Почему авраам принёс в жертву своего сына исаака? Авраам и жертвоприношение исаака.

Жертвоприношение Авраама

Ветхом Завете человеческие жертвоприношения упоминаются неоднократно. Традиция всесожжения детей, как уже говорилось в главе «Финикийцы», была распространена в Палестине, Сирии и особенно в Финикии. Народ Израиля еще на заре своего формирования от этой традиции отказался. Прародитель еврейского народа Авраам был первым и последним представителем нарождающейся иудео-христианской культуры, которому довелось возложить сына своего на жертвенник. В Библии (Быт. 22, 1–18) сказано:

«Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».

С тех пор обычай детского жертвоприношения был заменен в традиции зарождающегося иудаизма принесением в жертву животного. «Земля Мориа», в которой Господь испытывал Авраама, отождествляется с горой Мория в Иерусалиме. Считается, что Храм был построен Соломоном на том самом месте, где состоялось знаменитое жертвоприношение агнца. В иудаизме это событие, ставшее важнейшим моментом в истории Израиля, носит название Акеда. Акеде посвящены знаменитые мозаики в синагогах Палестины, например, мозаика шестого века из синагоги Бет-Альфа. Обрядовое чтение Акеды у иудеев проводится во второй день праздника Рош ха-Шана. Тогда же принято трубить в шофар, изготовленный из бараньего рога. Это напоминание о том, как агнец был принесен в жертву вместо ребенка.

«Скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти; народ земли да побьет его камнями…»

Правда, надо отметить, что, несмотря на однозначный запрет, страшная традиция была не сразу предана забвению. Но теперь редчайшие случаи человеческих жертвоприношений происходили помимо или вопреки Божественной воле. Когда израильский военачальник Иеффай (в иудейской традиции - Ифтах) шел сражаться с Аммонитянами, он дал обет Господу: «по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего на встречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» (Суд. 11, 31). Иеффай вернулся домой с победой, «и вот, дочь его выходит на встречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери» (Суд. 11, 34). Иеффай в отчаянии разодрал свои одежды, но сказал, что не может нарушить обет. Его дочь согласилась с отцом и лишь испросила себе два месяца на то, чтобы оплакать свое девство с подругами. «По прошествии двух месяцев, она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой» (Суд. 11, 39).

Поступок Иеффая в Библии остается без комментариев. Впрочем, это жертвоприношение было совершено не из желания возродить кровавую традицию, а скорее по несчастному стечению обстоятельств. Позднее человеческие жертвоприношения совершались лишь вероотступниками. Так, царь Манассия восстановил поклонение идолам, «и поставил жертвенники Ваалу… и провел сына своего чрез огонь» (4 Цар. 21, 3,6). Внук Манассии - Иосия восстановил религию, завещанную Моисеем, приказал уничтожить идолов, «и осквернил он Тофет….чтобы никто не проводил сына своего и дочерей своих чрез огонь Молоху» (4 Цар. 23, 10). Впрочем, существуют отличные от Библии источники, сообщающие, что и сам Манассия раскаялся в содеянном еще при жизни.

Вероотступников, совершающих человеческие жертвоприношения, обличает Бог устами пророка Иеремии. Он клеймит тех, кто «устроили высоты Тофета… чтобы ежигать сыновей и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал, и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7, 31).

Так или иначе, несмотря на то, что становление иудаизма, как и любой новой религии, проходило не всегда гладко, великое жертвоприношение Авраама в конце концов положило конец кровавым культам по крайней мере для одного народа Палестины (другие, например, финикийцы, отказались от него значительно позднее).

Жертвоприношение Авраама стало великим сакральным событием и в традиции другой великой религии - ислама. В Коране рассказывается, что пророк Ибрахим (который «не был… иудеем, и не был назареем христианином, а был мусульманином ханифом») увидел сон о том, что должен принести в жертву своего сына. Пророк рассказал мальчику о своем сне и предоставил тому самому принять решение. Мальчик ответил: «О батюшка, делай то, что велено тебе Богом, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я проявлю терпение». Аллах не допустил жертвоприношения, но высоко оценил праведность Ибрахима: «Мы выкупили его другим великим закланием и оставили о нем долгую славу на века и поколения. Да будет мир Ибрахиму». В Коране не названо имя сына Ибрахима, но мусульманская традиция считает, что это был Исмаил, его первенец, который стал прародителем арабов.

