​Пенсионная система Российской Федерации. Пенсионная система России: особенности реформирования, структура Пенсионная система в рф включает

Пенсионная система России в настоящее время находится в состоянии реформирования и модернизации. Происходит формирование новых институтов: базовых пенсий, пенсион­ного страхования, накопительных и профессиональных пен­сий. Это влечет за собой изменение параметров и структуры пенсионной системы, содержания правоотношений и требу­ет создания новых финансовых и организационных механиз­мов. В правовом регулировании трансформируется соотноше­ние публичного и частного начал применительно к вопро­сам собственности, пенсионных накоплений приобретения и реализации пенсионных, прав, а также деятельности рас­ширяющегося круга субъектов. В этих условиях необходимо повышенное внимание к международным стандартам, соблю­дение которых является обязательством России, а также по­зитивному опыту иностранных государств.

На экономическую стабильность и социальную эффективность пенсионной системы оказывают непосредственное воздействие как долгосрочные демографические процессы и среднесрочные макро­экономические тенденции, так и краткосрочные чисто субъектив­ные политические решения. В свою очередь это объективно требует перманентного обновления конкретных правовых, экономических и организационных условий взаимодействия между застрахованными лицами, страхователями-работодателями (юридическими и физиче­скими лицами) с государственным страховщиком (Пенсионным фондом РФ). Формы и методы взаимодействия между уча­стниками системы пенсионного страхования зависят от многочис­ленных факторов, определяющих их развитие.

В нашей стране в настоящий период наблюдается сочетание са­мых неблагоприятных для пенсионной системы факторов: на фоне экономического кризиса переходного периода осуществляется ре­формирование всех звеньев народно-хозяйственного комплекса, одним из элементов которого является государственная пенсионная система. Одновременно с этим страна вступает в эпоху глубокого демографического кризиса. При этом первоочередная задача государства в рамках системы пенсионного страхования - поддержание покупательной способно­сти пенсий независимо от изменений экономических и социально-политических условий, тем более в периоды нестабильного эконо­мического и социального развития.

В настоящее время в России размер пенсий, в том числе, и по старости, достаточно низок. Очень часто уровень материального обеспечения в старости не соответствует вкладу работника в период его трудовой деятельности.

Все эти факторы усиливали потребность реформирования пен­сионной системы Российской Федерации в целях более полной адаптации к конкретным экономическим условиям.

Это обусловливает особую актуальность моей дипломной работы.

Сегодня облик пенсионной системы России постепенно меняется: развивается рынок дополнительного пенсионного обеспечения, преоб­ражается сектор государственных пенсий. В 2002 г. была осуществлена персонификация накоплений работающего населения страны, в 2003 г. граждане России получили право выбора управляющей компании, r 2004 г. - негосударственного пенсионного фонда. Предоставление гражданам возможности влиять па размер своей пенсии путем уп­равления ее накопительной частью является наиболее существенным моментом проводимой реформы. Впервые населению предложено разделить с государством ответственность за свое будущее.

Аксиомой новой пенсионной системы России является следующее утверждение: благосостояние старости - личная проблема каждого человека. Государство отвечает лишь за базовую часть пенсии. Размеры страховой и накопительной частей формируют личные заработки граждан. Чем выше официальный заработок у человека, тем больше он накопит средств на свою будущую пенсию.

У граждан, выходящих на пенсию после 2012 года, пенсии будут состоять из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Именно накопительную часть пенсии, которая начала формироваться у данной категории граждан с 2002 года, люди сумеют проинвестировать.

Целью работы является анализ современной пенсионной системы РФ и направлений ее реформирования.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи работы:

1. Изучить теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ;

2. Рассмотреть сущностную характеристику пенсионной системы РФ;

3. Изучить принципы формирования пенсионной системы РФ;

4. Рассмотреть правовое обеспечение пенсионной системы;

5. Провести анализ пенсионной системы Российской Федерации: источников доходов бюджета ПФР и направлений расходования средств Пенсионного Фонда;

6. Провести анализ деятельности негосударственного Пенсионного Фонда в России;

7. Рассмотреть зарубежный опыт формирования пенсионных систем и возможность его адаптации в России;

8. Изучить перспективы развития пенсионной системы РФ.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и шести приложений.

