Прототипы в романе. Социальная проблематика «Рудина

Сочинение

Тургенев увидел теперь в этом пути измену интересам родной страны и заблуждения «космополитизма». Вновь, отчетливее, чем раньше, он противопоставил ему другой, с его точки зрения более истинный путь либерально-просветительского преобразования русской жизни, медленного переустройства экономических, правовых и культурных отношений русской усадьбы и деревни по инициативе передового дворянства.

В романе Тургенев создал два типа русских дворян-интеллигентов - Рудина и Лежнева, воплощающих эти две тенденции общественного развития. Но, создавая роман в атмосфере тяжелого цензурного гнета, он не смог раскрыть их отношения с идейно-политической стороны. Следуя уже сложившимся принципам; Тургенев раскрыл их в отвлеченном психологическом плане.

Кроме того, Тургенев подошел к воплощению своего замысла довольно тенденциозно. Он раскрыл предысторию главных героев - их отношения в московском кружке - только через отрицательные характеристики со стороны Лежнева. Тем самым он сделал Лежнева своим резонером и лицеприятным судьей над Рудиным, наполнив роман долгими разговорами и рассуждениями. Выдвигая Лежнева на первый план как человека с романтическим заквасом в прошлом и с трезвыми положительными идеалами в настоящем, Тургенев пытался вместе с тем разоблачить настроения скептицизма и самоотрицания, воплотив их в комической личности Пигасова и сделав этого героя вторым идейным противником Рудина. Основной же ход событий в сюжете романа он свел к любовным отношениям Рудина с Натальей, с тем чтобы показать через них все слабые стороны характера Рудина, воспитанные еще в московском кружке.

Личные качества Натальи, способной к серьезным и глубоким переживаниям, требуют от Рудина проявлений серьезности и искренности намерений и интересов.

Светская чопорность и претенциозность Ласунской очень сильно связывают его в отношениях с девушкой. А шпионские навыки личного секретаря хозяйки дома придают развитию этих отношений очень невыгодную для Рудина быстроту. События протекают в обстановке дворянской усадьбы, где Рудин - случайный, заезжий гость, а все прочие - свои люди.

Характер, воспроизведенный в образе Рудина, не был новостью в творчестве Тургенева. Это тот же самый «пустой краснобай» и «самолюбивый умник» из московского кружка, которого с таким жаром осуждал щигровский Гамлет. Однако в сюжете романа Рудин спорит только на отвлеченно-философские темы и разглагольствует лишь на темы эстетические. Его характер раскрывается в основном с психологической стороны; в нем выражена та же идея, что и в характере щигровского Гамлета: отвлеченные философские умствования приводят будто бы к крайне одностороннему развитию личности; они поглощают все прочие стороны души - иссушают чувство, ослабляют волю, лишают человека искренности и уверенности в себе. И другие герои романа осуждают за это Рудина. У Рудина есть «проклятая привычка каждое движение жизни, своей и чужой, пришпиливать словом, как бабочку булавкой…»; он «холоден как лед, и знает это, и прикидывается пламенным»,- так говорит о нем Лежнев. «Его, как китайского болванчика, постоянно перевешивала голова», - замечает о нем Пигасов.

Любовные отношения в сюжете романа и должны оправдать такое понимание характера главного героя. Рудин старается увлечь девушку, но сам увлекается ею, только подчиняясь ее увлечению; он полюбил ее только в своем воображении, только на словах. И когда перед ним встает необходимость решить судьбу Натальи и отвечать за ее честь, он пугается, отступает, пытается отделаться красивыми фразами и свалить вину на других. Таков Рудин в основных сценах романа.

Но содержание романа не сводится ко всем этим психологическим разоблачениям. Потерпев поражение на любовном свидании, Рудин далее выступает не как рядовой либеральный дворянин, испорченный односторонним развитием, но как человек, стремящийся применить свои недюжинные способности к крупным событиям общественной жизни. Рудин гибнет на революционных баррикадах Парижа. Другой главный герой, Лежнев, противостоит ему не только непосредственной романтикой юности и грубоватой простотой в своих любовных и дружеских отношениях, но в еще большей мере своими претензиями на общественную активность - заботами об экономическом и правовом устройстве жизни своих крестьян. Все это остается, однако, вне конфликта и хода событий в романе.

Любовный конфликт романа слабо раскрывает основную его тенденцию, а характеры Рудина и Лежнева не укладываются в краткое развитие действия. Поэтому автор вынужден был присоединить к основной части романа ряд новых сцен, раскрывающих последующую историю героев и содержащих неожиданную для читателя переоценку их характера, в которых они меняются ролями.

Уже в письме к Наталье, испытав поражение в любви, Рудин теряет самоуверенность и обличает самого себя. Теперь он сознается в односторонности своей рассудочной жизни, в неспособности отдаться чему-либо всей душой и чего-либо достигнуть. При новой встрече с Лежневым он подтверждает это грустной историей своих неудач. В этом свете его гибель на баррикаде, уже оставленной повстанцами, выглядит не как героический поступок, а скорее как самоубийство. Эта завершающая сцена романа1 имеет, конечно, символическое значение. Писатель намекает на то идейно-политическое поражение, которое потерпели русские дворянские революционеры в результате событий 1848 г. - и Герцен с его «духовной драмой», и М. Бакунин, попавший в тюрьму за участие в дрезденском восстании.

Об этом же резко отрицательно говорит резонер автора, Лежнев, по-новому оценивая Рудина. Он указывает на «нерусское красноречие» Рудина, на его незнание России и даже на «космополитизм» «Рудиных» вообще - людей, будто бы забывших о национальных русских интересах во имя интересов международного передового движения. Такие намеки остаются малопонятными для широкого читателя.

Вместе с тем новая оценка Рудина, данная Лежневым в конце романа, содержит и попытки примирения. Осуждая друга юности за «космополитизм», он стремится оправдать в нем склонность с ораторству и романтические настроения, возникшие еще в студенческом кружке. Эти перемены в мыслях Лежнева вызваны обстоятельствами его собственного развития.

Другие сочинения по этому произведению

Герой эпохи в изображении И. С. Тургенева (по роману «Рудин») Как и почему меняется отношение Лежнева к Рудину? (по роману И. С. Тургенева «Рудин») Наталья Ласунская тип тургеневской девушки (по роману "Рудин") Роман «Рудин». Роман И. Тургенева «Рудин» Рудин человек прошлого Человек из дворянской среды на сломе эпох Значение финала в романе Тургенева «Рудин»

вошел в кружок натуральной школы и написал физиологический очерк в стихах «Помещик», а затем перешел к прозе. К этому времени им уже написаны рассказы «Андрей Колосов», «Бретёр», «Дневник лишнего человека». Именно Тургеневу принадлежит термин «лишний человек». Были написаны рассказы «Записки охотника», в которых Тургенев страстно выступает против крепостного права. Почему же Тургенев обратился к этому новому для себя жанру? Обычно, роман как жанр появляется в кризисной, переломной эпохе, когда важна не только и не столько единственная человеческая судьба, но когда важна судьба самой эпохи, страны, когда важно определить, куда же движется сама история. Середина 50-х годов - кризисное время для России: Россия оказалась втянута в Крымскую войну, которую она проиграла самым позорным образом (рис. 4).

Рис. 4. Двадцатый пехотный полк в сражении при Инкермане (Д. Роуландс) ()

Мы лишились Севастополя, Черноморского флота. В какой-то момент под дулами вражеских орудий оказался сам Петербург. Таким образом заканчивалось тридцатилетнее царствование Николая І (рис. 5).

Рис. 5. Император Николай І ()

Теперь стало всем очевидно: стране необходимы реформы. Но кто будет проводить эти реформы? Тургенев, как замечают критики, всегда отличался необычайной чуткостью к социальным вопросам. Он часто ставил перед обществом такие вопросы, которые оно только начинало осознавать. И в первом же романе, «Рудин», он ставит вопрос: откуда придут реформаторы? Откуда взять честных, мужественных, образованных, решительных героев-реформаторов? Ведь в России на протяжении многих десятилетий отсутствовала не только политическая, но и общественная жизнь: журналы подвергались беспощадной цензуре. И вот Тургеневу приходит в голову идея своеобразного эксперимента: героем эпохи, может быть, окажется лишний человек, который нам известен по литературе предыдущей эпохи, такой, как Онегин (рис. 6),

Рис. 6. Образ Евгения Онегина (Л. Тимошенко. Ил. к роману «Евгений Онегин») ()

как Печорин (рис. 7)

Рис. 7. Печорин (П. Боклевский. Ил. к роману «Герой нашего времени»).

как герой романа Герцена «Кто виноват?» Владимир Бельтов (рис. 8)

Рис. 8. Бельтов и Любовь Александровна (Ил. к роману «Кто виноват?») ()

«Лишний человек» - это интеллигент, интеллектуал, дворянин, образованный, умный, честный человек, который остро ощущает все несправедливости жизни. Это и есть положительный герой-деятель.

