Одноклассники и их роль в моей жизни. Распределение социальных ролей старшеклассников в учебной деятельности Рабочая пчелка(Работник компании)

Разработка

занятия по теме: «Социальные роли в команде».

Цель: Определение своей социальной роли для повышения эффективности командной работы.

Задачи:

    Знакомство с навыками командного взаимодействия.

    Повышение эффективности работы в команде через работу в социальных ролях.

    Получение результата эффективной работы команды.

Оборудование: стулья, мультимедиа (проектор, экран).

Новые термины: Социальные роли, генератор идей, исследователь ресурсов, координатор, организатор, контролер, игрок команды, исполнитель, специалист

Участники: 12 обучающихся 7-8 классов.

Ход занятия:

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ирина Львовна, я педагог-организатор Красноселькупского центра дополнительного образования детей.

Я предлагаю всем вам представиться. Мы все встанем в круг и каждый из вас должен выйти в круг, назвать свое имя и выполнить любое движение. Повторяться нельзя.

(выполняется игра)

Хорошо! Мы знаем имена друг друга, но прежде чем приступить к работе, я предлагаю всем поздороваться. Но не просто, а выполняя определенные действия. Пока я считаю до 5 вы должны успеть поздороваться со всеми ребятами. (предлагается насколько вариантов приветствия: руками, локтями, ногами, и т.д.)

Теперь, мы знакомы.

Предлагаю поиграть в интеллектуальную игру, а для этого давайте разделимся на две команды. У меня есть коробочка с геометрическими фигурами (треугольники и квадраты по 6 шт.). Каждый из вас должен выбрать любую фигуру. А теперь, предлагаю вам разделиться на две команды по 6 человек: по правую руку – квадраты, по левую - треугольники. (дети рассаживаются согласно выбранных фигур)

Целью нашей игры является определение своей личной социальной роли в той команде, в которой вы будете работать, используя навыки командного взаимодействия. А теперь, я объясню вам, что такое

социальные роли – это командные роли, которые определяют, как каждый конкретный член команды влияет на процесс выполнения задания.

СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ:

    Реализатор – воплощает идеи в практические дела.

    Контролер – доводит дело до конца, избавляет команду от ошибок - инспектор.

    Ведущий – распределяет задачи. Не давит на мнение команды. Социальный лидер.

    Аналитик – оценивает предложенные идеи, выбирает лучшую.

    Генератор идей - выдвигает новые идеи, умеет решать нестандартные проблемы.

    Гармонизатор – сглаживает конфликты, разряжает обстановку.

Сейчас я раздам вам карточки с заданием для каждой команды и с перечислением социальных ролей и их описанием.

Перед каждой командой встанет определенная задача. Решая ее, вы должны правильно распределить социальные роли в своей команде, выбрать те, которые подходят вашим партнерам по их возможностям. В соответствии выбранных ролей и будет строиться ваша работа. На распределение ролей вам дается 5 мин. , остальные 7 минут на выполнение задания. По окончании, команды демонстрируют выполненное задание. На защиту каждой команде дается 5 мин.

Задания:

    «Воздушный замок»

«

    «Мост» «

Нельзя использовать дополнительные предметы.

Прошу команды приступить к работе.

Выполнение задания в командах.

- Время истекло, и я прошу первую команду показать выполненное задание. Но прежде – представьте всех участников команды в их социальных ролях, т.е. кто какую роль занимал во время выполнения задания.

Вопросы для обсуждения:

Подведение итогов занятия:

Давайте подведем итог игры:

    С какими социальными ролями мы познакомились работая в команде?

    Что влияет на успешность действия команды?

    Где вы будете применять полученные знания?

    Какое настроение у вас, участников?

- Вы все молодцы! Поэтому я предлагаю всех вознаградить. Я буду называть участников, а вы дарить свои аплодисменты. (перечисляются социальные роли, называя каждую все аплодируют) А теперь аплодируем всем (аплодисменты)

Заключение:

Знания, полученные вами в ходе сегодняшней игры, помогут вам в эффективности командной работы в вашем классе.

Приложение 1

Карточка с заданием:

    «Воздушный замок»

« Команде необходимо построить из бумаги «башню». Ничего кроме бумаги использовать нельзя. Башня может быть любой конструкции, но не ниже одного метра в высоту.

Вопросы для обсуждения:

    Почему так распределились роли?

