Как правильно считать технику чтения. Техника чтения в начальных классах

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №

от «____ _»_____________20 года

Утверждаю:

Директор

МБОУ СОШ №10

М.Ю. Моршинина

«____» ______20 г

Положение

о проверке техники чтения в 1-7 классах

МБОУ СОШ № 10 г. Воронежа

    Общие положения

1.1. Положение о проверке техники чтения в 1-7 классах разработано в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации», Уставом школы.

1.2. Настоящее Положение определяет содержание, цели, задачи, порядок проведения проверки техники чтения в 1-7 классах МБОУ СОШ № 10 г. Воронежа, обеспечивая единые требования по проверке техники чтения в школе.

1.3 Настоящее положение регламентирует контроль и оценку результатов развития читательских навыков.

1.4 Положение о проверке техники чтения утверждается директором школы.

2. Цели и задачи

2.1. Проверка техники чтения организуется с целью получения объективной и достоверной информации о состоянии образования в школе для контроля уровня сформированности читательских навыков, отслеживания степени продвижения ученика в овладении техникой чтения.

2.2. Задачами проверки техники чтения являются выявление у обучающихся умений и навыков, связанных с читательской деятельностью:

Темп чтения, при котором осознается текст;

Навык осознанного чтения в определенном темпе;

Чтение без ошибок.

2.3 Проведение проверки техники чтения проходит в рамках внутришкольного контроля три раза в год:

В начале года (вводный контроль);

В декабре (текущий контроль);

В конце года (итоговый контроль).

3. Требования к уровню сформированности навыка чтения

    Способ чтения – чтение целыми словами;

    Правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

    Скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

    Установка на постепенное увеличение скорости чтения.

4. Классификация ошибок, влияющих на снижение отметки:

Ошибки:

    искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

    неправильная постановка ударений (более двух);

    чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

    неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

    нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

    монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты :

    не более двух неправильных ударений;

    отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения

    слов при чтении вслух;

    осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

    неточности при формулировке основной мысли произведения;

    нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

5.Нормы оценивания уровня сформированности навыка чтения в 1-7 классах .

Класс

на начало года

на конец I полугодия

на конец II полугодия

1 кл.

не менее 10 - 15 (20 - 25) слов в минуту

на 2 - менее 15слов
на 3 - менее 15-19слов
на 4 - менее 20-24 слова
на 5 - от 25 слов

2 кл.

на 2 - менее 15слов
на 3 - менее 15-19слов
на 4 - менее 20-24 слова
на 5 - от 25 слов

на 2 - менее 25 слов
на 3 - 25-29 слов
на 4 - 30-34 слова
на 5 - от 35 слов

на 2 - менее 40 слов
на 3 - 40-44 слова
на 4 - 45-49 слов
на 5 - от 50 слов

3 кл.

на 2 - менее 40 слов
на 3 - 40-44 слова
на 4 - 45-49 слов
на 5 - от 50 слов

на 2 - менее 40 слов
на 3 - 40-49 слов
на 4 - 50-59 слов
на 5 - от 60 слов

на 2 - менее 65 слов
на 3 - 65-69 слов
на 4 - 70-74 слова
на 5 - от 75 слов

4 кл.

на 2 - менее 65 слов
на 3 - 65-69 слов
на 4 - 70-74 слова
на 5 - от 75 слов

на 2 - менее 65слов

на 3 - 65-74 слова
на 4 - 75-84 слова
на 5 - от 85 слов

на «2» - менее 85
на «3» - 85-89
на «4» - 90-100

на «5» - 100 и более

5 кл.

на «2» - менее 85
на «3» - 85-89
на «4» - 90-100

на «5» - 100 и более

На «2»- менее 90

На «3» – 90-100

На «4»–101-111

На «3»-112-117

на «2» - менее 95
на «3» - 96- 101
на «4» – 102-114

на «5» - 115 и более

6 кл.

на «2» - менее 95
на «3» - 96- 101
на «4» – 102-114

на «5» - 115 и более

На «2»-менее 100

На «3»- 101-112

На «4»-113-119

На «5»-120-125

на «2» - менее 105
на «3» - 106-112
на «4» - 113-120

на «5» - 121 и более

7 кл.

на «2» - менее 105
на «3» - 106-112
на «4» - 113-120

на «5» - 121 и более

На «2»- менее 113

На «3»-113-117

На «4»-118-122

На «5»-122-129

на 2 - менее 115
на 3 - 115-121
на 4 - 122-129

на 5 - 130 и более

1 класс: оценка не ставится, ученик «справился» или «не справился». В I полугодии техника чтения в 1классе может не проверяться.