Как видим, сам роман назван по имени главного героя, но любопытна композиция тургеневского романа: в первых двух главах мы главного героя не увидим. Первая глава посвящена российской деревне. Молодая женщина, в белом кисейном платье, с кружевным зонтиком, очаровательная Сашенька Липина идет в деревню, чтобы оказать помощь крестьянам. Деревня как будто вымерла. С одной стороны, это понятно: лето - самая пора сельской страды. Но впечатление безотрадное: полуразвалившиеся избы, тишина. Сашенька заходит в избу и видит там несчастную умирающую старуху, которой помочь уже ничем нельзя. И если в деревню она шла в радостном и светлом настроении, то, когда возвращается, грустнеет и мрачнеет. Читатель должен понять: русская деревня доведена до крайности. Еще один важный момент романа: произведение будет об интеллигенции, а страна - крестьянская. Огромная, несчастная, крестьянская страна. Можно ли в ней вообще что-нибудь сделать?

Рис. 9. Наброски портретов Пандалевского и Басистова с выписками их характеристики из романа «Рудин» ()

Прежде всего, мы видим некого Пандалевского, который то ли шпион, то ли домашний конфидент в имении богатой петербургской и московской барыни Дарьи Михайловны Ласунской. Она считает себя демократкой, которая хочет жить в деревне по-прежнему интеллектуальной жизнью, поэтому устраивает у себя что-то вроде светского салона. Пандалевский - один из постоянных посетителей этого салона.

Затем мы видим Басистова. Кстати, это первый в русской литературе подробный портрет разночинца. Это домашний учитель младших детей Ласунской. У него крупный нос, крупные губы, маленькие глаза, внешность и манеры отнюдь не дворянские. При этом он человек умный, честный, глубоко порядочный. Пока он еще не определился, ему только 22 года, он окончил курсы в университете и служит домашним учителем, хотя понятно, что ему хотелось бы жить совершенно другой, более осмысленной жизнью.

Дальше мы видим, как постепенно в салоне собираются гости. Еще один примечательный персонаж - Пигасов, некий Мефистофель сельского разлива. Бедный, озлобленный, но достаточно умный дворянин, который постоянно шутит. Его шутки то острые, то туповатые, но главным объектом этих шуток являются женщины.

Кроме того в салон Дарьи Михайловны постоянно приходит Волынцев. Человек умный, честный, серьезный, может быть, немого недалекий. Он брат Сашеньки Липиной. Ходит он к Дарье Михайловне потому, что влюблен в ее старшую дочь Наталью.

Наконец, мы видим Наталью Ласунскую и понимаем, что это одна из главных героинь романа. В ней есть что-то настоящее, чистое, честное, серьезное. Мы видим, что человек этот не совсем обыкновенный. Ей 17 лет. Обычно, дворянские барышни в этом возрасте уже заканчивали образование и начинали выезжать в свет, а Наталья читает серьезные книги, например, историю крестовых походов. Но девушка не удовлетворена своей жизнью, она хочет чего-то большего.

Таким образом, автор подает экспозицию романа. И только после двух глав описания других персонажей Тургенев показывает главного героя, особенным образом выделив его появление: входит швейцар и объявляет: «Дмитрий Николаевич Рудин». Тургенев сразу же дает портрет героя, причем психологический. Это второй психологический портрет в русской литературе, первый мы найдем в романе Лермонтова «Герой нашего времени», где тщательно описан Печорин. Вслед за чертами облика идет психологический комментарий, вывод из которого читатель должен сделать сам. Рудин высок ростом, широкоплеч, у него густая шевелюра, смуглый цвет лица, у него руки велики и красны, хотя прекрасные темно-синие глаза блестят каким-то жидким блеском, его одежда немного узка ему. Из этого можно сделать вывод, что облику Рудина не хватает гармоничности. Рудин сразу же начинает говорить, и говорит он прекрасно, вдохновенно (рис. 10).

Рис. 10. Рудин у Ласунских (В.А. Свешников. Ил. к роману «Рудин») ()

Далее Тургенев подробно рассказывает, какое впечатление произвели речи Рудина на окружающих. Дарья Михайловна в восторге и безумно рада появлению такой жар-птицы. Пандалевский недоволен, поскольку его место хочет занять другой. В восторге и Басистов, он не спит всю ночь, пишет другу вдохновенное письмо, он наконец-то понял, как следует жить. Не спит и Наталья, потому что влюблена. Но интересно то, что мы не видим, что именно говорит Рудин, и это не случайно. Тургенев не мог впрямую написать речь своего героя. Во-первых, еще существовала цензура, а во-вторых, ему и не нужно писать эти речи, достаточно несколько слов, брошенных вскользь. Конечно же, Рудин говорил о неких общих законах, которыми должна следовать жизнь, о прогрессах, об истории и проч. В облике Рудина есть еще одна важная для оценки героя черта: тонковатый голос. С одной стороны, эта черта показывает дисгармоничность облика Рудина. С другой стороны, Тургенев подарил герою черты собственного облика: рост Тургенева был 1 м 92 см, а голос при этом несколько высоковат, над чем часто посмеивались друзья. Делая героя близким к себе внешне, Тургенев намекает на некую внутреннюю близость.

Кто же такой Рудин? Он не просто болтун-говорун, это оратор, мыслитель, философ, он выходец из философских кружков, человек серьезный, глубоко образованный, человек слова. Но способен ли он на какие-то действия? Все, что происходит в третьей главе, дает нам ясное представление о том, что случится дальше. Разумеется, Наталья отчаянно и безоглядно влюбится в Рудина идеологической любовью, т. е. не в самого Рудина, а в его слова. Конечно, Рудину льстит это чувство молодой, чистой, неопытной девушки, но он сам не отдает себе отчет в том, действительно ли он влюблен и нужна ли ему эта любовь. В какой-то момент он вызывает Наталью на откровенный разговор, и она объясняется ему в любви сама (рис. 11).

Рис. 11. Наталья и Рудин (В.А. Свешников. Ил. к роману «Рудин») ()

Рудин счастлив, но его снова накрывает рефлексия, он вновь размышляет над тем, действительно ли он счастлив, то ли это, что ему нужно и т. д. Таким образом, мы видим, что в самый ответственный момент жизни герой не способен ни на какие естественные поступки, он должен все обдумать, а в этом коренится некая опасность.

Разговор Рудина и Натальи подслушивает домашний шпион Пандалевский, и, таким образом, разражается грандиозный скандал. Дарья Михайловна говорит, что скорее умрет, чем выдаст замуж дочь за Рудина, а Наталья отвечает, что сама скорее умрет, если выйдет за кого-нибудь другого. На последней встрече Натальи и Рудина девушка озвучивает все чувства и мысли, и мы видим, что ради любви она готова на многое. Но Рудин сомневается и предлагает покориться. Наталья разочарована таким расхождением слов и дел, и герои расстаются.

Итак, Тургенев поставил эксперимент: способен ли на серьезные действия, способен ли стать героем деятель, пришедший из среды философских кружков 30-х гг. Но эксперимент дал отрицательный результат. Рудин способен только красиво говорить, действовать он не способен вообще.

Дальше роман приобретает несколько другой оборот: проходит два года, и некоторые из героев романа собираются вместе. Они вспоминают Рудина, и Басистов иронизирует: «Рудин - гениальная натура!» Ему возражает Лежнев: «Гениальность в нем, пожалуй, есть, а натура... В том-то вся его беда, что натуры-то, собственно, в нем нет...»

Но в тоже время героя оправдывают. Лежнев - персонаж, который когда-то учился вместе с Рудиным, который осуждал его за актерство, позерство, неумеренные амбиции, за то, что он живет недостаточно морально чисто: любит жить за чужой счет и не беспокоится об этом. Теперь вдруг этот Лежнев говорит, что рудины нужны, потому что такие не дают обществу заснуть. В условиях, когда в обществе ничего нельзя сделать, пусть хотя бы звучат разумные и честные речи.

Итак, это первый эпилог. Затем следует эпилог второй. Поздний вечер, осень, суровый холодный ветер, и постаревший Лежнев встречает Рудина на постоялом дворе. Рудин выглядит почти нищим и стыдится подойти к Лежневу. Но Лежнев рад встрече, и тогда растроганный Рудин рассказывает о том, что с ним произошло за последние пять лет. Рудин пытался действовать, но ему это не удалось трижды.

Первая попытка была связана с тем, что нашелся некий меценат, владелец сельских угодий и крепостных крестьян и любитель науки, который пригласил Рудина к себе для проведения преобразований, необходимых для сельской жизни. Но прожил Рудин здесь недолго. Достаточно было одной оскорбительной сцены, чтобы Рудин бросил это хлебное место.

Вторая попытка действовать - это попытка устроить бизнес. Но понятно, что одинокому и порядочному Рудину это не удается. Его обманывают подрядчики, и на этом он теряет остатки своего капитала.

