Ламетри жюльен офре де основные идеи. Ламетри: биография жизнь идеи философия: ламетри

Новейший философский словарь Грицанов Александр Алексеевич

ЛАМЕТРИ (Lammetrie) Жюльен Офре де (1709-1751)

ЛАМЕТРИ (Lammetrie) Жюльен Офре де (1709-1751)

Французский мыслитель, философ и врач. Подвергался преследованиям за атеистическо-материалистические взгляды во Франции и Голландии. Эмигрировал в Пруссию (1748) по приглашению Фридриха Великого, был избран членом Прусской академии наук. Основные работы: "Естественная история души" (1745), "Человек-машина" (1747), "Человек-растение" (1748), "Система Эпикура" (1751), "Искусство наслаждения и школа сладострастия" (1751) и др. Сторонник радикального материализма и механицизма. Мир рассматривался Л. как совокупность проявлений протяженной, внутренне активной, ощущающей (впервые в философии просветительства материя наделялась качествами не только протяженности и движения, но и чувствительностью) материальной субстанции, видами которой выступают неорганическое, растительное и животное (включающее человека) царства. Между растениями и животными, по Л., могут существовать промежуточные существа - зоофиты (как, впрочем, и между животными и людьми). Изображая картину эволюции природы, доказывая ее единство наряду с изменчивостью всего живого, опровергая преформизм, Л. писал: "Какое чудное зрелище представляет собой эта лестница с незаметными ступенями, которые природа проходит последовательно одну за другой, никогда не перепрыгивая ни через одну ступеньку во всех своих многообразных созданиях". Человек ("чувствующая", самозаводящаяся машина) отличен от животного лишь большим количеством потребностей и, соответственно, ума, мерилом которого они являются: "Гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных своей спесью, чем именем людей, в сущности являются животными и перпендикулярно ползающими машинами... Быть машиной, чувствовать, мыслить, уметь отличать добро от зла так же, как голубое от желтого - в этом заключается не больше противоречия, чем в том, что можно быть обезьяной или попугаем и уметь предаваться наслаждениям". Согласно Л., человек - "просвещенная машина", "искусный часовой механизм"; человеческое тело - "живое олицетворение беспрерывного движения". Функционирование разума и чувств людей Л. явно редукционистски и не весьма удачно видел обусловленными механическим движением "животных-духов" от периферийных нервов к головному мозгу и обратно. Кто же построил эти чудесные машины? По убеждению Л., сама природа посредством принципа выживания наиболее приспособленных организмов. Процесс мышления Л. понимал как сравнение и комбинирование представлениями, возникающими на основе памяти и ощущений. Разделяя концепцию Локка, Л. сделал акцент на том, что в процессе познания значимы конституция человека, унаследованная телесная организация, жизненный опыт и привычки. Критику религии Л. сочетал с постулированием ее необходимости для народа. По Л., атеизм - вполне моральная система взглядов, путь к счастью принятие атеизма. Телесные формы мимолетны, все исчезает и ничего не погибает: наслаждение настоящим вполне оправданно - подлинная мораль призвана быть жизнерадостной и сенсуалистической. Умер во время испытания на себе нового метода лечения.

А. А.Грицанов

Из книги Энциклопедический словарь (Л) автора Брокгауз Ф. А.

Из книги 100 великих врачей автора Шойфет Михаил Семёнович

Ламетри (1709–1751) «Эпоха гениев» вынесла на своем гребне Ламетри, талантливого философа, популяризатора медицины и естествознания.Жюльен Офре де Ламетри (La Mettrie) родился 12 декабря 1709 года во французском портовом городке Сен-Мало у северных берегов Франции. Сначала он

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЯ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Жюльен-Офре де Ламетри (1709-1751 гг.) философ, врач Все различие между дурными и хорошими людьми состоит в том, что у первых частный интерес преобладает над общим, тогда как вторые жертвуют своим собственным благом ради друга или ради общества.Когда мы уже более не в

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Жюльен де Фалкенаре (1898-1958 гг.) писатель, писал на фламандском языке Афорист несколькими словами стремится превзойти целую книгу и одной книгой – целую библиотеку.Брак: одно «да», за которым следует длинная вереница «нет».Дорогие меха больше бросают в холод тех дам,