Человеческие жертвоприношения, бытовавшие среди арабов до принятия ими ислама, были категорически воспрещены новой религией. А в честь жертвоприношения Ибрахима мусульмане всего мира отмечают свой важнейший праздник Курбан-байрам, к которому приурочено паломничество в Мекку. Именно там, в долине Мина, по исламской традиции, произошла замена Исмаила на жертвенного овна. Поэтому заклание барана является одной из важнейших традиций праздника.

Для христиан жертвоприношение Авраама, значимое и само по себе, выделяется из прочих событий Ветхого Завета. Для них оно явилось предвестником грядущего принесения Богом-Отцом своего сына Иисуса в искупительную жертву за грехи человечества. Евсевий Кесарийский на рубеже третьего и четвертого веков писал в своей «Церковной истории»:

«Столькими-то бедствиями пожирался прежде весь род человеческий!.. По этим-то причинам заклан был человеческий организм Слова Божьего. Но сей великий Архиерей, принесенный в жертву Владыке и Всецарю Богу, в то же время был и отличен от жертвы; как Слово Божье, как Божья сила и Божья Премудрость, Он вскоре смертное воззвал от смерти и представил его Отцу в начаток общего нашего спасения, воздвиг его за всех людей в виде победного трофея над смертью и демонскими полчищами, в виде силы, отвращающей человечество от древних человеческих жертв».

Из книги Ближний Восток [История десяти тысячелетий] автора Азимов Айзек

Город Авраама Гутеи продержались всего около столетия. Около 2120 г. они были изгнаны из Месопотамии. Фактическим освободителем был, вероятно, правитель Урука, находившегося тогда под властью пятой династии. Он мог действовать в союзе с Уром, но, если это и так, правитель

Из книги Боги нового тысячелетия [с иллюстрациями] автора Элфорд Алан

ПРИЛОЖЕНИЕ А. ХРОНОЛОГИЯ ОТ АВРААМА ДО ИСХОДА По поводу даты рождения Авраама было много споров. Свидетели Иеговы относят ее к 2018 году до РХ, тогда как большая часть ученых мусульман считает, что Авраам родился примерно в 2400–2300 годы до РХ. Много споров было также и о том,

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Глава 8 Жертвоприношение Ицхака / Акедат Ицхак Средоточие христианства - готовность Б-га во имя спасения человечества принести в жертву человека, который, по вере христиан, был Его сыном; ключевое событие для иудаизма - готовность Авраама во имя Б-га принести в жертву

Из книги Тайны гениев автора Казиник Михаил Семенович

Глава 2. Мученик светотени и “Жертвоприношение Авраама” Авраам любил Бога столь безбрежно, столь безоговорочно что даже когда Бог неожиданно заставлял Авраама сниматься с насиженных мест и начинать все сначала, Авраам не роптал. Он послушно отправлялся в те земли,

Из книги Фёдор Достоевский. Одоление Демонов автора Сараскина Людмила Ивановна

Глава четвертая. Жертвоприношение: ритуал и последствия IВ творческой истории «Бесов» имел место эпизод, которому - по воле автора - был сообщен как бы сакральный смысл: собственноручно, в полном сознании и трезвой памяти Достоевский сжег рукописи к

Из книги Загробный мир. Мифы разных народов автора

Смерть как жертвоприношение. Путь в иной мир: погребальная ладья и жизнь под

Из книги Загробный мир. Мифы о загробном мире автора Петрухин Владимир Яковлевич

Завет Авраама

Из книги Самые невероятные в мире - секс, ритуалы, обычаи автора Талалай Станислав

Смерть как жертвоприношение. Путь в иной мир: погребальная ладья и жизнь под курганом Арабский путешественник и писатель X века Ибн Фадлан побывал на похоронах вождя русов. Привычный к скромному и быстрому ритуалу погребения, принятому у мусульман, он с изумлением

