Состав правительства, порядок его формирования и прекращения деятельности. Порядок назначения и компетенция правительства рф

Инструкция

В качестве основной задачи Правительства РФ законодательство устанавливает претворение в реальность принятых законов и контроль над их соблюдением. Правовой статус Правительства и его членов раскрывают такие нормативно-правовые акты, как Конституция РФ и ФЗ « О правительстве Российской Федерации» - этими же законами оно должно руководствоваться при осуществлении своих полномочий.

Согласно Конституции России, Правительство имеет следующий состав: Председатель Правительства РФ, его заместители и министры федеральных министерств. Прерогатива по назначению Председателя принадлежит Президенту РФ – это его исключительное право. Правда, для этого ему требуется одобрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Ст.111 основного закона страны гласит: Президент РФ должен предложить подходящую кандидатуру на этот пост Государственной Думе в течение первых двух недель после того, как он приступил к исполнению своих обязанностей. В случае отставки Правительства или его роспуска срок для предложения нового Председателя тот же. У Государственной Думы есть неделя на принятие или отклонение его кандидатуры. Если три раза Госдума отклоняет кандидатуру, Президент имеет право распустить ее состав.

После вступления Председателя Правительства в должность он обязан в течение недели предложить Президенту наиболее подходящие на его взгляд кандидатуры министров федеральных министерств. Президент принимает решение об их назначении или же обязывает Председателя представить новых. Министры могут покинуть занимаемый пост самостоятельно, по приказу Председателя Правительства или Президента РФ. Избранный таким образом, кабинет министров в РФ сохраняет свои правомочия в течении одного президентского срока – после его окончания новое Правительство формируется в том же порядке.

Чтобы понять, как принимаются решения во властных структурах, нужно знать принцип их формирования. Это относится и к правительству России. Изучив его состав и принцип подбора кадров, вы сможете лучше понимать политическую систему страны в целом.

Инструкция

Правительство Российской Федерации состоит из председателя, координирующего деятельность государственного органа, его заместителей по различным вопросам, а также министров федерального уровня и глав федеральных агентств.

Руководитель этого государственного органа, иначе называемый премьер-министром, назначается совместными усилиями президента и Государственной Думы. Сначала глава государства вносит кандидатуру на обсуждение парламентариями. Возможный глава правительства должен соответствовать ряду условий, например не иметь иностранного гражданства. Затем при получении кандидатом большинства думских голосов он может занять желаемый пост. Если Госдума отклонит трех претендентов президента, последний имеет право на роспуск парламента. В этом случае назначаются досрочные выборы Думы.

Заместители председателя правительства, или вице-премьеры, сначала отбираются премьер-министром, а затем должны быть одобрены главой государства. Их может быть максимум восемь.

Правительство РФ – высший исполнительный орган гос. власти в масштабах всей страны. Его правовое положение определяется гл. 6 КРФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 «О Правительстве РФ».

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст.

110 Конституции).

Председатель Правительства назначается Президентом в порядке, установленном Конституцией, и освобождается им от должности. Освобождение Председателя Правительства от должности одновременно влечет за собой отставку Правительства. Зам. Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. На членов Правительства распространяются требования о представлении в налоговые органы сведений о полученных и являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах, а также о являющемся объектом налогообложения имуществе, принадлежащем им на праве собственности.

Компетенция правительства

Правительство, согласно ст. 114 Конституции:

· разрабатывает и представляет ГД федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед ГД;

· обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение единой гос. политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны, гос. безопасности и реализации внешней политики страны;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него КРФ, ФЗ, указами Президента РФ.

Согласно ФКЗ (федеральный конституционный закон) от 17 декабря 1997, Правительство в пределах своих полномочий:

· организует реализацию внутренней и внешней политики;

· осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

· обеспечивает единство системы исполнительной власти РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

· формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

· реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. По соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации Правительство может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и ФЗ;

· оно осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Федерации на основании соответствующих соглашений.

Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Эти акты имеют большое значение для формирования общей правовой базы в сфере управления, что объясняется высоким положением Правительства в государстве и в системе исполнительной власти.

В ФКЗ «О Правительстве РФ» закреплены конкретные полномочия Правительства раздельно по сферам (экономика, социальная сфера и т.д.), а также полномочия Председателя Правительства по организации работы Правительства, полномочия заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, Президиума Правительства. Кроме того, предусмотрены положения, обеспечивающие согласованное функционирование и взаимодействие Правительства с другими ОГВ – Президентом, Федеральным Собранием, органами судебной власти и ОГВ субъектов Федерации.

