Синтаксические единицы (словосочетание, предложение). Синтаксические единицы

Вопрос №48 Виды синтаксической связи в словосочетании и предложении

В этом вопросе у ученых возникают разногласия. Есть различия во взглядах в грамматиках 54, 70 и 80 в подходе к описанию словосочетания. В традиционном понимании связей акцент делается на механизм связей: примыкание, согласование, управление.

Согласование – вид подчинительной связи, при которой формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа главного слова. Согласование может быть

· полным (по всем трем формам) – синяя птица

· неполным (в числе и падеже) – наша врач

Управление – зависимое слово принимает форму того или иного падежа, диктуемую главным словом. Зависимая форма не меняется при изменении формы главного слова. Управление бывает

· сильное – господствующее слово предопределяет обязательное появление определенных падежных форм – послать письмо

· слабое – распространение главного слова данной формой не предопределено его лексико-грамматическими свойствами – бедный духом

Примыкание – зависимое слово (неизменяемая часть речи или словоформа) изолировано от системы падежей и выражает свою зависимость от главного слова только лексически.

Отношение в традиционном подходе:

§ объектные (управление)

§ определительные (согласование)

§ обстоятельственные (примыкание).

Но по Шведовой (Грамматика 80):

§ объектные

§ определительные

§ восполняющие

Обстоятельственные вошли в определительные:

§ собственно определительные

§ обстоятельственно-определительные

§ объектно-определительные

По Шведовой, произошло расширение примыкания – появилось падежное примыкание (за счет слабого управления): Дети гуляют в парке . (по Шведовой, здесь связь – падежное примыкание). традиционно –

обстоят.-опред. отношения управление

Шведова использует для различения слабого и сильного управления синтаксические отношения – для сильного управления необходимы объектные отношения: написал письмо, распилил дерево. Для слабого управления – объектно-определительные: распилил пилой.

Синтаксические отношения:

1. Объектные.

2. Определительные (в их состав входят обстоятельственные)

Собственно-определительные.

Обстоятельственно-определительные.

Субъектно-определительные.

3. Восполняющие. (Зависимое слово содержательно дополняет главное, образуя минимально информативно достаточное словосочетание) (присутствует при информационно недостаточных словах – «сделаться», «состоять» - эти слова реализуют себя только в сочетании с другими словами)

Конструкции, по форме совпадающие с номинативными предложениями

1. Заголовки, надписи на вывесках, названия. Универмаг .

2. Именительные представления и именительные темы – существительное в именительном падеже, которое предшествует предложению и употребляется в форме размышления, вводит тему, подготавливает восприятие последующего высказывания. Время… Как быстро оно летит.

3. Конструкции, являющиеся сообщением о ком-либо или о чем-либо, названном в предшествующем контексте. Это предложения с главным членом-сказуемым в форме именительного падежа. Ты кто? – Студент .

Билет № 47 Предмет синтаксиса. Основные синтаксические единицы.

Синтаксис – это раздел науки о языке, изучающей законы организации связной речи, способы соединения слов в речи, т.е. коммуникации.

Существуют разные уровни синтаксиса (Валгина):

§ синтаксис словосочетания – проявляет синтаксические свойства отдельных слов и устанавливает правила их сочетаемости с другими словами

§ синтаксис предложения – определяет языковую сущность, коммуникативно-функциональную значимость языка, изучает единицы коммуникативного плана с точки зрения их строения, грамматических свойств и типов

§ синтаксис сложного целого, синтаксис связной речи – изучает единицы, большие, чем отдельное предложение, единицы, имеющие свои правила и законы построения

Существуют разные подходы к изучению предложения

1. семантический – изучает содержание (что передается)

2. структурный – изучает форму (как передается)

3. коммуникативный – назначение (для чего передается)

Основные единицы синтаксиса :

1. предложение

· простое

· сложное

Понимание синтаксической единицы изменилось в истории синтаксиса:

ü начало 19 века – Востоков: закон соединения слов =>

2. словосочетание

ü с середины 19 века – на первом плане в трудах логической школы грамматика (Буслаев) – интерес к предложению. Оно рассматривалось и определялось как суждение, выраженное словами

ü 40е гг. 19 века – начало 20 века – в трудах формалистов (Фортунатов, Пешковский, Петерсон - синтаксис является учением о словосочетании. Для Петерсона словосочетание – это всякое соединение слов, в том числе и простое предложение любого объёма; сложные предложения – это соединения словосочетаний. Пешковский предлагал вообще отказаться от теории предложения – его он выводит из словосочетания.

ü Для Шахматова словосочетание – часть предложения. Выдвинул тезис о существовании двух синтаксических единиц – словосочетания и предложения.

ü Русский синтаксис в научном освещении: грамматика 1954 г. – теоретическое введение написал Виноградов. Развивая идеи Шахматова предложил 2 самостоятельные синтаксические единицы – словосочетание с номинативной функцией (т.е. той же функцией что и у слова) и предложение с коммуникативной функцией.

ü Н.Ю Шведова (В грамматиках 70 и 80) - продолжает линию последовательного различения словосочетания и предложения.

Вопрос о соотношении словосочетания и предложения. Словосочетанию предшествует слово в определенной форме – словоформа, следовательно:

3. синтаксическая форма слов

Г.А. Золотова «Синтаксический словарь» – минимальная семантико-

Синтаксическая единица русского языка – синтаксема, не равная 1 ед. форм слова.

Я подарил ему книгу. Золотова считает, что это разные единицы, так

Объект – адресат как у них разное значение, то есть

Ему не спится. минимальная синтаксическая единица должна

Субъект нести и определенное семантическое значение. Синтаксема может входить в словосочетание, если она выполняет присловную функцию:

Не буди только память во мне про волнистую рожь при луне.

Непосредственно в предложении: Идет лекция .

4. сложное синтаксическое целое – единица большая, чем предложение (в 30е гг. 20 века). Оно отличается от понятия абзац, т.е. они далеко не всецело совпадают. ССЦ имеет свои формальные показатели единства: притяжательные местоимения, указательные местоимения, вводные слова, синонимические конструкции.

Широкое и узкое понимание словосочетания.

Широкое понимание – словосочетание – соединение двух и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Узкое понимание – (Виноградов) «словосочетание – сложное именование. Оно несёт ту же функцию, что и слово».

Ученики Виноградова преобразовали это определение: «Словосочетание - объединении двух или нескольких знаменательных слов образуемое на основе подчинительной связи»

Не являются словосочетаниями:

Отношения между подлежащим и сказуемым (предикативные отношения).

Ряд однородных членов (сочинительная связь)

Предложно-падежные формы существительных

Сочетания обособленных второстепенных членов и слов, к которым относятся эти второстепенные члены (причастные и деепричастные обороты)

Полупредикативные словосочетания (объединения слов, только внешне напоминающие словосочетания – «дверь открывается водителем»)

Словосочетания:

1. Именные

Субстантивные – стакан воды .

Адъективные – вредный для здоровья .

С числительным в главной роли – две книги .

С местоимением в главной роли – что-нибудь интересное .

2. Глагольные

3. Адвербиальные

По сочетаемости делятся на:

1. Свободные

2. Несвободные

Несвободные фразеологически

Несвободные синтаксически.

По структуре:

1. Валгина – если словосочетание состоит из значимых двух слов – то оно наз. простым, а если более – то сложным.

2. Академическая гр-ка:

Простые -до 4х слов, сильная связь главного с зависимыми.

Сложные – несколько подчинительных связей от одного главного слова, кроме сильной

Комбинированные – на основе связей от разных главных членов.

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы
(компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.
В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова.
Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

С точки зрения фунциональной могут различаться словосочетания: предикативные (образующие, с точки зрения сторонников обязательности для предложения подлежащно-сказуемной структуры формально-структурный и содержательный каркас предложения и поэтому не квалифицируемые В.В. Виноградовым как словосочетания), атрибутивные, объектные (или комплетивные) и обстоятельственные. Схемы словосочетаний атрибутивного, объектного и обстоятельственного типов служат средствами для распространения формально-семантического каркаса предложений и введения в структуру предложения его второстепенных членов. В отличие от словочетания предложение предназначено для описания некоего положения дел как целостного ансамбля элементов ситуации. Его прагматический потенциал значительно выше прагматического потенциала словосочетания. В отличие же от текста привязка к коммуникативно-прагматическому контексту лишь в некоторой степени характеризует предложение, когда оно является лишь одной из составляющих текста, а не выступает автономно (будучи потенциальным минимумом текста) в роли речевого акта, т.е. минимального дискурса. Но как раз эта способность быть возможным минимумом текста побуждает рассматривать предложение как единицу текста, т.е. как единицу, более близкую к тексту, нежели к словосочетанию, имеющую, как и текст, коммуникативную предназначенность и вместе с тем оформленную интонационно.