    Кто был инициатором распределения ролей?

    Все ли роли использовали? Если нет, почему?

    Работа по ролям вам помогла или мешала? Почему?

Карточка с заданием:

    «Мост» « Команде необходимо построить из бумаги «мост». Ничего кроме бумаги и двух стульев использовать нельзя. Расстояние между стульями не менее одного метра. «Мост» может быть любой конструкции.

Вопросы для обсуждения:

    Почему так распределились роли?

    Кто был инициатором распределения ролей?

    Все ли роли использовали? Если нет, почему?

    Работа по ролям вам помогла или мешала? Почему?

Настоящий педагог не только учит, но и учится сам. И прежде всего у детей. А трудные дети – странные, неблагополучные, выбивающиеся из общей колеи – становятся для него учителями вдвойне.
Именно такие дети вольно или невольно бросают педагогу вызов – и особенно классному руководителю. Ему ведь приходится постоянно разгребать и улаживать конфликты, вспыхивающие то и дело по вине того или иного «изгоя».
Именно дети-изгои больше других напоминают учителю, каково значение индивидуальности. У каждого из них – свой мир, своя логика действий. С ними хочешь не хочешь, а без индивидуального подхода отношений не наладить. Так и будут уроки срывать да в классе провоцировать то бойкот, то травлю, то смешки…
Так какие же они, дети-парии? Откуда берутся? И можно ли подыскать к ним ключик, разобраться в их поведении и привычках?
Труднее всего, наверное, преодолеть собственное предубеждение. Различить в баламутящем класс и внешне отталкивающем ребенке – боль и беду.

Татьяна Алексеева,
кандидат филологических наук

Мишени для бойкота

По материалам работы известного социолога А. Сперанского «Система социальных ролей в ученическом классе»

Ученики могут найти повод для бойкота даже там, где для него, казалось бы, нет видимых причин. В каждом классе неизбежно распределение по ролям. Есть роль лидера, но есть и роль изгоя. И тут уже не личные качества определят, быть бойкоту или не быть, а особенности роли.

О тношения ученика и учителя достаточно формализованны. А между самими учениками отношения свободны и допускают большой набор вариантов. Социальные роли в классе распределяются не только под влиянием психофизиологических возможностей учеников. Разделение по ролям зачастую происходит под воздействием эмоциональной сферы ученического класса.
Предугадать распределение учеников по системе социальных ролей невозможно. Но учителю очень важно знать закономерности развития межличностных отношений в классе.
Как показывают социологические исследования, формирование системы социальных ролей имеет ряд особенностей.
1. Система социальных ролей формируется под воздействием эмоциональной сферы класса.
2. Лидерское место сформировано с самого начала, но заполняется по принципу перебора претендентов.
3. В первую очередь из социальных ролей формируется изгойская роль.
Каждая социальная роль не может существовать отдельно. Они возникают во взаимосвязи, как единая система.

ТРИ ТИПА ИЗГОЕВ

Каждый человек, ребенок, подросток испытывает не только положительные, но и негативные эмоции. Если не отводить их за рамки своей личности, они начнут ее разрушать. Ну а учитывая, что человек находится в социальном окружении, понятно, что свои негативные эмоции он, как правило, сбрасывает на людей, постоянно находящихся рядом. Постепенно негативные эмоции концентрируются на одной или нескольких персонах. Так и возникает «образ врага».
Изгойское место – это некоторая точка в социальном пространстве малой группы, которая концентрирует негативные эмоции. За всю свою историю человечество выработало большое количество механизмов, которые позволяли бы сдерживать проявление негативизма в социальном пространстве. Битье чучел, поклонение идолам – лишь некоторые из них. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и иудейство – направляют личностный негативизм в сферу самосовершенствования.
Подростки же не владеют опытом регулирования негативных эмоций в социальном плане, накопленного историей человечества. Поэтому они поддаются своим мифическим представлениям о классе, в котором учатся. В ученической среде достаточно быстро распространяются мифы об одноклассниках – как позитивные, так и негативные. В итоге в общем мифическом сознании класса о некоторых учениках создаются мифы, которые вызывают к ним негативные эмоции одноклассников.
Причинами такого явления могут быть разные социальные особенности семей, которые резко отличаются от социальных качеств семей одноклассников, а также физические недостатки ученика. Условно можно изгоев разделить на три типа: изгой-клоун, изгой-белая ворона и изгой-антагонист. Рассмотрим последовательно все три типа изгойской позиции.