Так, в целях повышения эффективности участия Правительства в законодательном процессе, а также обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти постановлением Правительства от 1 февраля 2000г. Утверждено Положение о его полномочных представителях в палатах Федерального Собрания.

Постановлением Правительства от 9 ноября 1998 г. установлено, что полномочный представитель Правительства в Конституционном Суде РФ осуществляет координацию деятельности представителей федеральных органов исполнительной власти по представлению ими интересов Правительства в Конституционном Суде РФ.

Согласно Указу Президента от 2 апреля 1992г. администрации краев и областей по согласованию с Правительством вправе учреждать представительства администраций при Правительстве. Республики имеют свои представительства при Президенте страны. Эти представительства – важные механизмы прямых и обратных связей центра и субъектов Федерации, обеспечивающие целостность государственного организма России.

Правительство вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве (например, имеются Правительственные комиссии по оперативным вопросам, миграционной политике).

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства, который состоит из ряда структурных подразделений – департаментов, управлений и др. Он взаимодействует с Админ. Президента и аппаратами палат ФС.

Постановлением Правительства от 8 июня 1999 «О некоторых вопросах организации работы Правительства РФ» установлено, что в целях обеспечения всестороннего рассмотрения социально-экономических вопросов развития страны и усиления взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации наравне с членами президиума Правительства на заседаниях Правительства участвуют в выработке решений Председатель ЦБРФ, специальный представитель Президента по связям с международными финансовыми организациями и президент РАН. Руководители органов исполнительной власти субъектов Федерации, избранные руководителями межрегиональных ассоциаций, участвуют в заседаниях Правительства на постоянной основе, а другие могут приглашаться на заседания по наиболее важным вопросам и по вопросам, затрагивающим интересы субъектов Федерации.

Правительство руководит работой федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность с учетом следующих особенностей. Президент как Верховный Главнокомандующий ВС и Председатель Совета Безопасности своими указами и распоряжениями направляет деятельность федеральных ОГВ, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, налоговой полиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Правительство осуществляет руководство названными органами в соответствии с КРФ, ФКЗ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента.

Председатель Правительства систематически информирует Президента о работе Правительства, а Правительство информирует граждан через СМИ о вопросах, рассмотренных на заседаниях, а также о принятых по ним решениях.

Свои полномочия Правительство слагает перед вновь избранным Президентом. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом.

Еще по теме 8. Правительство РФ: порядок формирования, состав, компетенция, отставка Правительства:

  1. 13.6. Правительство Великобритании: порядок формирования и правовой статус
  2. СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ ПОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПРИ СПАСАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖИЗНЕЙ И ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ СУДАМ И САМОЛЕТАМ, ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ НА БАЛТИЙСКОМ МОРЕ *
  3. 13. Правительство РФ: правовые основы формирования, структура.
  4. СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ БОЛГАРИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РУМЫНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ і О СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПРИ СПАСАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЖИЗНЕЙ И ОКАЗАНИИ ПОМОЩИ СУДАМ И САМОЛЕТАМ, ТЕРПЯЩИМ БЕДСТВИЕ НА ЧЕРНОМ МОРЕ *

правительство российский федерация государственный

Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия Государственной Думы.

Формирование персонального состава Правительства РФ зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти и предопределено ч. 2 ст. 110 Конституции. Конституция не устанавливает срок для внесения Председателем федерального Правительства предложений по его персональному составу, в отличие от определенного ею недельного срока для предложений по структуре Правительства. На практике формирование нового Правительства в полном составе происходит при назначении его Председателя, в краткие сроки после утверждения структуры, внесение же отдельных персональных изменений в состав Правительства, может осуществляться в течение всего срока полномочий Правительства. При этом Конституция особую роль в формировании Правительства отводит Президенту РФ, предусматривая его исключительные полномочия по представлению кандидатуры главы Правительства парламенту и утверждению персонального состава Правительства. Думаю, что это обусловлено с конституционной ответственностью главы государства за работу Правительства, полномочиями по определению направлений его деятельности и контролю за ней.

Формирование Правительства РФ начинается с назначения его Председателя. Назначение Председателя Правительства РФ происходит с согласия Государственной Думы и его права предлагать Президенту РФ как назначить, так и освободить любого члена Правительства и делают Председателя Правительства РФ должностным лицом, пользующимся непререкаемым авторитетом по отношению к любому члену Правительства.

В соответствии с ч.3 ст.92 Конституции РФ, во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ.

Никто, кроме Президента, не вправе выдвигать кандидатуру Председателя Правительства. Конституция РФ обязывает Президента РФ соблюдать определенные сроки для внесения кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ.