Из книги автора

Завет Авраама Популярностью, как и Книга Еноха, в Средние века пользовался еще один иудейский по происхождению апокриф, переведенный на славянский язык. Это «Завещание Авраама», повествующее о видении, которого сподобился Авраам, мечтавший увидеть «всю вселенную при

Ветхом Завете человеческие жертвоприношения упоминаются неоднократно. Традиция всесожжения детей, как уже говорилось в главе «Финикийцы», была распространена в Палестине, Сирии и особенно в Финикии. Народ Израиля еще на заре своего формирования от этой традиции отказался. Прародитель еврейского народа Авраам был первым и последним представителем нарождающейся иудео-христианской культуры, которому довелось возложить сына своего на жертвенник. В Библии (Быт. 22, 1–18) сказано:

«Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».

С тех пор обычай детского жертвоприношения был заменен в традиции зарождающегося иудаизма принесением в жертву животного. «Земля Мориа», в которой Господь испытывал Авраама, отождествляется с горой Мория в Иерусалиме. Считается, что Храм был построен Соломоном на том самом месте, где состоялось знаменитое жертвоприношение агнца. В иудаизме это событие, ставшее важнейшим моментом в истории Израиля, носит название Акеда. Акеде посвящены знаменитые мозаики в синагогах Палестины, например, мозаика шестого века из синагоги Бет-Альфа. Обрядовое чтение Акеды у иудеев проводится во второй день праздника Рош ха-Шана. Тогда же принято трубить в шофар, изготовленный из бараньего рога. Это напоминание о том, как агнец был принесен в жертву вместо ребенка.

Категорический запрет человеческих жертвоприношений прозвучал в заповедях, данных Богом через Моисея: «Скажи сие сынам Израилевым: кто из сынов Израилевых и из пришельцев, живущих между Израильтянами, даст из детей своих Молоху, тот да будет предан смерти; народ земли да побьет его камнями…»

Правда, надо отметить, что, несмотря на однозначный запрет, страшная традиция была не сразу предана забвению. Но теперь редчайшие случаи человеческих жертвоприношений происходили помимо или вопреки Божественной воле. Когда израильский военачальник Иеффай (в иудейской традиции - Ифтах) шел сражаться с Аммонитянами, он дал обет Господу: «по возвращении моем с миром от Аммонитян, что выйдет из ворот дома моего на встречу мне, будет Господу, и вознесу сие на всесожжение» (Суд. 11,31). Иеффай вернулся домой с победой, «и вот, дочь его выходит на встречу ему с тимпанами и ликами: она была у него только одна, и не было у него еще ни сына, ни дочери» (Суд. 11, 34). Иеффай в отчаянии разодрал свои одежды, но сказал, что не может нарушить обет. Его дочь согласилась с отцом и лишь испросила себе два месяца на то, чтобы оплакать свое девство с подругами. «По прошествии двух месяцев, она возвратилась к отцу своему, и он совершил над нею обет свой» (Суд. 11, 39).

Поступок Иеффая в Библии остается без комментариев. Впрочем, это жертвоприношение было совершено не из желания возродить кровавую традицию, а скорее по несчастному стечению обстоятельств. Позднее человеческие жертвоприношения совершались лишь вероотступниками. Так, царь Манассия восстановил поклонение идолам, «и поставил жертвенники Ваалу… и провел сына своего чрез огонь» (4 Цар. 21, 3,6). Внук Манассии - Иосия восстановил религию, завещанную Моисеем, приказал уничтожить идолов, «и осквернил он Тофет….чтобы никто не проводил сына своего и дочерей своих чрез огонь Молоху» (4 Цар. 23, 10). Впрочем, существуют отличные от Библии источники, сообщающие, что и сам Манассия раскаялся в содеянном еще при жизни.

Вероотступников, совершающих человеческие жертвоприношения, обличает Бог устами пророка Иеремии. Он клеймит тех, кто «устроили высоты Тофета… чтобы ежигать сыновей и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал, и что Мне на сердце не приходило» (Иер. 7, 31).