Последнее его приключение показывает героя немного с другой стороны. Он устраивается учителем в гимназию, дети в восторге от его лекций, но возникает стена, которая обычно возникает перед теми, кто пытается действовать всерьез. Сначала ему предъявляют претензии его коллеги, которым кажется, что лекции Рудина слишком яркие и опасные, затем происходит скандал с начальством гимназии, и, наконец, тяжелое объяснение в полиции. И вот Рудин сослан под надзор полиции в свою деревню, которой скорее всего, нет.

Лежнев говорит Рудину, что с его талантом он мог бы жить безбедно и беспечально, но он предпочел честную и суровую бедность, а это знак высокой души. Лежнев говорит Рудину и о том, что тот всегда может найти прибежище помощь и защиту у него в имении. Друзья расстаются, и следы Рудина теряются.

Третий эпилог говорит о том, что произошло еще через несколько лет. Это 1848 год, Франция, баррикады, большинство защитников последней баррикады уже бежало, правительственные войска готовятся к последнему штурму (рис. 12).

Рис. 12. Революция 1848 г. (Альфонс де Ламартин) ()

И в этот момент на вершину баррикады поднимается тощая, нескладная фигура. Человек одной рукой размахивает знаменем, а другой рукой держит старую, затупившуюся саблю. Раздается выстрел, человек падает. Этим человеком был Дмитрий Рудин. Когда-то Рудин признавался Наталье, что, может быть, погибнет за то, во что толком не верит. Тем не менее, он погибает героически. Герой не только оправдан, но и возвеличен.

И вот мы видим, что герой, представитель дворянской интеллигенции, не способен возглавить реформы в России. За десятилетия бесплодной и глухой борьбы такие герои привыкли только говорить - действовать им не давали. В то же время эти люди важны для определенного этапа развития страны: они не давали стране заснуть. Таким образом, эксперимент дает результат отрицательный, но очень важный для понимания общественной обстановки в России.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Интернет-портал licey.net ().
  2. Интернет-портал Russkay-literatura.ru ().
  3. Библиотека ().

Домашнее задание

  1. Проанализируйте роман «Рудин», определите новшества Тургенева.
  2. Составьте сравнительную характеристику образов Рудина, Онегина, Печорина, Бельтова. Сопоставьте сходные и различные черты.
  3. * Напишите сочинение-размышление на тему: «Рудины в современном мире».

вошел в кружок натуральной школы и написал физиологический очерк в стихах «Помещик», а затем перешел к прозе. К этому времени им уже написаны рассказы «Андрей Колосов», «Бретёр», «Дневник лишнего человека». Именно Тургеневу принадлежит термин «лишний человек». Были написаны рассказы «Записки охотника», в которых Тургенев страстно выступает против крепостного права. Почему же Тургенев обратился к этому новому для себя жанру? Обычно, роман как жанр появляется в кризисной, переломной эпохе, когда важна не только и не столько единственная человеческая судьба, но когда важна судьба самой эпохи, страны, когда важно определить, куда же движется сама история. Середина 50-х годов - кризисное время для России: Россия оказалась втянута в Крымскую войну, которую она проиграла самым позорным образом (рис. 4).

Рис. 4. Двадцатый пехотный полк в сражении при Инкермане (Д. Роуландс) ()

Мы лишились Севастополя, Черноморского флота. В какой-то момент под дулами вражеских орудий оказался сам Петербург. Таким образом заканчивалось тридцатилетнее царствование Николая І (рис. 5).

Рис. 5. Император Николай І ()

Теперь стало всем очевидно: стране необходимы реформы. Но кто будет проводить эти реформы? Тургенев, как замечают критики, всегда отличался необычайной чуткостью к социальным вопросам. Он часто ставил перед обществом такие вопросы, которые оно только начинало осознавать. И в первом же романе, «Рудин», он ставит вопрос: откуда придут реформаторы? Откуда взять честных, мужественных, образованных, решительных героев-реформаторов? Ведь в России на протяжении многих десятилетий отсутствовала не только политическая, но и общественная жизнь: журналы подвергались беспощадной цензуре. И вот Тургеневу приходит в голову идея своеобразного эксперимента: героем эпохи, может быть, окажется лишний человек, который нам известен по литературе предыдущей эпохи, такой, как Онегин (рис. 6),

Рис. 6. Образ Евгения Онегина (Л. Тимошенко. Ил. к роману «Евгений Онегин») ()

как Печорин (рис. 7)

Рис. 7. Печорин (П. Боклевский. Ил. к роману «Герой нашего времени»).

как герой романа Герцена «Кто виноват?» Владимир Бельтов (рис. 8)

Рис. 8. Бельтов и Любовь Александровна (Ил. к роману «Кто виноват?») ()

«Лишний человек» - это интеллигент, интеллектуал, дворянин, образованный, умный, честный человек, который остро ощущает все несправедливости жизни. Это и есть положительный герой-деятель.

Как видим, сам роман назван по имени главного героя, но любопытна композиция тургеневского романа: в первых двух главах мы главного героя не увидим. Первая глава посвящена российской деревне. Молодая женщина, в белом кисейном платье, с кружевным зонтиком, очаровательная Сашенька Липина идет в деревню, чтобы оказать помощь крестьянам. Деревня как будто вымерла. С одной стороны, это понятно: лето - самая пора сельской страды. Но впечатление безотрадное: полуразвалившиеся избы, тишина. Сашенька заходит в избу и видит там несчастную умирающую старуху, которой помочь уже ничем нельзя. И если в деревню она шла в радостном и светлом настроении, то, когда возвращается, грустнеет и мрачнеет. Читатель должен понять: русская деревня доведена до крайности. Еще один важный момент романа: произведение будет об интеллигенции, а страна - крестьянская. Огромная, несчастная, крестьянская страна. Можно ли в ней вообще что-нибудь сделать?

Рис. 9. Наброски портретов Пандалевского и Басистова с выписками их характеристики из романа «Рудин» ()

Прежде всего, мы видим некого Пандалевского, который то ли шпион, то ли домашний конфидент в имении богатой петербургской и московской барыни Дарьи Михайловны Ласунской. Она считает себя демократкой, которая хочет жить в деревне по-прежнему интеллектуальной жизнью, поэтому устраивает у себя что-то вроде светского салона. Пандалевский - один из постоянных посетителей этого салона.

Затем мы видим Басистова. Кстати, это первый в русской литературе подробный портрет разночинца. Это домашний учитель младших детей Ласунской. У него крупный нос, крупные губы, маленькие глаза, внешность и манеры отнюдь не дворянские. При этом он человек умный, честный, глубоко порядочный. Пока он еще не определился, ему только 22 года, он окончил курсы в университете и служит домашним учителем, хотя понятно, что ему хотелось бы жить совершенно другой, более осмысленной жизнью.

Дальше мы видим, как постепенно в салоне собираются гости. Еще один примечательный персонаж - Пигасов, некий Мефистофель сельского разлива. Бедный, озлобленный, но достаточно умный дворянин, который постоянно шутит. Его шутки то острые, то туповатые, но главным объектом этих шуток являются женщины.

Кроме того в салон Дарьи Михайловны постоянно приходит Волынцев. Человек умный, честный, серьезный, может быть, немого недалекий. Он брат Сашеньки Липиной. Ходит он к Дарье Михайловне потому, что влюблен в ее старшую дочь Наталью.

Наконец, мы видим Наталью Ласунскую и понимаем, что это одна из главных героинь романа. В ней есть что-то настоящее, чистое, честное, серьезное. Мы видим, что человек этот не совсем обыкновенный. Ей 17 лет. Обычно, дворянские барышни в этом возрасте уже заканчивали образование и начинали выезжать в свет, а Наталья читает серьезные книги, например, историю крестовых походов. Но девушка не удовлетворена своей жизнью, она хочет чего-то большего.

Таким образом, автор подает экспозицию романа. И только после двух глав описания других персонажей Тургенев показывает главного героя, особенным образом выделив его появление: входит швейцар и объявляет: «Дмитрий Николаевич Рудин». Тургенев сразу же дает портрет героя, причем психологический. Это второй психологический портрет в русской литературе, первый мы найдем в романе Лермонтова «Герой нашего времени», где тщательно описан Печорин. Вслед за чертами облика идет психологический комментарий, вывод из которого читатель должен сделать сам. Рудин высок ростом, широкоплеч, у него густая шевелюра, смуглый цвет лица, у него руки велики и красны, хотя прекрасные темно-синие глаза блестят каким-то жидким блеском, его одежда немного узка ему. Из этого можно сделать вывод, что облику Рудина не хватает гармоничности. Рудин сразу же начинает говорить, и говорит он прекрасно, вдохновенно (рис. 10).