Предусмотрены два основных случая с установлением соответствующих сроков внесения кандидатуры в Государственную Думу:

1) не позднее двухнедельного срока после отставки Правительства;

2) в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Однако, Государственная Дума тоже связана определенными сроками. Так в соответствии с ч.3. ст.111 Конституции РФ, она обязана рассмотреть представленную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ, в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

По поводу назначения главы Правительства, между Президентом РФ и Государственной Думой, могут возникать разногласия. Их преодоление определено в Конституции. Так, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой, Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Это в очередной раз подчеркивает главенствующую роль Президента в сфере исполнительной власти.

После назначения Председателя, формирование Правительства РФ осуществляется простым способом: Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает. Этот процесс не является публичным, и о том, кто будет входить в состав Правительства РФ, будет опубликовано по уже свершившемуся факту.

Члены Правительства не могут занимать никакой другой должности в государственных органах местного самоуправления, общественных объединениях, не имеют права на предпринимательскую деятельность, а также любую иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской, научной или творческой.

Процедура форми­рования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбира­ет по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели, затем проводится тайное или открытое голосование. Для утверждения кандидатуры необходимо большинство голосов от общего состава. После трехкратного отклонения представленных кандидатур (канди­датуры) Президент назначает Председателя Правительства по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Думу.

После получения согласия Думы Президент назначает Председа­теля Правительства, который в течение недельного срока представляет ему предложения о структуре Правительства (перечень министерств, ведомств) и, как это сложилось на практике, кандидатуры конкретных лиц. Хотя кандидатуры на должность заместителей Председателя Правительства и федеральных министров предлагает премьер-ми­нистр, решающее слово принадлежит Президенту. Назначения произ­водит он, издавая указ о составе Правительства РФ.

59.Основания и порядок отставки правительства РФ .