Из книги 100 великих скульпторов автора Мусский Сергей Анатольевич

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751–1825) Дмитрий Бортнянский родился в 1751 году в городе Глухов. Первые ростки неожиданного таланта домашние приметили, едва Дмитрию исполнилось шесть лет.Примечено было, что отрок обладает прекрасным чистым голосом, да к тому же еще и поет

Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь Анатольевич

Федос Фёдорович Щедрин (1751–1825) Феодосий (Федос) Фёдорович Щедрин, родившийся в 1751 году, был сыном гвардейского солдата. Отец определил его в тринадцатилетнем возрасте в воспитательное училище при Академии художеств, где обучался уже четвёртый год его старший брат Семён

Из книги Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература XVII-XVIII веков автора Новиков В И

Из книги Большой кулинарный словарь автора Дюма Александр

Ричард Бринсли Шеридан (Richard Brinsley Sheridan)

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

Из книги 1000 рецептов на скорую руку автора Михайлова Ирина Анатольевна

БОЛИНГБPOK (Bolingbroke) Генри Сент-Джон (1678-1751) виконт (1712) английский государственный деятель, философ, публицист. Первый английский теоретик истории как науки. Почетный доктор Оксфордского университета (1702). Член парламента (1701), военный министр (1704-1708), государственный

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Из книги автора

ЖЮЛЬЕН, Жан (Jullien, Jean, 1854–1919), французский драматург 89 Место, где поднимается занавес, должно быть четвертой стеной, прозрачной для публики, но не для актеров. «Живой театр», эссе (1890) ? Jullien J. Le th??tre vivant. – Paris, 1892, v. 1, p. 11 Идея «четвертой стены» восходит к Д. Дидро: «Вообразите

Из книги автора

ЛАМЕТРИ (Ламеттри), Жюльен Офре де (La Mettrie, Julien Offray de, 1709–1751), французский врач и философ 18 * Мышление есть свойство организованной материии. Положение, возникшее на основе высказываний Ламетри в трактате «Человек-машина» (1747): «Организованная материя наделена началом

(1709-1751)

«Нет более надежных руководителей, чем наши чувства. Они являются моими философами »

Первый представитель выдающейся плеяды французских материалистов - Ламетри - родился в небольшом портовом городке Сен-Мало на севере Франции в богатой купеческой семье, духовную атмосферу которой определяли морально-религиозные ценности. Юноши готовили к карьере священника. Однако уже в шестнадцать лет он восстал против теологической карьеры и добился от родителей согласия на получение медицинского образования. Парижский университет воспитал с Ж.Ламетри не только высоко-профессионального врача, но и любознательного философа. Практикуя в нидерландском Деревне Лейдене, в Сен-Мало и Париже, занимая должность врача королевской гвардии, Ж.Ламетри совершенствовал свои философские познания, обдумывал сделаны на базе физиологических Опытов обобщающие выводы о материи и душу, мир и Разум, человека и религию. Первая философская работа Ж.Ламетри «Естественная история души», опубликованная под вымышленным именем, принесла автору много неприятностей. Его травила пресса, преследовали государственные служащие. Ж.Ламетри потерял должность и был вынужден бежать из Нидерландов. Книга философа была приговорена к сожжению.

Травли со стороны «ортодоксов» не только не сломили волю и творчески-философский пыл Ж.Ламетри, но и побудили к укреплению веры в истинность выбранного пути. Философские обобщения Ж.Ламетри становятся все глубже, смелее и зрелыми. Вскоре вышла в свет его новая и главная работа «Человек-машина», которая вызвала новую волну недовольства и преследований со стороны противников материализма и атеизма.

С Нидерландов философ переезжает в Германию, где занимает должность придворного врача короля Фридриха II, его избирают в академии, он получает возможность непринужденного общения с учеными-вольнодумцами, преимущественно выходцами из Франции, собирались за «королевским столом» «просвещенного государя».

Во время пребывания в Германии, размышляя над серьезными философскими проблемами, Ж. Ламетри написал ряд произведений: «Человек-растение», «Анти-Сенека, или Размышления о счастье», «Система Эпикура», «Животное - более машина», « Предварительные размышления »и другие.

Занятия философией не мешало ученому оставаться человеком жизнерадостным, оптимистичным, общительным. Ж.Ламетри любил женщины, веселье, вкусные блюда. Поговаривают, что именно это и привело к трагедии: философ умер от желудочного заболевания после обеда, устроенного французским послом. Согласно другой версии, Ж. Ламетри умер во время испытания на себе одного из изобретенных им медицинских препаратов.