Рис. 10. Рудин у Ласунских (В.А. Свешников. Ил. к роману «Рудин») ()

Далее Тургенев подробно рассказывает, какое впечатление произвели речи Рудина на окружающих. Дарья Михайловна в восторге и безумно рада появлению такой жар-птицы. Пандалевский недоволен, поскольку его место хочет занять другой. В восторге и Басистов, он не спит всю ночь, пишет другу вдохновенное письмо, он наконец-то понял, как следует жить. Не спит и Наталья, потому что влюблена. Но интересно то, что мы не видим, что именно говорит Рудин, и это не случайно. Тургенев не мог впрямую написать речь своего героя. Во-первых, еще существовала цензура, а во-вторых, ему и не нужно писать эти речи, достаточно несколько слов, брошенных вскользь. Конечно же, Рудин говорил о неких общих законах, которыми должна следовать жизнь, о прогрессах, об истории и проч. В облике Рудина есть еще одна важная для оценки героя черта: тонковатый голос. С одной стороны, эта черта показывает дисгармоничность облика Рудина. С другой стороны, Тургенев подарил герою черты собственного облика: рост Тургенева был 1 м 92 см, а голос при этом несколько высоковат, над чем часто посмеивались друзья. Делая героя близким к себе внешне, Тургенев намекает на некую внутреннюю близость.

Кто же такой Рудин? Он не просто болтун-говорун, это оратор, мыслитель, философ, он выходец из философских кружков, человек серьезный, глубоко образованный, человек слова. Но способен ли он на какие-то действия? Все, что происходит в третьей главе, дает нам ясное представление о том, что случится дальше. Разумеется, Наталья отчаянно и безоглядно влюбится в Рудина идеологической любовью, т. е. не в самого Рудина, а в его слова. Конечно, Рудину льстит это чувство молодой, чистой, неопытной девушки, но он сам не отдает себе отчет в том, действительно ли он влюблен и нужна ли ему эта любовь. В какой-то момент он вызывает Наталью на откровенный разговор, и она объясняется ему в любви сама (рис. 11).

Рис. 11. Наталья и Рудин (В.А. Свешников. Ил. к роману «Рудин») ()

Рудин счастлив, но его снова накрывает рефлексия, он вновь размышляет над тем, действительно ли он счастлив, то ли это, что ему нужно и т. д. Таким образом, мы видим, что в самый ответственный момент жизни герой не способен ни на какие естественные поступки, он должен все обдумать, а в этом коренится некая опасность.

Разговор Рудина и Натальи подслушивает домашний шпион Пандалевский, и, таким образом, разражается грандиозный скандал. Дарья Михайловна говорит, что скорее умрет, чем выдаст замуж дочь за Рудина, а Наталья отвечает, что сама скорее умрет, если выйдет за кого-нибудь другого. На последней встрече Натальи и Рудина девушка озвучивает все чувства и мысли, и мы видим, что ради любви она готова на многое. Но Рудин сомневается и предлагает покориться. Наталья разочарована таким расхождением слов и дел, и герои расстаются.

Итак, Тургенев поставил эксперимент: способен ли на серьезные действия, способен ли стать героем деятель, пришедший из среды философских кружков 30-х гг. Но эксперимент дал отрицательный результат. Рудин способен только красиво говорить, действовать он не способен вообще.

Дальше роман приобретает несколько другой оборот: проходит два года, и некоторые из героев романа собираются вместе. Они вспоминают Рудина, и Басистов иронизирует: «Рудин - гениальная натура!» Ему возражает Лежнев: «Гениальность в нем, пожалуй, есть, а натура... В том-то вся его беда, что натуры-то, собственно, в нем нет...»

Но в тоже время героя оправдывают. Лежнев - персонаж, который когда-то учился вместе с Рудиным, который осуждал его за актерство, позерство, неумеренные амбиции, за то, что он живет недостаточно морально чисто: любит жить за чужой счет и не беспокоится об этом. Теперь вдруг этот Лежнев говорит, что рудины нужны, потому что такие не дают обществу заснуть. В условиях, когда в обществе ничего нельзя сделать, пусть хотя бы звучат разумные и честные речи.

Итак, это первый эпилог. Затем следует эпилог второй. Поздний вечер, осень, суровый холодный ветер, и постаревший Лежнев встречает Рудина на постоялом дворе. Рудин выглядит почти нищим и стыдится подойти к Лежневу. Но Лежнев рад встрече, и тогда растроганный Рудин рассказывает о том, что с ним произошло за последние пять лет. Рудин пытался действовать, но ему это не удалось трижды.

Первая попытка была связана с тем, что нашелся некий меценат, владелец сельских угодий и крепостных крестьян и любитель науки, который пригласил Рудина к себе для проведения преобразований, необходимых для сельской жизни. Но прожил Рудин здесь недолго. Достаточно было одной оскорбительной сцены, чтобы Рудин бросил это хлебное место.

Вторая попытка действовать - это попытка устроить бизнес. Но понятно, что одинокому и порядочному Рудину это не удается. Его обманывают подрядчики, и на этом он теряет остатки своего капитала.

Последнее его приключение показывает героя немного с другой стороны. Он устраивается учителем в гимназию, дети в восторге от его лекций, но возникает стена, которая обычно возникает перед теми, кто пытается действовать всерьез. Сначала ему предъявляют претензии его коллеги, которым кажется, что лекции Рудина слишком яркие и опасные, затем происходит скандал с начальством гимназии, и, наконец, тяжелое объяснение в полиции. И вот Рудин сослан под надзор полиции в свою деревню, которой скорее всего, нет.

Лежнев говорит Рудину, что с его талантом он мог бы жить безбедно и беспечально, но он предпочел честную и суровую бедность, а это знак высокой души. Лежнев говорит Рудину и о том, что тот всегда может найти прибежище помощь и защиту у него в имении. Друзья расстаются, и следы Рудина теряются.

Третий эпилог говорит о том, что произошло еще через несколько лет. Это 1848 год, Франция, баррикады, большинство защитников последней баррикады уже бежало, правительственные войска готовятся к последнему штурму (рис. 12).

Рис. 12. Революция 1848 г. (Альфонс де Ламартин) ()

И в этот момент на вершину баррикады поднимается тощая, нескладная фигура. Человек одной рукой размахивает знаменем, а другой рукой держит старую, затупившуюся саблю. Раздается выстрел, человек падает. Этим человеком был Дмитрий Рудин. Когда-то Рудин признавался Наталье, что, может быть, погибнет за то, во что толком не верит. Тем не менее, он погибает героически. Герой не только оправдан, но и возвеличен.

И вот мы видим, что герой, представитель дворянской интеллигенции, не способен возглавить реформы в России. За десятилетия бесплодной и глухой борьбы такие герои привыкли только говорить - действовать им не давали. В то же время эти люди важны для определенного этапа развития страны: они не давали стране заснуть. Таким образом, эксперимент дает результат отрицательный, но очень важный для понимания общественной обстановки в России.

Список литературы

  1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: Русское слово.
  2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. - М.: Дрофа.
  3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.
  1. Интернет-портал licey.net ().
  2. Интернет-портал Russkay-literatura.ru ().
  3. Библиотека ().

Домашнее задание

  1. Проанализируйте роман «Рудин», определите новшества Тургенева.
  2. Составьте сравнительную характеристику образов Рудина, Онегина, Печорина, Бельтова. Сопоставьте сходные и различные черты.
  3. * Напишите сочинение-размышление на тему: «Рудины в современном мире».

В своем первом романе «Рудин» (1855), написанном на фоне проигранной Крымской войны, на пороге больших исторических изменений, Тургенев старается осмыслить эту эпоху, отделяя в ней важнейшее. И важнейшей общественной проблемой недавнего прошлого стала для него именно проблема «лишнего человека». В жизнь других действующих лиц романа Рудин входит как пророк. Тем не менее, в скором времени оказывается, что он не лишен тщеславия и кокетства. Потом будет откровенно сказано о его суетности, мелочности, деспотизме, а возле зазвучит тема человеческой ущербности героя, который не способен любить, осчастливить другого человека, не способен к настойчивым усилиям, к повседневной работе, к творческой радости и свершениям. Тем не менее, в эпилоге романа способ и масштаб изображения героя резко изменяются. Все мелкое, тривиальное, эгоистическое в Рудине отходит на второй план как что-то несущественное. Приоткрывается глубинная - подвижническая - сущность его жизненной позиции: перед читателем - трагический герой, который старается служить истине и добру, но именно в этом стремлении он сталкивается со всем общественным порядком современной ему России.

В «Рудине» сложилась своеобразная форма тургеневского романа, где развитие сюжета концентрируется вокруг одной напряженной коллизии, ограничиваются пространственно-временная сфера и круг действующих лиц, развернутый психологический анализ заменяет лаконичным отбором характерных деталей, разными формами объективного самораскрытия героев.

Анализ романа "Рудин"

В Рудине мы узнаем знакомый тип «лишнего человека». Он много и горячо говорит, но неспособен найти себе дело, точку приложения сил. Всем заметна его склонность к красивой фразе и красивой позе. А вот на поступок он оказывается неспособен: даже на зов любви он побоялся ответить. Наташа - очаровательный пример цельной и думающей тургеневской девушки - проявляет себя куда более решительной натурой. Слабость героя вызывает разочарование. Однако гораздо больше в Рудине замечательных черт романтика, пылкого правдоискателя, человека, который способен пожертвовать жизнью за свои идеалы. Гибель на баррикадах полностью оправдывает Рудина в глазах читателя.