Конституция предусматривает различные основания отставки Правительства в зависимости от того, кто был ее инициатором.
Одно из них - заявление Правительства об уходе в отставку. Обычно такое решение, учитывая его экстраординарный характер, принимается на заседании Правительства в присутствии всех его членов. В этом смысле отставка является добровольной, т.е. выражает мнение Правительства сложить полномочия досрочно, хотя для этого, как свидетельствует зарубежная практика, всегда имеются весьма серьезные причины и обстоятельства (кризис в экономике, всеобщие забастовки и т.д.). Заметим, что подобная отставка не означает автоматического прекращения деятельности Правительства, поскольку может приниматься или отклоняться Президентом. В связи с серьезностью такого шага ему обычно предшествуют предварительные консультации Правительства с Президентом. Поэтому случаи отклонения главой государства заявления (прошения) Правительства о своей отставке бывают редко. По действующему законодательству отставка Председателя Правительства влечет за собой отставку Правительства в целом, т.е. всех министров и заместителей Председателя Правительства.
Правительство уходит в отставку в полном составе. Закон допускает также возможность ухода в отставку отдельных членов Правительства по личной просьбе. Однако персональная отставка министра (или нескольких министров) не влечет за собой отставки всего Правительства и, в принципе, должна рассматриваться как нормальное явление в государственной службе.
Другое основание отставки Правительства - это инициатива Президента в принятии такого решения. Причины вынужденной отставки Правительства по решению Президента могут быть весьма разные, но, как правило, это - следствие обострения противоречий между ними. На практике бывают случаи, когда Правительство не желает уходить в отставку добровольно или Президент не предложил такого «дипломатического» способа отставки по собственному желанию. Отставка Правительства по решению Президента (п.2 ст.117) не требует соблюдения каких-либо предварительных условий (к примеру, предупреждения об отставке и т.д.). Она может быть осуществлена в любое время и независимо от отношения парламента к деятельности Правительства. Раньше по Закону «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации» (ст.11) решение об отставке Правительства по инициативе Президента принималось им с согласия парламента. В этом случае в известном смысле можно говорить о подотчетности Правительства Президенту (так и было записано в ст.122 прежней Конституции).
Третье основание отставки Правительства связано с выражением недоверия ему палатой Федерального Собрания - Государственной Думой. Вотум недоверия (в других странах также резолюция порицания) - один из наиболее сильных способов воздействия парламента на Правительство. В этом отношении можно говорить об ответственности Правительства перед Государственной Думой на условиях, предусмотренных п.3 и 4 ст.117. По Конституции пределы этой ответственности фактически определяются Президентом. При выражении недоверия (или отказе в доверии) Правительству Президент принимает решение либо об отставке Правительства, либо о досрочном роспуске Государственной Думы.
Предложение о выражении недоверия Правительству, согласно ст.141 Регламента Государственной Думы, вносится фракцией либо депутатской группой, численность которой составляет не менее одной пятой от общего числа депутатов этой палаты. Регламентом определено, что Государственная Дума рассматривает этот вопрос во внеочередном порядке в недельный срок после его внесения.
Процедура обсуждения в Государственной Думе предложения о недоверии Правительству предусматривает определенную последовательность действий с целью исключить автоматизм и предвзятость при голосовании. Для этого в Регламенте (ст.142) зафиксированы, в частности:
- право Председателя Правительства выступить с заявлением в связи с внесенным предложением о недоверии Правительству; возможность для депутатов задать вопросы Председателю и членам Правительства и лично высказаться за выражение доверия Правительству или против этого; преимущественное право на выступление представителей фракций и депутатских групп;
- право Председателя и членов Правительства получать слово для справки в ходе обсуждения, но не более трех минут.
Если по вопросу о даче согласия на назначение Председателя Правительства проводится тайное голосование (ст.138 Регламента Государственной Думы), то о выражении недоверия Правительству проводится открытое голосование, причем палата вправе принять решение о поименном голосовании (ст.143 Регламента). Отметим, что постановление Государственной Думы о недоверии Правительству принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Аналогичный порядок голосования применяется и при вынесении решения по вопросу о доверии Правительству (ч.4 ст.117), поставленному Председателем Правительства, с той разницей, что депутатское большинство здесь означает вотум доверия, в отличие от выражения недоверия, которое инициируется в первом случае самой палатой.
Оценивая значение вотума о доверии, нельзя не отметить его последствий для федеральных органов законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем обратим внимание на такой существенный факт. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, упомянутым в ст.117, в течение года после ее избрания. Следовательно, в этот период у Президента нет альтернативы выбора - отставка Правительства или роспуск Государственной Думы. В течение первого года возможна только отставка Правительства. Однако после годичного срока досрочный роспуск будет весьма реальным для Государственной Думы в случае неодобрения ею деятельности Правительства.
И, наконец, последнее основание отставки - постановка Правительством перед парламентом вопроса о доверии. Это может быть связано с общим вопросом - одобрением его программы - либо с принятием конкретного законопроекта.
В отечественной практике первый случай постановки Правительством вопроса о доверии ему был ответным его шагом на решение Государственной Думы о выражении недоверия Правительству на основании ч.3 настоящей статьи. Если сравнить сроки возможного роспуска Государственной Думы по основаниям, предусмотренным ч.3 и 4, и заявление Президента о поддержке Правительства, то правовая сторона таких действий выглядит достаточно безупречной, поскольку ч.3 и 4 этой статьи не исключают различных вариантов их применения. Статья 145 Регламента Государственной Думы предусматривает рассмотрение этого вопроса в первоочередном порядке в течение 10 дней со дня внесения Председателем Правительства представления о доверии. Отказ в доверии Правительству в этой ситуации означал бы, что в последующие 7 дней роспуск Государственной Думы был бы неизбежен.
В государствах с парламентской или смешанной (парламентско-президентской) формой правления получение доверия парламента является естественным шагом правительства, ибо без мандата доверия парламента осуществление правительством своей программы всегда может быть блокировано депутатским корпусом. В зарубежных странах по установившейся процедуре на одобрение парламента представляется программа правительства, где определяются основные направления его деятельности. «Правительство должно получить доверие обеих палат» - таков конституционный постулат, выражающий взаимоотношения парламента и правительства (ст.94 Конституции Италии). Премьер-министр после обсуждения в Совете Министров ставит в Национальном Собрании вопрос о доверии Правительству, требуя одобрения его программы или, в случае необходимости, одобрения декларации общей политики (ст.49 Конституции Франции).
Выражение Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации, даже его отставка формально не обязывают Президента немедленно представить на утверждение парламента новый состав Правительства. Речь может идти лишь о кандидатуре Председателя Правительства, для назначения которого, как известно, требуется согласие Государственной Думы. Причем в Конституции не указан срок, в течение которого Президент обязан сформировать новое Правительство, а сказано только о том, что в случае отставки Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства.
Недоговоренность о сроке формирования нового Правительства, имеющаяся в Основном Законе Российской Федерации, может затянуть процесс обновления руководства исполнительной власти, что не отвечает интересам государства и общества.
В российском законодательстве пока не закреплена процедура отставки Правительства, что может отрицательно сказаться на практическом решении этого вопроса в парламенте. Во-первых, представляется необходимым получить четкий ответ на последствия отставки Правительства. Должен ли Президент представить Государственной Думе новый состав Правительства или весь процесс ограничивается лишь дачей согласия парламента на назначение главы Правительства? Заметим, что по проекту Конституции (одобренному Конституционным Совещанием 12 июня 1993г.) первоначально предусматривалось, что в случае отставки Правительства Президент в двухнедельный срок представляет Государственной Думе кандидатуру нового Председателя Правительства. Во-вторых, необходимо уточнить сроки рассмотрения вопроса о доверии Правительству.
В большинстве стран между постановкой вопроса о доверии правительству и рассмотрением его в парламенте существует определенный, но весьма непродолжительный срок для переговоров и консультаций между сторонами (не менее 48 часов).