В первой главе освещаются теоретические вопросы формирования пенсионной системы РФ.

Во второй главе проведен анализ пенсионной системы Российской Федерации: источников доходов бюджета ПФР и направлений расходования средств Пенсионного Фонда.

Третья глава содержит анализ зарубежного опыта и возможностей его адаптации в России и определены перспективы развития пенсионной системы РФ.

Современная пенсионная система представляет собой совокуп­ность правовых, организационно-управленческих и финансово-экономических отношений между наемными работниками и инди­видуальными предпринимателями, иными категориями граждан, деятельность которых направлена на извлечение дохода (или мате­риальной выгоды), с одной стороны, работодателей, с другой сто­роны, а также всех других категорий граждан, не участвующих в хозяйственной деятельности, и государства - с третьей. Эти отно­шения призваны обеспечивать реализацию долгосрочных государст­венных обязательств по пенсионному обеспечению всех граждан.

Организационно-управленческая и финансовая деятельность пенсионной системы опирается на конституционные и законода­тельные права каждого гражданина на получение материального обеспечения при наступлении установленного законом возраста либо иного страхового случая, влекущего за собой невозможность трудиться. Данный вид материального обеспечения граждан в пери­од наступления старости или иной причины потери трудоспособно­сти получил название пенсия.

По своему социально-экономическому содержанию понятие пенсия (а в случае обязательного Пенсионного страхования - тру­довая пенсия) представляет собой специальную форму денежной выплаты гражданам, которая должна адекватно возмещать размер заработка или другого регулярного дохода от трудовой или иной об­щественно полезной деятельности, которые были трачены по при­чинам наступления у них ycтaнoвлeннoгo законодательством воз­раста (старости), инвалидности, потери кормильца либо по другим основаниям, также предусмотренным законодательством. Таким образом, понятие пенсии имеет комбинированную финансово-страховую и социально-трудовую природу, прин­ципиально отличающую ее, с одной стороны, от банковских, корпоративных и иных способов получения денежных дохо­дов в форме дивидендов, зависящих только от размера капи­тала, а с другой - от различных видов государственных соци­альных пособий, зависящих исключительно от социальной потребности (нуждаемости) либо от особых заслуг перед госу­дарством.

В соответствии с действующим пенсион­ным законодательством Российской Федерации в настоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и государст­венные пенсии (социальные пенсии, пенсии государственным служащим (за выслугу лет) и военнослужащим срочной служ­бы, участникам войны и вдовам погибших, пенсии по инва­лидности от военной травмы и от общего заболевания, по­страдавшим от ядерных и химических катастроф и т.д.).

Основаниями для обязательного пенсионного обеспечения яв­ляются:

Достижение соответствующего пенсионного возраста (трудо­вая пенсия по старости);

Пенсионная система современной России

Пенсионная система России - это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В современном виде она введена с 1 января 2015 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: страховой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, накопительной пенсии. В 2015 году государственные пенсии получали 43 млн граждан России. Значительная часть пенсионеров получает ниже прожиточного минимума пенсионера .

В современном мире государство является гарантом стабильности социально-экономического положения граждан, одним из главных критериев стабильности социально-экономического положения граждан является эффективность пенсионной модели.

Пенсионная система в России уже долгие годы претерпевает изменения. Целью реформы является достижение социально-приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан. На данный момент в стране, в очередной раз, принята новая модель пенсионной системы, главной отличительной чертой которой является предоставление гражданам возможности выбора пенсионной модели для получения пенсии по достижению пенсионного возраста – с полным отчислением взносов в размере 22% в страховую часть пенсии или разделением её на страховую (16%) и накопительную (6%), накопительную часть можно инвестировать в различные негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и другие инвестиционные организации .

В соответствии с новым пенсионным законодательством, если граждане, которые ранее не подавали заявление о выборе управляющей компании, желают, чтобы и в последующие годы страховые взносы в размере 6% индивидуального тарифа по-прежнему направлялись на формирование накопительной части трудовой пенсии, им следует до 31 декабря 2015 г. подать заявление о выборе Управляющей Компании (УК) либо НПФ. При этом, как и ранее, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд гражданину необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

Выше сказанное означает, что выбор инвестора для накопительной части пенсии (тарифа 6%), сопряжен с выбором УК или НПФ. У тех, кто не подаст заявление до 31 декабря 2015 г., пенсионные накопления перестанут формироваться за счет поступления новых страховых взносов работодателя, а все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии в Пенсионный Фонд России (ПФР).