«Клоун»

Изгой-клоун играет с окружением на грани фола. Своим поведением он сознательно провоцирует насмешки. И, подобно средневековому шуту, выявляет границы и несовершенства социального устройства в классе. Такой тип изгойства требует от ученика достаточно развитого интеллекта. Ученик-клоун может ставить в затруднительное положение не только одноклассников, но и педагогов, работающих в этом классе. Далеко не всегда такой ученик осознает себя «критиком» социального устройства класса. Даже педагоги часто не осознают такой особенности клоуна.
Клоун забирает на себя не очень большое количество негативных эмоций. Обычно подросток, выступающий в этой роли, достаточно чутко следит за уровнем негативных эмоций, адресованных ему лично. Когда негативизм в классе достигает определенного уровня, подросток совершает поступок, который, вызвав смех одноклас­сников, снижает уровень негативизма.
Такой тип изгойства могут поддерживать ученики, прекрасно понимающие или чувствующие механизм социальных отношений. Но внутренне они стараются отгородиться от своего окружения.

«Белая ворона»

Изгойство «белой вороны» вызвано совсем другими причинами. Изгой этого типа имеет серьезные этические отличия от этических основ одноклассников. Как правило, они заложены семейным воспитанием. Причиной таких отличий может служить принадлежность семьи ученика к другому этносу, к другому социальному слою, к другой религии т.д.
Подросток становится «белой вороной», в сущности, по одной причине – он не может вести себя по-другому, в отличие от «клоуна». Но логика его поведения непостижима для большинства.
У одноклассников «белой вороны» создается масса мифических домыслов и вымыслов. Их распространяют ученики, входящие в лидерскую группу. Все домыслы рождаются из-за невозможности лидера и интерпретатора объяснить поведение одноклассника. Но признать неудачу или свою ограниченность лидер не может. И «белая ворона» становится изгоем.

«Антагонист»

Изгой-антагонист олицетворяет крайнюю степень изгойства. Такое изгойство основано на взаимном неприятии ученика и класса в целом. Нередко в антагонистическую степень изгойства срываются максимально эгоистичные ученики, которые склонны обвинять всех вокруг, а не искать недостатки в себе.
Причинами антагонистического изгойства служат изъяны семейного воспитания. Осознавая свое неприятие со стороны одноклассников, изгой-антагонист не находит ничего лучше, как платить той же монетой. Он обосновывает свои действия недостатками, наблюдаемыми в классе. Изгой-антагонист выстраивает свое поведение по принципу – в чужом глазу соринку вижу, а в своем и бревна не замечаю.

Неудавшиеся лидеры

Практически все изгои, вне зависимости от типа, имеют один общий недостаток – неспособность мыслить конструктивно. Критиканствующий настрой любого изгоя виден сразу, когда он попадает на лидерское место.
В принципе изгой – это претендент на лидерство, за которым не пошли одноклассники, лидер-неудачник, ставший мстить своим одноклассникам. Изгой никогда не видит свое социальное окружение в целом, не может построить перспективу, увлекающую абсолютное большинство одноклассников.
Он может только разрушать то, с чем он не согласен. Изгой обречен вечно оставаться в оппозиции.

ТРИ ТИПА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Если признается наличие трех типов изгойства, то следует признать и три типа педагогического взаимодействия с изгоями.
Выстраивая свою работу с изгоями, учителю необходимо помнить, что изгой – это изнаночная сторона эмоциональной жизни ученического класса. На практике изгойство нередко оборачивается травлей одного или двух учеников целым классом. В разгар травли многие поступки учеников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты.
Сама по себе система образования не имеет механизмов противодействия формированию изгойской позиции. Но на индивидуальном уровне с этим можно справиться.
Классному руководителю, который рано или поздно обязательно столкнется с этой проблемой, важно знать о ряде ошибок, наиболее распространенных в учительской среде.

Переиграть «клоуна»

Клоунада до последнего времени не рассматривалась педагогами как изгойское поведение. Но подтверждением тому, что клоунада – часть изгойства, может стать публичность поведения клоуна. Привлекая к себе внимание, клоун через свое поведение старается обратить внимание на социальные парадоксы, отмеченные им в своем классе.
Как показывает опыт наблюдения, первые свои клоунские действия ученик испытывает на учителе, ставя его публично в нестандартную ситуацию. К сожалению, далеко не все педагоги могут эффективно, с юмором, достойно выйти из создавшейся ситуации.
Попытка учителя дать действиям «клоуна» негативную эмоциональную оценку, критиковать или унижать его, только лишь укрепляет его тип поведения. Педагогическое воздействие на клоуна необходимо строить по принципу «клин клином вышибают», ставя такого ученика в нестандартную для него ситуацию.