60.Система и порядок формирования законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ .

Статья 1. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации) в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.

Статья 2. Член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа.
Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

Статья 3. Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем.
В двухпалатном законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат.
Группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может внести на рассмотрение этого органа альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации.

Статья 4. Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий.

Статья 5. Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации об избрании представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимается тайным голосованием и оформляется постановлением указанного органа, а двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации - совместным постановлением обеих палат.
Решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации оформляется указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Указ (постановление) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Статья 6. Рассмотрение законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатур для избрания представителя в Совете Федерации осуществляется в соответствии с регламентом этого органа.

Статья 7. Кандидаты для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации обязаны представить соответственно в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):
а) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения);
б) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Статья 8. Решения об избрании (о назначении) в соответствии с настоящим Федеральным законом членов Совета Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее пяти дней после вступления в силу указанных решений.
В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации должен представить в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

Статья 9. Полномочия члена Совета Федерации, избранного (назначенного) в соответствии с настоящим Федеральным законом, начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) члена Совета Федерации вновь избранным соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации.

Статья 10. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 11. Избрание (назначение) всех членов Совета Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом должно быть завершено не позднее 1 января 2002 года.
Члены Совета Федерации - представители по должности от субъектов Российской Федерации в Совете Федерации продолжают исполнять свои полномочия после вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу решений об избрании (о назначении) в установленном этим Федеральным законом порядке членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, но не позднее 1 января 2002 года.
Со дня вступления в силу решений об избрании (о назначении) в соответствии с настоящим Федеральным законом членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия членов Совета Федерации - представителей по должности от соответствующих субъектов Российской Федерации прекращаются.

Статья 12. На членов Совета Федерации, избранных (назначенных) в соответствии с настоящим Федеральным законом, распространяются положения, установленные пунктами "а", "б" и "в" части второй статьи 4, частями первой и второй статьи 6 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 5 июля 1999 года N 133-ФЗ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 74; 1999, N 28, ст. 3466).

Статья 13. Признать утратившим силу со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 5 декабря 1995 года N 192-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4869).

Статья 14. Рекомендовать Президенту Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона представить в Федеральное Собрание Российской Федерации предложения о внесении в законодательство Российской Федерации изменений и дополнений в целях обеспечения эффективной деятельности и взаимодействия органов государственной власти.

Статья 15. Поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 16. Предложить законодательным (представительным) и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации настоящего Федерального закона.

61.Система и порядок формирования органов власти и муниципальных образований .

1. Возникновение и развитие представительных органов власти в России в дооктябрьский период.
В процессе становления отечественной государственности изначально формировались и соседствовали друг с другом две ведущие тенденции: великокняжеская, самодержавная, и общинная, земско-соборная, демократическая.

На всем протяжении политико-правовой истории России можно с известной долей условности наблюдать их параллельное движение: князь, его дружина и народное вече, избиравшее должностных лиц; атаман и казачий круг, определявший направление деятельности казачьего сословия; самодержец и Земские соборы как «Совет всея Земли»; император и Государственная Дума как попытка представить классы и сословия всего общества; Генеральный секретарь монопольной правящей партии и сама партия, Советы народных депутатов, по-своему стремившиеся к отстаиванию интересов человека труда, всего общества.

Избирательная кампания 1993 года началась в драматический период истории страны, когда была поставлена под сомнение стабильность общества и государства. Прекращение деятельности Верховного Совета и Съезда народных депутатов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 года № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», экстренное назначение выборов в новый законодательный (представительный) орган государственной власти страны – Федеральное Собрание Российской Федерации на 12 декабря 1993 года – всем этим были обусловлены максимально сжатые сроки проведения избирательной кампании. К тому же выборы были совмещены с всенародным голосованием по проекту новой российской Конституции, представленному Президентом Российской Федерации.

Уникальность ситуации заключалась и в том, что основы новой российской государственности, система избирательных комиссий, их полномочия, правовая база первых многопартийных выборов создавались, что называется, «на марше». Как показала практика, именно всенародное голосование и выборы стали главным консолидирующим фактором общественной жизни.

Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (поселение, муниципальный район,городской округ).

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек - при численности населения менее 1000 человек;

10 человек - при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек - при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек - при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек - при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек - при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.


Похожая информация.



Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров. Общее число членов Правительства зависит от числа должностей заместителей председателя Правительства, федеральных министерств РФ, государственных должностей министров РФ, вводимых указами Президента. Состав Правительства имеет юридическое значение для определения компетентности принимаемых им решений. Каждый член Правительства обладает правом одного решающего голоса на заседаниях Правительства. Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины его членов.

Формирование Правительства . Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Назначение нового Председателя Правительства и соответственно формирование нового Правительства происходят каждый раз после; а) вступления в должность вновь избранного Президента (это может быть лицо, ранее замещавшее должность Президента и переизбранное на новый срок); б) отставки Правительства.

Президент не позднее двухнедельного срока после вступления в должность или после отставки Правительства обязан внести в Государственную Думу предложение о кандидатуре Председателя Правительства. Государственная Дума в течение недели обязана рассмотреть представленную кандидатуру и принять постановление о даче согласия на назначение или о ее отклонении.

Порядок рассмотрения данного вопроса и принятия постановления регулируется Регламентом Государственной Думы. Президент или его полномочный представитель в Государственной Думе официально представляют кандидатуру на должность Председателя Правительства. Кандидат на должность, в свою очередь, представляет Государственной Думе программу основных направлений деятельности будущего Правительства, отвечает на вопросы депутатов. Обсуждение проходит гласно, выступают представители фракций и депутатских групп, высказываясь «за» или «против» выдвинутой кандидатуры.

Согласие Государственной Думы считается полученным, если за предложенную, кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Думы. В случае отклонения представленной кандидатуры Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит новое предложение. Президент при внесении в Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства вправе представлять одного и того же кандидата дважды, трижды либо представлять каждый раз нового кандидата.

При троекратном отклонении Государственной Думой представленных кандидатур вступает в силу специальный порядок формирования Правительства. Президент самостоятельно назначает Председателя Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы. При этом Президент может назначить любую кандидатуру, как предлагавшуюся им ранее Думе, так и новую. После выборов нового состава Думы Председатель Правительства, назначенный Президентом в специальном порядке, продолжает работать без прохождения процедуры согласования.

Постановление Конституционного Суда по делу о толковании ч. 4 ст. 111 Конституции РФ вызвало неоднозначную оценку научной юридической общественности. Большинство авторов публикаций не поддержали позицию Конституционного Суда, присоединяясь к двум особым мнениям судей Н.В. Витрука и В.О. Лучина, полагающих, что Президент не вправе трижды представлять одно и то же лицо, без учета мнения Государственной Думы. Вот выдержка из особого мнения судьи Н.В. Витрука: «Государственная Дума, давая согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, выступает в качестве средства сдержки, определенного противовеса, но она не может быть средством давления, так как число отклонений кандидатур ограничено.

Президент, предлагая кандидатуры на пост Председателя Правительства РФ, должен искать и находить согласие с Государственной Думой, подбирая соответствующую кандидатуру». По мнению судьи В.О. Лучина, Государственная Дума «должна иметь реальную возможность выбирать из представленных кандидатур ту, которую считает наиболее приемлемой. Если Государственная Дума как субъект законодательной власти высказала отрицательное отношение к представленной кандидатуре, то Президент не должен навязывать свою волю. Он не может нарушать самостоятельность законодательной власти и обязан подчиниться ее решению?».

Конституция не ограничивает выбор Президента политической принадлежностью кандидата на должность Председателя Правительства, хотя учитывать расклад политических сил в парламенте он вынужден. Конституционная практика свидетельствует о том, что этот человек должен быть профессиональным управленцем, как правило, Уже работавшим в Правительстве на других должностях. Фигура Председателя Правительства имеет высокий политический вес, конституционное и административное значение и не сводится к роли «технического директора» правительства.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Председателя Правительства. Эта процедура пока не обладает достаточной степенью публичности и открытости, поскольку в обсуждении участвуют только два должностных лица. Президент не вправе игнорировать представленные ему Председателем Правительства кандидатуры или назначать каких-либо лиц вопреки позиции Председателя Правительства. Фактически это может происходить, но с учетом принципа конституционного взаимодействия властей, согласования воль Президент обязан проявлять конституционную сдержанность в отношении своих прерогатив, обеспечивая право Председателя Правительства подбирать команду единомышленников.

