Тихонов, Николай Семёнович. Николай семенович тихонов Тихонов произведения

Большая советская энциклопедия: Тихонов Николай Семенович [р. 22.11(4.12).1896, Петербург], русский советский писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1966). Участник 1-й мировой войны 1914-18, Гражданской войны 1918-20 и Великой Отечественной войны 1941-45. В 20-е гг. участник литературной группы «Серапионовы братья». В 1920 опубликовал первую поэму «Сами», героя которой, индусского мальчика, Т. наделил волновавшими его чувствами восхищения ленинским гением, открытия мира через революцию. Лучшие ранние стихи Т. («Баллада о гвоздях», «Баллада о синем пакете»), вошедшие в сборники «Орда» и «Брага» (оба - 1922), сочетают лаконизм и эмоциональный накал, проникнуты суровой романтикой революционного подвига. Ленинская тема, неувядаемость революционных традиций, образ коммуниста, подвиг блокадного Ленинграда запечатлены в поэмах «Лицом к лицу» (1924), «Киров с нами» (1941; Государственная премия СССР, 1942), очерках «Ленинград принимает бой» (1942) и др. К числу основных мотивов поэзии и прозы Т. относятся расцвет советского и пробуждение зарубежного Востока, темы дружбы народов, взаимообогащения культур: сборники рассказов («Рискованный человек», 1927), сборники очерков («Кочевники», 1931), «Стихи о Кахетии» (1935), цикл стихов «Грузинская весна» (1948; Государственная премия СССР, 1949) и др. Многолетнее активное участие Т. в международном движении борьбы за мир, поездки в страны Запада и Востока нашли отражение в циклах стихов «Тень друга» (1936), «Два потока» (1951; Государственная премия СССР, 1952), «На Втором Всемирном конгрессе сторонников мира» (1953), повестях «Белое чудо» (1956), «Зеленая тьма» (1966) и др. Ленинская премия (1970) за книгу рассказов и повестей «Шесть колонн» (1968). Автор многих статей и выступлений на литературные и общественно-политические темы, поэтических переводов, главным образом с языков народов СССР. Произведения Т. переведены на языки народов СССР и многие иностранные языки. Член Всемирного Совета Мира, председатель Совета комитета защиты мира (с 1949). Депутат Верховного Совета СССР 2-9-го созывов. Секретарь Союза писателей СССР (с 1944). Лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1957). Награжден 3 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 др. орденами, а также медалями.

    Тихонов, Николай Семёнович - Николай Семёнович Тихонов. Тихонов, Николай Семенович ТИХОНОВ Николай Семенович (1896 1979), русский писатель. Поэмы: “Сами” (1920) о В.И. Ленине, “Киров с нами” (1941) о защитниках Ленинграда. В лирике романтика революционного долга (сборники… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Тихонов Николай Семёнович - (1896—1979), писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1966). Секретарь СП СССР (с 1944). Родился в Петербурге. В 1911 окончил Петербургскую торговую школу. Служил писцом в Главном морском хозяйственном управлении.… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1896 1979), писатель, общественный деятель, Герой Социалистического Труда (1966). Секретарь СП СССР (с 1944). Родился в Петербурге. В 1911 окончил Петербургскую торговую школу. Служил писцом в Главном морском хозяйственном управлении. В… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1896 1979), русский писатель, общественный деятель. Пафос жизнеутверждения, романтика революционного долга, идеалы интернационализма в стихах о Гражданской и Великой Отечественной войнах (сборники «Орда» и «Брага», оба 1922; поэма «Киров с нами» … Энциклопедический словарь

    ТИХОНОВ Николай Семёнович - (1896—1979), русский советский писатель, Герой Соц. труда (1967). Пред. Сов. комитета защиты мира (1949—79). Поэмы «Сами» (1921), «Лицом к лицу» (1924), «Дорога» (1925), «Киров с нами» (1941; Гос. пр. СССР, 1942) и др. Циклы стихов:… … Литературный энциклопедический словарь

    - … Википедия

    - (22 ноября (4 декабря) 1896(18961204), Санкт Петербург 8 февраля 1979, Москва) советский писатель, поэт, публицист, общественный деятель. Содержание 1 Биография … Википедия

ТИХОНОВ, Николай Семенович (1896-1979), советский писатель, общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1966), лауреат Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1957), Ленинской (1970) и Государственных премий СССР (1942, 1949, 1952). Родился 4 декабря 1896 г. в Санкт-Петербурге в семье мужского парикмахера и портнихи. Учился в 1-м начальном училище им. М.М. Стасюлевича. Окончил Алексеевскую Торговую школу Санкт-Петербургского Купеческого Общества (1911). Служил писцом в Главном морском хозяйственном управлении Петрограда.