При проверке техники чтения начале года, показатель скорости чтения должен соответствовать показателю норм чтения прошлого года.

6. Порядок проведения процедуры проверки техники чтения

6.1. Проверка сформированности техники чтения у обучающихся проводится в течение одного дня.

6.2. В кабинете, где проводится процедура проверки техники чтения, должны находиться два учителя, один – на которого возлагаются обязанности экзаменатора, и другой – учитель, не преподающий в данном классе и выступающий в ходе проверки техники чтения в роли ассистента.

6.3. Ассистент обеспечивает дисциплину в классе, наблюдает за порядком проведения мониторинга.

6.4. Зкзаменатор предоставляет обучающемуся необходимый материал на отдельном листе без пометок и подсчета количества слов, второй экземпляр текста находится у экзаменатора (именно по нему ведется подсчет количества прочитанных за минуту слов и отслеживаются ошибки и недочеты в чтении учащегося).

6.5. Обучающимся, участвующим в проверке, не разрешается заранее читать текст, по которому будет проведена проверка.

6.6. Текст, предлагаемый для чтения, обучающийся читает полностью (до конца текста). Учитель не останавливает чтение по истечении 1 минуты.

6.7. Учитель-экзаменатор перед чтением текста засекает время и дает обучающемуся разрешение на чтение текста. Во время чтения обучающегося он делает соответствующие пометки в соответствии с параметрами проверки (приложение №1, приложение №2). По истечении 1 минуты с начала чтения текста учитель-экзаменатор помечает в своём бланке последнее слово, на чтении которого истекло контрольное время (1 минута).

6.8. После прочтения обучающимся всего текста учитель-экзаменатор задаёт вопросы по содержанию текста для проверки уровня осмысленности прочитанной информации. При проведении беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор может задавать наводящие вопросы или другие, сформулированные им вопросы, помогающие выяснить степень освоения прочитанной информации.

6.9. По окончании беседы по содержанию прочитанного текста учитель-экзаменатор производит подсчет количества слов, прочитанных данным учащимся за 1 минуту, и заполняет таблицу для фиксирования результатов проверки техники чтения, следуя рекомендациям по оцениванию техники чтения учащихся.

7.1. В ходе данного мониторинга сформированности техники чтения обучающихся ведутся замеры по нескольким параметрам, отражённым в таблице результатов проверки техники чтения (приложение №1, приложение №2), которая заполняется сразу после каждого обучающегося, читавшего текст.

7.2. Параметры:

    Способ чтения (определяется во время чтения) у учащихся начальной школы.

    Темп чтения (определяется по истечении 1 минуты чтения текста).

    Правильность чтения (определяется во время чтения).

    Выразительность чтения (определяется во время чтения).

    Осмысленность чтения (определяется в ходе беседы по содержанию прочитанного текста).

7.3. В ходе проверки техники чтения в таблице (приложение №1, приложение №2) необходимо поставить отметку (+-), чтобы отметить способ чтения каждого учащегося. Отметка итоговая ставится исходя из вышеперечисленных критериев оценки техники чтения.

7.4. Темп чтения определяется количеством слов, прочитанных за 1 минуту. Правильность чтения – это чтение без искажений, т.е. без ошибок, влияющих на осмысление читаемого.

7.5. Группы типичных ошибок:

    искажение звукобуквенного состава:

    пропуски букв, слогов, слов и даже строчек;

    перестановка единиц чтения (букв, слогов, слов);

    вставка произвольных элементов в единицы чтения;

    замена одних единиц чтения другими;

    наличие повторов (слогов и слов);

    нарушение норм литературного произношения:

    орфоэпические ошибки (неправильное ударение), которые связаны с незнанием норм произношения или с незнанием лексического значения слов, которые читаются;

    ошибки, связанные с так называемым «орфографическим чтением», когда единицы чтения озвучиваются в строгом соответствии с написанием, а не с произношением, а также ошибки в произношении окончаний слов.

7.6. Оценка правильности чтения также отмечается в таблице для записи результатов: если есть указанные в таблице ошибки, то в таблице их наличие отмечается знаками (+-).

7.7. Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала.

7.8. Вывод экзаменатора о том, что для данного обучающегося характерно неосмысленное (механическое) чтение делается на основе анализа ответов учащихся, если обнаруживается:

    непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

    неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

    неумение выделить основную мысль прочитанного;

    неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

    нарушение при пересказе последовательности событий в тексте.