Помочь «белой вороне»

При работе с изгоем-белой вороной важно помнить, что отношения этого изгоя со своими одноклас­сниками не заходят дальше вербальной агрессии.
Как правило, агрессия в отношениях между «белой вороной» и классом бывает односторонней, нередко со стороны класса. Ученики просто боятся своего сверстника, который имеет ценности, непохожие на их собственные. Большинство подростков, имеющих физический изъян, попадают (пусть кратковременно) в «белые вороны».
Необходимость особого отношения к сверстнику, имеющему видимые физические недостатки, понимается подростками довольно быстро. Но необходимость особого отношения к своему однокласснику, имеющему непохожие социально-культурные ценности (исповедующего другую религию и др.), подростками воспринимается далеко не сразу.
В целом проблема «белой вороны» решается вербальными средствами. Поэтому достаточно эффективны дискуссионные формы педагогической работы, помогающие ученикам правильно воспринять различия между ними. Современная педагогическая практика уже научилась в своем большинстве решать проблемы таких изгоев, приучая класс жить с человеком непохожим на всех остальных.

Спасти «антагониста»

Изгой-антагонист не только сам активно не воспринимает класс, но и провоцирует к себе негативное отношение, доходящее до агрессивности.
Наиболее распространенная ошибка учителя в подобной ситуации – это попытка занять чью-либо сторону. Как правило, он встает на сторону класса, хотя могут быть и варианты. Такой подход лишь ухудшает ситуацию. Педагог, по сути, становится орудием своих учеников и теряет профессиональные качества.
Если учитель обладает достаточным авторитетом и при этом встает на защиту изгоя, то иногда он даже может привести его к лидерству в классе. Тогда бывший изгой начинает мстить одноклассникам, прикрываясь мнением и авторитетом учителя.
Другой подход – перевод изгоя в другой класс. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта, но у него есть весьма существенные изъяны. С уходом ученика в классе остается социальное место, на которое попадет другой одноклассник.
Сам изгой, переходя в другой класс, нередко снова начинает провоцировать негативное отношение в свою сторону. И отдающий, и принимающий классы могут испытывать серьезные трудности, связанные с ситуацией появления нового изгоя-антагониста.
Лучше всего перевести этого ученика временно (на 1–2 месяца) на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику с классом и учеником.

Социальные роли в школе.

Весь мир - театр,

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы;

И каждый не одну играет роль.

Вильям Шекспир. Как вам это понравится.

Как и Шекспир, ученые, занимающиеся исследованием ролевого поведения, полагают, что социальная жизнь подобна театральному действу, со всеми его атрибутами типа сценариев, масок и декораций.

В школе роль «учителя», «ученика», «родителя» остается неизменной вне зависимости от того, кто ее исполняет. Социальные роли, такие как «родитель», «ученик», «учитель», «директор» переживают тех, кто их играет. И, как утверждает герой пьесы «Как вам это понравится» Шекспира, в этих ролях исполнителям позволена некоторая свобода интерпретации; все представление определяется тем, как именно будут играться эти роли. При этом некоторые аспекты ролей являются обязательными. Ученик , например, должен ходить в школу, выполнять классные и домашние задания учителя, отвечать у доски, писать контрольные работы, и получать хотя бы удовлетворительные оценки по изучаемым предметам..

Для возникновения роли необходима целая система норм. Можно с легкостью составить длинный перечень норм, регулирующих действия ученика, учителя, родителя в образовательном пространстве. Нерадивый ученик может сформировать свой индивидуальный образ, нарушая менее важные нормы: опоздания в школу, дурное обращение с одноклассниками и учителями, списывание домашних и классных работ, но это может привести к неуспеваемости и к конфликтным отношениям и в школе и дома.

Влияние ролей велико. У каждого человека есть тенденция вживаться в свои роли.

Роль:

набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.