В своих философских конструкциях Ж.Ламетри исходил из «физики» Р. Декарта и сенсуализма Дж. Локка. Он доказывал, что существует единая материальная субстанция - природа, которая выступает в трех формах («трех царствах природы»): органической, растительной и животной. В «животного царства» Ж.Ламетри относил и человека, которая отличается от животных только большей степени чувствительности и разума. Согласно определению Ж. Ламетри, человек - это «машина», «ползает» перпендикулярно, это - образованный машина, это - художественный часовой механизм, это - машина, самостоятельно заводится и выступает как «олицетворение непрерывного движения». Такое толкование человека подрывало основы теологического представления о ней. Оно розлючувало церковников, вызвало у них ненависть к философу и всего того, что выходило из-под его пера.

Не обращая внимания на зшаленилих ортодоксов-теологов, Ж.Ламетри обосновывал учение о душе человека как способность последней чувствовать и мыслить, о единстве души и тела, о полной зависимости душевных явлений от состояния тела, о зависимости общественной жизни от интересов людей, которые, в свою очередь, определяются господствующими в обществе идеями. Согласно его убеждению, человек - это земное существо. Именно поэтому она имеет право на личную и земное счастье. Ж.Ламетри призвал к жизнерадостному и сенсуалистической способа общественно-индивидуального бытия, к наслаждению деятельностью, к творчеству и свободе.

Фундаментом свободы, по мнению Ж. Ламетри, является частная собственность. Свободу частной собственности философ отождествлял со свободой личности. Для малоимущих свобода не имеет никакого значения. им нужна не свобода, а религия. Именно религия удерживает народ от разврата, смиряет его агрессивные намерения. Основа социально улажены способа бытия, согласно убеждению Ж. Ламетри, рихтует воспитания. «В целом люди рождаются злыми, и без воспитания было бы чрезвычайно мало добродияльних людей... Такова недостаток человеческого устройства. Только воспитание усовершенствовало его внутреннюю организацию, оно превратило людей к выгоде и пользе людей, оно завело их, подобно часов, наилучшим образом, чтобы он мог служить. Таким является происхождение добродетелей, их источником является общественное благо »(Ламетри Ж. Избранные сочинения. - М. - Л., 1925. - С.299).

Главным призванием философии (и философов) Ламетри считал просвещение властителей.

Жюльен Офре де Ламетри


Жюльен Офре де Ламетри (La Mettrie) родился 12 декабря 1709 года во французском портовом городке Сен-Мало у северных берегов Франции. Сначала он изучал богословие и физику, затем заинтересовался медициной. Медицинское образование получил поздно. Когда ему было 20 лет, он поступил на медицинский факультет Парижского университета, где изучал анатомию и хирургию. Сдав успешно экзамены, он получил степень бакалавра медицины. Полученных знаний ему показалось недостаточно, и в 1731–1732 годах он отправляется в Лейденский университет совершенствоваться медицине у Бургава.

Возвратившись во Францию, Ламетри одно время служил полковым врачом. Бивуачная жизнь кончилась тяжелой простудой, открывшаяся горячка поставила его на грань между жизнью и смертью. Наблюдая за ее течением, доктор пришел к убеждению, что духовная деятельность человека определяется его телесной организацией. Эта идея легла в основу его первого философского сочинения «Естественная история души» («Histoire naturelle de l ame», 1745 г., или «Трактат о душе» - («Traite de l ame»), в котором он старался доказать, что жизненные силы, называемые душой, гибнут вместе с телом.

Эта дерзкая по тем временам мысль создала ему много врагов, книгу сожгли. Еще большие неприятности его ждали после выхода в свет книги «La politique du medecin Machiavel» (1746 г.). В ней своими нападками на французских врачей, в особенности на доктора Астрюка и Парижский медицинский факультет, Ламетри восстановил против себя медицинский мир и вынужден был переселиться в Голландию. Чем провинился медицинский факультет - известно: он славился своим неискоренимым консерватизмом и ретроградством, а доктор Астрюк?