Так или иначе, несмотря на то, что становление иудаизма, как и любой новой религии, проходило не всегда гладко, великое жертвоприношение Авраама в конце концов положило конец кровавым культам по крайней мере для одного народа Палестины (другие, например, финикийцы, отказались от него значительно позднее).

Жертвоприношение Авраама стало великим сакральным событием и в традиции другой великой религии - ислама. В Коране рассказывается, что пророк Ибрахим (который «не был… иудеем, и не был назареем христианином, а был мусульманином ханифом») увидел сон о том, что должен принести в жертву своего сына. Пророк рассказал мальчику о своем сне и предоставил тому самому принять решение. Мальчик ответил: «О батюшка, делай то, что велено тебе Богом, и ты увидишь, если пожелает Аллах, что я проявлю терпение». Аллах не допустил жертвоприношения, но высоко оценил праведность Ибрахима: «Мы выкупили его другим великим закланием и оставили о нем долгую славу на века и поколения. Да будет мир Ибрахиму». В Коране не названо имя сына Ибрахима, но мусульманская традиция считает, что это был Исмаил, его первенец, который стал прародителем арабов.

Человеческие жертвоприношения, бытовавшие среди арабов до принятия ими ислама, были категорически воспрещены новой религией. А в честь жертвоприношения Ибрахима мусульмане всего мира отмечают свой важнейший праздник Курбан-байрам, к которому приурочено паломничество в Мекку. Именно там, в долине Мина, по исламской традиции, произошла замена Исмаила на жертвенного овна. Поэтому заклание барана является одной из важнейших традиций праздника.

Для христиан жертвоприношение Авраама, значимое и само по себе, выделяется из прочих событий Ветхого Завета. Для них оно явилось предвестником грядущего принесения Богом-Отцом своего сына Иисуса в искупительную жертву за грехи человечества. Евсевий Кесарийский на рубеже третьего и четвертого веков писал в своей «Церковной истории»:

«Столькими-то бедствиями пожирался прежде весь род человеческий!.. По этим-то причинам заклан был человеческий организм Слова Божьего. Но сей великий Архиерей, принесенный в жертву Владыке и Всецарю Богу, в то же время был и отличен от жертвы; как Слово Божье, как Божья сила и Божья Премудрость, Он вскоре смертное воззвал от смерти и представил его Отцу в начаток общего нашего спасения, воздвиг его за всех людей в виде победного трофея над смертью и демонскими полчищами, в виде силы, отвращающей человечество от древних человеческих жертв».

Комментарии: 0

    Хотя запрет на убийство – одна из самых старых и самых общих социальных норм, в древних обществах ритуальное умерщвление людей было вовсе не редкостью. Часто его совершали ради религиозных целей: человеческое жертвоприношение должно было умилостивить какого-нибудь бога, духа и т. д. (самая известная из таких практик – ритуальные жертвы, которые индейцы-ацтеки приносили солнцу, чтобы оно продолжало идти по небу). Конечно, во многих случаях в жертву приносили рабов, однако всё равно это было убийство в мирное время, и при том вполне законное.

    На Руси издревле защищали живых от возвращения в их мир духа покойника. Ведь прежде гроб трижды с силой ударяли о порог избы, а по выносе трижды вращали, чтобы усопший не смог найти дорогу к дому. И даже еловые ветки бросали за процессией так, чтобы их острые иголки помешали беспокойному покойнику вернуться домой. Правда, традиции стали исчезать не под влиянием большевистской идеологии, а под натиском отечественной ритуальной индустрии.

    Обитающие в Западной Африке шимпанзе забрасывают камнями не только противников, но и безобидные деревья. Приматологи считают, что это странное поведение может быть простейшей формой ритуала или символического действия.

    На этом кладбище могилы сотен мертвых богов. Когда-то им поклонялись целые цивилизации, теперь они только миф. Как долго "протянут" боги современности?

    Ряженье - характерное для многих народов Европы обрядовое переодевание для исполнения праздничных ритуалов, имевших, как правило, древние языческие корни. Наиболее характерно для рождественского поста. В памятниках Древней Руси, начиная с XII в., упоминаются ряженые, надевающие на себя «личины» и «скураты», участвующие в игрищах с «дьявольскими обличьями», с косматыми козьими «харями». Ряжение чаще всего совершалось на Святки и Масленицу, а также на Троицу и Ивана Купалу.