Тем не менее некоторые социальные ситуации способны заставить большинство «нормальных» учеников вести себя «ненормально». Это становится ясно из экспериментов, когда людей с позитивными намерениями ставили в «неприятные» ситуации, чтобы выяснить, что будет превалировать - добро или зло. Результаты обескураживали: часто зло побеждает. Славные парни зачастую заканчивают отнюдь не славно.

Роли «отличников» и «двоечников».

Сходным образом исполнение роли «двоечника» может вызывать эффект подавления. Учитель способен убедить ребенка, будто бы его приговор соответствует реальному положению вещей.

Эллен Ланджер и Энн Беневенто обнаружили этот факт, когда составляли из нью-йоркских учеников пары для решения арифметических задач. Вначале ученики решали задачи индивидуально, а затем в паре, причем один из учеников назначался «отличником», а другой - «двоечником». Когда они снова стали работать индивидуально, выяснилось, что «отличникам» теперь удается решать больше задач, чем в первом раунде, тогда как «двоечникам» - меньше. Сходное влияние статуса на работоспособность было выявлено и в экспериментах с учениками начальных классов ( Jemmott & Gonzalez , 1989; Musser & Graziano , 1991): исполнение роли «двоечника» подрывает самостоятельность.

Инвестиция ролей

Исполнение тех или иных ролей может оказывать также и положительное воздействие. В том случае, когда кто-либо сознательно избирает для себя новую роль, он может измениться сам или научиться проявлять эмпатию по отношению к другим людям, чьи роли отличаются от его собственной. В психодраме, форме психотерапии, распределение ролей осуществляется именно с такой целью. В «Пигмалионе» Бернарда Шоу продавщица цветов из лондонских кокни, Элиза Дулитл, обнаруживает, что, когда она играет роль леди (при том условии, что окружающие воспринимают ее в качестве таковой), она фактически и становится леди. То, что не было реальностью, становится ею.

Роли часто предполагают наличие пары с определенными отношениями - родитель и ребенок, учитель и ученик. Для улучшения взаимопонимания может оказаться полезной инверсия ролей. Проблема большинства человеческих разговоров и споров состоит в том, отмечает Ларошфуко, что люди уделяют больше внимания собственным излияниям, а не тому, чтобы точно ответить на вопросы собеседника. «Даже самые приятные и умные люди не способны на что-либо более серьезное, чем показное внимание, в то время как в их взоре сквозит раздражение, настолько им хочется вернуться к своим собственным идеям» (1665, пункт 139). Специалист по переговорам или лидер группы может улучшить взаимопонимание, предложив двум спорящим поменяться ролями, - каждый из собеседников при этом должен отстаивать позицию оппонента. Есть и другой способ: можно попросить каждую из сторон пересказать точку зрения другой (до тех пор, пока оппонент не согласится, что пересказ адекватен), прежде чем заявлять свою собственную позицию. Когда в следующий раз вы окажетесь вовлеченным в трудный спор с приятелями или родителями, постарайтесь остановиться и пусть каждый из вас попытается дать описание того, что должны воспринимать и чувствовать другие, прежде чем продолжит отстаивать свою точку зрения. Вероятно, ваше взаимопонимание улучшится [ c .224-226].

Литература:

ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ

формирующая сила культурных ожиданий проявляется в наших представлениях о том, как должны себя вести мужчины и женщины. Даже в современном североамериканском браке, где оба супруга работают, мужчины выполняют большую часть ремонтных работ по дому, а женщины преимущественно заботятся о детях ( Biernat & Wortman , 1991). В Соединенных Штатах в высшем руководстве тысячи крупнейших компаний женщин всего 3%, в Морском корпусе - 4%, но 97% сиделок и 99% секретарей - женщины ( Castro 1990; Saltzman , 1991; Williams , 1989). Во всех странах девочки проводят сравнительно много времени за такими занятиями, как помощь родителям по дому и присмотр за маленькими детьми, а мальчикам чаще позволяют играть без надзора взрослых ( Edwards , 1991).

Можно сказать, что гендерная социализация дает девочкам «корни», а мальчикам - «крылья». За последние полстолетия в детских книгах, удостоенных премии Калдекотта ( Caldecott Award books ), девочки в четыре раза чаще мальчиков изображались как использующие предметы домашней утвари (швабры, швейные иголки, кастрюли и сковородки), а мальчики в пять раз чаще девочек пользовались инструментами (такими как вилы, плуг, оружие) ( Crabb & Bielawski , 1994). В результате, когда дети вырастают и становятся взрослыми, имеет место следующее: «повсеместно», как сообщает ООН (1991), женщины выполняют большую часть домашней работы. И «повсеместно такие домашние обязанности, как приготовление еды или мытье посуды, являются менее всего разделяемыми». Из подобных поведенческих ожиданий формируются «гендерные роли» для мужчин и женщин.