Французский врач и философ Жан Астрюк (Astruc, 1684–1766) высказал в 1736 году мысль, что мозг является центром всех нервных волокон и, таким образом, все физические реакции обусловлены мозгом. Декарт в 1640 году описал рефлекс, но он не применял в своем изложении термин «рефлекс». Впервые его предложил Астрюк в книге «La Genese» (1743). Астрюк известен еще и тем, что одним из первых критически изучал библейские тексты, содержащие описания кожных и кожно-венерических болезней. В трактате о венерических болезнях Астрюк рассматривает сифилис, гонорею; в качестве лечения предлагает ртутные препараты. Он против контрацептивов, т. к. достаточно небольшого повреждения кондома, чтобы вирус через него смог проникнуть в организм. Кроме того, нравственность и религия, по его мнению, не разрешает пользоваться контрацептивами, ибо они дают слишком большую свободу развратникам. В библейских текстах Астрюк также заметил, что в разных частях Книги Бытия Богу даются разные имена. Астрюк написал любопытный трактат о женских болезнях, в котором привел случаи внематочной беременности, когда плод находился в утробе матери 28, 30 лет и превратился в известковую массу.

Задолго до своего бегства в Голландию Ламетри решил ознакомить своих соотечественников с трудами великого Бургава. Он перевел с латинского и издал речи и книги своего учителя: «Трактат об огне» (1734 г.), Лечение венерических болезней» (1735 г.), «Афоризмы Бургава и рассуждения о лечении болезней» (1739 г.), «Установления медицины» (1740 г.), «Химическая история Земли» (1741 г.), «Установления медицины и афоризмы Бургава» (1743 г.). В качестве добавления к последней книге он пишет два тома «Комментариев». Но вот незадача! Еще раньше, в 1738 году, Галлер издал на латинском языке «Установления медицины» Бургава. А поскольку книга Бургава впервые увидела свет в 1708 году и с тех пор изменения в нее не вносились, то Галлер написал 4 тома «Комментариев», куда внес не только результаты наблюдений и опытов своих коллег, но и своих экспериментов, материалы диссертаций учеников и дал первоначальный эскиз своего учения о раздражимости и чувствительности. Последний, IV том «Комментариев» Галлер издал в 1743 году. Когда же он ознакомился с «Комментариями» Ламетри, то обвинил его в плагиате. По-видимому, Галлер на это имел все основания.

Раздраженный доктор Ламетри опубликовал в 1745 году под псевдонимом Шарп книгу «Естественная история души», где, логически развивая факты и теоретические обобщения Бургава и Галлера, оценивал их как материалистов и союзников атеистов. Галлер был возмущен и в 1747 году выступил в защиту своего учителя. В рецензии на книгу Ламетри он доказывал, что Бургав был глубоко верующим христианином-кальвинистом, который уже в 1690 году в своей докторской диссертации подверг резкой критике учение Эпикура и Спинозы, а позже, будучи профессором медицинского факультета Лейденского университета, не раз утверждал, что «все ощущения человека являются результатом свободной речи Бога с ним, а не следствием деятельности его мозга и органов чувств».

Вся эта острая и не в меру озлобленная полемика двух выдающихся учеников Бургава вызвала у современников искреннее недоумение. В 1747 году Ламетри нанес Галлеру серьезный удар, анонимно опубликовав в Лейдене сочинение «Человек-машина» с пометкой на обложке «1748 г.» (русск. пер. - 1911) с посвящением: «Господину Галлеру, профессору медицины в Геттингене», которое было также публично предано огню. В книге речь идет о проблеме объективного изучения психических процессов. Галлер, напуганный материалистическими идеями и крайними выводами Ламетри, всеми силами отмежевывался в печати от Ламетри. Богобоязненный Галлер писал по поводу книги Ламетри: «Благоговение перед создателем, религией и истиной не позволяет мне видеть без ужаса и содрогания тварь, которая осмеливается восстать против своего отца и зиждителя»