Предложение выступает и как речевая, и как языковая единица, что его сближает со словосочетанием, но отличает от текста. Предложение, как словосочетание и текст, само по себе не воспроизводимо как готовая, инвентарная единица. Но оно каждый раз строится заново в речи, во-первых, в процессе реализации (актуализации) одной из входящих в синтаксическую систему языка инвариантных формально-содержательных схем (моделей) и, во-вторых, в процессе использования тех или иных (тоже инвариантных, принадлежащих языку) правил его преобразования из исходной формы в конечную.

Подготовьте факультативное занятие или урок русского языка по теме «Словосочетание» на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Охарактеризуйте словосочетание как единицу синтаксиса. Вычлените из выделенного предложения методом сплошной выборки словосочетания и произведите их полный синтаксический анализ.

Цели урока:

Образовательные:
1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний,
способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3)закрепление навыков правописания;

Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) формирование умения анализировать языковой материал;

Воспитательные:
1) воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе

Оборудование:
1. Мультимедийный проектор
2. Карточки со словосочетаниями
3. Раздаточный материал
4. Листы контроля

Ход урока

1. Оргмомент, актуализация знаний

Мы завершаем работу с наименьшей синтаксической единицей языка - словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели.
(Ученики вместе с учителем определяют цели урока)
(слайд №2)

Но сегодня мы ставим не только общие цели, но и каждый из вас выполняет свою задачу. У вас есть лист контроля, с которым вы будете работать на уроке, оценивая качество выполнения работы по этапам урока. К концу урока ваши карточки должны быть заполнены плюсами, если работа выполнена вами без ошибок, или минусами, если были допущены ошибки.
Для того, чтобы систематизировать эти знания и получить наглядный образ словосочетания в системе этих знаний, я предлагаю вам представить его в виде такого ж красивого осеннего дерева, которые мы видим за нашим окном с сильной корневой системой, верхними побегами, яркими листьями. А пока у нас только корень и ствол, доработайте образ до конца.

(На доске - заготовленный рисунок дерева, учитель прикрепляет к корню табличку со словом «Словосочетание»)

2. Актуализация прежних знаний

Давайте вспомним, что называется словосочетанием и опознаем его из предложенных вариантов

(Дети сигнализируют карточкой)

«Солнечный день», «перед дождем», «леса и парки», «ребята трудятся», «подъехать к станции», «висеть на телефоне», «любимое занятие», «будет петь», «упорно учиться», «более яркий»

Итак, что нельзя назвать словосочетанием? (сочетание самостоятельного слова со служебным; сочетание слов в составе фразеологизмов; подлежащее и сказуемое; составные словоформы)
-Какова структура словосочетания? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слова)
-Назовите типы словосочетаний по главному слову (именные, глагольные, наречные)

(Один ученик продолжает оформляет дерево надписями «Типы словосочетания», «Именные», «Глагольные», «Наречные»)

Задание по группам: выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа). Один ученик проводит орфографическую работу на доске
(словосочетания написаны на доске)
Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош.., вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

(проверка проводится с использованием слайдов №3,4,5)

Какие виды синтаксической связи используются в словосочетании? (сочинительная, подчинительная). Дайте определения.

(Оформление дерева надписью «Виды синтаксической связи», «Сочинительная», «Подчинительная»)

Из этого же текста выпишите словосочетания с сочинительной связью (1 группа), с подчинительной связью (2 группа), 3 группа определяет средства связи слов в словосочетаниях

(Оформление дерева надписями «Средства связи слов», «Интонация», «Предлоги», «Союзы», «Окончание»)

Какая группа словосочетаний требует нашего дальнейшего внимания? (Словосочетания с подчинительной связью)
На какое слово необходимо обратить внимание в словосочетаниях данной синтаксической связи? Почему? Какие же способы подчинительной связи выделяются в словосочетаниях? (согласование, управление, примыкание) Дайте определение.

Оформление дерева надписями «Способы подчинительной связи», «Согласование», «Управление», «Примыкание».

1ЫЙ ВОПРОС. СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ (СЛОВОСОЧЕТАНИЕ, ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ – ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ .

Синтаксис – строй, становление. Синтаксис изучает строй связной речи. . БЕЛОШАПКОВА ДАЛА ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Синтаксис изучает правила связывания слов и форм слов и те единства, в составе которых эти правила реализуются.

Давнюю традицию русской науки составляет выделение двух основных синтаксических единиц – словосочетания и простого предложения. (назвал и определил важнейшее грамматическое свойство простого предложения. Он обратил внимание на то, что содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации: предложение обязательно содержит ту или иную модальную и временную характеристику сообщаемого).

дает такое определение: «Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования выражения и сообщения мысли".

Определение предложения как минимальной, грамматически организованной единицы, служащей для выражения мысли, а так же чувства и воли является в настоящее время наиболее распространенным.

Основные признаки предложения как синтаксической единицы: 1) предикативность (. т. е. содерж-ие Предложения всегда соотнесено с дейст-стью, актом коммун-ции). , включающая в себя значение объективной модальности и синтаксического времени.

Для структуры словосочетания НЕ характерны те синтаксические категории, которые свойственны структуре предложения (категории предикативности и модальности)

Не свойственна словосочетанию и интонационная оформленность – неотъемлемое качество любого предложения, т. к. это грамматическое средство выражения законченности мысли.

Есть и другие структурные различия между словосочетанием и предложением. Прежде всего, это различие в характере синтаксической связи. Словосочетание всегда строится по принципу субординации – подчиняющего и подчиненного. Синтаксические связи в предложении сложнее и многообразнее.

СИНТАКСИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА – СЛОВОСОЧЕТАНИЕ .

Бывают подчинительные и сочинительные. Подчинительные: глагольные и именные. Именные: субстантивные и адъективные. Схема разбора словосочетания: 1) предикативное/непред-ое, 2) свобод. /несвобод. , 3)структура (простое, сложное, комбинированное), 4) характеристика по морфологической природе опорного слова, 5) тип смысл. отношений (собственно синтаксические; семантико-синтаксичесике, субъективные, обстоятельственные, объективные), 6) тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), 7) характер связи (предсказуемое/ непредсказуемое, обязательное/ необязательное).

ТРУДЫ ФОРТУНАТОВА, ШАХМАТОВА, ВИНОГРАДОВА, белошапковой.

1)Фортунатов – словосочетание - сочетание 1 слова с другим или грамматическая связь 2-х слов. Нет разницы между словосочетанием и предложением (читать книгу= солнце светит).

2)Шахматов – ученик Ф. Но он наряду со словосочетанием выделил и П.

3)Виноградов и Белошапкова (современная наука) выделили 2 синтаксические единицы: словосочетание и предложение. Определили их признаки: словосочетание определялось как номинативная единица (не может выполнять коммунникативную ф-цию), а предложение привязывается к действительности, не к конкр. предмету.

Предложение имеет коммуникативную функцию – сообщение, имеет интонационное оформление (а словосочетание не имеет). словосочетание и предложение отличаются картиной: словосочетание – картина, предложение–картина с модал. рамкой (время), поэтому словосочетание – непредик. единица, а предложение – пред-ая. ЗОЛОТОВА выделила в качестве синтаксической единицы слово, форму слова и текст, НО слово и его форма НЕ синт. единицы, т. к. они проявл. только со стороны их связи с др. формами слов.

Признаки словосочетания

1. Грамматические:непредикативная единица

2. Функциональные:единица номинативного плана, выражает единое, но расчлененное понятие.

3. Структурные:состоит из 2-х и более знаменательных слов, связано подчинительной связью.

4. Семантические:определяет синтаксичесике отношения между словами

5. Парадигматический:единица представлена системой форм, опирающихся на формы главного слова.

Из словосочетания исключаются

1)предикативные сочетания,

2)сочинительные сочетания,

3)полупредикативные сочетания с обособленными членами предложения,выражающими добавочное сообщение,

4)предложно-падежные и аналитичесие формы (в течение дня, буду решать, самый умный )

Типы словосочетаний:

1) свободные (сохраняются лексические значения всех компонентов)

2) несвободные (один из компонентов утрачивает свое значение):

ü фразеологизированные (кот наплакал)

ü лексикализированные -названия учреждений, географических объектов (Черное море), термины (равнобедренный треугольник)

ü синтаксические несвободные – контекстуально обусловленные, не членятся в данном контексте (Ему нравятся девушки с голубыми глазами.)