4 билет. Трагическое, «наложенное историей», в романах Тургенева (на примере 1 романа «Отцы и дети»)

Трагический характер новейших конфликтов Тургенев попробовал показать в новом произведении - романе «Отцы и дети» (1862). Читатель видит хозяйственные нелады, закостенелость и бессилие администрации, обнищание народа, расписание традиционного быта, разрушение обычных связей крестьянина с землей, общиной, семьей. На этом фоне разворачивается спор о путях спасения России, которые ведут герои, которые представляют две основные партии русской интеллигенции. Программа либералов, главным защитником которой выступает Павел Петрович Кирсанов, объединяет идее достоинства и прав личности, самоуважения, чести, свободы и мысль о большом значении земледельческой общины и патриархальной семьи.

Либералам противопоставлен «нигилист» Базаров, в котором читатель легко узнавал выразителей идей и настроев революционной молодежи. Базаров провозглашает идею «полнейшего и беспощадного возражения», не признавая никаких границ при ее воплощении. Существующий мир должен быть разрушен до основания - иначе Россия никогда не выйдет из замкнутого круга механических изменений. Герой не менее категорически исключает любовь и поэзию, музыку и красоту, философское мышление и семейные отношения, такие моральные категории, как обязанность, право, традиции. Выступая сознательным и беспощадным противником традиционного гуманизма, Базаров противопоставляет ему истины природоведения, которые утверждают жестокую логику жизни-борьбы.

В спорах с Павлом Петровичем Базаров легко побеждает. Тем не менее, все это лишь часть истины. Тургенев проводит своего героя кругами жизненных испытаний, которые и обнаруживают с настоящей полнотой и объективностью правоту и неправоту Базарова. Выход романа вызвал громкий литературный скандал. Писатель был ошеломлен и кричащей противоречивостью откликов, и субъективной односторонностью большинства из них. скорбленный и разочарованный, он снова поехал за границу и в течение нескольких лет почти не писал.

Обыкновенная история» А.И.Гончарова- роман воспитания.

Анализ: В «Обыкновенной истории» каждый человек на любом этапе своего развития найдет для себя необходимый урок. Смешна в деловой атмосфере наивность и сентиментальность Сашеньки Адуева. Его пафос фальшив, а возвышенность речей и представлений о жизни далеки от реальности. Но и дядюшку идеалом не назовешь: дельный заводчик, уважаемый в обществе человек, он боится искреннего живого чувства и в своем практицизме заходит слишком далеко: боится проявить искренние теплые чувства к жене, чем доводит ее до нервного расстройства. В поучениях дядюшки много иронии, простоватый же племянник принимает их слишком прямо - сначала споря с ними, а потом соглашаясь.

Лишаясь фальшивых идеалов, Александр Адуев не приобретает идеалов подлинных - он просто становится расчетливым пошляком. Ирония Гончарова направлена на то, что подобный путь - не исключение. Юношеские идеалы исчезают, как «волоски» с головы сына, о которых так сокрушается матушка Адуева-младшего. Это - «обыкновенная история». Не много найдется людей, которые смогут противостоять давлению большого города и буржуазного общества на их разум и душу. В конце романа мы видим, что циник-дядюшка куда более человечен, чем его способный ученик-племянник. Александр Адуев превратился в делового человека, для которого нет ничего важнее карьеры и денег. А Петербург ожидает новых жертв - наивных и неискушенных.

Билет. Роман Гончарова «Обломов». В чем его современность?

«Обломов» – это социальный роман, из которого каждый должен вынести свой урок. Общество всегда будет делиться на обломовых и штольцей, и наверное, общество всегда будет косным. Однако, пока существует такие как Андрей Штольц, у этого общества всегда будет надежда на «выздоровление», хотя все это утопические идеи. Как скажет много позже того, как был написан «Обломов», поэт Маяковский: «Если звезды зажигаются, значит это кому-нибудь нужно». Так и в случае с обломовыми, если они существуют, значит это необходимо для чего-то. Может быть, для равновесия, ибо тогда для чего нужны бы были штольцы? Но каждый человек, как во времена Гончарова, так и в современном обществе имеет право выбора, кем ему быть. Либо как Обломов рассуждать: «Ах, жизнь! … Трогает, нет покоя! Лег бы и заснул... навсегда...», либо как Штольц: «Пусть она [жизнь] будет постоянным горением! Ах, если б прожить лет двести, триста! … сколько бы можно было переделать дела!» Выход из состояния застоя – он в каждом из нас, и можно либо пенять на судьбу и обстоятельства, либо взять и все изменить, и, прежде всего, изменить себя, чтобы когда наступит конец, то люди сказали бы, что вот этот человек был счастлив, он многого достиг, или, что он сгорел на работе, а не: «А был не глупее других, душа чиста и ясна, как стекло; благороден, нежен, и - пропал!»

Философская лирика Тютчева

Федор Иванович Тютчев - первый в истории русской литературы поэт, центральной темой творчества которого являются «предельные основания бытия», общие вопросы мироустройства. Ею лирический герой не является выразителем какой-то определенной философской концепции, он только задастся «проклятыми», не имеющими ответа вопросами: что есть человек? для чего он заброшен I в мир? для чего сотворена сама природа? в чем загадка природного бытия? Драматическое ощущение бесперспективности философского поиска нашло отражение в знаменитом тютчевском четверостишии:

«Природа – сфинкс. И тем она верней...».
Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусом губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
Тютчев «последовательно противоречив» в своей философской позиции относительно сущности природной) бытия - прежде всего и вопросе о том, обращен ли природный мир к человеку.
С одной стороны, автор указывает на наличие в природном бытии высших духовных начал:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык... (отрывок?)
В ряде тютчевских стихов природа действительно одушевлена: ручьи «гласят» и «предвещают», родник «шепчет», вершины берез «бредят», море «ходит» и «дышит», поле «отдыхает». С другой стороны, автор говорит о глухоте природы к мольбам своих детей, о ее равнодушии как к смерти человека, так и к его страданиям и страстям.
В стихотворении «От жизни той, что бушевала здесь...» бездна мыслится как одна из частей или одна из функций физического мира:
Природа знать не знает о былом...
Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепомогающей и миротворной бездной, - с жутковатой иронией («приветствует») пишет поэт.
В творческом наследии Тютчева есть немало светлых и радостных стихотворений, в которых выражены благоговейные, восторженные чувства, вызванные красотой мира («Весна», «Летний вечер», «Утро в горах», «Нет, моего к тебе пристрастья...», «Зима недаром злится...»). Такова знаменитая «Весенняя гроза», наполненная торжествующими интонациями, ликующим звучанием симфонии красок и звуков, энергией обновления жизни: Гремят раскаты молодые, Вот дождик брызнул, пыль летит, Повисли перлы дождевые, И солнце нити золотит. Однако бытие человека в мире, бытие самой природы воспринимаются поэтом как пролог к неотвратимой катастрофе . «...Мы плывем, пылающею бездной. / Со всех сторон окружены», - говорит Тютчев в стихотворении «Как океан объемлет шар земной». Путь жизни есть путь в никуда; небытие - последнее пристанище и человека, и мира природы. Эта мысль выражена в стихотворной философской миниатюре «Последний катаклизм»: Когда пробьет последний час природы, Состав частей разрушится земных: Все зримое опять покроют воды, И Божий лик изобразится в них!

8 Билет. Любовная лирика Ф.И. Тютчева («денисьевский цикл»).

В зрелые годы Тютчев был полон страстей. В 1850, будучи женатым человеком и отцом семейства, влюбился в 24-летнюю Е.Денисьеву, почти ровесницу своих дочерей. Открытая связь между ними, во время которой Тютчев не оставлял семью, продолжалась 14 лет, у них родилось трое детей. Общество восприняло это как скандал, от Денисьевой отрекся отец, ее перестали принимать в свете. Все это привело Денисьеву к тяжелому нервному расстройству, а в 1864 она умерла от туберкулеза. Потрясение от смерти любимой женщины привело Тютчева к созданию «денисьевского цикла» – вершины его любовной лирики. В него вошли стихи О, как убийственно мы любим... (1851), Я очи знал, – о, эти очи!.. (1852), Последняя любовь (1851–1854), Есть и в моем страдальческом застое... (1865), Накануне годовщины 4 августа 1865 г. (1865) и др. Любовь, воспетая в этих стихах как высшее, что дано человеку Богом, как «и блаженство, и безнадежность», стала для поэта символом человеческой жизни вообще – муки и восторга, надежды и отчаяния, непрочности того единственного, что доступно человеку, – земного счастья. В «денисьевском цикле» любовь предстает как «роковое слиянье и поединок роковой» двух сердец.