Стоило выйти в свет книге Ламетри, крупнейшему для той эпохи материалистическому и яркому атеистическому трактату, как со всех сторон на автора послышались угрозы. Голландское духовенство больше не могло дышать одним воздухом с этим «нечестивым атеистом» и требовало смертной казни для Ламетри, осмелившегося издать подобный труд в Голландии. Только что избежав мести французской церкви и парижских врагов, требовавших бросить его в Бастилию, Ламетри не находит покоя и в Голландии. Ламетри был изгнан из страны, а его враги выпустили ряд книг с резкими нападками и возражениями против высказанных им взглядов. Так, в 1749 году в Лейпциге издается книга Францена. В том же году, в том же Лейпциге издается латинский трактат Тралле, и, наконец, Хольман в 1750 году издает в Берлине книгу на французском языке. Кульминационным пунктом борьбы вокруг книги «Человек-машина» явилось появление книги анонимного автора под названием «Человек больше, чем машина». В той же лейпцигской типографии, где издана была книга Ламетри, в угоду торжествующим голландским священникам, поспешно, сейчас же по выходе в свет книги Ламетри, был напечатан этот документ, в котором «доказана неопровержимыми аргументами нематериальность души».

В начале 1751 года Ламетри прислал Галлеру свою статью «Искусство наслаждения», а затем новый памфлет - «Маленький человек с большим хвостом», где выставил своего противника в дурном свете, не стесняясь лжи и выдумок. В частности, Ламетри писал о том, что в 1735 году он посетил Галлера в Геттингене и вел с ним беседы на медицинские темы; встречался с ним в Бонне в доме Штайгера - друга детства Галлера - и обсуждал с ним вопрос о происхождении геморроя. Более того, ему, Ламетри, известно, что Галлер написал какую-то работу, атеистическую по своему содержанию, и прочитал ее перед сборищем «непотребных» женщин. Однако хорошо известно, что Ламетри никогда не бывал ни в Геттингене, ни в Берне, и тем более ни разу не виделся с Галлером и не разговаривал с ним. В этом злом памфлете было верно одно положение, а именно то, что Галлер написал в защиту Бюффона от наскоков богословов Сорбонны, обвинявших его в атеизме, предисловие к I тому «Естественной истории», вышедшей на немецком языке в начале 1751 года.

Получив от Ламетри этот памфлет, Галлер был возмущен до глубины души и отправил письмо президенту Берлинской Академии наук П.М. Мопертюи. Спустя некоторое время президент сообщил Галлеру, что Ламетри признался в своей выдумке и готов дать любое удовлетворение обиженному Галлеру. Галлер досадовал, что в лице талантливого философа-врача, который перевел и издал многие произведения Бургава с целью успешной борьбы среди медиков Франции с влиянием витализма Шталя, он мог бы иметь союзника. Но спор из-за «Комментариев», религиозность Галлера и его желание защитить Бургава от обвинений в атеизме и скрытых материалистических убеждениях, помешали ему иначе отнестись и к «Естественной истории души», и к посвящению ему «Человека-машины».

Знаменитым философским трактатом «Человек-машина» увлекалась передовая французская молодежь. В этом сочинение Ламетри как философ первым во Франции дал последовательное изложение системы механистического материализма и сенсуализма, а как врач рассматривал человеческий организм как самозаводящуюся машину, подобную часовому механизму. Ламетри в полном соответствии с взглядами, наиболее ясно сформулированными еще Декартом, трактовал организм как некий механизм, в который загружается топливо-пища, легкие- меха нагнетают воздух, сердце, как насос, прокачивает питательную жидкость - кровь по всем клеточкам, сбрасываются отработанные смазки и прогоревшие шлаки, что не было чем-то новым, если вспомнить хотя бы работы Гоффмана.

По приглашению прусского короля Фридриха II Ламетри в 1748 году переехал в Берлин, где состоял членом Академии наук. Там он издал свои многочисленные труды: «Человек-растение» (1748 г.), «О свободе» (1749 г.) и «Система Эпикура» (1751 г.), в которых были развиты идеи, высказанные им в книге «Человек-машина».

Непростительно рано похитила Ламерти смерть. 11 ноября 1751 года в Берлине 42-летний ученый скончался от пищевого отравления, которое он лечил кровопусканием. Точнее, он умер от 8-кратного кровопускания, нежели от инфекционного энтерита.