    Гасан Гусейнов

    На какой вопрос пытается дать ответ каждый миф? Почему миф является исследованием самого себя? Как психоаналитики изменили понимание древнегреческой мифологии? Какие теории мифа можно назвать естественно-научными и материалистическими? В чем состоит фундаментальная трудность языка в контексте мифа? Как были созданы люди согласно древнегреческой мифологии? Какими способностями душа наделяет человека? Почему в основе отношений между богами и людьми в древнегреческой мифологии лежит зависть? Какое место в социальной жизни людей и богов занимает обман? Какую роль играет пространство в мифологической картине мира? Какие мифические комплексы лежат в основе представлений об античной архитектуре? Как в зданиях и кораблях проявляется изоморфность человеческому телу? Об этом рассказывает доктор филологических наук Гасан Гусейнов.

    Фридрих Делич

    Предлагаемая книга представляет собой содержание трёх чтений знаменитого немецкого ассириолога Фридриха Делича, вышедших вскоре отдельным изданием («Babel und Bidel», ein Vortrag von Friedrich Delitzch). Сразу после выхода в свет это сочинение произвело переполох как среди широких кругов читающей публики, так и среди богословов. Смелые сопоставления текста Библии с дошедшими до нас отрывками вавилонской и ассирийской литературы и множество новых сведений, внесенных Деличем в эту, до того времени мало исследованную, область истории, навлекли на автора обвинения в желании подорвать устои религии, уронить божественный характер происхождения библейских сказаний. Однако эти нападки следует признать совершенно несостоятельными. Ведь именно Библия дала Деличу подсказки для многих сделанных им открытий, которые в свою очередь подтвердили некоторые исторические факты, изложенные в библейских текстах. В своём исследовании Делич в живой и увлекательной манере рассказывает о результатах очень успешных ассиро-вавилонских раскопок, а также приоткрывает новые страницы древней истории Ближнего Востока. Авторский текст сопровождается многочисленными наглядными иллюстрациями.

    Барт Эрман

    Увлекательная история литературных подделок в Древнем мире, написанная одним из самых известных в мире специалистов по Библии и раннему христианству. Почему авторами многих христианских евангелий, посланий, трактатов и откровений были совсем не те люди, которым их приписывают? Можно ли считать библейские тексты подделками? Зачем неизвестные христианские авторы сознательно обманывали своих будущих читателей? Как работали фальсификаторы раннехристианских текстов? «Великий обман» – это прекрасно изложенная, научно обоснованная, богатая фактами и примерами, драматическая история борьбы за истину. Чтобы победить в этой борьбе, христианским авторам пришлось стать лжецами и преступниками даже по меркам того мира, в котором они жили.

    Почти каждая культура или религия в мире описывает существование своего рода подземного мира или ада. Эти описания часто необычны тем, как в них определяют грешников и какие наказания назначены за их грехи. В то время как каждое из объяснений уникально по-своему, существуют элементы, которые являются общими для многих культур и религий.

    Сергей Неклюдов

    Как соотносятся в нашем сознании научная и мифологическая картины мира? На каких принципах выстраивается мифологическая картина мира? Как представлена категория времени в пространстве мифа? Об этом рассказывает доктор филологических наук Сергей Неклюдов.

Библия, являясь священной книгой христиан всех течений и конфессий, содержит в себе глубокий смысл, который не всегда понятен с первого прочтения. Проповедники часто советуют прихожанам перечитывать главы Ветхого и по несколько раз, чтобы осознать посыл, заключенный в них. Особое место в проповедях о занимает жертвоприношение Авраама - история, рассказанная в Ветхом Завете.

Авраам: библейский патриарх

Библейская притча об Аврааме имеет очень важное значение для всех христиан. Ведь он является одним из первых людей, с которым заговорил Бог после Всемирного потопа. Он стал родоначальником всего еврейского народа и заключил Завет с Господом, ставший основанием для спасения человечества. Период, начавшийся с Авраама, в Библии называется патриархальным. Он длится вплоть до исхода евреев из Египта.

