино все пройденные им мили, то земной шар он обошел не один раз. Также как не один раз пересекал экватор. У него взрослая дочь - Наталья, две внучки, а в августе родился внук, которого назвали Леонидом, в честь деда, отца Виктора. И как знать, быть может, маленький пока Леонид со временем тоже станет военным или гражданским моряком. И морская династия Волынских продолжится.

А пока наш юбиляр, которому 1 октября исполнится 60 лет, думает о постановке СР-939 в док, вводе судна размагничивания в состав сил постоянной готовности, мечтает о новых походах. Новых Вам, миль, капитан Волынский!

Эскадренный миноносец «Неуловимый» - третий корабль проекта 56-М, также известного как тип «Бедовый» (код НАТО - «Kildin»), построенный для Советского Военно-Морского Флота в 1950-х годах. Впоследствии был модернизирован по проекту 56-У.

История

29 апреля 1954 года ЭМ «Неуловимый» был зачислен в списки кораблей ВМФ, и 23 февраля 1957 года, под заводским номером 743, заложен на Петербургжском заводе им. Жданова по проекту 56. Там же был достроен по проекту 56-М (заводской номер 765) и 27 февраля 1958 года спущен на воду.
В том же году, 30 декабря, «Неуловимый» вступил в строй. 8 марта 1960 года он был включен в состав Краснознамёенного Балтийского флота (КБФ). 19 мая 1966 года ЭМ «Неуловимый» был переклассификации в Большой ракетный корабль (БРК), 26 января 1973 года - в Большой противолодочный корабль (БПК), и 3 августа 1977 года снова возвращен в класс БРК.

В 1969 году БРК «Неуловимый» осуществил миссию к побережью Африки, где нанёс в феврале визит в Конакри (Гвинея), и в марте - в Лагос (Нигерия). После возвращения, 7 апреля 1969 года «Неуловимый» был причислен к Краснознамённому Черноморскому флоту (КЧФ). В период с 2 декабря 1971 года по 4 октября 1972 года - модернизирован на «Севморзаводе» (Севастополь) по проекту 56-У. 6 июня 1974 года «Неуловимый» был выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой, но через восемь лет, 18 марта 1982 года, расконсервирован и вновь введен в строй.

15 мая - 13 июня 1984 года принимал участие в учениях «Океан-84», проходивших в Средиземном море (тема учений: «Разгром АМГ противника ОС РУС во взаимодействии с МРА ВВС ЧФ»).
В учениях так же принимали участие КРУ «Жданов», БПК «Комсомолец Украины», «Сдержанный», «Стройный», «Удалой», эсминцы «Находчивый», «Сознательный», БРК «Бедовый», СКР «Сильный», «Дружный», «Волк», малые ракетные корабли (МРК) «Зарница», ПЛ К-298, разведывательный корабль «Кильдин», танкер «Десна» и др.
19 апреля 1990 года «Неуловимый» был разоружён и исключён из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 11 февраля 1991 года расформирован и впоследствии продан частной итальянской фирме для разделки на металл.

Вооружение

Согласно проекту 56-М, на «Неуловимом» стояли :

Пусковая установка СМ-59, для пуска 8 ракет КСЩ (Корабельный снаряд «Щука»), с системой управления СУ «Кипарис-56М»;

Четыре четырёхствольных 57-мм автомата ЗИФ-75;

Два двутрубных 533-мм торпедных аппарата (ТА);

Две реактивные бомбомётные установки РБУ-2500 (под РГБ-25 снаряд; 128 шт.).

После модернизации по проекту 56-У, признанный устаревшим комплекс КСЩ, был заменён на две автоматические 76-мм установки АК-276 и четыре Противокорабельных ракетных комплекса (ПКРК) для П-15М «Термит» (код НАТО - SS-N-2 Styx).



Головной эсминец «Бедовый» заложен по проекту 56 как чисто артиллерийско-торпедный корабль, но в ходе строительства превращен в ракетный (проект 56-ЭМ). Остальные строились по проекту 56-М, но практически не отличались от прототипа. Недостатки ракет КСЩ стали причиной модернизации трех кораблей («Неуловимый», «Прозорливый», «Бедовый») по проекту 56-У с установкой новых ПКРК П-15М. «Неудержимый» вследствие загрузки дальневосточных заводов не модернизировался. Все корабли вступили в строй как эсминцы, 19.5.1966 г. переклассифицированы в БРК, затем в ВПК и в 1977г.- снова в БРК (кроме «Неудержимого»).


Большой ракетный корабль «НЕУЛОВИМЫЙ», 1979 г.



Эсминец «НЕУЛОВИМЫЙ», 1961 г.