После смерти Денисьевой, в которой он винил себя, Тютчев уехал к семье за границу. Год провел в Женеве и Ницце, а по возвращении (1865) в Россию ему пришлось пережить смерть двоих детей от Денисьевой, затем матери. За этими трагедиями последовали смерти еще одного сына, единственного брата, дочери. Ужас подступающей смерти выразился в стихотворении Брат, столько лет сопутствовавший мне... (1870). В строках этого стихотворения поэт предчувствовал свою «роковую очередь».

Вплоть до начала 1850-х годов любовь изображается Тютчевым в основном как страсть: Люблю глаза твои, мой друг...» (1836); «С какою негою, с какой ТОСКОЙ влюбленной...» (1837); «Еще томлюсь тоской желаний...» (1848). Поэт не только передает оттенки собственных переживаний, но и описывает эмоциональное состояние возлюбленной.

Мотивы скоротечности счастья, гибельности любви, вины перед любимой женщиной особенно характерны для стихотворений из так называемого «Денисьевского цикла» («В разлуке есть высокое значенье...», 1851; «Не говори: меня он, как и прежде, любит...», 1851 или 1852; «Она сидела на иолу...», 1858; «Весь день она лежала в забытьи...», 1864, и другие).

Е. А. Денисьевой Тютчев увлекся в 1850 году. Эта поздняя, последняя страсть продолжалась вплоть до 1864 года, когда подруга поэта умерла от чахотки. Ради любимой женщины Тютчев почти порывает с семьей, пренебрегает неудовольствием двора, навсегда губит свою весьма успешную карьеру. Однако основная тяжесть общественного осуждения обрушилась на Денисьеву: от нее отрекся отец, се тетка вынуждена была оставить свое место инспектрисы Смольного института, где учились две дочери Тютчева.

Эти обстоятельства объясняют, почему большинство стихов «Денисьевского цикла» отмечено трагедийным звучанием, как, например, это:

О, как убийственно мы любим,
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел - спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Всё опалили, выжгли слезы
Горячей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебны взоры, речи
И смех младенческо-живой?

И что ж теперь? И где ж всё это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль злую, боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепости страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

Тютчев, используя громкие, грозные метафоры, пишет о том, как часто мы убиваем самое прекрасное, что в нас есть. Тютчев как бы пытается предупредить читателей обо всех опасностях любви, предостерегает, призывает быть осторожнее.

На протяжении всего стихотворения идет контрастом то, какой Она была при первой встрече и то, что с Ней сделали его любовь, толпа, незаслуженные упреки.
В конце Тютчев повторяет первый катрен. Повторяет его с удвоенной горечью, виня в очередной раз себя за то, что его любовь стала для нее жизнью отреченья и страданья. Он повторяет с паузой, будто отдыхиваясь от так стремительно набежавших чувств. Тютчев в последний раз вспоминает розы ее ланит, улыбку уст и блеск очей, ее волшебный взор и речи, младенчески живой смех; в последний раз подводит черту случившемуся. Одновременно повтором первого четверостишия Тютчев показывает, что все повторяется: каждая его новая любовь проходит через подобные трудности, и это является замкнутым кругом в его жизни и никак он не может этот круг разорвать.
Тютчев пишет пятистопным хореем и перекрестной рифмой, что влияет на плавность стихотворения, а значит и на плавность мыслей автора.

9 Вопрос. Гражданская поэзия Н.А.Некрасова

Лирика Н. А. Некрасова - новый этап в развитии русской поэзии. В ней раскрываются мысли, чувства, взгляды человека новой социальной эпохи - представителя демократических кругов.

Лирические стихи Некрасова ознаменовали собой новый подход к дей­ствительности, утверждали в поэзии принцип гражданственности. По прав­дивости и глубине раскрытия внутреннего мира человека, по полноте и многообразию охвата жизни лирика Некрасова не только подытоживала достижения русской поэзии XIX века, но и во многом определяла ее даль­нейшее развитие.

Ключевым произведением, раскрывающим понимание Некрасовым роли поэта и поэзии в жизни, является его стихотворение «Поэт и граж­данин». В нем Некрасов говорит о гражданском долге поэта - служить своему народу, порабощенному и измученному, привлекать внимание «ли­кующей толпы» к его трагической судьбе:

Пора вставать! Ты знаешь сам,

Какое время наступило;

В ком чувство долга не остыло,

Кто сердцем неподкупно прям,

В ком дарованье, сила, меткость,

Тому теперь не должно спать...

Некрасов в своих стихотворениях описывал безжалостные , но правди­вые картины человеческого горя и страданий обездоленных людей. Поэт любил свой народ, сочувствовал ему и считал борьбу за его счастье и свободу великой целью, ради которой стоит жертвовать жизнью:

Иди в огонь за честь Отчизны,

За убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь - Некрасов говорит не только о том, что поэзия всегда связана с жиз­нью, он требует от поэта гражданского подвига и осуждает пассивность, уклонение от решения общественных проблем, прикрываемое рассуждени­ями об ином, «высоком» назначении поэзии:

Любовь поэта к народу порождала неумолимую ненависть к его угне­тателям. Любовь и ненависть были той силой, которая определяла внут­ренний пафос его творчества. Поэту чуждо пассивное созерцание жизни, он не уходит от нее, а, наоборот, энергично и страстно борется за ее переус­тройство, разоблачает тех, кто мешает счастью народа.

Сатирическим пафосом проникнуто одно из самых известных сти­хотворений - «Размышление у парадного подъезда». Владельцу роскош­ных палат, считавшему «жизнью завидной волокитство, обжорство, игру», поэт противопоставляет бедных, измученных крестьян, нищую Россию . Крестьяне в стихотворении забиты и покорны:

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: «Суди его Бог!»,

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

Именно эту покорность, неспособность к борьбе и стремится подчерк­нуть Некрасов, тем самым желая пробудить в народе сознание необходи­мости борьбы. Стихотворение завершается авторским раздумьем о судь­бе России. В скорбных словах поэта слышится не только горячее сочув­ствие к ограбленному крестьянину, но и обвинение власть имущих. Поэт призывает народ подняться на борьбу с поработителями:

- Ты проснешься ль, исполненный сил?

Гражданская позиция Некрасова, его горячая любовь и сострадание к простому народу и негодование по отношению к представителям власти предопределили образ его Музы. Она запечатлена не в традиционной сим­волике античной мифологии, а в образе страдающей крестьянки:

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя.

И музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Муза Некрасова - это плачущая, скорбящая Муза бедняков, Муза на­рода, гордая и прекрасная в своих страданиях, призывающая к отмще­нию.

Лирический герой поэзии Некрасова представляет собой человека , лю­бящего свой народ, переживающего из-за несправедливого отношения к нему, сочувствующего его несчастью, резко критикующего самодержавно-крепостнический режим и призывающего народ к борьбе за свободу.

Несомненно, что поэзия Некрасова внесла значительный вклад в фор­мирование общественного мнения пятидесятых годов XIX века, повлияв­шего на отмену крепостного права в России в 1861 году.

В стихотворении «Элегия», написанном в 1874 году за три года де смерти, Некрасов пишет:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая - «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна, -

Не верьте, юноши! не стареет она.

Некрасов видел, что после отмены крепостного права экономическое положение крестьян фактически не изменилось, а значит и его «бой» за счастье народа не мог быть прекращен. Своему предназначению поэт ос­тался верен до конца.

Появившиеся в 1852 году отдельным изданием «Записки охотника» Тургенева предвосхищали пафос русской литературы 1860-х годов, особую роль в художественном сознании эпохи «мысли народной». А романы писателя превратились в своеобразную летопись смены разных умственных течений в культурном слое русского общества: идеалист-мечтатель, «лишний человек» 30-40-х годов в романе «Рудин»; стремящийся к слиянию с народом дворянин Лаврецкий в «Дворянском гнезде»; «новый человек», революционер-разночинец- сначала Дмитрий Инсаров в «Накануне», а потом Евгений Базаров в «Отцах и детях»; эпоха идейного бездорожья в «Дыме»; новая волна общественного подъема 70-х годов в «Нови».

Романы в творчестве Тургенева представляют собой особую разновидность (в отличие от повестей). Тургенев создал очень узнаваемый тип романа, наделённый устойчивыми чертами, характерными для 5 его романов. Прежде всего, есть устойчивая композиция , в центре сюжета всегда девушка , для которой характерна неброская красота, развитость (что не всегда значит, что она умная и образованная), нравственная сила (она всегда сильнее мужчины). Богатырь с конём в кармане у женщины – очень тургеневский ход. К тому же всегда выстраивается целая галерея претендентов на её руку , она выбирает одного и этот один – главный герой романа, вместе с тем это тот тип, который наиболее важен для Тургенева и для России . Сам этот герой строится на соединении двух сфер и двух способов оценки его личности и его поступков: одна сфера – историческая , другая – общечеловеческая . Тургенев выстраивает образ так, что ничего из этого не доминирует. Герой и героиня, как положено, влюбляются друг в друга, но обязательно на пути к их счастью есть какое-то препятствие, которое не даёт им возможности сразу броситься в объятия друг друга. В ходе развития сюжета эти препятствия снимаются, но в тот момент, когда, казалось, уже всё хорошо, возникает ещё одно фатальное препятствие, из-за которого они быть вместе не могут.