Именно с Авраама началось воплощение планов Божьих в каждом человеке по отдельности и во всех людях в целом.

Свидетельства Божьи Аврааму

Библия очень подробно описывает жизнь Авраама до его первого разговора с Богом. Он был рожден в богатой семье идолопоклонников и с раннего детства отличался кротким нравом и гибким умом. По достижении определенного возраста Авраам женился на своей свободной сестре Саре и уверовал в Господа. Трудно сказать, что послужило толчком к этому событию, но вера его была сильна и непоколебима. Авраам начал убеждать свою семью и других людей уверовать в Единого Бога и перестать покупать идолов. Он постоянно проповедовал и вызывал раздражение всех жителей Ура, где родился. Люди стали преследовать его семью и сжигать их торговые лавки. Именно тогда Господь впервые явился Аврааму и приказал ему собрать всех своих близких и уйти в другие земли, которые в будущем станут наследием его потомков. Удивительно, но на тот момент ему исполнилось семьдесят пять лет.

Библейская притча свидетельствует о том, что Авраам ни на секунду не усомнился в словах Господа и доверился ему, покинув свой дом и обеспеченную жизнь.

Пророчество о рождении Исаака

Библия гласит, что Господь не оставил Авраама ни на один день его существования. Везде, где бы он ни останавливался, у него было много шатров и скота. Он имел большое количество золота и серебра, а все его имущество не могло поместиться в одном караване. Авраам скорбел только об одном - он не имел наследников. Его жена Сара и он сам были уже преклонного возраста, а детей в их семье так и не появилось. И тогда Бог еще раз явился своему избраннику и сообщил, что он станет отцом ребенка, от которого произойдет целый народ. В дальнейшем именно среди этого народа родится Спаситель человеческий. Помимо этого Господь открыл Аврааму судьбу произошедшего от него народа на несколько веков вперед.

Искушения

Бог искушал Авраама, приведя его на Землю Обетованную. Не всегда божий избранник достойно выносил все испытания и не колебался в вере, но всюду Господь наставлял его и прощал. Самое большое малодушие Авраам проявил тогда, когда на его землях начался голод. Вместо того чтобы наслаждаться божественным благословением, он терял скот и слуг, поэтому нарушил Божьи приказы и отправился в Египет.

Но Бог вернул его обратно на Земли Обетованные и заключил с ним Завет. Согласно ему Господь подарит потомкам Авраама обширные территории, а сам избранник Божий получит, наконец, долгожданного сына.

Рождение Исаака

Перед тем как Аврааму исполнилось сто лет, он встретился с тремя странниками, которые предрекли ему рождение долгожданного наследника через год. Сара только рассмеялась на слова странников, ведь на тот момент ей было восемьдесят девять лет, и она уже давно потеряла надежду стать матерью.

Но вскоре она забеременела и произвела на свет здорового и крепкого мальчика. Это событие вызывало удивление у всех, кто узнавал о счастье Авраама. Поэтому новорожденного назвали Исаак, что значит "смех".

Значение рождения Исаака

В Библии Исаак называется "плодом веры". Это очень важный момент, имеющий глубокий религиозный смысл. Ведь, вопреки всем насмешкам и времени, Авраам не потерял и его откровения, он продолжал жить и просто терпеливо ждал исполнения обещанного.

Именно стойкость Авраама приводится в пример в Ветхом Завете потомкам. Каждый должен быть достойным, и ни одно искушение не должно поколебать силу истинной веры в Единого Бога.

Жертвоприношение Авраама: история безграничной веры

Авраам безмерно любил своего сына и растил его в послушании и смирении. Когда Исааку исполнилось тринадцать лет, Господь вновь заговорил с Авраамом. Он приказал ему взять сына своего единственного, слуг, воду, дрова и отправиться на гору, чтобы совершить жертвоприношение во славу Бога. Несмотря на чудовищность сказанного, Авраам не колебался, он собрал все, что было необходимо, и отправился в путь.