Таким образом, государство переведет большинство граждан на модель страховой пенсии без накопительной части, так как большинство граждан не стремятся сделать свой выбор в пользу УК или НПФ .

Очевидно, что современная модель пенсионной системы России несовершенна и имеет определённые недостатки:

1. Простота и прозрачность не свойственна новой пенсионной формуле. С одной стороны, предложенная балльная пенсионная система очень сложна и непрозрачна для понимания населения. С другой стороны, для большинства работников сложен порядок определения максимальной суммы пенсионных коэффициентов с 2015 до 2021 г. Все приоритеты в новой пенсионной формуле смещены на заработные платы в 1,5–2,3 раза выше средней заработной платы в стране. При этом не учитываются интересы регионов и работников с заработными платами ниже средней заработной платы в стране. Индексация базовой части пенсионного накопления гарантируется только в соответствии с уровнем инфляции, а не индексации базовой части базовой части пенсионного накопления в соответствии с ростом прожиточного минимума.

2. Абсолютная сбалансированность пенсионной системы как разность доходов и расходов, равная нулю, не может быть достигнута, так как в начале года нельзя точно спрогнозировать сумму поступлений пенсионных взносов, сумму пенсионных коэффициентов всех пенсионеров в текущем году и, соответственно, определить размер одного пенсионного коэффициента.

3. В новой модели пенсионного накопления необходимо резервировать средства, которые не потрачены на выплаты пенсий работникам, отложившим назначение пенсии в пенсионном возрасте. При значительной численности отложивших назначение пенсии работников по мере их выхода на пенсию будет значительно увеличиваться сумма пенсионных коэффициентов (новых пенсионных прав). Без резервирования средств через несколько лет значительно замедлится рост стоимости пенсионного коэффициента, тогда потребуются дополнительные расходы федерального бюджета для обеспечения роста стоимости пенсионного коэффициента по инфляции .

Следует, что главным нововведением является введение так называемой балльной системы исчисления пенсии, которая в свою очередь предполагает переход к системе начисления индивидуальных пенсионных коэффициентов и, следовательно, переход к новой пенсионной формуле. В данном виде пенсионная формула совершенно непрозрачна и оставляет на усмотрение государства как установление конкретного размера пенсии, так и значение коэффициентов индексации страховой и базовой частей пенсии. В созданных государством обстоятельствах будет утеряна возможность стимулирования граждан к более позднему выходу на пенсию, поскольку невозможно заранее оценить точный размер пенсии. Кроме того, существует возможность проиграть в размере пенсии в случае, если на момент достижения работником пенсионного возраста стоимость пенсионного коэффициента будет значительно выше по сравнению с установленной через несколько лет.

В итоге следует сделать вывод, что пенсионная реформа не привнесла кардинальных изменений в пользу граждан, кроме того, в ходе реформы не была достигнута одна из главных её целей – это стимуляция граждан к продолжению работы после достижения пенсионного возраста. Данная цель не была достигнута в связи с тем, что оценочная система пенсионных накоплений была приведена к бальной форме, но в свою очередь небыли предприняты шаги к индексированию основной накопительной части по отношению к прожиточному минимуму пенсионера, в данной ситуации гражданин может проиграть в том случае если им будет принято решение продолжить работу после достижения пенсионного возраста. Следовательно, можно заключить, что данная реформа не принесла качественных изменений в пенсионной системе и не смогла достичь главной цели – укрепление положения пенсионеров.

Что из себя представляет современная пенсионная система России?

Пенсионная система России - это совокупность создаваемых в Российской Федерации институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система в современном виде введена в России с 1 января 2002 года.

Пенсионная система России состоит из трех видов пенсионного обеспечения: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение.

Ниже можно ознакомиться со сравнительной характеристикой этих видов пенсионного обеспечения.

Какие виды пенсий существуют?

В рамках государственного пенсионного обеспечения выплачиваются пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее — государственные пенсии).