В эксперименте со студентками Принстонского университета Марк Занна и Сюзан Пак ( Mark Zanna & Susan Pack , 1975) продемонстрировали воздействие ожиданий, связанных с гендерными ролями. Студентки заполняли опросник, в котором описывали самих себя для высокого неженатого мужчины, старше их, с которым они предположительно собирались познакомиться. Те, кто решил, что идеал для такого мужчины - женщина, ориентированная на семью и почтительное отношение к мужу, приписывали себе более традиционные женские качества, нежели те, кто предполагал встретиться с мужчиной, предпочитающим сильных честолюбивых женщин. Более того, в тесте на решение задач студентки, ожидавшие встретить гендерного либерала, в большей степени раскрыли возможности своего интеллекта.

Гендерная роль:

набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин.

Случалось ли вам демонстрировать одну сторону своего Я для представителей вашего пола и другую - д ля противоположного.

Социальные воздействия

В западных культурах гендерные роли не фиксированы так жестко, как на Востоке. Например, работа по дому больше не считается исключительно женской привилегией, так же как работа с механизмами - исключительно мужской.

Они решили задач на 18% больше, чем студентки, ориентированные на мужчину с традиционными взглядами. Эта приспособляемость к идеалу мужчины оказывалась выражена в значительно меньшей степени, если мужчина описывался как менее привлекательный - невысокий и уже имеющий подругу первокурсник. В аналогичном эксперименте Дина Морьера и Кары Серой ( Dean Morier & Сага Seroy ,1994) мужчины также подстраивали описание самих себя под предполагаемые гендерно-ролевые ожидания привлекательной женщины.

Но культура ли порождает гендерные роли? Или же эти роли просто отражают поведение, естественно присущее мужчинам и женщинам? Многообразие гендерных ролей в различных культурах и в разные эпохи свидетельствует в пользу того, что наши гендерные роли действительно формируются культурой.

ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ ЗАВИСЯТ ОТ КУЛЬТУРЫ

Должны ли женщины выполнять работу по дому? Должны ли они быть больше озабочены карьерой мужа, нежели своей собственной? Джон Уильяме, Дебра Бест и их коллеги ( John Williams , Debra Best , 1990 b ) задали эти вопросы студентам университета - представителям 14 разных культур. За редким исключением, у студенток оказались несколько более эгалитарные взгляды, чем у их сокурсников. Но различия между странами оказались существенно глубже. Студенты из Нигерии и Пакистана, например, имели намного более традиционные взгляды относительно различных ролей для мужчин и для женщин, чем студенты-датчане и немцы. Ифтикар Хассан ( Iftikhar Hassan , 1980) из Пакистанского национального института психологии так разъясняет традиционный статус пакистанской женщины:

Она знает, что родителей не радует рождение девочки, и она не должна жаловаться, что родители не посылали ее в школу, поскольку работать по специальности она не будет.

«Когда я начал работать в Принстоне в 1970 году, первая группа абитуриенток как раз прорвалась в этот оплот мужского пола. Наши пионерки были чрезвычайно способны и весьма честолюбивы. Ведь большинство из них собирались стать врачами, юристами и профессорами! Интуитивная догадка Сюзан Пак состояла в том, что, несмотря на выдающиеся способности и высокую мотивацию ее сокурсниц, они все равно будут «прикидываться дурочками», сталкиваясь с симпатичными, хотя и шовинистически настроенными мужчинами Принстона.

Курсовая работа Сюзан, посвященная этой теме, показала следующее: женщины из Принстона изображают «дурочку» или «умницу» в зависимости, в частности, от того, расценивают ли они установку привлекательных принстонских мужчин как шовинистическую или как либеральную по отношению к женщинам. Интересно, воспроизводимы ли эти результаты в сегодняшнем Принстоне? В других колледжах? Будут ли и мужчины тоже стараться соответствовать гендерным стереотипам симпатичных женщин?»