8. Работа учителя

На основании приложений №1 и №2 учитель анализирует результативность техники чтения класса в целом, выявляет учащихся, не владеющих навыком беглого осознанного чтения, формулирует задачи и составляет план работы по улучшению показателей техники чтения. Краткий самоанализ работы помещается учителем в приложение №3 (выводы о том, произошло ли повышение/понижение % качества и % выполнения данной работы по сравнению с предыдущей проверкой и какие объективные причины этому предшествовали).

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья! С вами снова я, Юрий Окунев.

Сегодня мы разберем подробно, как считать слова при проверке техники чтения. Это важно для тех, кто хочет проверить технику чтения ребенка или развить собственную способность к чтению. Зная скорость чтения, мы можем судить о степени эффективности тренировок.

При выборе текста для проверки скорости советую в первую очередь учитывать степень соответствия этого текста уровню подготовки проверяемого.

Представьте, что будет, если мы заставим первоклассника читать на скорость Большую Советскую энциклопедию или фрагмент «Анны Карениной» Толстого? Взрыв мозга обеспечен.

Текст не должен слишком примитивным, если мы проверяем старшеклассника, и не должен быть сложным при проверке техники чтения у самых маленьких.

Критерии выбора текста для учащихся 1-2 классов:

  • В первую очередь, содержание должно быть новым, незнакомым;
  • Разборчивый шрифт, достаточно крупный;
  • Простые короткие предложения, отсутствие деепричастных оборотов;
  • Отсутствие диалогов;
  • Избегать длинных прилагательных и редко употребляемых слов;
  • Без рисунков;
  • Содержание должно быть понятно ребенку.

Если нет желания экспериментировать с подбором текстов, для начальной школы можно взять пособие Ольги Александровой , которое содержит контрольные тексты, вопросы на понимание и тест для оценки скорости чтения.

Подготовьте секундомер или песочные часы.

Сеанс проверки техники чтения

Ну, вот. Школьника мы усадили, текст в руки дали. Кратко поясняем, что читать нужно быстро.

Звучит команда «Начали!» Ребенок собирается с мыслями и начинает читать (кто-то быстрее включается, кто-то медленнее). Засекаем время, как только услышим первое слово. Ошибся – вслух не говорим, а записываем. Потом подсчитаем количество неверно прочитанных слов. Если ваш ребенок – ученик младших классов, для него будет полезным следить по тексту, водя пальчиком или указкой.

Считаем слова

Оперативно подсчитаем количество прочитанных слов, принимая во внимание следующее:

  • Предлоги и союзы также подсчитываем;
  • Слова, которые были перенесены считаем за 2 слова;
  • Слова с дефисом – тоже принимаем за 2 слова.

Из полученного числа вычитаем количество ошибочно прочитанных слов.

Не надо впадать в панику, если сегодня скорость чтения 50 слов, а завтра только 20. Нормальное явление. На этот показатель может влиять как плохое настроение ребенка, усталость, так и качество текста. Проверьте ребенка еще раз, дав ему отдохнуть хотя бы сутки.

Нормы техники чтения в начальных классах

В первую очередь, родителей интересует, а соответствует ли техника чтения их малыша общепринятым стандартам. Для ответа на вопрос привожу таблицу.

Не воспринимайте данные цифры слишком буквально – каждый развивается в своем темпе. Фанатизм здесь излишен.

Пожалуй, это все. В заключение добавлю, что обучать ребенка грамоте лучше с помощью Букваря Надежды Жуковой , а также методики Ольги и Сергея Фединых «Как научить ребенка читать» . Ребенок будет изучать все с удовольствием, а вы сэкономите время.

Ставьте лайки, приглашайте друзей, подписывайтесь на новости блога.

А я прощаюсь. До скорого. Ваш Юрий Окунев.

Здравствуйте, друзья! Наверняка вы знаете о том, что все ученики начальной школы периодически подвергаются испытанию чтением, технику которого учителя проверяют дважды, а то и трижды в год. Для многих детей это событие является настоящим стрессом. И от испуга и волнения они просто не могут показать свои умения в полном объеме. Как с этим бороться? Заниматься и тренироваться дома!

Необходимо выполнять , которые помогут улучшить показатели. И обязательно оценивать результаты своих домашних занятий. Вот только как их оценивать правильно? Например, как считать слова при проверке техники чтения или оценивать понимание прочитанного? Об этом я и расскажу в статье.

План урока:

Как проводить проверку дома?