Процедура формирования Правительства не ограничена строгими временными рамками. Часть заместителей Председателя Правительства, ключевые министры обычно назначаются в первые дни, после назначения Председателя Правительства. Вполне допустимо на первом заседании нового кабинета присутствие лиц, которые по-прежнему исполняют обязанности членов Правительства, ушедшего в отставку или сложившего полномочия.

Прекращение деятельности состава Правительства . Правительство формируется с заранее неопределенным сроком действия. Максимально возможный срок его деятельности соответствует сроку полномочий Президента, сформировавшего Правительство, т.е. четырем годам, к которым следует прибавить время, необходимое вновь избранному Президенту для вступления в должность. Следует различать конституционные механизмы отставки Правительства, сложения им своих полномочий. Освобождение от должности отдельных членов Правительства. В некоторых случаях они могут быть взаимосвязаны.

Председатель Правительства освобождается от должности Президентом по заявлению об отставке либо в случае невозможности исполнения им своих полномочий. Закон предусматривает, что освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства. В день принятия решения об освобождении от должности Председателя Правительства Президент уведомляет об этом палаты парламента.

По смыслу закона Президент не вправе освободить от должности Председателя Правительства по своему усмотрению, не потребовав у него заявления об отставке. И хотя заявление - акт добровольного волеизъявления, в данной процедуре выбора у Председателя Правительства нет. В силу принципа согласованного взаимодействия органов государственной власти он обязан подать в отставку по требованию Президента. Если же заявления не последует, Президент отправляет, в отставку все Правительство.

И хотя юридические последствия в обоих случаях одинаковы, практика отправки Правительства в отставку с целью заменить только Председателя Правительства не может признаваться обоснованной. То же касается ситуаций, когда Председатель Правительства узнает о своей отставке после подписания Президентом соответствующего указа.

По собственной инициативе Председатель Правительства подает заявление об отставке, если он не согласен с основными направлениями внутренней и внешней политики государства, определяемыми Президентом, в том числе с формами и приемами взаимодействия между главой государства и Правительством, либо по личным причинам, имеющим отношение к состоянию здоровья, семейным отношениям.

Невозможность исполнения Председателем Правительства своих полномочий - второе основание для освобождения от должности - может выражаться в ситуациях, когда фактическая подача заявления по объективным причинам невозможна либо неуместна (длительное нахождение в болезненном состоянии, совершение преступления, обращение с просьбой к иностранному государству о предоставлении политического убежища).

Освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров производится в том же порядке, что и назначение - указом Президента по предложен Председателя Правительства. Этот" механизм в большей степени соответствует принудительной отставке. Члены правительства могут обратиться с заявлением об их. добровольной отставке. Вопрос о том, кому подается это заявление (Президенту или Председателю Правительства), обязан ли Президент учитывать мнение Председателя Правительств, а также может ли Президент не принять добровольную отставку члена Правительства остается за рамками законодательной регламентации.

Очевидно, что добровольная отставка члена Правительства по аналогии с отставкой всего Правительства может быть не принята, если лицо не настаивает на освобождении от должности, а поданное им заявление рассматривается как акт политической ответственности, которую он готов понести за те или иные действия или события. Освобождение от должности члена Правительства Может произойти также вследствие упразднения федерального министерства, сокращения должности заместителя Председателя Правительства, ликвидации государственной должности министра РФ по определенным сферам деятельности.

Конституция РФ предусматривает несколько процедур отставки Правительства:

  1. заявление Правительства об отставке (ч. 1 ст. 117);
  2. конституционная инициатив Президента (ч. 2 ст. 117);
  3. выражение Государственной Думой недоверия Правительству (ч. Зет. 117);
  4. отказ Государственной Думы в доверии Правительству (ч. 4 ст. 117):

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом (ч. 1 ст. 117 Конституции). В этом случае Председатель Правительства от имени Правительства подает прошение (заявление) об отставке. О процедуре принятия подобного политического решения законодательство умалчивает, но, исходя из смысла конституционной нормы, это должно быть коллегиальное решение, хотя для выявления мнения всех членов Правительства не обязательно проводить его заседание. Заявление Правительства об отставке выступает своеобразным средством поиска политической поддержки у Президента - он может ее предоставить, не принимая заявление, или отказать, отправив в отставку.

Президент может принять решение об отставке Правительства по собственной инициативе на основе конституционного усмотрения. Это усмотрение имеет определенные границы, установленные конституционными принципами согласованного взаимодействия, самостоятельности органов государственной власти, ответственности властей. Желательно, чтобы президентское решение было политически мотивированным.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. Мотивированное Предложение о выражении недоверия может вносить группа депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Думы. Постановление по данному вопросу принимается большинством голосов от общего числа депутатов в течение недельного срока после его внесения.