По поводу кровопускания следует сказать, что оно было настолько авторитетным методом лечения, санкционированным самим Галеном, что те немногие врачи, которые противились ему, получали кличку шарлатанов, невежд и утрачивали всякую практику. Медицинская практика освободилась от зуда кровопускания только в 50 годы XIX века. А до этого времени обильное кровопускание было причиной многих смертей. От кровопускания умер Рафаэль. Декарт умер от кровопускания, сделанного ему на 8-й день пневмонии. Мирабо не мог оправиться от обильного кровопускания и навсегда остался очень слабым…

С другой стороны, вредные результаты массового злоупотребления кровопусканием не могли не бросаться в глаза. Уже в X веке Людовик Ленивый вынужден был издать эдикт, в котором запрещалось монахам производить себе кровопускание больше четырех раз в году. Но удержать гематоманию нельзя было никакими указами. Обычай делать себе кровопускание мало-помалу стал модой и захватил все круги населения. Подробнее об этом можно узнать из статьи о докторе Бруссе.

хи и вызвали всеобщее негодование среди сторонников традиционного в то время мировоззрения. Работы были названы «безбожными», «гнусными», «зловредными», и сам он также подвергался различным нападкам. Тем не менее Ламетри оставался мужественным мыслителем и борцом, одним из идейных вдохновителей Великой французской революции.

Онтология. Ламетри первым объявил себя как материалист и атеист. Он утверждал, что существует лишь единая, вечная материальная субстанция, природа которой для человечества непознаваема. Причины всего в природе заложены в ней самой, а не в чем-то вне ее. Материя обладает атрибутами протяженности и движущей силы. Материализм Ламетри носит в большей степени виталистический, чем механистический характер (как у Гольбаха, например). Материя подвижна, способна ощущать и чувствовать , она способна к самооживлению, например в полипах заложены причины их регенерации. Также в самой материи заключаются способности стать чувствующей и мыслящей. На основе сравнения анатомии и физиологии живых организмов философ пришел к выводу, что между всеми их видами – от простейших до высокоорганизованных – нет существенной разницы. Все это – различные проявления, различные ступени развития единой материальной субстанции. Реакции животных и даже растений целесообразны: они направлены на самосохранение и размножение. Вопреки Декарту Ламетри считал, что животные способны ощущать, чувствовать, желать.

О человеке. На основе сравнения анатомии человека и животных Ламетри приходит к выводу, что человек произошел от животных. Отличие человека от животных состоит в более совершенной организации мозга, в большем количестве потребностей и в более развитой способности к обучению. Философ утверждал: человек – это «просто машина или животное», и нет никакой нематериальной, мыслящей, чувствующей души. В основе психики лежит материальная организация тела.

О природе нравственности . В трактате «Человек-машина» Ламетри утверждал, что не только у людей, но и у других видов организмов существует естественное отвращение к поступкам, вредным для других, и стремление делать добро другим. Но уже через год, в работе «Анти-Сенека», Ламетри провозгласил тезис, что моральный облик человека (т.е. его нравственность или безнравственность) предопределен его телесной организацией и влиянием окружающей среды. Лишь некоторые от природы – альтруисты, но большинство – безнравственные эгоисты.



О происхождении морали . В ситуации безнравственного большинства для существования общества необходима мораль, утверждающая приоритет общего блага над личным. Поэтому люди договорились и создали правила, определяющие одни поступки как добродетельные, нравственные (те, которые служат благу общества), а другие как порочные, безнравственные (те, которые наносят обществу ущерб). Ламетри отмечает, что не все из этих правил выдерживают рациональную критику. Например, требования презирать тело, нетерпимо относиться к инакомыслящим наносят большой вред людям. Вредны также и религиозные представления о (всегда и независимо от ситуации) хороших и плохих поступках, влекущих награждение или возмездие от Бога. Подлинная мораль, по мнению Ламетри, признает добродетельным все, что полезно для общества, а порочным – все, что вредно.

Гносеология . Ламетри был сенсуалистом: он сводил мышление, внимание, воображение, страсти и даже волю человека к ощущениям, чувствованиям. Мышление является развитием способности ощущения, присущей всем животным. «Мысль представляет собой только способность чувствовать». «Без чувств нет идей. Чем меньше чувств, тем меньше идей». Человеческие знания возникают благодаря общению людей.

О свободе Ламетри высказывает противоречивые мысли. С одной стороны, люди полностью детерминированы своей физиологической конституцией, а значит, несвободны и не должны винить себя ни в каких совершенных поступках. С другой стороны, от природы человеку присуща склонность к свободе, к тому, чтобы повелевать другими и противиться неволе. Благодаря философии человек может освободиться от воззрений окружающих людей, предпочесть страдания отказу от собственных убеждений, презреть удары своих противников.