ü морфологизированные - аналитические формы (буду рисовать – сложное будущее, самый умный – степени сравнения)

Словосочетания по структуре делятся на

1) простые (двучленные) (трухлявый пень, заседание думы)

2) сложные – в них реализуются связи, исходящие из 1 корневого слова (долгожданный вестник победы)

3) комбинированные - в них реализуются связи, исходящие из разных слов (проверка ->чего? - домашней - какой?<-работы)

Классификация по опорному слову:

ü Глагольные словосочетания

1. Глагольные словосочетания с именем существительным:

б) предложные (например: стоять у дороги, подъехать к дому, положить на стол, встретиться с друзьями, говорить об искусстве).

2. Глагольные словосочетания с инфинитивом (например: предложить выучить, просить принести).

3. Глагольные словосочетания с наречием (например: поступать справедливо, заниматься вдвоем).

ü Именные словосочетания

1. Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

1) беспредложные (например: тезисы доклада, письмо родителям, вышивание бисером);

2) предложные (например: вагон для некурящих, прогулка по лесу, вход в театр, дом с колоннами, встреча на Эльбе);

С наречиями (например: прогулка верхом, судак по-польски);

С инфинитивом (например: желание учиться, умение рисовать).

2. Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

1) беспредложные (например: достойный похвалы, доступный читателю, довольный ответом);

2) предложные (например: свободный от гнета, способный к музыке, готовый на подвиг, ласковый с детьми, смелый в бою);

С наречиями (например: очень интересный, умеренно холодный);

С инфинитивом (например: способный работать, готовый услужить).

Наречные словосочетания

1. Словосочетания с наречием (например: очень удачно, по-прежнему хорошо).

2. Словосочетания с именами существительными (например: далеко от дома, наедине с сыном, незадолго до экзаменов).

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА И РЕЧИ. Языковая сущность синтаксических единиц проявляется в том, что большинство из них построено по структурной схеме. А речевая сущность заключается в том, что формальный образ имеет свое лексическое наполнение в речи.

ОБЪЕКТ СИНТАКСИСА – СЛОВО. СИНТАКСИЧЕСКАЯ И ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ. СИНТАКСИС НЕЗНАМЕНАТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ. СТАТУС ТЕКСТА.

В подчинительных словосочетаниях главным является не форма слова, а слова (т. к. есть парадигма). Для построения предложения важно то, чем явл-ся слово, какой частью речи. В определительных предложениях слово является сущест-ым.

СОЧЕТАЕМОСТЬ СЛОВА – 1)активная – сочетательное свойство главного компонента словосочетания, т. к. слово в словосочетании всегда является главным, то можно говорить только о его активной сочетаемости. 2) синтаксическая – ответственна за то, в какой форме стоят зависимые слова и сколько определителей может иметь слово, она ответственна за словообразовательные связи (отглагольные существительные повторяют то управление, которое было у глагола.

СОЧЕТАЕМОСТЬ ЗАВИСИТ ОТ: части речи, от индивидуальных свойств слова (слова 1 семантичесой группы имеют разное управление:любить, бояться; синонимичные слова: продавать, торговать). 3)словарная – ответственна за то, формы каких лексем м. б. определителями слова. Снимать и арендовать - разная сочетаемость: арендовать пашню.

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА – компоненты синтаксических единиц, привязаны к конкретным реалиям, обладают номинативной функцией (но не все!). :хозяйка испекла пирог – слово референтно (соотносено с предметом), она хорошая хозяйка (слово не референтно). НЕЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЕ СЛОВА не соотнесены с предметом. 2 класса незнаменательных слов: 1)служебные: предлоги, союзы, связки – средства оформления синтаксических консрукций 2) собственно незнаменатеьные: частицы и модальные слова.

ОБЪЕКТ СИНТАКСИСА - ФОРМА СЛОВА (ФС).

Форма слова - 1) это зависимый компонент подчинительного словосочетания:писать другу, 2) это компонент сочинительного словосочетания: брат и сестра.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ СЛОВА: а) по пассивной сочетаемости: 1)согласуемые формы - согласование 2) управляемые формы управление 3) примыкающие формы – примыкание. б) по функции в предложении – слова разделяются по способности/неспособности употребляться со связкой именительного и творительного падежей сущест-ного: Петр I был гений/гением. . Со связкой могут сочетаться некоторые формы косвенных падежей, имеющих наречное значение: деревья были в серебре.

СПОР О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ФОРМА СЛОВА: СИНТ-КАЯ ЕДИНИЦА ИЛИ НЕТ (ОТВЕТ-НЕТ). Милославский: каждая форма слова имеет лексическое значение, которое связано с его функционированием в тексте: отцом – значение субъекта и объекта, но не значение места. С 1стор, ФС – это объект синтаксиса, т. к. проявляется не сама по себе, а через связь с другими ФС, с др. стороны – это единица синтаксиса, т. к. обладает элементарным смыслом.

СТАТУС ТЕКСТА – текст – единица речи, не синтаксическая единица.

2ОЙ ВОПРОС. СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ.

СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ. Синтаксические связи – это формальные строевые отношения между компонентами синтаксической единицы, которые выявляют смысловые связи, т. е. синтаксические отношения, выраженные средствами языка. . В словосочетании связь распространяется на все формы главного слова, она свойственна всей его парадигме (купить книгу – форма слова купить способна к управлению, связь возникает между словом и формой слова – Vtrans N4synt, . т. е. переходный глагол и имя в форме винительного падежа с синтаксическим значением).

Синтаксические единицы состоят из нескольких компонентов, между которыми существуют синтаксич-ие связи: 1) слово и форма слова: любоваться закатом 2) слово и простое предложение: дом, где разбиваются сердца 3) форма слова и форма слова: ветер дует (главные члены предложенияния)4) простое предложение и простое предложение: когда шумит жестокая война, на нежность повышается цена.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА – для выражения синтаксических связей:формы слов и их взаимодействия, служебные слова, слооворасположение, интонация.

ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.

Синтаксическая связь м. б. сочинительной и подчинительной, которые отличаются 2 признаками: 1) по наличию/отсутствию детерминации (отнношение главного и зависимого компонента): при подчинительной связи детерминация ЕСТЬ, компоненты неравноправны, т. е. РАЗНОФУНКЦИОНАЛЬНЫ при подчинительной – НЕТ, компоненты РАВНОПРАВНЫ, Т. Е. ОДНОФУНКЦ-НЫ. Однофункциональные м. б. однооформленные (одинаковые члены предложения) и разнооформленные (кем убит и от чего, знает сокол лишь его). 2) по средствам связи: а) для сочинительной связи в предложении и словосочетании средства связи одинаковые (сочинительные союзы) б) при подчинении средства связи: в словосочетании – предлоги, а в предложении: союзы.

Виды сочинительной связи:

1)открытая – количество компонентов неграничено (при сочинительном союзе и при раздельных союзах).

2) Закрытая – м. б. только 2 компонента (противительные, сопоставительные союзы).

Виды подчинительной связи.

1) предсказующая/непредсказующая. Если предсказующая – главный компонент предсказывает форму зависимого: напр, в изъяснительных предложениях (сказал, что; хотел, чтобы) . Если непредсказующая, то зависимое слово м. б. в любой форме (пошел утром, к окну, в город)

2) обязательная/необязательная.

А) Обязательная - связь, когда значение главного компонента определяет значение зависимого. Такая связь носит регулярный характер, напр, при глаголах направленного действия (съесть, получить, руководить). Если распространитель отсутствует, то одно их лексических значений главного слова не реалезуется:болеть (быть больным – нет распространения), болеть (быть фанатом – требует распространения – за команду). Виноградов называет это контекстно-обусловленным значением.

Может быть 2 степени обязательности: высокая (у глаголовов с абстрактнной семантикой – решение зависит от) и невысокая (некоторые глаголы направленного действия, которые обозначают действие как процесс и могут не иметь завис. слова – читать, писать)

Б) необязательная связь – значение главного слова не предопределяет значенние зависимого: слова с темпоральной и локальной семантикой (разговаривать, засыпать, читать, думать - утром, в коридоре, у приятеля) . Необязательная связь м. б. близка к обязательной, может иметься смысловая связь с главным словом: у глагола и формы слова со значением орудия (писать карандашом); между словами, обозначающими часть целого (ножка стола); у слов со значением качественного признака (новый дом, быстро ходит); у локального распространителя при глаголах (ходит по комнате)

Связь м. б. предсказующей, но необязательной (костер у дороги), м. б. обязательной, но непредсказующей (он так устал, что.).