Технология проверки техники чтения на дому:

  1. Выбрать подходящее время. Школьник должен быть в хорошем настроении и нормально себя чувствовать.
  2. Устранить все отвлекающие факторы: телевизор, компьютер, мобильный телефон.
  3. Приготовить все необходимое: секундомер (или часы с секундной стрелкой) и книжку.
  4. Усадить сына или дочку за стол, положить перед глазами книгу.
  5. Сесть рядом и взять в руки секундомер.
  6. Сказать «Начали». В этот момент ребенок начинает читать.
  7. Следить за временем и в это же время внимательно слушать, обращая внимание на выразительность и возможные ошибки.
  8. Сказать «Стоп», когда секундомер отсчитает ровно минуту. В этот момент читать прекращаем.
  9. Перейти к оценке результатов.

При оценке учитываются следующие параметры:

  • скорость;
  • понимание;
  • выразительность;
  • правильность.

Как оценить скорость чтения?

Скорость определяется количеством слов, которые ребенок успел прочитать за минуту. Казалось бы, все так просто! Но почему-то после подсчета слов результаты у разных людей получаются разными. Почему так происходит?

Дело в том, что далеко не каждый папа и не каждая мама знают, как правильно нужно считать. Давайте с вами попробуем.

Вот вам пример. Посчитайте, какова скорость чтения школьника, если за минуту он как раз успел прочитать весь текст, приведенный ниже.

Очень давно на земле жил волшебник. Взял он однажды

горсть серебряных монет и подкинул их в небо. Монетки рассыпались там,

и появилась звездная дорожка.

С тех самых пор звездная дорожка светит ночью путникам. Чтобы люди возв-

ращались под крышу своего дома не во тьме.

Я специально попросила сделать это трех своих знакомых. Знакомьтесь наши тестируемые: Михаил, Татьяна, Ольга.

Варианты ответов:

  1. Михаил – 37 слов.
  2. Татьяна – 48 слова.
  3. Ольга — 43 слова.

Ну, и кто же прав? А никто не прав. На самом деле скорость в данном случае составит 44 слова! В чем ошибки моих товарищей?

Михаил, насчитавший 37 слов, решил, что обращать внимание на всякие союзы, предлоги, типа "и", «но», «в», «по» вовсе не обязательно. Это ошибка! Даже такие маленькие словечки считаются.

Татьяна, нашедшая 48 слов, посчитала не только союзы с предлогами, но и точки с запятыми. И оказалась не права. Точки, запятые и другие знаки препинания не считаются.

Ольга, у нее 43 слова, оказалась ближе всех к правильному ответу. Но все-таки допустила ошибку. Она посчитала слово «возвращались», первая часть которого находится на одной строке, а вторая перенесена на следующую одним словом. Это неверно, если в тексте присутствует перенос слова, то это слово считается за два.

Хотите еще тест? Пожалуйста! Прочитайте на следующей картинке отрывок из рассказа и попробуйте сосчитать, сколько в нем слов?

Зайчиха жила тихо-смирно и был у нее зайчонок.

Как-то сидит зайчиха под елочкой и тут же зайчонок ее играется.

Если слово пишется через дефис, и с каждой стороны от дефиса более трех букв, то эти две части слова считаются по отдельности. То есть, в нашем примере «тихо-смирно» - это два слова. А слово «как-то» — одно.

А как понять достаточно ли быстро читают дети? Или еще ускориться? На этот вопрос ответ дает . Судя по ФГОС, к моменту окончания начальной школы ученик должен читать примерно 120 слов в минуту.

Самые низкие нормативы, естественно, в 1 классе. Когда маленький школьник подрастает и переходит во 2 класс, а потом в третий, то вместе с ним подрастают и нормативы.

Оцениваем понимание прочитанного

Оцениваем выразительность и правильность чтения

Когда ребенок читает, слушайте внимательно. Обращайте внимание на выразительность, наличие интонационных пауз, логических ударений, допущенные ошибки. Нельзя останавливать ребенка во время проверки и указывать ему на эти ошибки. С ними разберетесь уже после того, как проверка завершится. Вернитесь к «ошибочным» словам и прочитайте их еще раз.

Тексты для контрольного чтения

С текстами для контрольной проверки у родителей тоже могут возникнуть проблемы. Нельзя использовать абы-какие книги. Например, взять отрывочек из «Войны и мира» или, наоборот, из детской книжки с потешками, которую ребенок и так наизусть знает. Результаты оценки окажутся неверными.

К текстам предъявляются вполне конкретные требования:

  • он должен быть незнаком читающему;
  • должен соответствовать возрасту и быть понятным;
  • предложения должны быть короткими, без слишком замороченных конструкций;
  • лучше, если в нем не будет диалогов;
  • не должно быть иллюстраций;
  • он должен помещаться на одну страницу;
  • он должен быть напечатан удобным для чтения крупным шрифтом.