У первого романа Тургенева «Рудин» скандальные обстоятельства создания: прототипом главного героя является Бакунин. В первом варианте романа, который до нас не дошёл, Бакунин был выведен более сатирически. В образе Рудина Тургенев изобразил гегельянца, в том смысле, как его представлял Тургенев.. С одной стороны, это умный человек, хороший оратор, способный подчинять себе умы, но при этом именно близкие люди ощущали, что за этим ничего нет – за всеми идеями нет подлинной веры. Как относиться к его проповеди – вот важный вопрос. И Достоевский в образе Ставрогина изобразит гиперболизированного Рудина. По Достоевскому, мы этим идеям не должны доверять. У Тургенева другая позиция: неважно, кто говорит, важно – верите ли вы своим умом, и пусть человек слаб и не способен воплотить свои же слова. У Тургенева секулярное – европейского типа – сознание, полагающееся на самостоятельность человека, способного самостоятельно делать выводы. Тургенева волновал вопрос, что может сделать дворянский герой в современных условиях, когда перед обществом встали конкретные практические вопросы.

Сначала роман назывался «Гениальная натура». Под «гениальностью» Тургенев понимал способность к просвещению, разносторонний ум и широкую образованность, а под «натурой» - твердость воли, острое чувство насущных потребностей общественного развития, умение претворять слово в дело. По мере работы над романом это заглавие перестало удовлетворять Тургенева. Оказалось, что применительно к Рудину определение «гениальная натура» звучит иронически: в нем есть «гениальность», но нет «натуры», есть талант пробуждать умы и сердца людей, но нет сил и способностей вести их за собой. Пандалевский - человек-призрак без социальных, национальных и семейных корней. Черты беспочвенности в Пандалевском абсурдны, но по-своему символичны. Своим присутствием в романе он оттеняет призрачное существование некоторой части состоятельного дворянства.

Годы отвлеченной философской работы иссушили в Рудине живые источники сердца и души. Перевес головы над сердцем особенно очевиден в сцене любовного признания. Еще не отзвучали удаляющиеся шаги Натальи, а Рудин предается размышлениям: «Я счастлив,- произнес он вполголоса.- Да, я счастлив,- повторил он, как бы желая убедить самого себя». В любви Рудину явно недостает «натуры». Герой не выдерживает испытания, обнаруживая свою человеческую, а, следовательно, и социальную неполноценность, неспособность перейти от слов к делу.

Но вместе с тем любовный роман Рудина и Натальи не ограничивается обличением социальной ущербности «лишнего человека»: есть глубокий художественный смысл в скрытой параллели, которая существует в романе между утром жизни Натальи и рудинским безотрадным утром у пересохшего Авдюхина пруда.

После любовной катастрофы Рудин пытается найти себе достойное дело. И вот тут-то обнаруживается, что «лишний человек» виноват не только по собственной вине. Конечно, не довольствуясь малым, романтик-энтузиаст замахивается на заведомо неисполнимые дела: перестроить в одиночку всю систему преподавания в гимназии, сделать судоходной реку, не считаясь с интересами сотен владельцев маленьких мельниц на ней. Но трагедия Рудина-практика еще и в другом: он не способен быть Штольцем, он не умеет и не хочет приспосабливаться и изворачиваться.

У Рудина в романе есть антипод - Лежнев, пораженный той же болезнью времени, но только в ином варианте: если Рудин парит в облаках, то Лежнев жмется к земле. Тургенев сочувствует этому герою, признает законность его практических интересов, но не скрывает их ограниченности.

И все же жизнь Рудина не бесплодна. В романе происходит своеобразная передача эстафеты. Восторженные речи Рудина жадно ловит юноша разночинец Басистов, в котором угадывается молодое поколение «новых людей», будущих Добролюбовых и Чернышевских. Проповедь Рудина приносит плоды: «Сеет он все-таки доброе семя». Да и гибелью своей, несмотря на видимую ее бессмысленность, Рудин отстаивает высокую ценность вечного поиска истины, неистребимости героических порывов. Рудин не может быть героем нового времени, но он сделал все возможное в его положении, чтобы эти герои появились. Таков окончательный итог социально-исторической оценки сильных и слабых сторон «лишнего человека», культурного дворянина эпохи 30-х - начала 40-х годов.

«Дворянское Гнездо » (1859 был воспринят тепло, всем понравился. Пафос в том, что человек отрекается от претензий Рудинского масштаба. Отсюда сам образ дворянского поместья несколько в пушкинском духе. Вера в то, что дворянский род привязывает человека к земле и наделяет ощущением долга к своей стране, долгом, кототорый выше, чем личные страстишки. Лаврецкий - это герой, объединяющий в себе лучшие качества патриотической и демократически настроенной части либерального дворянства. Он входит в роман не один: за ним тянется предыстория целого дворянского рода. Тургенев вводит ее в роман не только для того, чтобы объяснить характер главного героя. Предыстория укрупняет проблематику романа, создает необходимый эпический фон. Речь идет не только о личной судьбе Лаврецкого, а об исторических судьбах целого сословия, последним отпрыском которого является герой. Раскрывая историю жизни «гнезда» Лаврецких, Тургенев резко критикует дворянскую беспочвенность, оторванность этого сословия от родной культуры, от русских корней, от народа. Лучшие страницы романа посвящены тому, как блудный сын обретает заново утраченное им чувство родины. Опустошенная душа Лаврецкого жадно впитывает в себя забытые впечатления: длинные межи, заросшие чернобыльником, полынью и полевой рябиной, свежую степную голь и глушь, длинные холмы, овраги, серые деревеньки, ветхий господский домик с закрытыми ставнями и кривым крылечком, сад с бурьяном и лопухами, крыжовником и малиной.

В «Дворянском гнезде» впервые воплотился идеальный образ тургеневской России, который постоянно жил в его душе и во многом определял его ценностную ориентацию в условиях эпохи 60-70-х годов. Этот образ воссоздан в романе с бережной, сыновней любовью. Он скрыто полемичен по отношению к крайностям либерального западничества и революционного максимализма. Тургенев предостерегает: не спешите перекроить Россию на новый лад, остановитесь,

помолчите, прислушайтесь. Учитесь у русского пахаря делать историческое дело обновления не спеша, без суеты и трескотни, без необдуманных, опрометчивых шагов. Под стать этой величавой, неспешной жизни, текущей неслышно, «как вода по болотным травам», лучшие характеры людей из дворян и крестьян, выросшие на ее почве. Такова Марфа Тимофеевна, старая патриархальная дворянка, тетушка Лизы Калитиной. Живым олицетворением родины, народной России является центральная героиня романа Лиза Калитина.

Катастрофа любовного романа Лизы и Лаврецкого не воспринимается как роковая случайность. В ней видится герою возмездие за пренебрежение общественным долгом, за жизнь его отца, дедов и прадедов, за прошлое самого Лаврецкого. Как возмездие принимает случившееся и Лиза, решающая уйти в монастырь, совершая тем самым нравственный подвиг.

В письме к И. С. Аксакову в ноябре 1859 года Тургенев так сказал о замысле романа «Накануне»: «В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно-героических натур для того, чтобы дело продвинулось вперед». Социально-бытовой сюжет романа имеет символический подтекст. Юная Елена олицетворяет молодую Россию «накануне» предстоящих перемен. Кто всего нужнее ей сейчас: люди науки, люди искусства, честные чиновники или сознательно-героические натуры, люди гражданского подвига? Выбор Еленой Инсарова дает недвусмысленный ответ на этот вопрос. Художественную характеристику сильных и слабых сторон Инсарова завершает ключевой эпизод с двумя статуэтками героя, которые вылепил Шубин. На первой из них Инсаров был представлен героем, а на второй - бараном, поднявшимся на задние ножки и склоняющим рога для удара.

Рядом с сюжетом социальным, отчасти вырастая из него, отчасти возвышаясь над ним, развертывается в романе сюжет философский. Роман открывается спором между Шубиным и Берсеневым о счастье и долге. «Каждый из нас желает для себя счастья,- рассуждает Берсенев,- но такое ли это слово: «счастье», которое соединило, воспламенило бы нас обоих, заставило бы нас подать друг другу руки? Не эгоистическое ли, я хочу сказать, не разъединяющее ли это слово». Соединяют людей слова: «родина, наука, свобода, справедливость». И - любовь, если она не «любовь-наслаждение», а «любовь-жертва».