3)собственно-синтаскичекие и семантико-синтаксичекие отношения. Собственно - синтаксические задаются главным словом и определяются зависимым компонентом, нужно просто посмотреть на форму зависимого слова, чтобы определить отношение: глокаЯ куздра – определительные отношения. Семантико-синтаксичекие отношения формируются семантикой зависимого слова (ехать - в поезде, под утро, на рассвете – разная форма)

УПРАВЛЕНИЕ, СОГЛАСОВАНИЕ И ПРИМЫКАНИЕ НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ. В ТРУДАХ ПЕШКОВСКОГО, КУРИЛОВИЧА, ТЕНЬЕРА, БЕЛОШАПКОВОЙ.

СОГЛАСОВАНИЕ - такой вид связи, при которой зависимый компонент уподобляется господствующему слову во всех формах. Зависимые компоненты – прилагательные и синтаксические прилагательные.

Согласование м. б. полным (все возможности уподобления исчерпаны: зеленая трава) и неполным (учтены не все возможности уподобления форм: на озере Байкал – нет согласования в падеже, наша врач – нет согласования в роде.

При согласовании связь всегда предсказующая, необязательная, отношения собственно-синтаксические, атрибутивные.

УПРАВЛЕНИЕ – связь, при которой подчинение осуществляется флексиями с предлогами. Главный компонент – ЛЮБАЯ часть речи , зависимый – только СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Словосочетания: глагольные (читать книгу), субстантивные (дом на площади), адъективные (похожий на мать), адвербиальные (наряду с).

Разная связь м. б. при управлении:

2) необязательная (слово не требует зависимого компонента), предсказующая (есть внутренняя связь)

3) необязательная, нет внутренней связи: заснуть – где? в метро, в чем? в одежде.

Отсюда узкое определение: УПРАВЛЕНИЕ - связь, при которой зависимое слово ставится в определенном падеже, которого требует главное слово . . НО: факты языка противоречат: слово может вообще не требовать распространения: дом у дороги. . Это противоречие заметил ПОТЕБНЯ и дал свое опред-е упр-ния: это те случаи, когда падеж зависимого компонента ставится по требованию главного слова.

А ПЕШКОВСКИЙ расширяет понятие: управление – подчинение существительного какому-либо слову. Он выделил сильное и слабое управление.

Слабоуправляемый элемент может присоединяться к любому глаголу (можно читать, писать). При изменении порядка слов слабоуправляемый элемент может потерять связь с главным: жаркое (какое?) из кролика приготовлено – приготовлено (из чего?) из кролика. Сильноуправляемые: писать письмо. Они могут подчиняться всему словосочетанию: чтобы ты мне вела себя прилично! Слабоуправляемые могут обособляться (шаги его, в толстых сапогах, послышались), сильноупр-ые - нет.

ЕЖИ КУРИЛОВИЧ связал понятие управления с проблемой классификации падежей. Есть 1)грамматические падежи: именительный, родительный, винительный - у них первичная ф-ция явл-ся синтакс-ой, а вторичная - наречная, и 2) конкретные: остальные. – у них первичная функция – наречная, вторичная – синтаксическая. . Синтаксическая функцция – отношения между компонентами словосочетания определяются формой зависимого компонента. .

ТЕНЬЕР обратил внимание на обязат-ые и необ-ные валентности глагола. Валентность – та семантическая роль, которую глагол требует от актантов. Заминировать – валентность субъекта+ валентность объекта. Косвенные падежи при обязательной валентности дают сильное управление, а при нобяз-ной валентности – слабое управление.

Есть 3 случая связи зависимых форм косвенных падежей:

1) СИЛЬНОЕ УПР-НИЕ: связь обязательная, предсказующая, отношения собственно – синтаксические, а именно собственно - объектные. (читать книгу)

2) СЛАБОЕ УПР-ИЕ: связь обязательная, непредсказующая, указывает на объект/субъект и на отношения:орудия – писать карандашом, места – зайти в кабинет, субъективное – открытие Колумбом.

3) ПРИМЫКАНИЕ – такая связь, которая проявляется не в изменении форм зависимого компонента, а в его местонахождении, его грамматических функции, его смысле.

Примыкание:

а) собственно примыкание – наречие, инфинитив, деепричастие – связь непредсказующая, необязательная. НО есть и обязательное примыкание: если а)зависимым является инфинитив, а главным – модальный глагол: велел остаться, привычка щуриться б) если качественное наречие примыкает к информативно недостататочным глаголам: выглядит плохо.

б) именное примыкание – завис. форма выражает необъектную семантику, а обстоятельственные, атрибутивные отношения: бороться во имя победы;связь при этом семант-синтаксическая (обстоятельственные наречия): ехать лесом, стрижка ежиком. ***писать письмо карандашом по вечерам (что? – письмо - сильное управление , чем? – каран-ом – слаб. упр-ие , когда?– имен. примык-е)

ПОДЧИНИТЕЛЬНАЯ СВЯЗЬ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ .

Это неприсловные связи – они образуюся в стр-ре прост. и слож. Выделяют 3 связи:

1) Связи глав. членов . Глав. члены Предложения – это 2 словоформы (в отличие от Словосочетания), где подл-щее – слово с предметным значением, а сказ-ое – слово с признаковой сем-кой. Значения членов предложения явл. главными, а знач-ия слов – вторичными, п. ч. если слово само по себе им. значение приз-ка, то в роли подлежащего оно приобретает предметное значение: больной встал. *** Структура Предложения диктует форму гл. членов: если подл-щее – ИП сущ-го, то сказ-ое – спрягаемая форма глагола. Стр-ра такого Предложения: N1 + Vf. На это есть 3 точки зрения:1) Шахматов счит. , что это согласование в числе и лице (он читает) или в прош. вр. – в числе и роде (он читал). В П-ии господствет имя, с ним согл-тся глагол (Шахматов). 2) Белошапкова счит. , что это не т/о согл-е, но и упр-ие. Глагол – управляет именем и требует подл-го в ИП. Ведь при безличном сказуемом именит-ый падеж невозможен. 3) Современные точки зрения Шведов – это координация – узкий смысл: сочетание мест-ия 1 или 2 лица с глаголом 1 или 2 лица. Понятие лица предполагает равноправие комп-ов, т. е. это не подчинение, глагол независим. Чем занимаешься? Читаю (без я); широкий смысл: координация - это взаимное соотв-вие форм подл-го и сказ-го. Сказуемое не уподобляется, по мн-ю Шведова, т. к. , напр. , именное сказ-ое м. иметь св. падеж: Он здесь учителем. Подлеж-щее не упр-тся, т. к. связано не с гл-ом, а с его формой. *** НО: на речевом ур-не к коорд-ции прибавляется еще и односор-няя завис-сть (Восток белел – сказ-ое завис. от подл-го)

2)Детерминантная связь – детерминант на уровне Предложения – допол-ние или обст-во места и вр-ни в нач. Предложения: По случаю волнения на море пароход пришел поздно.

3) Синтаксическая связь : имеется в виду сочинительная связь в предл-ии, которая выражается в виде однородных членов или однородных подлежащих/сказуемых (вечером и на ужасной бумаге)

ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.

1) Стремление к упрощению системы словосочетания: (Проводить – опускается) игры на первенство страны.

2) Словосочетания аналитического типа . (слово перестает изменяться по падежам. Грамматика 70, 80 - вместо 70-го года.

3)опрощенье многочастных словосочетаний (мандарины из Грузии - это мандарины, привезенные из Грузии

4)аналогия и контаминация восхищение кем и перед кем (по аналогии с преклоняться перед). Это унификация словосочетаний под воздействием семантики.

5)разрушение словосочетаний 2 проявления: 1) В атрибутивных сочетаниях исчезает главное слово и остается только зависимое (например, Невский проспект => Невский) и 2) остаток словосочетания превращается в существительное (неотложка, публичка и т. д).
6) самостоятельное употребление предложно-падежных форм, Это либо заглавия (К вопросу о, о долларе и цене на нефть и т. д). , либо детерминанты (чаще связаны с выражением субъекта. С бабушкой плохо. Но чаще всего в обстоятельственном значении. Были давно, но с семантикой места и времени. Новое - это разные семантические группы. Условие, уступка, соответствие и т. д. Такая ситуация связана еще и с появлением новых именных предлогов (по отношению и т. д). . Т. о. предложно-падежная форма освобождается от присловной зависимости.
7) употребление им. п. в зависимых синтаксических позициях Чаще всего в разговорной речи. Возьми, ручка на столе. и т. д. В письменной речи встречается именительный одиночный и именительный кратный. Им. одиночный: В поселке Одинцовка. Им. кратный - 2 формы им. п. в атрибутивной позиции. Например, самолет летел Рига-Москва.