МАРК ЗАННА ( Mark Zanna ), университет Ватерлоо:

"Женщину Востока учат быть терпеливой, самоотверженной, послушной... Если ее брак будет не самым счастливым, вина будет возложена на нее. Если кто-то из ее детей не преуспеет в жизни, она окажется главной причиной неудачи. А в тех редких случаях, когда она пытается развестись или получает развод, ее шансы на второй брак весьма призрачны, поскольку пакистанская культура очень сурова по отношению к разведенным женщинам".

В номадических культурах (культурах кочевников и собирателей) образование мальчиков и девочек практически одинаково, поскольку мужчины и женщины выполняют почти одну и ту же работу. В земледельческих обществах гендерные роли более дифференцированы: женщины работают в поле и сидят с детьми, в то время как мужчины могут пойти, куда сочтут нужным ( Segall & others , 1990; Van Leeuwen , 1978). В индустриальных обществах роли чрезвычайно разнообразны (рис. 6-3). Среди руководителей в Южной Корее женщины составляют только 2%, в Соединенных Штатах - 17%, в Австрии - 28%, в Швейцарии - 48% ( Triandis , 1994). В Северной Америке большинство врачей и дантистов - мужчины; в России большинство врачей - женщины, как и большинство дантистов в Дании.

Гендер и образование.

В Северной Америке молодые мужчины и женщины с равной вероятностью оканчивают колледж. Для японских Мужчин эта вероятность о три раза выше. (По данным Американского совета по образованию, 1994)

Социальные воздействия

Изменение гендерных ролей на рабочих местах. Количество дипломов по медицине, юриспруденции и стоматологии, выданных женщинам, неуклонно растет. (Поданным Бианки, п печати)

ГЕНДЕРНЫЕ РОЛИ ЗАВИСЯТ ОТ ЭПОХИ

За последние полстолетия - тонкий слой в нашей долгой истории - гендерные роли резко изменились. В 1938 году лишь один из пяти американцев одобрял «замужнюю женщину, работающую в бизнесе или промышленности, при условии если муж способен содержать ее». В 1993 году такой тип женщины одобряли уже 86% опрошенных ( Newport , 1993), хотя почти две трети по-прежнему полагали, что для детей «идеальная семейная ситуация» - когда «отец работает, а мать сидит дома и заботится о детях» (Организация Гэллапа, 1990). В 1967 году 57% американских первокурсников согласились с тем, что «занятия замужней женщины лучше ограничить домом и семьей». В 1994 году с этим согласились лишь 25% ( Astin & others , 1987, 1994).

Такое изменение установки сопровождается изменениями поведения. С 1960-го по 1995 год доля американских женщин в составе рабочей силы страны возросла с одной трети до почти трех пятых. Начиная с 1970 года все больше женщин учатся на юристов, врачей, дантистов.

В период между 1965 и 1985 годами американские женщины последовательно проводили все меньше времени за домашней работой, а мужчины - все больше, так что доля домашней работы, выполняемой мужчинами, выросла с 15% до 33% ( Robinson , 1988). Но влияние культуры все равно остается существенным. В Японии муж в среднем уделяет домашним делам около 4 часов в неделю, а в Швеции занимается ими до 18 часов в неделю ( Juster & Stafford , 1991).

Американские мужья выполняют 72% работ на участке вокруг дома, 91% работ по ремонту автомобиля, но всего

19% работ по приготовлению пищи,

16% уборки и 12% стирки.

Литература:

Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер,2001.

Какую выгоду дает ребенку? И что под силу сделать родителям, чтобы школьник чувствовал себя комфортно в коллективе?

Тихоня: мне хорошо одному!

В эту категорию попадают дети с богатым внутренним миром, интроверты по своей природе. Им не нужно внешних подтверждений, что они замечательные. Они не ищут ничьего общества, самостоятельны, хорошо справляются с письменными работами, но не любят отвечать у доски. Не активны в классе, потому что им это неинтересно. Иногда им не хватает уверенности в себе.

Выгода. Тихоням не надо коммуницировать с внешним миром, зато можно сосредоточиться на том, что по-настоящему интересно.

В чем опасность? Замкнутость и неумение строить отношения с людьми в будущем.

Что могут сделать родители? Помочь ребенку быть ярче, научить проявлять свои сильные черты. Очень важно, чтобы у тихони был друг: тогда он не чувствует себя одиноким и несчастным.