Через три дня они подошли к месту, где должно было свершиться жертвоприношение Авраама. Он оставил слуг у подножия горы и отправился вверх по склону со своим сыном. Печалью было наполнено сердце Авраама, но он верил своему Богу и даже не думал оспорить его волю. По пути Исаак несколько раз интересовался у отца, где же жертвенный агнец, которого они будут сжигать на склоне. Поэтому Аврааму пришлось сказать сыну правду. Примечательно, не заставило Исаака убежать. Он покорно шел с отцом, доверяясь отцу своему и Господу своему.

Дойдя до нужного места, Авраам разложил хворост, связал сына, начал молиться и уже занес нож над шеей Исаака, как жертвоприношение остановил ангел. Он обратился с неба к отцу и сыну и запретил причинять Исааку вред, повторив, что от этого отрока произойдет народ избранный.

После пообещал всему роду Авраама благословение и большое количество потомков. Таким образом, несостоявшееся жертвоприношение Авраама стало первопричиной спасения человечества. Благодаря безграничной вере люди получили Спасителя из рода Исаака и Авраама.

Насколько реальны события, описанные в Библии?

Современным людям человеческие жертвоприношения кажутся крайне чудовищными. Но во времена это считалось обыденным делом. Особенно часто в жертву приносили невинные души - детей. Ведь именно они являлись самым драгоценным подарком.

Поэтому нет ничего необычного в описании жертвоприношения. К тому же гора, где Авраам совершил жертвоприношение барана вместо своего сына, существует на самом деле. Впоследствии она получила название Мориа и долгое время оставалась пустынной, но позже на ней был построен Иерусалимский храм. Его возвел в честь Господа знаменитый царь Соломон, которого привел к горе ангел и повелел возвести святилище, где будут проходить служения Единому Богу.

Многие теологи видят в притче предысторию о жертве Иисуса Христа. История Авраама и Исаака стала прообразом будущего сценария спасения человечества. Ведь Господь также подарил людям своего сына, который, зная о своей судьбе, не усомнился и не отказался от своей миссии. Он возлюбил отца своего и людей так сильно, что отдал свою жизнь во имя общего блага и бессмертия.

В этом смысле жертвоприношение Авраама рассматривается и в других религиях. Но существует и еще один смысл данной истории - Бог готов дать человеку все обещанное, независимо от сроков исполнения. Только он знает, когда придет нужный момент, но он однозначно будет самым удачным. А вот готов ли человек пожертвовать всем ради Бога милосердного? Этот вопрос каждый должен задать себе сам.

Современный человек довольно далек от всего, что описано в Ветхом Завете. Мы живем в мире с его суетой и проблемами. Но иногда стоит взять в руки Библию и вдумчиво перечитать историю об Исааке и Аврааме. Быть может, вам откроется новый смысл давно знакомых фраз. Ведь Бог милосерден, и каждого он ведет к спасению своим собственным путем...

У Сарры был мальчик по имени Исаак.

Бытие 21:1–3


Бог хотел знать, будет ли Авраам слушаться Его. Бог велел ему принести Исаака в жертву на вершине горы.

Бытие 22:1–2


Авраам очень любил своего сына. Он не хотел приносить Исаака в жертву. Но Авраам хотел слушаться Бога.

Бытие 22:2–3


Бог сказал Аврааму отправиться на гору. Авраам взял с собой Исаака и двух людей. Авраам и Исаак ехали на осле. Они были в пути три дня.

Бытие 22:3–4


Два человека остались с ослом. Авраам и Исаак поднялись на гору. Авраам взял нож. Исаак нес с собой дрова.

Бытие 22:5–6


Исаак спросил, где же ягненок для жертво-приношения. Авраам сказал, чтобы он не беспокоился об этом.

Бытие 22:7–8


Авраам построил жертвенник. Он положил на него дрова.

Авраам связал Исаака и положил его на жертвенник. Он занес свой нож над Исааком. Авраам был готов принести в жертву своего сына. Но к Аврааму обратился Ангел. Он сказал Аврааму, что не надо приносить в жертву Исаака. Авраам послушался Бога. Бог любил Авраама.

Бытие 22:9–12


Авраам огляделся вокруг. Он увидел в кустах овна. Бог дал овна для жертвы. Авраам принес овна в жертву на жертвеннике.