3ИЙ ВОПРОС. ПРЕДИКАТИВНОСТЬ КАК ОСНОВНАЯ ГРАММАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

ФОРМАЛЬНАЯ ОРГ-ЦИЯ ПРЕДЛ-ИЯ В ТРАД. И СОВР. СИНТАКСИСЕ. СТР-НАЯ СХЕМА И ПАРАДИГМА ПР-НИЯ. ДВА ПОНИМАНИЯ СТР-НОЙ СХЕМЫ (ШВЕДОВА И ЛОМТЕВ). СТР-НАЯ СХЕМА КАК ПРЕДИК-ЫЙ И НОМИН-ЫЙ МИН-УМ ПР-НИЯ (БЕЛОШАПКОВА)

структурная схема - это отвлеченый образец, состоящий из минимума компонентов, необх-ых для создания предложения. Напр. , Грачи прилетели - N1 + Vf, где - f – значит, изменяемый глагол. Если сказуемое выраж. прилагательным, то N1 + Adj 1/5, где 1 – ИП. 5 – ТП. Есть 2 точк зрения на стр. схему: 1)грамматика 70-80 – х, Шведова: стр-ая схема – это мин-ум компонентов, необх-ых только для грамматического усройства Предложения. 2)Золотова, Ломтев: Стр-ая схема - это это мин-ум комп-ов, необх-ых для информативной устроенности предложения. . Тогда схема выглядит так: КГУ находится на Кремлевской – N1 + Vf + Adv (loc) N (loc)/

БЕЛОШАПКОВА выделяет 2 комп-та:

1) Мин-ная стр-ая схема –предик-ый мин-ум - необходим для грам-го уср-ва Предложения, он включ. т/о глав. члены,

2) расширенная структурная схема – номинативный мин-ум – необходим для информативной достаточности, включает, помимо предикативного мин-ма также и а)субстантивные комп-ты: со значением субъекта - ЕМУ холодно, и со значением объекта – товарищи ЕГО любили. Б) адвербиальные комп-ты (второстепенные члены со значением времени, места, образа действия), причем в полных предложениях связь будет обязятельной (Конгресс продлится 3 дня), а в неопред. - личных – необязательная (В юности стремятся кому-нибудь подражать.

Назначение стр-ой схемы:

1)они задают опред. смыслы – «схемная семантика», т. е. семантика, идущая от схемы.

2) формируют национально-специф-ие стр-ые схемы, которые позволяют сравнивать языки: В рус. яз. - меня ждут (неопр-личн). , в англ. – Somebody is waiting for me/ (номинат-ое).

Структурная схема допускает варьирование - возникает понятие парадигма. ПАРАДИГМА ПРЕДЛОЖЕНИЯ – в узк. смысле – система форм предложений, представляющая разный синтаксис. Это формообразовательные схемы, которые бывают 2-ух видов:

1) Есть синтаксический индикатив (изъявительное наклонение), которое включает 3 времени (читает, читала, будет читать).

2)Есть формы ирреальных наклонений: сослагательное (Девочка читала бы), желательное (Если бы девочка читала), побудительное (Пусть девочка читает) и т. д.

В широком смысле ПАРАДИГМА –это любое системное видоизменение предложения. В этом случае речь идет о деривационных парадигмах. Например, 1)межсхемные отношения: я написал письмо – (актив, N1 Vf) и Письмо было написано мной (пассив, N1Copf + Adj 1/5) 2) внутрисхемные видоизменения предложений, которые могут быть двух типов:

а) регулярные реализации – например, когда в обощенно-личных Предложениях (в пословицах) мы опускаем местоимение 2 лица, в рез-те чего меняется смысл и становится обобщенным (Береги честь смолоду)

б) формальные модификации – когда, напр. , в двусоставном предложении опускается мест-ие 1 лица в целях экспрессии или из-за разговорного оттенка: Вижу. (это модификация, а не неопр. – личное) Кто-то идет.

4ЫЙ ВОПРОС. БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Безличные предложения делятся на:

1) предложения, главный член-сказуемое в которых выражен безличным глаголом (Уже рассвело) Они выражают состояние природы, физическое, психическое состоянии е человека, модально-волевые отношения.

2) предложения, главный член-сказуемое в которых выражен личным глаголом в безличном значении (На улице посерело)

3) предложения, главный член-сказуемое в которых выражен краткими формами страдательных причастий. Эти формы могут сочетаться со вспомогательным глаголом или инфинитивом (Это было забыто)

Среди безличных предложений встречаются такие, в которых главный член выражен категорией состояния – они также могут быть как со вспомогательным глаголом, так и самостоятельно (И скучно, и грустно, и некому руку подать) Также безлично-предикативные слова могут быть выражены формой сравнительной степени (Становилось тише) Также главный член-сказуемое может быть выражен модальными словами - можно, нужно (Так надо) Также предикативным может быть имя или именная конструкция (Грех тебе жаловаться)

Также в безличных предложениях глагол-сказуемое может быть выражен глаголом «быть» с отрицанием «не» и формой родительного падежа (Нет в жизни счастья). Слова «да» или «нет» могут сопровождаться глаголом-связкой.

БЕЗЛИЧ. ПРЕДЛ-Я В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ

Безлич. предл-я позволяют людям говорить о своих эмоциях и других ментальных актах как о независимых от их воли и ими не контролируемых. Отсутствие контроля в предл-ях, где говорится о человеческих чувствах, выражается безличной формой глагола и дательным или винительным падежом имени существительного: Мне не верится; Ему хотелось слышать звук её голоса.

Данная модель достаточно продуктивна: именно так русские очень часто рассказывают о событиях своей ментальной жизни, подразумевая, что эти события просто "случаются" в их умах и что они не несут за них ответственности. Безлич. предл-я, построенные по данной модели, определяют действие как самодовлеющее, независимое от человека: Да черт его знает... не спится что-то (. Тапёр);

Сочетания дательного падежа имени лица со словами категории состояния также обозначают неволитивные, неосознанно происходящие ментальные акты.

Н-р: Мне неприятно; Следует заметить, что само слово категории состояния не обязано выражать чувство; это делает вся конструкция в целом: Ему было хорошо / прекрасно / холодно.

Неагентивность. Занимая в ситуации центральную позицию, человек вместе с тем может быть над ней не властен. Безлич. предл-я фиксируют когнитивные модели, сформировавшиеся в национальном сознании и соответствуют следующему положению дел: способность контролировать события ограничена, склонность к фатализму, смирению, покорности. Вследствие этого недостаточная выделенность индивида как автономного агента. Субъект подается в пациентивном модусе с помощью рефлексивной конструкции с дательным падежом имени. Существует 2 основных варианта модели.

Структурная формула: отрицание - глагол в форме 3 лица ед. ч. наст. времени или ср. р., ед. ч. прош. вр., возвратный - дат. падеж субъекта: Но не писалось ему на этот раз.

Семантика: неспособность делать то, что хочется.

Структурная формула: глагол в форме 3-го лица наст. времени или ед. ч., ср. р., прош. вр., возвратный - дат. падеж субъекта - наречие "хорошо": Хорошо нам с тобой живется.

Семантика: непостижимая способность делать что-то хорошо.

В данной конструкции человек представлен как лицо, которое, делая нечто, по какой-то непонятной причине не испытывает при этом никаких затруднений. Агенс чувствует, что предпринятая им деятельность протекает гладко, "хорошо", но сколь бы рад он этому не был, его заслуги в этом нет, так как успех достигается не в результате затраченных им самим усилий, а скорее благодаря действию каких-то непостижимых сил:

Мне чудесно писалось = Я чувствовал, что моё писание шло исключительно хорошо, я не знаю почему.

Иррациональность. Синтаксическая типология языков мира говорит о том, что существует два разных способа смотреть на действительный мир. Первый подход даёт по преимуществу описание мира в терминах причин и их следствий; второй подход отражает более субъективную, более феноменологическую картину мира.

Русский язык дальше других европейских языков продвинулся по феноменологическому пути. Синтаксически это проявляется в колоссальной (и все возрастающей) роли безличных предложений с "безличной" формой главного члена в среднем роде. [Как указывала, безличная форма глаголов сквозной линией проходит через весь язык и составляет одну из наиболее характерных особенностей русского способа мышления"].

Ниже мы остановимся на конструкции, кот. предполагает ограниченность логического мышления, человеческого знания и понимания, непостижимости и непредсказуемости жизни. Предполагается, что мир в конечном счете являет собой сущность непознаваемую и полную загадок, а истинные причины событий неясны и непостижимы.