Политическая философия. Ламетри поддерживал общую для почти всех просветителей концепцию просвещенного монарха. Просвещать весь народ, по мнению Ламетри, не стоит. Правители поставлены для счастья народа, они должны быть хоть «немножко философами», и тогда они будут меньше совершать тиранических несправедливостей и подлостей, лучше управлять государством, «будут в состоянии служить человечеству». Также они обязаны окружить себя мудрыми, опытными, сведущими советниками, прислушиваться к их мнениям и к мнениям народа. В обществе необходима свобода высказываний, в том числе и критических о высочайших особах. Ламетри признавал право народа свергать государей, злоупотребляющих своей властью в ущерб подданным. Убежденность народа в этом своем праве – единственное средство, способное удержать власть в необходимых для общества границах.


Ламетри и его труд "Человек-машина"
Сенсуализм Кондильяка не тождественен материализму, а философы умеренного направления - Вольтер, Д"Аламбер и даже Мопертюи - с осмотрительностью, обусловленной их идеалом только описывающего факты разума, не углубляющегося в неподконтрольные метафизические теории, не допускали и мысли о том, что умственная деятельность (или душа, или дух) может зависеть причинным образом от материи. Однако если у Дидро материализм еще является программой исследований, у Ламетри, Гельвеция и Гольбаха он предстает как теория, претендующая на истинность, поскольку она основательно подкрепляется успехами наук и, в особенности, достижениями медицины. Таким образом, Декартова res cogitans теряет свою независимость, растворяясь в res extensa, вследствие чего механицизм Декарта преобразуется в метафизический материализм.
Жюльен Офре де Ламетри родился в 1709 г. в Сен-Мало. Учился в Кане, затем Париже, где защитил диссертацию и получил степень доктора медицины. Позднее он отправился в Лейден, в Голландию, где в 1733-34 гг. стажируется у прославленного врача, химика и ботаника Германа Бургаве (1668-1738), известного атеиста и спинозиста, утверждавшего, что жизненные процессы можно свести к формулам и выразить химическими терминами. В 1745 г. Ламетри публикует работу "Естественная история души" ("Трактат о душе"). Во "Вступительном слове" он утверждает: "Все, что не добыто из лона самой природы, все, что не является феноменом, причиной, следствием - одним словом, наукой о вещах, - никакого отношения к философии не имеет и происходит из чуждого ей источника". Поэтому "писать для философа означает... учить материализму!" Ламетри отмечает, что материализм в его дни считается большим злом. Он задает риторический вопрос: "А если материализм хорошо обоснован, если он является очевидным результатом всех наблюдений и опыта самых крупных философов и медиков, если эта система была объявлена только после внимательного изучения природы, тщательнейшего обследования животного мира и глубокого исследования человека во всех его состояниях и на протяжении всей жизни? [...] Стоя перед самой истиной, неужели мы не пожелаем, сделав усилие, нагнуться и поднять ее?" Мы не слишком далеко продвинулись в уяснении сути "души": "Ни Аристотель, ни Платон, ни Декарт, ни Мальбранш не могут объяснить нам, что такое душа. Вы напрасно будете мучиться в поисках познания ее природы; вопреки своему тщеславию и своей нетерпимости вы будете вынуждены покориться незнанию и вере. Природа души и человека, и животных есть и навсегда останется такой же непознанной, как и природа материи и тел. Скажу больше: душа, абстрактно отделенная от тела, подобна материи, рассматриваемой без учета всякой формы: ее невозможно воспринять". "Какими анти-стоиками мы себя чувствуем! Насколько они ригористичны, печальны, тверды, настолько же мы хотим быть радостными, уступчивыми и приятными. Целиком из души, они абстрагируются от тел; полностью телесные, мы абстрагируемся от души".
