Упражнения на развитие слоговой структуры слова. Методика работы над понятием слог и обучение первоклассников правилам слогоделения

Коррекционный этап

Работа над гласными

Упражнение 1.

А – У У – А – И Э –У – А – И

У – Э А – Ы – О У – А –Ы –О

О – У О –У – А Э – О – У –А

Упражнение 2.

громко (тише, совсем тихо);

быстро (медленно).

Упражнение 3.

сосчитать количество звуков;

отстучать звуки молча;

Работа над слогами

Упражнение 1.

с общими согласными:

МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;

с общими гласными:

БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;

обратные:

АН – ЫН – ОН – ЭН – УН

ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;

МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК

КАП – ПАП ПЫХ – ТЫХ

ТУК – МУК БОК – ВОК;

БА – БЯ АП – ЭЛЬ

ВУ – ВЮ УФ – УФЬ

МО – МЁ ЕН – ЕНЬ

Упражнение 2.

сосчитать количество слогов;

наращивание слогов;

Повторение ритмических рисунков за взрослым отстукивание, отхлопывание, притоптывание.

Коррекционный этап

Работа над гласными

Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

Упражнение 1.

Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:

А – И А – И – О У – А – И – О

А – У У – А – И Э –У – А – И

И – О И – О – Ы А – И – О – Ы

Ы – А Э – У – А И – Э – У – А

У – Э А – Ы – О У – А –Ы –О

А – О И – Ы – Э О – И – Ы – Э

О – У О –У – А Э – О – У –А

Упражнение 2.

Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:

на одном выдохе, при этом плавно;

громко (тише, совсем тихо);

чередуя громкость в пределах одного ряда;

со сменой высоты голоса (от лица разных членов семьи);

быстро (медленно).

Упражнение 3.

Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребёнку предлагается:

сосчитать количество звуков;

показать то же количество пальцев, сколько звуков;

отстучать звуки молча;

встать, когда прозвучит ряд из трёх звуков;

назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;

придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано;

узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

повторить звуки в обратном порядке.

Работа над слогами

Упражнение 1.

Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги:

с общими согласными:

МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;

с общими гласными:

БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;

обратные:

АН – ЫН – ОН – ЭН – УН

ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;

закрытые слоги, их ряды и пары:

МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК

КАП – ПАП ПЫХ – ТЫХ

ТУК – МУК БОК – ВОК;

прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными:

БА – БЯ АП – ЭЛЬ

ВУ – ВЮ УФ – УФЬ

МО – МЁ ЕН – ЕНЬ

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:

сосчитать количество слогов;

выложить палочки по количеству слогов;

сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;

определить одинаковый звук в ряду;

придумать слоги с одинаковыми гласными (согласным);

придумать и («загадать») слоги с данным согласным;

повторить ряд слогов в обратном порядке;

повторить только первый и последний слог ряда;

произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), разными по высоте, быстро (медленно);

выделить ударный слог (отражённо);

назвать первый (второй, третий) звук слога;

составить слог из заданных звуков (К), (П), (А), чтобы в середине был гласный;

сравнить два слога: МА – АМ, УТ – КУТ, КОП – ПОК, ВЫН – ПЫН.

наращивание слогов;

уменьшение количества слогов;

Фонетический этап обучения грамоте начинается с введения понятия "слог". В лингвистике это понятие трактуется но-разному: "Слог - минимальная единица речевого потока: гласный звук (слогообразующий элемент) или сочетание гласного с одним или несколькими согласными звуками. Слог не соотносится со значимыми единицами языка (словами, морфемами), это фонетическая языковая единица. С точки зрения артикуляции - это минимальная произносительная единица. С акустической точки зрения - это звуковая волна с нарастанием и ослаблением звучности, вершиной этой волны является гласный звук". В методической науке понятие "слог" трактуется с точки зрения его практического использования как совокупность звуков, произносимых на одном выдохе.

Усвоение этого понятия оказывает влияние на весь процесс обучения чтению и письму: во-первых, ребенок учится читать по слогам; во-вторых, осваивает деление слов на слоги; в-третьих, при письме для самоконтроля диктует себе по слогам, а позже - соотносит собственное слогоделение с известными правилами переноса слов. Попутно заметим: слогораздел -явление фонетическое, объективно существующее в языке. Деление слов на слоги для переноса - условное правило письма. Смешивать два этих процесса при обучении русскому языку не следует.