Н-р: Не убило меня громом... Всё небо заволокло облаками

Непосредственная причина событий - гром и облака - изображена так, как если бы она была "инструментом" некоей неизвестной силы.

Пешковский А. указывал, что такое же свойство "загадочности" присутствует в предл-ях типа "Стучит!" = что-то стучит, нельзя понять что и почему.

Рассматриваемые языковые конструкции не только не проявляют признаков утраты продуктивности, но, напротив, продолжают развиваться, захватывая всё новые и новые области и постепенно вытесняя личные предл-я. Это вполне согласуется с общим направлением эволюции русского синтаксиса, отражающего рост и всё более широкое распространение всех типов безличных предложений, представляющих события не полностью постижимыми. Русский язык отражает и всячески поощряет преобладающую в русской культурной традиции тенденцию рассматривать мир как совокупность событий, не поддающихся ни человеческому контролю, ни человеческому уразумению, причём эти события, которые человек не в состоянии до конца постичь и которыми он не в состоянии полностью управлять, чаще бывают для него плохими, чем хорошими.

Рост безличных конструкций является типично русским феноменом - в других европейских языках изменения идут в противоположном направлении. Это даёт основание думать, что в русском языке безлич. предл-я отвечают особой ориентации русского семантического универсума и в конечном счёте русской культуры.

5ЫЙ ВОПРОС. ОТНОСИТЕЛЬНО НЕЗАВИСИМЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ .

Номинативные конструкции нужно отличать от констр-ций, которые не имеют парадигмы и называются высказываниями.

1) именительный темы (терм. Попова ) (представления – терм. Пешковского ) - Это семантизированные экспрессивные констр-ции, состоящие из 2-х частей: Отец! Он не приехал к матери. Или: Москва! Как много в этом звуке! Такая констр-ция имеет двойное обозначение: первая часть – в начале предложения, выражена именем существительным, называет лицо/предмет, которые далее получают второе обозначение в и имеют форму 3 лица или повтора или анафорического скрепа это .

АКИМОВА разграничила Именительный Темы и Предст-ния. 1) Именит-ый представления – то, что вспоминаешь, характеризует эмоциональное состояние говорящего, может иметь зависимые слова. Такие высказ-ия включают

а) отвлеченные существительные, передающие внутр. мир человека (любовь, свобода, мир, правда): Правда – в каких только падежах мы ее не склоняем!.

Б) конкретные существительное, обозначающие понятия второстепенной важности для чел-ка (вода, солнце, географ. назв-я, имена собственные. 2 ) Имен-ый темы – явление синаксического клише, используется в публицистике, слова с ослаблабленной экспр-ей: Консервы! Без них не обойдется ни один путеш-ник!.

2)именительный характеризующий – портретная характеристика (Вошел доктор. Лысая голова. Большие красные руки. Или: Пропала собака. Белые уши. Черный хвост).

3) Названия литературных произведений, учреждений.

4) Именительный оценки. Молодец! Негодяй!

5) Имен-ый указательный Вот ива! Вот отчий дом.

6) Имен-ый вокативный Мама!

6ОЙ ВОПРОС. СМЫСЛОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДЛ-НИЯ.

Традиционная лингвистика (Фортунатов, Бодуэн де Куртенэ, Фердинанд деСоссюр) считала, что форма предложения диктует его смысл, а одинаковые формы дают одинаковое значение. Но современная лингвистика считает, что это не так: по формуле N1Vf построены предл-ия с разными значениями:Иван пишет (ситуация активного действия), Иван болеет (ситуация состояния, временного признака), Иван шепелявит (ситуация состояния, постоянного признака).

МОДУС И ДИКТУМ – два слагаемых смысла предложения.

1) Модус – субъективный смысл, отношение говорящего к сообщаемому. Может быть 2 значения модуса:

а) значение предикативности – отношение содержания предложения к дейст-сти с опорой на категории времени и наклонения. Предикативность выражается

ü грам-ски (через систему времен и наклонений)

ü ч/з систему видоизменений, связи подлежащего и сказуемого, выраженных лексическими средствами: Хочу, могу, должен, необходимо – значение возможности, необх-сти, желательности, это пласт между реальной и ирреальной модальностью. *** Лексические средства могут выражать и синтаксическое время: Завтра я уезжаю. Вчера сижу, смотрю телевизор.

б) значение персуазивности (достоверность – недост-сть) - слова кажется, очевидно.

2)Диктум – объективный смысл, который отражает саму действительность. Сущ-ет 2 подхода изучения диктума:

семасиологический подход – от формы знака к его знач-ию. Дано сообщение, надо понять его смысл. Происходит описание объективного содержания предложения с опорой на схемную семантику. Используются структурные схемы (в Грам-ке 80), на основе которых трактуется смысл предложений.

а) Завод работает – отношения между субъетом действия и предикативным признаком, представленном как конкретное действие.

б) звонят – наличие созн-го, целенапр-го д-вия, исход-го от чел-ка

в) Светает – наличие нецеленапр-го, непроизв-го д-вия, не связ-го с деят-стью ч-ка.

номасиологический подход – от содерж-ия к форме. Дан фрагмент дейст-сти, нужно его выразить средствами языка.

1)опис-ие смысла с опорой на понятие пропозиции.

ПРОПОЗИЦИЯ – это обработанное языковым созннием предсталение о дейст-сти. Сознание не прямо отражает дейст-сть, а в преломленном виде с опорой на разные пропозиции, на разное языковое осмысление действительности.

ТИПОЛОГИЯ ПРОПОЗИЦИЙ. Ситуация пожара: а) Горит! – нерасчлененное выражение положения дел. Пропозиция состоит только в назывании предиката (Р) , не содержит участников, т. е. актантов. б) Горят ящики! - пропозицция содержит предикат (Р) и актант (х) в) Работники магазина жгут ящики! - предикат, 2 актанта – субъект и объект

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕИЯ ПРОПОЗИЦИЙ.

1) предикативной конструкцией (предложением) . Одна и та же ситуация м. б. выражена разными предложениями:

Он здесь строит (N1Vf).

Здесь строят (Vpl3).

Здесь ему строить (Inf).

Здесь у него строит-во (Cop N1)

2)полупредик-ной констр-ей (прич. /дееприч. оборот, инфинитивная конструкция, субст-ая констр-ция) В таком случае выраж-ие стан-тся полипропозит-ым, когда есть 2 ситуации: Человек попросил мудреца решить сей важный спор. * Левин возвращался домой – пропозиция выражена предикативной конструкцией. И - Возвращаясь домой, Левин узнал о болезни тети. – пропоз-я выражена предикативной конструкцией и полупред-ой конст-ей (деепр. оборот)

2) выявление логико-грамматических типов предложения на основании осмысления мира чел-ком Арутюнова выделяет 2 мыслительные категории:

1) природа сущностей, которыми оперирует чел-ское мышление: предмет – денотат, понятие – сигнификат

Отсюда Арутюнова выделила 4 типа логико-грамматических отношений :

а) отн-ния экзистенции (экзистенциальные предложения) - мысль движется от концепта понятия к субстанции (объекту) : В этом саду есть яблоки.

б) отн-ния характеризации (предложения характеризации) – мысль движ-ся от объекта к его признакам: Брат – учитель. Море спокойно.

в) отн-ния идентификации (предл-ия идентификации)– устанавливается тождество объекта самому себе: Создатель теории относительности – Эйнштейн.

г) отн-ния номинации (предл-ия номинации) - объедают объект и его имя: Итак, она звалась Татьяна.

7ОЙ ВОПРОС АКТУАЛЬНОЕ ЧЛЕНЕНИЕ ПРЕДЛ-ИЯ. (АЧ).

Родонач-ник –Пауль, в России – Фортунатов. Актуальное членение предл-ия – такая коммуникативная ситуация, когда 1 член является ремой, а другой – темой.

АЧ бинарно:

ТЕМА - исходный пункт сообщения, передает информацию, из которой говорящий исходит как из некой данности, о которой он делает сообщение.

РЕМА – само сообщение. Средства выражения ач – порядок слов (письм. речь), интонация и логическое ударение (устн. речь). * Высказывание не м. б. без ремы, а вот темы может и не быть – в неполных предложениях (Пароход пришел. Долго гудел). * Ремы различаются по актуальной значимости: Портрет поразил всех не только сходством (R1), но и красотой (R2). * Рема не всегда содержится в сказуемом (м. б. и в подлежащем и др. членах).

АЧ автономно, об этом свидетельствует ПЕРЦЕЛЛЯЦИЯ – способ представления предложения несколькими коммуникативно самостоятельми высказываниями, которые явл-ся парцеллятами, напр. , На площади с чемоданами в руках стоял домоуправленческий слесарь Николай. Трезвый.