За свои материалистические и атеистические взгляды Ламетри подвергался гонениям и преследованиям со стороны теологов, идеалистов, врачей старой школы и французской королевской власти. В 1746 г. Ламетри был изгнан из Франции и вынужден эмигрировать в Голландию. Там он анонимно опубликовал труд "Человек-машина" (1748) - самое знаменитое из его сочинений. Однако по постановлению Лейденского магистрата книга была сожжена палачом. Скрываясь от голландских реакционеров, Ламетри находит убежище в Германии, у Фридриха II, короля Пруссии, который, помимо назначения ученому пенсии, способствует его вступлению в Берлинскую академию наук. За период пребывания в Берлине выходят следующие публикации: "Человек-растение" (1748), "Анти-Сенека, или Рассуждение о счастье" (1750), "Животные - большее, чем машины" (1750), "Искусство наслаждаться" (1751) и "Физическая красота, или Опыт о происхождении человеческой души" (1751). В работе "Человек-машина" Ламетри излагает свои взгляды: "Человек - настолько сложная машина, что невозможно сразу составить о нем ясное представление и суметь его определить. Поэтому все априорные исследования крупных философов, при всей изобретательности ума, были напрасными. Только апостериорно можно, не говоря пока о раскрытии самой природы человека, добиться более высокого уровня понимания данного вопроса". Из этого следует, что надо вооружиться "тростью (т.е. поддержкой) опыта" и отбросить "пустую болтовню философов". Можно восхищаться исследованиями великих гениев (Декарта, Мальбранша, Лейбница, Вольфа и др.), но скажите мне, какую пользу они извлекли из своих глубоких размышлений?"
Вернемся, однако, к эмпирическим фактам. "Во время болезней душа пребывает иногда как бы в затмении и ничем себя не проявляет; иной раз она словно раздваивается, раздираемая на части гневом или яростью; порой ее слабость исчезает, и благодаря выздоровлению из глупца рождается талантливый человек. И наоборот, может случиться, что самый великий талант, вдруг отупев, станет неузнаваемым". Кроме того: "Душа и тело вместе погружаются в сон. [...]. Тело - это машина, сама по себе заводящая пружины, которые приводят ее в движение. [...] Питание восстанавливает то, что растрачивает сильное возбуждение. [...]. Какая мощь таится в хорошей пище! [...] Мы мыслим и даже совершаем нравственные поступки, так же как чувствуем радость или прилив отваги; все зависит от способа, каким настроена и подготовлена наша машина [...]. Для тог, чтобы засвидетельствовать неизбежное влияние возраста на рассудок, достаточно просто видеть. Душа испытывает влияние воспитания и образования и ощущает изменения состояния тела. [...] Воздействие климата настолько велико, что человек, меняющий климатические условия своей жизни, вопреки своему желанию, сильно это чувствует. Он чувствует себя как растение, переносящее себя на новую почву". Человек - всего лишь машина: "Различные состояния души [...] всегда соотносятся с состоянием тела. Но поскольку все способности души зависят исключительно от особенностей устройства мозга и всего тела, они должны отождествляться с этим устройством. Вот и получилась высокоинтеллектуальная машина!"
Ламетри высказывает суждение, что в действительности "душа - всего лишь пустое слово, которому не соответствует никакого понятия и которым разумный человек должен пользоваться только для обозначения нашего мыслящего начала. Одушевленные тела имеют все необходимое для движения, чувств, мышления, раскаяния - одним словом, могут вести как физическую, так и зависящую от нее этическую жизнь..." Вывод Ааметри однозначен: "Человек - это машина, и во всей вселенной существует только единственная субстанция в разных формах". Это "не плод предположений или предрассудков; я бы пренебрег этим, если бы мои чувства, просвещая мой разум, не заставляли меня ему следовать. Значит, опыт говорил мне через разум: таким образом я принимал в расчет оба [фактора]". Что могут сделать против этой теории - "могучего крепкого дуба" - "слабые тростинки теологии и метафизики?" Ламетри приходит к мысли о постепенном совершенствовании органических (одушевленных) существ, в духе теории эволюции. Между человеком и животным он видел только количественное различие: человек обладает большей степенью чувственности. "Но я не подвергаю сомнению существование высшего существа; напротив, я считаю это фактом высокой степени вероятности". "Не стоит мучиться из-за проблем теологии, поскольку нет достаточно убедительных доводов ни "за", ни "против"; тем не менее мир не будет счастлив до тех пор, пока не станет атеистическим. [...] Если бы атеизм был распространен повсюду, то все религиозные конфессии развалились бы до основания, не стало бы теологических войн и борцов за религию. Освобожденная от страшного яда природа снова обретает свою чистоту и свои права. [...] Каждый, кто воздвигает в своей душе алтари суевериям, обречен обожать идолов, а не почитать добродетель" .