В Первую мировую войну ушел добровольцем на фронт, воевал в гусарском полку (1915-1918), был контужен. Демобилизовавшись весной 1918 г., «был плотником, работал по всеобучу, играл актером» («Автобиография»), но уже осенью 1918 г. вступил добровольцем в Красную Армию. Служил сначала в 1-й Советской роте им. К. Либкнехта, позднее в 1-м стрелковом полку им. М.И. Калинина. К этому времени относятся первые публикации (в журнале «Нива» увидели свет стихотворения, рассказ «Чудо» и повесть «Старатели»), хотя писать начал раньше, первое стихотворение сочинено в четырнадцать лет. После демобилизации из Красной Армии (1922) поселился в «Доме искусств», посещал занятия, которые вел Н.С. Гумилев. Был принят в литературное объединение «Серапионовы братья», был членом литературного содружества «Островитяне», в организации которого принимал самое деятельное участие.

Слава пришла к поэту после издания книг «Орда. Стихи 1920-1921» и «Брага. Вторая книга стихов. 1921-1922» (обе 1922), причем первая была издана при помощи другого «островитянина», С. Колбасьева, на собственные средства («2 пары белья и 2 седла»). Как выяснилось позднее, стихов этого периода, не вошедших в книги и хранившихся в его архиве Тихонова, куда больше и по качеству они не уступают включенным в «Орду» и «Брагу».

Пронизанные пафосом созидания картины войны и строительства нового мира, точный, энергичный и суховатый стих (главная роль отдавалась сюжетным балладам), радость существования – все это сделало Тихонова одним из лидеров современной поэзии, его стилю подражали, его интонациями окрашены многие поэтические работы той поры. Поэт одним из первых обратился к ленинской теме, наиболее характерны поэмы «Сами» (1920) и «Лицом к лицу» (1924), причем тема была раскрыта отнюдь не прямолинейно: в первой из названных поэм вождь русской революции увиден глазами индийского мальчика, даже не ведающего, как правильно произносить имя знаменитого революционера, и потому ленинский образ приобретает мифологические черты защитника всех угнетенных.

Интерес представляет и проза Тихонова, например повесть «Вамбери» (1925), единственное на русском языке пространное описание жизни и трудов известного путешественника и востоковеда. Повесть « От моря до моря» (1926) уже самим названием, заимствованным у Р. Киплинга, назвавшего так книгу очерков о путешествии вокруг света, демонстрирует тихоновские привязанности и литературные предпочтения. Необычайно занимательны, полны удивительных подробностей рассказы Тихонова о животных, которые он писал всю жизнь, часть их вошла в сборник «Военные кони» (1927). Но основное внимание писатель уделял современности, преображающемуся миру, что нетрудно увидеть и по произведениям, вошедшим в сборник «Поиски героя. Стихи 1923-1926» (1927), и по книге рассказов «Рискованный человек» (1927). Изменениям, происходящим в Средней Азии, посвящен стихотворный цикл «Юрга» (1930), о Туркмении повествуется в книге очерков «Кочевники» (1930). Тихонов превосходно знает, о чем пишет: неутомимый путешественник, альпинист, он исходил и объехал весь Советский Союз, впоследствии много бывал за границей. Особые связи соединяли поэта с грузинскими литераторами, людям и природе Кавказа посвящен сборник «Стихи о Кахетии» (1935). Многие сотни поэтических строк, написанных поэтами Грузии, Тихонов перевел на русский язык (он переводил также стихи поэтов СССР и зарубежных авторов). В 1935 г. Тихонов принимал участие в парижском Конгрессе в защиту прогресса и мира, воссоздав впечатления от поездки по Западной Европе в сборнике стихотворений «Тень друга» (1936).

Человек смелый и верный товариществу, Тихонов не боялся вступаться за репрессированных литераторов, ходатайствовал за Н.А. Заболоцкого, и сам фигурировал в деле о контрреволюционной группе ленинградских писателей. От ареста его спасла советско-финляндская война 1939-1940 гг., когда Тихонов руководил работой писателей при газете «На страже Родины».