Бытие 22:13


Бог был счастлив, что Авраам послушался Его. Бог сказал, что благословит семью Авраама.

Бытие 22:16–18


Авраам и Исаак пошли домой. Авраам слушался Бога. Он хотел позволить умереть своему сыну.

Почему Бог приказал Аврааму принести в жертву Исаака?

Авраам всегда в своей жизни проявлял повиновение Богу, но ни одно испытание не могло быть более тяжелым, чем то, что описано в книге Бытие, глава 22. Бог приказал: «Возьми своего сына – единственного, любимого – Исаака, и иди с ним в землю Мориа́. Там, на горе, которую Я укажу тебе, ты принесешь его в жертву всесожжения» (Бытие 22:02). Это было ошеломляющим требованием, поскольку Исаак был сыном обетования. Как Авраам должен был отреагировать? Немедленно послушавшись, рано утром на следующий день он отправился в путешествие вместе с двумя слугами, ослом и своим любимым сыном Исааком, взяв дрова для жертвоприношения. Его беспрекословное подчинение непонятному для него Божьему указанию прославило Бога и является для нас примером. Когда мы послушны, как Авраам, веря, что Божий план является лучшим из возможных сценариев, мы возвеличиваем Его характер и славим Его. Послушание Авраама этому указанию превознесло высшую Божью любовь, Его надежность и Его благость, и служит примером для подражания. Его вера в Бога, Которого он познал и полюбил, привела его в число героев веры в Послании к Евреям 11.

Бог использует веру Авраама в качестве примера для всех, живущих после него, как единственное средство спасения. Бытие 15:6 говорит: «Аврам поверил Господу – и в этом Господь увидел его праведность». Эта истина лежит в основании христианской веры, как подчеркивается в посланиях к Римлянам 4:3 и Иакова 2:23. Праведность, которая была вменена Аврааму, является той же праведностью, вменяемой нам, когда мы верой принимаем Божественную жертву за наши грехи – Иисуса Христа. «Того, кто не знал греха, Бог ради нас сделал грехом, чтобы сделать нас, в единении с Христом, Божественной праведностью» (2 Коринфянам 5:21).

История Авраама лежит в основании новозаветного учения об искуплении, жертве Господа Иисуса Христа на кресте за грехи человечества. Много веков спустя Иисус сказал: «Авраам, ваш отец, ликовал, что день Мой увидит. Он увидел его – и был счастлив!» (Иоанна 8:56). Ниже приводятся некоторые параллели между этими двумя библейскими историями:

«Возьми своего сына – единственного, любимого – Исаака» (Бытие 22:2); «Ведь Бог так полюбил мир, что отдал Своего единственного Сына…» (Иоанна 3:16).

«В землю Мориа́…» (ст. 2); считается, что в этой области много лет спустя был построен город Иерусалим, у стен которого был распят Иисус (Евреям 13:12).

«Принесешь его в жертву всесожжения» (ст. 2); «Христос умер за наши грехи – согласно Писаниям» (1 Коринфянам 15:3).

«Он взял дрова для всесожжения и положил их на плечи Исааку» (ст. 6); «Он шел, неся на себе крест» (Иоанна 19:17).

«Но где ягненок для всесожжения?» (ст. 7); Иоанн Креститель сказал: «Вот Божий Ягненок, который унесет грех мира!» (Иоанна 1:29).

Исаак – сын – проявил послушание к отцу стать жертвой (ст. 9); Иисус молился: «Если только можно, избавь Меня от этой чаши! Но пусть будет не так, как хочу Я, а как Ты» (Матфея 26:39).

Воскресение – Исаак (в переносном смысле) и Иисус в действительности: «Благодаря вере Авраам, когда его испытывал Бог, принес в жертву Исаака. Он готов был пожертвовать единственным сыном, тем, который был ему обещан и о котором было ему сказано: «Потомство у тебя будет от Исаака». Он считал, что Бог способен воскресить даже из мертвых, и он, образно говоря, и получил его из мертвых» (Евреям 11:17–19); Иисус «был похоронен, на третий день воскрешен – согласно Писаниям» (1 Коринфянам 15:4).