В рамках обязательного пенсионного страхования выплачиваются .

В рамках негосударственного пенсионного обеспечения выплачиваются .

Что такое государственное пенсионное обеспечение?

Таким образом, чем выше заработная плата, тем выше будет размер пенсии. Однако нужно учитывать, что существует . Данная величина ежегодно индексируется с учетом роста средней заработной платы в России. В 2017 году она составляет 876 000 рублей нарастающим итогом с начала года (в 2016 году – 796 000 рублей). Иными словами, как только заработок в течение года достигнет 876 000 рублей, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР) на страховую и накопительную пенсию гражданина перечисляться не будут.

В чем заключается система негосударственного пенсионного обеспечения?

(НПО) – это формирование за счет добровольных пенсионных взносов граждан (из личных средств) либо работодателей (из собственных средств).

Услуги по НПО оказываются (НПФ). Между НПФ и гражданином либо организацией-работодателем заключается . На основании перечисляемых пенсионных взносов (личных или из средств организации) и дохода от их инвестирования формируется и выплачивается негосударственная (индивидуальная либо корпоративная) пенсия.

Сравнительная характеристика видов пенсионного обеспечения

Характеристики Виды пенсионного обеспечения
ГПО ОПС НПО
Администратор (ответственный фонд) ПФР ПФР/ НПФ* НПФ
Вид пенсии Государственная Страховая** Негосударственная: индивидуальная либо корпоративная
Источник выплаты Федеральный бюджет Обязательные страховые взносы работодателя в ПФР Пенсионные взносы в НПФ гражданина либо его работодателя (в пользу работника)
Получатели Узкие категории населения Большинство работающего населения Активные участники пенсионной реформы: граждане или организации, заключившие с НПФ договор НПО

Пенсию по старости могут получить мужчины в 60 и более, а также женщины в возрасте не менее 55 лет.

При этом у пенсионера должен быть страховой стаж 5 лет и более.

Трудовую пенсию 2-го вида могут получать инвалиды 1, 2 и 3 группы. Ее назначение не зависит от , причины, по которой случилась инвалидность и времени, когда ее присвоили. При отсутствии страхового стажа инвалиду дается социальная пенсия.

Трудовую пенсию 3-го вида могут получать члены семьи, которые нетрудоспособны и были на умершего. К ним относятся, например, дети в возрасте до 18 лет.

Граждане, имеющие одновременно право на несколько типов трудовой пенсии, получают пенсию только одного типа.

Средства на трудовые пенсии поступают из страхового фонда. Этот фонд создается за счет страховых взносов, которые вносятся в этот фонд в процессе трудовой деятельности гражданин.

Средства на государственные пенсии берутся из бюджета. Их назначают по критериям, которые обозначены в специальном законе.

К таким выплатам относятся пенсии, выплачиваемые пенсионерам, находившимся на государственной гражданской службе, военной службе, а также на службе в правоохранительных органах.

История

Впервые пенсии начали выплачиваться во Франции офицерам–морякам в 1673 году, а в 1790 году там же начали платить пенсию госслужащим. Пенсионное обеспечение населения во Франции появилось в 1910 году, в Германии в 1890 году, а в Англии - в 1908 году. В дореволюционной России пенсионное обеспечение существовало только для некоторых слоев чиновников и военных.

В СССР положение о пенсиях был принято в 1930 году, а в 1932 году был установлен существующий по настоящее время возраст пенсионеров.

Окончательно система была утверждена в 1956 году соответствующим законом о пенсионном обеспечении.

Виды пенсионных систем

Пенсионные системы подразделяются на два типа:

  • распределительная;

До 2002 года пенсия в РФ выплачивалась из госбюджета и носила распределительный характер, то есть выплаты, которые делали работодатели за своих работников, поступали на выплату действующим пенсионерам.

С 2002 по 2010 год в пенсионном фонде существовало три части:

  • базовая;
  • страховая;
  • накопительная.

В настоящее время в РФ существует пенсионная система, которая включает два типа средств - часть их распределяется централизовано, а часть поступает в накопительный фонд. Создание накопительной части пенсионного фонда было связано с трудностями обеспечения пенсиями всех пенсионеров, число которых непрерывно возрастает.