В период Великой Отечественной войны, во время ленинградской блокады, поэт находился в осажденном городе, работал как журналист, выступал по радио, возглавлял группу писателей при Политуправлении Ленинградского фронта. Произведения этого периода – поэма «Киров с нами» (1941), книга стихов « Огненный год», «Ленинградские рассказы», очерки «Ленинград принимает бой» (все – 1942) – были горячо приняты читателями, получили высокую оценку.

В 1944 г., назначенный председателем правления Союза писателей СССР, Тихонов переезжает в Москву. Однако уже в 1946, после выхода постановления ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград» , где ему также посвящено несколько очень резких строк, он был снят с этого поста. В целом жизнь Тихонова складывалась вполне благополучно. Его книги регулярно издавались и переиздавались, среди них сборник стихов «Грузинская весна» (1948), сборник стихов « Два потока» (1951), сборник мемуарных новелл « Двойная радуга» (1964), сборник повестей и рассказов «Шесть колонн» (1968). Тихонов занимал высокие должности и руководящие посты: секретарь Союза писателей СССР (с 1944), депутат Верховного совета СССР (с 1946), председатель Советского комитета защиты мира (1949-1979), член Всемирного Совета Мира. За общественную деятельность он был награжден многочисленными премиями, в том числе индийской премией Дж. Неру.

Необычайно талантливый литератор, став литературным чиновником, завсегдатаем президиумов, Тихонов со временем потерял себя как поэт – утонув в потоках пустословия и риторики, поблекли его стихи. Однако влияние его творчества на советскую литературу бесспорно. Один из самых начитанных русских писателей, владелец уникальной, погибшей в пожаре библиотеки, где были собраны изданные на нескольких языках книги по восточной мистике и философии, он был также непревзойденным устным рассказчиком. Писавшиеся незадолго до смерти стихотворения, объединенные в цикл «Песни каждого дня», своего рода стихотворный дневник, отличаются простотой и естественностью интонации.

Избранная библиография

Тихонов Н. Песни каждого дня. Стихи. М., 1982

Тихонов Н. Собрание сочинений, тт. 1–7. М., 1985–1986

Тихонов Н. Октябрьские рассказы. М., 1987

Тихонов Н. Листопад. Рига, 1988

Литература

Коварский Н. Н.С.Тихонов. Критический очерк. М., 1935

Соловьев Б.И. Николай Тихонов. Очерк творчества. М., 1958

Турков А.М. Николай Тихонов. М., 1960

Гринберг И.Л. Творчество Николая Тихонова. М., 1972

Учился в 1-м начальном училище им. М.М.Стасюлевича. Окончил Алексеевскую Торговую школу Санкт-Петербургского Купеческого Общества (1911). Служил писцом в Главном морском хозяйственном управлении Петрограда.

В Первую мировую войну ушел добровольцем на фронт, воевал в гусарском полку (1915–1918), был контужен. Демобилизовавшись весной 1918, «был плотником, работал по всеобучу, играл актером» (Автобиография), но уже осенью 1918 вступил добровольцем в Красную Армию. Служил сначала в 1-й Советской роте им. К.Либкнехта, позднее в 1-м стрелковом полку им. М.И.Калинина. К этому времени относятся первые публикации (в журнале «Нива» увидели свет стихотворения, рассказ Чудо и повесть Старатели), хотя писать начал раньше, первое стихотворение сочинено в четырнадцать лет. После демобилизации из Красной Армии (1922) поселился в «Доме искусств», посещал занятия, которые вел Н.С.Гумилев. Был принят в литературное объединение «Серапионовы братья», был членом литературного содружества «Островитяне», в организации которого принимал самое деятельное участие.

Слава пришла к поэту после издания книг Орда. Стихи 1920–1921 и Брага. Вторая книга стихов. 1921–1922 (обе 1922), причем первая была издана при помощи другого «островитянина», С.Колбасьева, на собственные средства («2 пары белья и 2 седла»). Пронизанные пафосом созидания картины войны и строительства нового мира, точный, энергичный и суховатый стих (главная роль отдавалась сюжетным балладам), радость существования – все это сделало Тихонова одним из лидеров современной поэзии, его стилю подражали, его интонациями окрашены многие поэтические работы той поры. Поэт одним из первых обратился к ленинской теме, наиболее характерны поэмы Сами (1920) и Лицом к лицу (1924), причем тема была раскрыта отнюдь не прямолинейно: в первой из названных поэм вождь русской революции увиден глазами индийского мальчика, даже не ведающего, как правильно произносить имя знаменитого революционера, и потому ленинский образ приобретает мифологические черты защитника всех угнетенных.