Для предупреждения неверных профессиональных действий, связанных с обучением школьников фонетическому слогоделению, учителям дан такой методический совет: "Не следует навязывать детям какой-либо единственно верный способ слогоделения. Даже в лингвистических трудах существуют разные точки зрения па природу слогоделения. Поэтому учитель должен признавать верными равнодопустимые варианты: пал-ка и па-лка. Но, разумеется, недопустимы прямые ошибки слогоделения: ку-ст или око-шко. И ни в коем случае нельзя подменять естественные способы членения слова на слоги правилами переноса или морфемного членения слова".

В период обучения грамоте целесообразно определять слог как естественную произносительную единицу речи, часть слова, произносимую на одном выдохе (одном толчке воздуха). Этот опознавательный признак слога до ориентировки на его звуковой состав позволяет подвести первоклассников к выводу: чтобы разделить слово на слоги, надо произнести его быстро, резко, так, чтобы на одном выдохе прозвучала одна часть. Такое произношение близко к скандированию: слово "само распадается" на "кусочки" - слоги, поэтому этот произносительный прием вводится как способ действия ученика при делении слова на слоги. В букварях слог обозначается по-разному, в зависимости от принятой системы условных обозначений: иии или_|_|_.



Фрагмент урока

Известно ли вам, что болельщики на стадионе изучают русский язык? Не верите? А что кричат болельщики, чтобы поддержать любимую команду? (Дети называют возможные слова: или название команды, или Шайбу] Или Молодиы и др.)

Давайте на время станем болельщиками, продолжает учитель, - и прокричим некоторые слова поддержки. Но только будем наблюдать, как произносятся слова: целиком или как-то иначе. (Дети скандируют слова по заданию учителя: У-ра , у-ра, у-ра! Да-вай , да-вай, да-вай! Фи-ниш, фи-ниш, фи-ниш и др.)

Что произошло со словами? (Они распались на кусочки.)

Болельщики помогли нам узнать, что слова делятся на части. Каждая часть - это слог. Повторите это новое слово. Как же нужно произнести слово, чтобы разделить его на слоги? (Прокричать, как болельщики.)

Давайте покажем на схеме количество слогов в слове | или ии.

Из представленного фрагмента урока сделаем методические выводы.

1. Для того чтобы слово "распалось" на кусочки-слоги, его необходимо два-три раза произнести особым образом - проскандировать. Скандированное произношение - это тот способ действия, которым должны овладеть учащиеся для деления слова на слоги, поэтому произносить слово и наблюдать (слушать) за его изменениями дети должны сами.

2. В центре внимания учителя должен находиться процесс освоения детьми способа действия, поэтому в течение всего периода обучения он не должен меняться: если надо разделить слово на слоги, следует его проскандировать.

Понятие "ударение". Ударение связывается с более длительным и громким произнесением одного из слогов, а в нем - гласного звука. Именно этот опознавательный признак отражен в определении ударения как лингвистического понятия. "Ударение - способ организации фонетически целостного отрезка речи. Словесное ударение - это выделение одного из слогов слова фонетическими средствами (увеличением длительности гласного, а также силой звука; на письме выделяется надстрочным знаком """. Ударение играет важную роль в звуковой организации слова, обладая смыслоразличительной и форморазличительной функциями (ср.: запах (аромат) - запах (вид застежки); побеги (им. сущ. во ми. ч.) - побеги (гл. в повел, накл.) . Кроме того, русское ударение обладает подвижностью и может перемещаться с одной морфемы на другую в процессе словоизменения и словообразования (трава - травы - травы - травинка - травяной). Эта функция ударения помогает в решении орфографических задач. Кроме того, изучение свойств русского ударения направлено на закрепление в речи детей, в том числе и первоклассников, орфоэпической нормы. Важность овладения первоклассниками ударением как фонетическим понятием трудно переоценить.

Для определения места ударения слово должно быть произнесено целиком, без элементов скандирования. В практике рекомендуется прием произнесения слова с интонацией удивления или вопроса: удобно использовать модель "Это_?" Приведем пример знакомства с этим способом действия.

Фрагмент урока

Составим слоговые схемы имен главных героев сказки "Приключения Буратино", - говорит учитель и вывешивает на доску "портреты" Мальвины, пуделя Артемона и Тортиллы. С помощью приема хорового скандирования дети выполняют задание. На доске появляются слоговые схемы:_|_|_,_|_|_,_| |

Что интересного заметили? - продолжает учитель беседу. (Во всех словах три слога.)

Как же нам теперь узнать, где чье имя? (Дети в затруднении.)

Я знаю один волшебный вопрос, с помощью которого мы сможем это узнать. Послушайте: Это МальвИна? Это ТортИлла? Это Артем Он? - произносит учитель с выделением голосом места ударения в каждом слове. - Вы заметили, что один слог я произносила громче, чем другие, будто ударяла по нему голосом? Покажем этот слог специальным значком (").