АЧ – явление языка или речи? Несколько точек зрения: 1) это явление речи, п. ч. АЧ каждый раз устанавливается в процессе употребления предложения. 2) явление языка, п. ч. в каждом языке есть свои средства выражения АЧ 3) это явление языка и речи одновременно (Золотова, белошапкова). Каждый раз АЧ устанавливаются в речи, НО совершается по правилам языка, зависит от семантико –синтаксической организацции предложения.

КОММУНИКАТИВНАЯ ПАРАДИГМА, КОММУНИКАТИВНЫЕ ТИПЫ ВЫСКАЗ-ИЯ.

Шарль балли выделил 4 типа в-са:

1)общий диктальный (Что случилось? - говорящий не знает о событии)

2) частный диктальный (Кто уехал в коммандировку?)

3,4) модальные/верификативные – направлены не на поиск новой информации, а на то, чтобы удостовериться в чем-либо (Правда ли, что Иван уехал? – ответ м. б. только да или нет).

АДАМЕЦ выделяет 4 типа выск-ния:

1) общеинформативные: Что нового? - Иван женился (экспрессивно нейтральное высказывание, порядок слов нейтр-ый)

2) общеверификативные /общемодальные: Правда ли, что Иван женился? Или Не женился ли Иван? - Да Иван женился.

3) частноинформативные: Кто женился? - Иван женился

4) частноверификативные: Не Иван ли женился? - Да, Иван женился. При перестановке слов в ответах во всех случаях появится экспрессия (напр. , Женился Иван – экспрессия).

8ОЙ ВОПРОС. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛ-ИЕ (СП). ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПРИРОДА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

3 точки зрения на грамматическую природу СП:

1) Шахматов, Пешковский (формальное направление). СП - это соед-ние, сочетане, сцепление предложений. Термин сложное предложение нельзя использовать, а использовать термины «сложное целое» (Пешковского) или «сочетание предложений» (Шахматова).

2) Богородицкий (ВЕРНО!) (казанская лингвистическая школа). В сложном предложении все его части составляют единое целое, в составе сложного предложения не являются самостоятельными. Части сложного предложения не имеют интонационной и смысловой законченности, поэтому не являются предложениями.

3) чешская грам-ка (Кубик) сложное предложение являетя сочетанием компонентов, которые, обладая структурными признаками простых предл-ий, отличаются от них коммунникативной самостоятельностью, свойств-ой всему сложному предложению в целом. Сложное предложение рассмотрено с 2 сторон:

а) с функц-ой точки зрения части сложного предложения не явл. предл-ми, т. к. не обладают законченностью и самостоятельным значением.

Б) со структ-ной точки зрения их можно рассматр-ть как предл-ия, т. к. они облад-ют структурными признаками простых предл-ий.

Показатели содержательной несамост-сти простых предл-ний в сост-ва сложного .

1) сложное предложение м. иметь свою собств. структурную схему (предлож-ия фразеологизированной структуры): дружба дружбой, а служба службой – S1S5, а S1S5. Нет структурной схемы S1S5.

2) 2ая часть СПредложения не им. собст-ной стр-ной схемы и опирается на стр-ную схему предыд-ей части. Мы пошли лесом, а дети – берегом. (не может сущ-ть без 1 предл-ния)

3) в составе сложного предложения смысл простых пр-ний деформируется. Часть сложного предложения вне его состава имеет другой смысл. Не думаю, что даже Иван мог выполнить эту работу - Иван способный. Даже Иван… - Иван способный.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖ-ИЯ. –это полипредикативнная единица, сочетание полипредикативных единиц, построенное по той или иной структурной цели и предназначенное для функц-ния в качестве 1 коммуникативной единицы.

ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1). Буслаева.

Классификация строится на синтаксическом принципе, основана на уподоблении сложноподчин-го предложения простому, а придаточных частей – членам предлож-ния. Ее недостаток – в том, что классификации подвержены придаточные части, а не предложение целиком.

А) придаточное –подлежащее (Кто вспылчив, тот не зол.

Б) придаточное-дополнение(Говорит, что полезное).

В) придаточное – определение (Интересно беседовать счеловеком, который многое испытал

Г) придаточное – обстоятельство(места – Петербург стоит там, где Нива впадает в Финский залив, времени – Когда смеркается, птицы засыпают в своих гнездах и т. п.)

2) Пешковский сделал акцент на средствах связи, но это оказалось единственным аспектом его исследований(классификация неполная):

а) сложноподчинительные с союзами (9 типов, среди них, напр., уточнительны, вводится союзами тоесть, а именно)

б) сложноподчинительные с союзными словами:

-Что именно находилось в этой куче – решить было трудно. – косвенно-вопросительное подчинение

Это были крестьянские ребятишки, которые стерегли табун. – собственно - относительное подчинение.

Крестьянин ахнуть не успел, как на него медведь насел. – взаимное подчинение.

3)Поспелов использовал стуктурно-семантический принцип классификации, который придумал Богородицкий и который основывается на том, к чему относится придаточная часть:

а) одночленные –к 1 члену главной части (Кто весел, тот смеется)

б) двучленные - придаточная часть относится ко всей главной части (Не весело на свете жить, коль сердцу некого любить)

4) Белошапкова тоже основывалась на стуктурно-семантическом принципе, но ввела другие понятия:

а) одночленные у нее – нерасчлененные

б) двучленные у нее – расчлененные

Белошапкова ввела типы синтаксической связи:

1. Присловная – аналогична связям слов в словосочетании:Слух (о чем?), что вы уедете, дошел до нас 2. Детерминантная – аналогична связи между словом и, его распространителем (детерминантом): Когда закончишь работу (=по окончании, это детерминант) зайди ко мне.

3. Коррелятивная – наличие анафорического элемента:Кто весел, тот смеется. Я так устал, что не могу двинуться. Я люблю тебя, жизнь, что само по себе и не ново.

СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СЛОЖНОГО ПРЕДЛ-ИЯ. – это отвлеченный образец, по к-му строится синтаксическая конструкция.

Признаки:

1) потенц-ый колич-ый состав, или открытость/закрытость стр-ры. Понятие потенциального колич-ого состава м. прим-ся т/о к минимальным констр-ям.

Существуют минимальные конструкции и предложения усложенной структуры:

минимальные конструкции – только один уровень членения: Солнце взошло лес проснулся. А) открытая структура минимальной конструкции – количество предложений может быть до бесконечности. Б) закрытая структура минимальной конструкции – только 2 части, предложения с разделительными отношениями (союзы а, но).

предложения усложенной структуры – несколько уровней членения, одно изпредложений – осложнено придаточным: Солнце взошло, и, хотя на небе не было ни единого облачка, цвет его был странный. – 1ый уровень членения – сочинительная, доминирующая связь,

2-ой – подчинительная (во 2-ой части предложения).

2) особенности строения частей сложного предложения

Для сложноподчиненных с придаточными обстоятельственными строение частей безразлично. Для изъяснительных предложений строение частей регламентировано, так как в главной части – слова со знач-ем речи, мысли, которые обладают информативной недостаточностью, и должны быть пояснены. То же – в сложноподчиненных сопоставительных (Базаров работал, а Аркадий сибаритствовал).

3) средства соединения частей:

Опорные слова в главной части(широкий смысл)

Союзы, местоименные элементы (узкий смысл).

4) гибкость/негибкость структуры. Гибкость – придаточные могут быть и в пре - и в постпозиции. Негибкость – в постпозиции: Ветер выл так, что я не мог спать.

ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ СИНТАКСИСА

Термин «синтаксис» происходит от греческого слова syntaksis, что в переводе на русский язык означает «составление, строй связной речи». В синтаксисе, с одной стороны, реализуются морфологические категории и словоизменение, с другой - существуют собственные единицы, компоненты которых (слова и формы слов) находятся друг с другом в синтаксических отношениях, выявляемых синтаксической связью. Таким образом, синтаксис изучает правила связывания слов и форм слов и образующиеся на их основе синтаксические единицы.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ

В выделении синтаксических единиц целесообразно исходить из того понимания синтаксиса, которое развил академик В.В.Виноградов. Оно сводится к представлению о синтаксическом строе как системе, состоящей из двух самостоятельных уровней - уровня словосочетания и уровня предложения. Соответственно в синтаксисе должны изучаться две самостоятельные синтаксические единицы - словосочетание и предложение.

Словосочетание - это непредикативная единица, а предложение - предикативная единица, которая обладает категорией предикативности, представляющей собой единство двух более узких категорий - модальности и времени. Поэтому содержание предложения всегда актуализировано, соотнесено с действительностью, с актом коммуникации.