Интерес представляет и проза Тихонова, например повесть Вамбери (1925), единственное на русском языке пространное описание жизни и трудов известного путешественника и востоковеда. Повесть От моря до моря (1926) уже самим названием, заимствованным у Р.Киплинга, назвавшего так книгу очерков о путешествии вокруг света, демонстрирует тихоновские привязанности и литературные предпочтения. Необычайно занимательны, полны удивительных подробностей рассказы Тихонова о животных, которые он писал всю жизнь, часть их вошла в сборник Военные кони (1927). Но основное внимание писатель уделял современности, преображающемуся миру, чему посвящены и поэтические произведения в сборнике Поиски героя. Стихи 1923–1926 (1927), и произведения прозаические, вошедшие в книгу рассказов Рискованный человек (1927). Изменениям, происходящим в Средней Азии, посвящен стихотворный цикл Юрга (1930), о Туркмении повествуется в книге очерков Кочевники (1930). Тихонов превосходно знает, о чем пишет: неутомимый путешественник, альпинист, он исходил и объехал весь Советский Союз, впоследствии много бывал за границей. Особые связи соединяли поэта с грузинскими литераторами, людям и природе Кавказа посвящен сборник Стихи о Кахетии (1935). Многие сотни поэтических строк, написанных поэтами Грузии, Тихонов перевел на русский язык (он переводил также стихи поэтов СССР и зарубежных авторов). В 1935 принимал участие в парижском Конгрессе в защиту прогресса и мира, отразив впечатления от поездки по Западной Европе в сборнике стихотворений Тень друга (1936).

Человек смелый и верный товариществу, Тихонов не боялся вступаться за репрессированных литераторов, ходатайствовал за Н.А.Заболоцкого, и сам фигурировал в деле о контрреволюционной группе ленинградских писателей. От ареста его спасла советско-финляндская война 1939–1940, когда Тихонов руководил работой писателей при газете «На страже Родины».

В период Великой Отечественной войны, во время ленинградской блокады, поэт находился в осажденном городе, работал как журналист, выступал по радио, возглавлял группу писателей при Политуправлении Ленинградского фронта. Произведения этого периода – поэма Киров с нами (1941), книга стихов Огненный год, Ленинградские рассказы, очерки Ленинград принимает бой (все 1942) – были горячо приняты читателями, получили высокую оценку.

В 1944, назначенный председателем правления Союза писателей СССР, Тихонов переезжает в Москву. Однако уже в 1946, после выхода постановления ЦК о журналах «Звезда» и «Ленинград», где ему также посвящено несколько очень резких строк, был снят с этого поста. В целом его жизнь складывалась вполне благополучно. Его книги регулярно издавались и переиздавались, среди них сборник стихов Грузинская весна (1948), сборник стихов Два потока (1951), сборник мемуарных новелл Двойная радуга (1964), сборник повестей и рассказов Шесть колонн (1968). Тихонов занимал высокие должности и руководящие посты: секретарь Союза писателей СССР (с 1944), депутат Верховного совета СССР (с 1946), председатель Советского комитета защиты мира (1949–1979), член Всемирного Совета Мира. За общественную деятельность был награжден многочисленными премиями, в том числе индийской премией Дж.Неру.

Необычайно талантливый литератор, став литературным чиновником, завсегдатаем президиумов, Тихонов со временем утратил себя как поэт – утонув в потоках пустословия и риторики, поблекли его стихи. Однако влияние его творчества на советскую литературу бесспорно. Один из самых начитанных русских писателей, владелец уникальной, погибшей в пожаре библиотеки, где были собраны изданные на нескольких языках книги по восточной мистике и философии, он был также непревзойденным устным рассказчиком. Писавшиеся незадолго до смерти стихотворения, объединенные в цикл Песни каждого дня, своего рода стихотворный дневник, отличаются простотой и естественностью интонации.