В результате этого страховые взносы уже не могут полностью обеспечить выплаты пенсий, поэтому к ним добавляются средства из бюджета. Например, согласно проекту бюджета на 2016 год, планировалось добавить в пенсионный фонд 810 млрд. руб.

Вариант с накопительной частью подразумевает, что человек будет получать две пенсии - страховую, которая зависит от количества баллов и их стоимости, и накопительную, которая определяется количеством внесенных денег и их обслуживанием в пенсионных фондах.

Страховая часть взносов идет в пенсионный фонд России (ПФР), где она зачисляется на счет работающего гражданина. Зачисление происходит в форме баллов, по которым будут вычисляться пенсионные выплаты при выходе человека на пенсию. Эти баллы каждый год индексируются. В этом году стоимость 1 балла равна 74 руб. 27 коп. Кроме того, к страховой части пенсии прибавляется фиксированная выплата, которая также индексируется каждый год. В 2015 году она равна 4380 руб.

В зависимости от желания работника накопительная часть взносов может поступать в ПФР или выбранный работником негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Эти средства ПФР может направлять в государственную УК или частные управляющие компании (УК). НПФ также направляет полученные средства в УК. УК инвестируют полученные средства с целью получения дивидендов и увеличения пенсионных средств.

Накопления начали производиться, начиная с 2002 года. При этом фонд накопления касается людей с 1967-м или более поздним годом рождения.

При этом, например, в 2012 года из обязательного взноса в ПФ, который составляет 22% от зарплаты, 6% отправлялось в фонд накопления. Деньги, поступающие в фонд накопления, также должны выплачиваться работнику при выходе его на пенсию.

По постановлению Правительства с начала 2014 года по конец 2016 года выплаты в фонд накопления были приостановлены. То есть, все 22% страховых взносов поступают в страховой фонд ПФР. Кроме того, ПФР было запрещено отправлять пенсионные накопления в управляющие компании и НПФ. Это, очевидно, связано с трудностями формирования страхового фонда для выплаты пенсий, а также опасениями по сохранности этих денег.

Для того чтобы в 2017 году восстановить выплату части взносов в фонд накопления гражданину надо было подать заявление в ПФР до конца прошлого года. При отсутствии такого заявления все его взносы будут поступать в страховой фонд.

Государственная пенсионная система в России в настоящее время не едина. Согласно действующему пенсионному законодательству, она состоит из двух относительно самостоятельных пенсионных систем - это обязательное пенсионное страхование и государственное пенсионное обеспечение. Названы они так потому, что законодатель, надо полагать, хотел провести такое деление исходя из существующих форм организации пенсионного обеспечения и главным образом в зависимости от финансовых источников - страховых платежей и средств государственного бюджета.

На наш взгляд, такое название пенсионных систем не совсем удачно, поскольку обе системы являются государственными, так как все пенсии в рамках этих систем устанавливаются законом. Финансовые средства, направляемые на пенсионное обеспечение граждан, являются государственной собственностью. Гарантом предоставления пенсий по данным системам является государство.

Было бы логичнее именовать пенсионные системы следующим образом:

  • а) пенсионное обеспечение в порядке обязательного пенсионного страхования, или страховая пенсионная система;
  • б) пенсионное обеспечение, осуществляемое за счет бюджетных ассигнований, или бюджетная пенсионная система.

Для простоты в дальнейшем мы будем придерживаться этих наименований.

Страховая пенсионная система - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которая должна быть направлена на возмещение гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления пенсий в порядке обязательного страхового обеспечения.

Бюджетная пенсионная система - система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством в целях компенсации гражданам заработка, утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на пенсию; либо компенсации вреда, нанесенного их здоровью при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

Различий между двумя пенсионными системами много, поэтому назовем лишь главные из них: источники их финансирования; круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями; виды пенсий; условия предоставления пенсий; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения; органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, и др. Рассмотрим некоторые из названных различий и критерии их разграничения.

Источники финансовых средств. В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР. Он формируется главным образом за счет страховых взносов; средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования. В последние годы появились и другие источники пополнения бюджета ПФР: это добровольные взносы физических лиц и организаций, уплачиваемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц. Есть и иные источники, не запрещенные законодательством РФ.

Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета, включая федеральный, региональные (субъектов Российской Федерации) и местные (муниципальные) бюджеты. Эти средства формируются за счет налогов, предусмотренных налоговым законодательством, а также иных финансовых источников.

Круг лиц, подлежащих обеспечению пенсиями. Различия пенсионных систем можно наблюдать и в категориях лиц, обеспечиваемых пенсиями.

Страховая пенсионная система «обслуживает» застрахованных граждан данным видом обязательного социального страхования, т.е. граждан, имеющих право на страховые пенсии. Ими являются граждане России, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты); граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; а также работающие за пределами территории России, в случае уплаты страховых взносов в установленном федеральным законом порядке. К ним также относятся лица, являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занятые в традиционных отраслях хозяйства, и иные категории граждан, дела которых относительно обязательного пенсионного страхования решаются в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании».

Право на получение пенсии по бюджетной пенсионной системе имеют российские граждане, соблюдающие условия, предусмотренные Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении». К таковым относят, например, федеральных государственных служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан, не имеющих право на трудовые пенсии. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, имеют право на получение пенсии на тех же основаниях, что и граждане России, если иное не предусмотрено вышеназванным законом или международными договорами Российской Федерации.

Помимо Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении» предоставление материального обеспечения отдельным категориям лиц за счет государственного бюджета осуществляется в соответствии с иными нормативными правовыми актами. Так, судьи, пребывающие в отставке, вправе получать ежемесячное пожизненное содержание согласно Закону РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»; а лица, имеющие особые заслуги перед Отечеством, вправе получать подобную выплату в соответствии с Федеральным законом от 4 марта 2002 г. «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации»*. (Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении», строго говоря, не стал актом кодификационного значения в силу наличия множества норм как отсылающих к нормам других нормативных актов, так и не содержащих указаний на наличие иных правовых актов, предусматривающих имеющиеся виды пенсионных выплат гражданам.)

Для граждан, имеющих одновременно право на различные пенсии, устанавливается одна пенсия по их выбору.

Различия в нормах предоставления пенсий по двум пенсионным системам зависят и от категории лиц, о чем сказано выше.

Право на выплаты по страховой пенсионной системе определяется соответствующими условиями, установленными для той или иной трудовой пенсии. Так, право на страховые пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, и при наличии не менее пятнадцати лет страхового стажа; либо те и другие, достигшие «сниженного» возраста (в связи с особыми условиями труда, природно-климатическими условиями проживания, медико-биологическими факторами, безработицей). При отсутствии стажа устанавливается социальная пенсия в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении. Страховая пенсия по инвалидности предоставляется лицу, признанному инвалидом I, II, III группы, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа, продолжения трудовой и (или) иной деятельности и пр. Для получения страховой пенсии в случае потери кормильца необходимо иметь статус нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца, состоявшего на его иждивении; либо выполнять иные требования, предусмотренные законодательством о страховых пенсиях.

Для получения пенсий по бюджетной пенсионной системе для каждой категории граждан установлены свои условия. Они указаны

в федеральных законах и других нормативных правовых актах. Так, право на пенсию за выслугу лет федеральные государственные служащие получают при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет и при условии увольнения их с федеральной государственной службы по основаниям, прямо указанным в Законе о государственном пенсионном обеспечении. Пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, ставшим инвалидами в период прохождения ими военной службы по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин или не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы либо в случае наступления инвалидности позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. Условия обеспечения пенсиями других военнослужащих установлены в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, различаются по некоторым критериям. Такими критериями могут быть и финансовые источники, за счет которых производятся пенсионные выплаты; организационно-правовые формы социального обеспечения; категории лиц, обеспечиваемых пенсиями; нормативные правовые акты, регулирующие пенсионные отношения.

Наличие названных пенсионных систем вовсе не предполагает существование только каких-либо двух конкретных органов, осуществляющих выплаты пенсий. Органы разные, что свидетельствует об отсутствии в стране единой общефедеральной пенсионной системы населения.

  • Хотя данные выплаты не именуются пенсией, по своему целевому назначениюони носят характер специального пенсионного обеспечения указанных категорий граждан.