БЕДОВЫЙ (заводской № 1 204). 3.9.1952 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.1 2.1953 г. заложен по проекту 56 на заводе № 445, достраивался по проекту 56-ЭМ, спущен 31.7.1955 г., вступил в строй 30.6.1958 г. и 30.7.1958 г., подняв Военно-морской флаг, вошел в состав ЧФ; явился первым в ВМФ СССР кораблем, вооруженным противокорабельным ракетным оружием. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК, 26.1.1973 г.- в БПК и 28.6.1977 г.- вновь в БРК. 20 - 27.7.1967 г. нанес визит в Гавану (Куба) и 9 - 11.8.1969 г.- в Бриджтаун (Барбадос). 7.10.1970 г.- 15.7.1971 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 9.11.1970 г. при сопровождении отряда кораблей НАТО в Средиземном море столкнулся с английским авианосцем «Ark Royal», но из строя не вышел и продолжил выполнение боевого задания. В период с 18.7.1972 г. по 25.1.1974 г. модернизирован на «Севморзаводе» в Севастополе по проекту 56-У, а в период с 23.4.1981 г. по 14.5.1986 г. там же прошел капитальный ремонт. 25.4.1989 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 5.8.1989 г. продан частной фирме Турции для разделки на металл и 1.10.1989 г. расформирован.

ПРОЗОРЛИВЫЙ (заводской № 1210). 17.10.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.9.1956 г. заложен по проекту 56 на заводе № 445, достраивался по проекту 56-М, спущен 30.7.1957 г., вступил в строй 30.12.1958 г. и 8.3.1960 г. включен в состав ЧФ. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРИ и 1.2.1977 г.- в БПК, а 3.8.1977 г. возвращен в класс БРК. В1976 - 1977 гг. модернизирован на«Севмор- заводе» в Севастополе по проекту 56-У. 25.8.1978 г. перечислен в состав ДКБФ. 14- 18.6.1979 г. нанес визит в Хельсинки (Финляндия). 1.11 -31.12.1979 г., находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Анголы. 24.6.1991 г. разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 1.10.1991 г. расформирован.

НЕУЛОВИМЫЙ (заводской № 743/765). 29.4.1954 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.2.1957 г. заложен п‹здлрректу 56 назаводе № 190, достраивался по проекту 56-М, спущен 27.2.1958 г., вступил в строй 30.1 2.1958 г. и 8.3.1960 г. включен в состав КБФ. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК и 26.1.1973 г.- в БПК, а 3.8.1977 г. возвращен в класс БРК. 15 - 20.2.1969 г. нанес визит в Конакри (Гвинея) и 5 - 10.3.1969 г.- в Лагос (Нигерия). 1 7.4.1969 г. перечислен в состав КЧФ. В период с 2.1 2.1971 г. по 4.10.1972 г. модернизирован на «Севморзаводе» в Севастополе по проекту 56-У, 6.6.1974 г. выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Севастополе на отстой, но 18.3.1982 г. расконсервирован и вновь введен в строй, а 19.4.1990 г. разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 11.2.1991 г. расформирован и впоследствии продан частной фирме Италии для разделки на металл.

НЕУДЕРЖИМЫЙ, с 14.3.1986 г.-УТС-567 (заводской № 88). 19.1.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.2.1957 г. заложен по проекту 56 на заводе № 199, достраивался по проекту 56-М, спущен 24.5.1958 г., вступил встрой 30.1 2.1958 г. и 8.3.1960 г. включен в состав ТОФ. 19.5.1966 г. переклассифицирован в БРК и 3.8.1977 г.- в БПК. 23.7.1979 г. поставлен на «Дальзаводе» во Владивостоке на капитальный ремонт, но 8.1 2.1985 г. разоружен и переформирован в УТС, а 10.4.1987 г. исключен из списков судов ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации.

НЕУКРОТИМЫЙ (заводской № 89). 1 7.10.1955 г. зачислен в списки кораблей ВМФ, но вскоре снят со строительства и на заводе № 199 не закладывался.

Водоизмещение: полное 3315, стандартное 2767 т (у «Бедового» - 3447/2890 т); длина 126,1 м, ширина 12,7 м, осадка 4.3 м. Мощность ПТУ 2x36 000 л.с.; скорость хода: максимальная 39,0, экономическая 14,0 уз; дальность плавания экономическим ходом 3900 миль.

Вооружение: 1х1 ПУ ПКРК СМ-59 (8 ракет КСЩ), 4х4 57мм ЗИФ-75 (на «Бедовом» 4x4 45-мм СМ-20-ЗИФ) орудия, 2x2 533-мм ТА. 2 РБУ-2500 (128 РГБ-25). Экипаж 270 человек. в том числе 19 офицеров.

ПРОЕКТ 56-У:

Водоизмещение: полное 3447, стандартное 2940 т; максимальная скорость 35 уз., дальность плавания экономическим (18 уз.) ходом 2400 миль. Вооружение: 4x1 ПУ ПКРК П-15М, (4 ракеты), 2x2 76-мм АК-276 и 4x4 57-мм ЗИФ-75 орудия. 2х2 533 ТА, 2 РБУ-2500. Экипаж 273 человека.