Подлиза: поближе к сильным

Ему очень хочется быть первым, но не хватает на это ни силы, ни характера. Поэтому он выбирает иной путь - держаться в одной связке с лидерами. Подлизы где-то трусят: они боятся, что их будут обижать, вот и ведут себя таким образом. Они вполне искренне могут восхищаться качествами яркого и харизматичного лидера. Но все же из-за того, что очень дорожат «теплым» местом рядом с ним, часто поступают вразрез с собственным мнением: спокойствие заводилы дороже дружбы.

Выгода . Всегда есть защита, можно погреться в лучах славы тех, кто «круче». Отчасти все достижения лидера имеют отношение и к его менее заметному другу.

В чем опасность? С одной стороны, гибкость в отношениях с людьми, умение подстроиться под собеседника - полезные качества для общения. Но с другой стороны, ребенок в такой ситуации привыкает не иметь личного мнения. А значит, не сможет проявить себя в ситуации, когда от него потребуются лидерские качества. Ведь он все время был в тени, не брал на себя инициативу, а выполнял чужие распоряжения. Кроме того, есть риск, что ребенок, который с детства усвоил науку подхалимажа, в будущем будет добиваться своего не поступками, а лестью и враньем. И это очень грустно, ведь во взрослой жизни подлиза - типичный манипулятор.

Что могут сделать родители? Учить сына или дочь брать на себя ответственность, показывать, что он ценен сам по себе, без «сильного» окружения за спиной. Часто подлизы вырастают в семьях, где родители слишком строги: они приучаются врать ради спасения.

Ябеда: один я хороший!

У ябеды не получается заслужить уважение делами. Он выбирает другой путь: унизить одноклассника и за его счет возвыситься самому. Причины такого поведения, как правило, коренятся глубоко в семье. Родители ябед, не достигнув многого в жизни, самоутверждаются, унижая ребенка, и тот ведет себя так же. Слабость характера тоже способствует подобному поведению.

Выгода. Иллюзия важности собственной персоны, уважения и почета.

В чем опасность? Формируется жизненная позиция «я хороший, а все вокруг плохие». Взрослые ябеды очерняют всех вокруг, не скажут ни о ком доброго слова.

Что могут сделать родители? Перестать унижать ребенка дома, наказывать только заслуженно. Прекратить рассказывать в присутствии детей гадости о других людях, стараться объективно относиться к себе и другим. Объяснять ребенку, что в каждом человеке много хороших черт - на них и нужно обращать внимание.

Образцово-показательный лицей и коррекционная школа мало чем отличаются, когда речь идет о распределении социальных ролей. Каким бы ни был дружным класс, каким бы хорошим – классный руководитель, всегда есть среди учеников сильные и слабые, троечники и зубрилы, любимчики учителей и индивидуалисты. Разберемся, стоит ли переживать из-за этого расслоения, можно ли изменить образ ребенка в глазах сверстников и как научиться правильно использовать его.

Почему роли не равны

Француз Дидье Дезор двадцать лет назад опубликовал результаты опыта над крысами, определяющего социальные роли в коллективе. Шестерых пушистых питомцев помещали в клетку с водоемом, причем корм клали в ту часть, которая отделена водой. Через какое-то время группа разделилась: две крысы просто ждали, когда три других вернутся с кормом и отнимали его, а еще один индивидуалист отбивался от нападок агрессоров, сам плавал за кормом и сам его съедал. И так происходило каждый раз, даже если крыс было в десятки раз больше. Слушая рассказы детей о распределении социальных ролей в школе, начинаешь понимать смысл опыта, проведенного над крысами.

Ситуация обостряется неравенством в обществе. Для уравнивания социального положения родителей вводят школьную форму, которая должна стирать грань между богатыми и бедными. Но ситуации это не меняет. Дети стремятся выделиться если не при помощи одежды, то за счет модных канцелярских принадлежностей, обуви, рюкзаков и даже дорогих украшений. Поэтому в классе почти наверняка образуется элита и те, кто к ней не принадлежит.

Часто родители думают, что ребенок попадает в ту или иную группу именно из-за финансового состояния семьи, но на самом деле куда сильнее влияют особенности его личности и характера. Уверенный в себе, спокойный и независимый, если вспомнить опыт с крысами, скорее станет индивидуалистом, чем прогнется под других или сам будет кого-нибудь угнетать. А чем больше разных характеров, тем сложнее школьная иерархия, тем более многообразно распределение ролей.