В процессе дальнейшей коллективной работы слоговые схемы дополняются знаком ударения, а беседа заканчивается необходимыми обобщениями и выводами.

Какой знак помог нам различить слови с одинаковым количеством слогов? Как надо произнести слово, чтобы определить в нем ударение? Что нового мы узнали о слове?

Усвоение такого произносительного приема в качестве способа действия позволяет ученику определить место ударения в слове и при самостоятельной работе, когда следует использовать шепотное произношение; вопросительная интонация сохраняется. С этого момента обучения к характеристике слога добавляется указание на его ударность.

Знакомство со звуками речи целесообразно начать с установления различия между звуками, которые окружают ребенка (школьный звонок, сигнал автомобиля, шум дождя, голоса птиц и т.д.), и звуками речи человека, из которых складываются слова устной речи. Эти звуки возникают при работе органов речи - языка, губ, зубов, голосовых связок. Па этом этапе уместно проведение фонетического эксперимента, когда ученики по заданию учителя наблюдают, как при произнесении различных звуков по-разному движутся губы, язык и т.д. В это время весьма эффективными помощниками учителя станут фонетические игры и игровые упражнения со звуками и словами, обеспечивающие ученикам естественные речевые действия, а не знания из области фонетики. Заметим, что фонетика предоставляет богатые возможности для применения игры. Это отметил известный русский методист А. М. Пешковский: "Нигде игра не сливается так близко с делом и трудом, как в... фонетике. Нигде... эта игра не превращается с такой легкостью в серьезное, развивающее мыслительный аппарат дело, как в фонетике".

Основным способом действия, который следует освоить первоклассникам для вычленения последовательности звуков в слове и определения их качества, становится протяжное произнесение каждого звука или его многократное повторение в том случае, если звук по своим акустическим характеристикам не тянется. Этим произносительным приемом школьники не владеют, поэтому образец такого "выговаривания" каждого звука демонстрирует учитель. Способ вычленения звуков из слова обоснован и подробно описан Д. Б. Элькониным: "Для анализа слова мама ребенок должен произнести его 4 раза, каждый раз выделяя голосом следующий звук: ММММама, мАЛЛАма, маММММа, мамАААА" . При этом каждый выделенный звук обозначается принятым условным знаком - сначала это Ц а по мере освоения характеристик звука (гласный (согласный), твердый (мягкий), глухой (звонкий)) добавляются и соответствующие обозначения.

Звуки речи трактуются как "кратчайшие, далее не делимые элементы произносимой речи, которые образуются при прохождении выдыхаемой воздушной струи через ротовую полость. При отсутствии преграды образуются звуки речи, состоящие только из голоса, - гласные; при наличии преграды в виде сомкнутых органов или узкой щели образуются звуки речи, состоящие из шума или шума и голоса, - согласные".

Гласные и согласные звуки целесообразно рассматривать одновременно, так как их акустические особенности ярче проявляются в сопоставлении. В качестве опознавательных признаков согласных и гласных звуков выступает наличие или отсутствие, во-первых, преграды для выдыхаемого воздуха при произнесении и, во-вторых, смыкательных и размыкательных действий речевого аппарата. "С позиций артикуляции речь представляет последовательность смыкательно-размыкательных движений: произносим согласный - артикуляция смыкания, произносим гласный - артикуляция размыкания". Распространенное объяснение различия гласных и согласных звуков, связанное с тем, что гласные звуки можно петь и тянуть, а согласные - нельзя, оказывается несостоятельным: многие согласные звуки можно тянуть. Гласные звуки можно назвать ртораскрывателями (термин М. В. Панова): чем громче их произносят, тем шире надо раскрыть рот; гласные звуки можно кричать. А согласные звуки - ртосмыкатели: чем громче их произносят, тем плотнее смыкаются губы; эти звуки кричать невозможно. Гласными звуки называются потому, что они всегда произносятся с голосом (голос - глас), а согласные звуки в русской речи перемежаются с гласными (со-гласные).

Для обозначения гласных звуков используют значок [о]: выдыхаемый воздух проходит свободно, "сквозь трубочку". Для обозначения согласных звуков до введения обозначений мягкости (твердости) остается

При рассмотрении особенностей гласных звуков следует организовать работу, из которой первоклассники сделают вывод: в слоге может быть только один гласный звук, который принимает или не принимает на себя ударение. В связи с этим к гласному звуку добавляется характеристика ударность (безударность). Для дальнейшего обучения русскому языку умение устанавливать место ударения в слове, определять ударные и безударные гласные в нем трудно переоценить, так как правило обозначения на письме безударных гласных в слове - наиболее частотная орфограмма русского правописания.