Словосочетание и предложение различны и по характеру функций. Словосочетание представляет собой наименование сложного, расчлененного понятия. Поэтому словосочетание выполняет назывную, номинативную функцию. В речи оно, как и слово, не способно быть коммуникативной единицей (единицей общения) и поэтому используется лишь как материал для построения предложения.

Предложение тоже выполняет номинативную функцию, только оно называет не отдельные предметы, признаки и пр., а событие, ситуацию. И эта номинация предназначена для общения людей друг с другом. Поэтому собственная языковая функция предложения - коммуникативная (функция общения, сообщения).

Предложение как коммуникативная единица имеет интонационное оформление. Словосочетанию интонация не свойственна.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ - ЕДИНИЦЫ РЕЧИ И ЯЗЫКА

Синтаксические единицы - это явление языка и речи. Языковая сущность

синтаксических единиц проявляется в том, что каждая из них построена по формальному образцу (структурной схеме), а речевая сущность этих единиц заключается в том, что каждый формальный образец допускает широкие возможности лексического наполнения в речи.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Синтаксическая связь - это формальные, строевые отношения между компонентами синтаксической единицы, которые выявляют смысловые связи - синтаксические отношения, выраженные средствами языка. Характер связей между компонентами словосочетания и предложения разный. В словосочетании связь распространяется на все формы стержневого слова. Она свойственна всей его парадигме. Поэтому можно сказать, что в слово сочетании синтаксическая связь возникает между словом и формой слова.

Между главными членами предложения имеет место соединение формы

слова с формой слова.

План:

1. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса 3

1.1. Слово – одна из основных грамматических единиц русского языка 3

1.2. Словосочетание – единица синтаксиса 4

1.3. Словосочетание – единица синтаксиса 7

2. Морфемика. Основные словообразовательные нормы 11

Список литературы 13

1. Синтаксис. Основные единицы синтаксиса

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части: 1) учение о словосочетании и 2) учение о предложении. Особо можно выделить раздел, рассматривающий более крупное синтаксическое целое - объединение предложений в связной речи.

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Однако словоформы изучаются и в морфологии, и в синтаксисе, но выглядят по-разному. Ср.: К утру иней налипнет на сосновых ветвях (Кедрин). В предложении – 7 слов, 5 словоформ, 5 членов предложения.

Сильная вечерняя роса должна была лечь на траву.(А.Толстой). В предложении – 8 слов, 7 словоформ, 5 членов предложения.

Таким образом, словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

1.1. Слово – одна из основных грамматических единиц русского языка

Слово является одной из основных грамматических единиц. В нем слиты воедино его звуковая материя, лексическое значение и формальные грамматические характеристики. К грамматическим свойствам слова относятся его значение как части речи (т. е. как единицы, принадлежащей к определенному лексико-грамматическому классу слов), словообразовательная структура, способность к формальным изменениям и все его абстрактные значения, подчиненные общему значению класса (части речи); у имени это такие, например, значения, как род, число, падеж, у глагола - вид, залог, время, наклонение, лицо. Кроме названных свойств слову принадлежит его собственный активный потенциал, проявляющийся, с одной стороны, в возможностях его синтаксической и лексико-семантической сочетаемости, его участия в построении предложений и высказываний, с другой стороны, в его активном отношении к разным видам контекстных окружений. Таким образом, слово является единицей, разными своими сторонами принадлежащей одновременно всем уровням грамматической системы - и словообразованию, и морфологии, и синтаксису.

1.2. Словосочетание – единица синтаксиса

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности, например: студенческое собрание, статья по диалектологии, человек среднего роста, читать вслух. Являясь наряду со словом элементом построения предложения, словосочетание выступает в качестве одной из основных синтаксических единиц. Некоторые грамматисты (Ф.Ф. Фортунатов, М.Н. Петерсон) определяли синтаксис как учение о словосочетании.

Словосочетаниями не является:

¾ грамматическая основа;

¾ однородные члены предложения;

¾ служебная часть речи + существительное;

¾ фразеологизм.

Различаются словосочетания синтаксические и словосочетания фразеологические. Первые изучаются в синтаксисе, вторые - во фразеологии. Ср.: 1) красная материя, железная балка, тупой взгляд; 2) красная смородина, железная дорога, тупой угол.

Среди синтаксических словосочетаний выделяются словосочетания свободные и несвободные. Первые легко разлагаются на составляющие их части, вторые образуют синтаксически неразложимое единство (в предложении выступают в роли единого члена). Например: 1) нужная книга, лекция по литературе, бежать опрометью; 2) два студента, несколько книг.

Типы связи слов в словосочетании. Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.

В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое - зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова). Существует три типа связи между словами в словосочетании:

Согласование - вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе.

Управление - вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.

Примыкание - вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями.

Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал.

Другое определение связи «Примыкание»: связь, которая используется в словосочетании, где зависимый компонент - неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола.

Классификация словосочетаний по главному слову

По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

1. Глагольные. Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать вслух.

2 . Именные

Субстантивные (с существительным в роли главного слова)

Примеры: план сочинения, поездка по стране, третий класс, яйца всмятку.

Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)

Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.

Количественные (с именем числительным в роли главного слова)

Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

Местоименные (с местоимением в роли главного слова)

Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

4. Наречные

Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Классификация словосочетаний по составу (по структуре)

1. Простые словосочетания, как правило, состоят из двух знаменательных слов.

Примеры: новый дом, человек с седыми волосами (= седоволосый человек).

2. Сложные словосочетания образуются на основе простых словосочетаний.

Примеры: весёлые прогулки по вечерам, отдыхать летом на юге.

Классификация словосочетаний по степени слитности компонентов

По степени слитности компонентов выделяются словосочетания:

Синтаксически свободные

Примеры: высокий дом.

Синтаксически (или фразеологически) несвободные, образующие неразложимое синтаксическое единство и выступающие в предложении в роли одного члена:

Примеры: три сестры, анютины глазки.

Словосочетание рассматривается как единица синтаксиса, которая выполняет коммуникативную функцию (входит в речь) только в составе предложения.

Общепризнанно, что к словосочетаниям относятся соединения слов на основе подчинительной связи (связи главного и зависимого членов). Некоторые исследователи признают также сочинительные словосочетания - сочетания однородных членов предложения.

1.3. Предложение – одна из основных единиц синтаксиса

Другой основной синтаксической единицей является предложение. Предложение - это минимальная единица человеческой речи, представляющая собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее известной смысловой и интонационной законченностью. Будучи единицей общения, предложение вместе с тем является единицей формирования и выражения мысли, в чем находит свое проявление единство языка и мышления.

Члены предложения

Члены предложения - грамматически значимые части, на которые делится предложение при синтаксическом анализе. Они могут состоять как из отдельных слов, так и из словосочетаний. Выделяют два главных члена предложения: подлежащее и сказуемое, которые находятся в предикативном отношении, образуя предикативную единицу, и играют наиболее важную роль. К второстепенным членам предложения относятся объект, обстоятельство, определение.

Составом подлежащего называется подлежащее и все второстепенные члены предложения, которые относятся к подлежащему (распространённые и нераспространённые определения).

Сходно, составом сказуемого называется сказуемое и все второстепенные члены предложения, которые относятся к сказуемому (обстоятельства и объекты с зависимыми словами).

Например: Красивая незнакомка в самолете подарила ему загадочную улыбку. Красивая - определение, незнакомка - подлежащее, в самолете - обстоятельство, подарила - сказуемое, улыбку - объект, ему - косвенный объект.

Типы предложений

Предложение не всегда выражает мысль, оно может выражать вопрос, побуждение, волю, эмоции. Согласно этому предложения бывают следующих типов:

Повествовательное (декларативное) предложение сообщает о каком-либо факте, действии или событии, либо содержит отрицание их: Я выйду на улицу часов в одиннадцать. Я не буду долго собираться.

Вопросительное предложение побуждает собеседника ответить на вопрос говорящего. Вопросительные предложения бывают следующих типов:

Собственно вопросительное предложение заключает в себе вопрос, обязательно предполагающий ответ: Вы сделали работу? Он уже пришёл?

Вопросительно-утвердительное предложение содержит в себе информацию, которая требует подтверждения: Так вы едете? Это уже решено? Ну, идём? (см. также определение вопросительно-побудительного предложения)

Вопросительно-отрицательное предложение уже содержит в себе отрицание того, о чём спрашивается: Что же вам тут может нравиться? Кажется, это не особенно приятно? И что же вы можете нам рассказать?

Вопросительно-утвердительные и вопросительно-отрицательные предложения могут быть объединены в категорию вопросительно-повествовательных предложений.