Где ж его, такого идеального взять? В книжках конечно! Вот, например, книга из серии «Светлячок», называется «Проверяем технику чтения». В ней есть и тексты, и вопросы на понимание прочитанного.

А вот еще книжка. Она создана в помощь учителям начальных классов, но, думаю, и нам с вами подойдет. Называется «Чтение. 1 – 4 классы. Тексты для проверки техники и выразительности чтения».

Если вы дома, то обязательно фиксируйте результаты. Либо в табличке, которую можно повесить на стену перед письменным столом, либо в специальной тетрадке. Ваш юный читатель будет видеть свой прогресс, и это позволит ему заниматься еще упорнее и стремиться к новым высотам.

А если вы стараетесь, стараетесь, а новые высоты так и остаются недостижимыми, то скорее всего что-то вы делаете не так. Что именно? Узнайте об этом на бесплатном вебинаре «В зоне особого внимания чтение!»

А стремиться есть к чему! Как вам чтение со скоростью 100000 слов в минуту? Думаете так не бывает? Я тоже так думала, пока не увидела это видео. Знакомьтесь, Никита Болдырев!

Дорогие друзья, теперь вы знаете, на что обращать внимание при домашних занятиях чтением. Я надеюсь, это поможет вам избежать ошибок и подходить к вопросу уверенно и со знанием дела.

Если вам есть, что добавить, то, пожалуйста, напишите об этом в комментариях.

Всего самого доброго вам и вашим деткам!

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Скорость чтения – важный показатель не только для школьников, у которых его регулярно проверяют. Взрослому человеку в современном мире очень важно уметь ориентироваться в огромных потоках информации. Тест для проверки скорости чтения поможет определить ваш текущий уровень и понять, необходимо ли работать над улучшением этого навыка или вы читаете достаточно бегло.

Как проверить скорость чтения?

Самый простой способ – взять секундомер (можно использовать приложение на телефоне), текст для проверки скорости чтения и прочитать его в обычном ритме в течение одной минуты. Важно, чтобы текст был не техническим, не содержал узкоспециализированные термины и понятия и не был знаком читателю. Текст не должен быть слишком примитивным. Проверяемый должен видеть текст впервые, чтобы результаты не были искусственно завышены.

Но, что вам до скорости, если вы не понимаете с какой осознанностью поглащаете текст? :)

Гораздо лучший способ узнать, какая у вас скорость чтения – воспользоваться бесплатным онлайн тестом. Для этого устройтесь поудобнее, введите ваше имя в форме выше, жмите кнопку и сразу увидите текст, который необходимо прочесть, не торопясь, стараясь понять все то, что написано.

Когда весь текст будет прочитан - жмите на кнопку в самом низу. Программа автоматически определит скорость чтения и предложит вам ответить на несколько вопросов, чтоб понять степень усвоения материала. В результате тестирования вы получите не только результат своей скорости и осознанности чтения, но и рекомендации по улучшению техники чтения в формате книги "Все, что вы хотели знать о скорочтении, но боялись спросить". Вводите имя. Жмите на кнопку и узнавайте свою реальную скорость чтения. Хорошего дня.

На печную трубу опустилась обыкновенная ворона, такая же, как и все другие вороны в марте: с забрызганным грязью хвостом и взъерошенным загривком. Зима заставила её позабыть о чувстве собственного достоинства, о туалете, и она правдой и неправдой с трудом добывала хлеб свой насущный. Кстати, сегодня ей повезло. В клюве она держала большой ломоть хлеба. Усевшись, она подозрительно осмотрелась: не видно ли поблизости ребятишек? Потом она оглядела ближайшие заборы, деревья, крыши: там могли оказаться другие вороны. Но неприятностей, кажется, не предвиделось. Итак, можно закусить! Ворона положила ломоть на край трубы, наступила на него обеими лапами и принялась долбить. И вот после очередного удара клювом из-под лап выскочил большой ком мякиша и покатился по скату крыши. Хлеб не упал на землю, ещё на полпути он зацепился у ребристого шва, какие соединяют кровельные листы. Доклевав остатки, ворона решила съесть упавший кусок. Но это оказалось нелёгкой задачей. Крыша была довольно крута. Лапы заскользили по железу, она поехала вниз, тормозя растопыренным хвостом. Путешествие таким способом ей не понравилось, она взлетела и села на жёлоб. Отсюда ворона попробовала снова достать хлеб. Помогая себе крыльями, она, наконец, добралась до середины ската. Но что такое? Хлеб исчез! Оглянулась назад, посмотрела вверх – крыша пуста!(Е.Носов)