Роман «Накануне» – наиболее слабый роман Тургенева, он наиболее схематичен. В Инсарове Тургенев хотел вывести такой тип чела, у которого нет расхождения между словами и действием. Видимо, делая главного героя болгарином, он хотел сказать, что не видит таких типов в России. Наиболее интересен финал, где сказалось влияние Шопенгауэра. Недаром выбрана Венеция: очень красивый город (для некоторых – воплощение красоты) и здесь совершается это ужасное бессмысленное зло. Здесь отразились идеи Шопенгауэра: он учил, что в основе мира зло, некая враждебная человеку иррациональная воля, превращающая жизнь человека в череду страдания, и единственное, что примиряет нас с жизнью, – это красота этого мира, которая нечто вроде завесы. По Ш. важно, что эта завеса, с одной стороны, нас отделяет от зла, а с другой – она есть выражение этого зла.

В романе «Отцы и дети» единство живых сил национальной жизни взрывается социальным конфликтом. Аркадий в глазах радикала Базарова - размазня, мягонький либеральный барич. Базаров не хочет принять и признать, что мягкосердечие Аркадия и голубиная кротость Николая Петровича - еще и следствие художественной одаренности их натур, поэтических, мечтательных, чутких к музыке и поэзии. Эти качества Тургенев считал глубоко русскими, ими он наделял Калиныча, Касьяна, Костю, знаменитых певцов из Притынного кабачка. Они столь же органично связаны с субстанцией народной жизни, как и порывы базаровского отрицания. Но в «Отцах и детях» единство между ними исчезло, наметился трагический разлад, коснувшийся не только политических и социальных убеждений, но и непреходящих культурных ценностей. В способности русского человека легко поломать себя Тургенев увидел теперь не только великое преимущество, но и опасность разрыва связи времен. Поэтому социальной борьбе революционеров-демократов с либералами он придавал широкое национально-историческое освещение. Речь шла о культурной преемственности в ходе исторической смены одного поколения другим.

Конфликт романа «Отцы и дети» в семейных сферах, конечно, не замыкается, но трагическая глубина его выверяется нарушением «семейственности», в связях между поколениями, между противоположными общественными течениями. Противоречия зашли так глубоко, что коснулись природных основ бытия.

«Дым» во многом отличается от тургеневских романов. Прежде всего в нем отсутствует типичный герой, вокруг которого организуется сюжет. Литвинов далек от своих предшественников - Рудина, Лаврецкого, Инсарова и Базарова. Это человек не выдающийся, не претендующий на роль общественного деятеля первой величины. Он стремится к скромной и тихой хозяйственной деятельности в одном из отдаленных уголков России. Мы встречаем его за границей, где он совершенствовал свои агрономические и экономические знания, готовясь стать грамотным землевладельцем. Очень многих этот роман задел. В лице Потугина выведен крайний западник, одним из прототипов считается Фет. «Если бы завтра Россия исчезла с карты мира, никто бы не заметил», - самая известная сентенция Потугина. Наконец, в романе отсутствует и типичная тургеневская героиня, способная на глубокую и сильную любовь, склонная к самоотвержению и самопожертвованию. Ирина развращена светским обществом и глубоко несчастна: жизнь людей своего круга она презирает, но в то же время не может сама от нее освободиться.

Роман необычен и в основной своей тональности. В нем играют существенную роль не очень свойственные Тургеневу сатирические мотивы. В тонах памфлета рисуется в «Дыме» широкая картина жизни русской революционной эмиграции. Много страниц отводит автор сатирическому изображению правящей верхушки русского общества в сцене пикника генералов в Баден-Бадене.

Непривычен и сюжет романа «Дым». Разросшиеся в нем сатирические картины, на первый взгляд, сбиваются на отступления, слабо связанные с сюжетной линией Литвинова. Да и потугинские

эпизоды как будто бы выпадают из основного сюжетного русла романа.

В романе действительно ослаблена единая сюжетная линия. От нее в разные стороны разбегается несколько художественных ответвлений: кружок Губарева, пикник генералов, история Потугина и его «западнические» монологи. Но эта сюжетная рыхлость по-своему содержательна. Вроде бы уходя в сторону, Тургенев добивается широкого охвата жизни в романе. Единство же книги держится не на фабуле, а на внутренних перекличках разных сюжетных мотивов. Везде проявляется ключевой образ «дыма», образ жизни, потерявшей смысл.

Только через 10 лет выходит роман «Новь». Здесь центральными типами стали народники. Лучше всего главную мысль выражает эпиграф. Новь – необработанная почва. «Новь нужно поднимать не поверхностной сохой, а глубоко забирающим плугом». От других романов отличается тем, что главный герой кончает жизнь самоубийством. Действие «Нови» отнесено к самому началу «хождения в народ». Тургенев показывает, что народническое движение возникло не случайно. Крестьянская реформа обманула ожидания, положение народа после 19 февраля 1861 года не только не улучшилось, но резко ухудшилось. В романе изображается трагикомическая картина народнической революционной пропаганды, которую ведет Нежданов. Конечно, в неудачах «пропаганды» такого рода виноват не один Нежданов. Тургенев показывает и другое - темноту народа в вопросах гражданских и политических. Но так или иначе между революционной интеллигенцией и народом встает глухая стена непонимания. А потому и «хождение в народ» изображается Тургеневым как хождение по мукам, где русского революционера на каждом шагу ждут тяжелые поражения, горькие разочарования. Наконец, в центре романа «Новь» оказываются не столько индивидуальные судьбы отдельных представителей эпохи, сколько судьба целого общественного движения - народничества. Нарастает широта охвата действительности, заостряется общественное звучание романа. Любовная тема уже не занимает в «Нови» центрального положения и не является ключевой в раскрытии характера Нежданова.

«Физиономия русских людей культурного слоя» в эпоху Тургенева менялась очень быстро - и это вносило особый оттенок драматизма в романы писателя, отличающиеся стремительной завязкой и неожиданной развязкой, «трагическими, как правило, финалами». Романы Тургенева строго приурочены к узкому отрезку исторического времени, точная хронология играет в них существенную роль. Жизнь тургеневского героя крайне ограничена по сравнению с героями романов Пушкина, Лермонтова, Гончарова. В характерах Онегина, Печорина, Обломова «отразился век», в Рудине, Лаврецком или Базарове - умственные течения нескольких лет. Жизнь тургеневских героев подобна ярко вспыхивающей, но быстро угасающей искре. История в своем неумолимом движении отмеряет им напряженную, но слишком короткую по времени судьбу. Все тургеневские романы подчиняются жестокому ритму годового природного цикла. Действие в них завязывается, как правило, ранней весной, достигает кульминации в знойные дни лета, а завершается под «свист осеннего ветра» или «в безоблачной тишине январских морозов». Тургенев показывает своих героев в счастливые минуты максимального подъема и расцвета их жизненных сил. Но минуты эти оказываются трагическими: гибнет на парижских баррикадах Рудин, на героическом взлете, неожиданно обрывается жизнь Инсарова, а потом Базарова, Нежданова.

С Тургеневым не только в литературу, но и в жизнь вошел поэтический образ спутницы русского героя, тургеневской девушки - Натальи Ласунской, Лизы Калитиной, Елены Стаховой, Марианны. Писатель изображает в своих романах и повестях наиболее цветущий период в женской судьбе, когда в ожидании избранника расцветает женская душа, пробуждаются к временному торжеству все потенциальные ее возможности.

Вместе с образом тургеневской девушки входит в произведение писателя образ «тургеневской любви». Это чувство сродни революции: «...однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье, молодость стоит на баррикаде, высоко вьется ее яркое знамя, и что бы там впереди ее ни ждало - смерть или новая жизнь,- всему она шлет свой восторженный привет». Все тургеневские герои проходят испытание любовью - своего рода проверку на жизнеспособность не только в интимных, но и в общественных убеждениях.

Любящий герой прекрасен, духовно окрылен, но чем выше взлетает он на крыльях любви, тем ближе трагическая развязка и - падение. Любовь, по Тургеневу, трагична потому, что перед ее стихийной властью беззащитен как слабый, так и сильный человек. Своенравная, роковая, неуправляемая, любовь прихотливо распоряжается человеческой судьбой. Это чувство трагично еще и потому, что идеальная мечта, которой отдается влюбленная душа, не может полностью осуществиться в пределах земного природного круга.

И, однако, драматические ноты в творчестве Тургенева не являются следствием усталости или разочарования в смысле жизни и истории. Скорее наоборот. Они порождаются страстной влюбленностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до желания, чтобы человеческая индивидуальность не угасала, чтобы красота явления превратилась в вечно пребывающую на земле, нетленную красоту. Сиюминутные события, живые характеры и конфликты раскрываются в романах и повестях Тургенева перед лицом вечности. Философский фон укрупняет характеры и выводит проблематику произведений за пределы узковременных интересов. Устанавливается напряженная диалогическая взаимосвязь между философскими рассуждениями писателя и непосредственным изображением героев времени в кульминационные моменты их жизни. Тургенев любит замыкать мгновения на вечность и придавать преходящим явлением вневременной интерес и смысл.