В связи с рассмотрением данного вопроса Председатель Правительства вправе выступить на заседании Думы с политическим заявлением. В ходе обсуждения депутаты задают вопросы членам Правительства, высказывают сове мнение. Депутаты, выступившие инициаторами выражения недоверия, вправе до голосования отозвать свои подписи; если при этом количество депутатов, внесших предложение, становится менее одной пятой, то вопрос снимается с рассмотрения.

Первоначальное выражение недоверия Президент вправе использовать как конституционный повод для отставки Правительства или не согласиться с мнением Государственной Думы. Если в течение трех месяцев Дума повторно выразит недоверие Правительству, Президент обязан принять решение об отставке или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. В этом случае он вносит в Думу мотивированное представление, которое рассматривается во внеочередном порядке. Если Дума в доверии отказывает, Президент обязан в течение семи дней подписать указ об отставке Правительства или указ о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Столь жесткие правовые последствия послужили причиной закрепления в Регламенте Государственной Думы своеобразной процедуры принятия решения, позволяющей в ряде случаев избежать прямого давления на депутатов.

Вначале выносится на голосование постановление о доверии Правительству - если оно не набирает большинства голосов, выносится на голосование постановление о недоверии Правительству. Если и оно не набирает большинства голосов, рассмотрение вопроса прекращается.

При применении этих положений следует учитывать ограничения на роспуск Государственной Думы, установленное ч. 3 ст. 109 Конституции, а именно, Президент не вправе распустить Государственную Думу в течение года с момента ее избрания.

Конституционная практика сталкивалась с наслоением процедур выражения недоверия и постановки вопроса о доверии, что Конституции не противоречит, но при определенных обстоятельствах извращает смысл взаимодействия двух ветвей власти. Естественно, что, выражая недоверие, Государственная Дума стремится повлиять на цели, задачи, методы политической и административной практики Правительства.

Если через короткий промежуток времени после выражения недоверия или в момент рассмотрения этого вопроса Председатель Правительства ставит вопрос о доверии Правительству, Государственная Дума будет вынуждена под угрозой роспуска принять такое решение, хотя Правительство к этому моменту не предприняло реальных шагов по изменению своего политического курса.

В этой связи в Регламенте Государственной Думы предусмотрен механизм, позволяющий развести эти две конституционные процедуры по времени. Если Государственная Дума выражает Правительству недоверие, а Президент не согласен с этим решением, то представление Председателя Правительства о доверии рассматривается по истечении трех месяцев со дня выражения недоверия.

Законодательство не предусматривает возможность Государственной Думы, выразить недоверие отдельному члену Правительства, в связи с чем, если такое постановление принимается, оно является только лишь официальной позицией Думы и не влечет юридических Последствий.

Ординарной конституционной процедурой прекращения деятельности Правительства является сложение полномочий перед вновь избранным; Президентом (ст. 116 Конституции). Тем самым, с одной стороны, обеспечивается преемственность государственной власти, а с другой, создаются условия для реализации новым Президентом своих прерогатив по формированию Правительства. Этот механизм функционирует и при переизбрании Президента на второй срок.

Сложение полномочий оформляется распоряжением Правительства, которое подписывает его Председатель в день вступления в должность Президента. В случае отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства (ч. 5 ст. 117 Конституции). Такая процедура позволяет реализовать непрерывность исполнительной власти, но вновь избранный Президент, решивший поменять политический курс, может ей не воспользоваться, назначив временно исполняющими обязанности других лиц.

При освобождении от должности Председателя Правительства Президент вправе поручить исполнение обязанностей Председателя Правительства одному из его заместителей на срок до двух месяцев. Конституционная практика расширяет условия применения данной нормы, поскольку Председатель Правительства, не освобожденный от должности, а ушедший в отставку вместе с Правительством, как правило, не остается исполнять свои обязанности, в отличие от сложения Правительством полномочий перед Президентом, переизбранным на новый срок.

Представляется, что Президент не вправе возлагать обязанности Председателя Правительства на себя (хотя такой опыт в российской конституционной практике существовал) и не вправе возлагать эти обязанности на лицо, не являющееся заместителем Председателя Правительства.

Практика новых кадровых назначений, осуществляемых Президентом единолично после отставки Правительства, требует дополнительных обоснований. Речь идет о случаях назначения исполняющего обязанности заместителя Председателя Правительства, па которого возлагается исполнение обязанностей Председателя Правительства.

Очевидно, Президент вправе отстранять от должности отдельных членов Правительства, ушедшего в отставку, тем самым отзывая свое поручение исполнять возложенные обязанности. При этом согласование кадровых назначений с исполняющим обязанности Председателя Правительства не требуется.