Характеристика твердых и мягких согласных звуков строится на сравнении их произношения. Эти различия особенно ярко выявляются при работе с парными по твердости (мягкости) согласными. Для вычленения таких звуков подбираются слова с парными по твердости (мягкости) согласными в сильной позиции (в начале или в конце слова), например [кошка - [к"иска. Приведем пример беседы.

Фрагмент урока

Каждое утро, - начинает беседу учитель, - хозяйку встречали во дворе корова и котенок. Корова приветствовала хозяйку грубым, твердым голосом: "Ммммммуууууу!", а котенок - тоненьким, мягким голоском: "Ммммммяу!" Каждый "говорил" по-своему. Давайте выделим первый звук, который произносила корова, м понаблюдаем за его произношением: МММММММ. (Дети повторяют вслед за учителем.) Какой это звук? (Согласный.) Какой голос у коровы? (Грубый, твердый.) Вот и первый звук такой же - твердый согласный. Выделите первый звук, который произносил котенок. (М"М"М"М"). Какой это звук? (Согласный.) Какой голосок у котенка? (Тоненький, мягкий.) И первый звук такой же: мягкий согласный. Произнесите твердый согласный (М). Обозначим его [^]. А теперь произнесите мягкий согласный (М"). Обозначим его [=].

А теперь потренируемся различать твердые и мягкие согласные звуки.

Чтобы различать мягкие и твердые согласные звуки, школьникам необходимо научиться их сопоставлять, произнося парами. В процессе такой работы постепенно дети узнают, что не все согласные звуки русского языка имеют пару по твердости (мягкости).

Учителю, работающему в классе с многонациональным составом учащихся, следует учесть, что не во всех языках согласные звуки могут дифференцироваться по твердости (мягкости), поэтому для некоторых детей, изучающих русский язык, этот аспект обучения грамоте будет представлять определенную проблему.

Формирование у учащихся умения различать мягкие и твердые согласные звуки, понимать их смыслоразличительную роль - необходимый компонент не только фонетической работы, но и пропедевтики освоения русского правописания.

Опознавательные признаки глухих и звонких согласных связаны со способом их образования (произношения). Звонкие согласные образуются вибрацией голосовых связок. При произнесении согласных глухих участвует только шум, голосовые связки спокойны. Наблюдение за работой голосовых связок - способ действия для определения качества согласных звуков. Традиционный прием, который существует в практике обучения для различения глухих и звонких согласных звуков в момент их произнесения - положение ладоней школьника на месте нахождения голосовых связок или на ушах.

Система действий, которыми овладевают первоклассники при освоении фонетических понятий, обеспечивает становление у школьников комплекса фонетических умений. В процессе дальнейшего изучения русского языка эти умения необходимо развивать. Именно сформированность фонетических умений во многом определит успешность освоения младшими школьниками правописания.

Комплекс упражнений, направленный на развитие слоговой структуры слова

Чтобы работа над слоговой структурой слова была наиболее успешной, предлагаю начать с развития пространственных, динамических и ритмических факторов психической деятельности.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации:

Упражнение 1. Ребенок сидит на стуле, глаза открыты либо закрыты.

Взрослый звенит в колокольчик, держит его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева. Нужно правильно сказать, где звенит (справа, слева, наверху, внизу, впереди, сзади).

Упражнение 2. Ребенок перемещается в пространстве по словесной инструкции взрослого (Робот идет вперед…… стоп. Направо….стоп. Вниз (под стол)….стоп).

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации:

Упражнение 3. Ребенок самостоятельно показывает: левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое ухо и т.д.

Упражнение 4. Ребенок выполняет ""перекрестные"" движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, средним пальцем правой руки левое плечо и т.д.

Упражнение 5. Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону, правая рука на пояс и т.д.

Упражнение 6. Взрослый просит ребенка выполнить называемые движения без показа образца. Команды берутся из упражнения 5.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве (на листе бумаги):

Упражнение 7. Взрослый предлагает ребенку следующие задания: ""Поставь вверху листа точку (вниз палочку), нарисуй справа крестик, проведи в нижнем левом углу волну (в нижнем правом углу прямую линию) и т.д.

Упражнение 8. От поставленной на листе точки, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию по команде взрослого: ""Едем направо…..стоп, вверх…..стоп, налево…..стоп, вверх….стоп и т.д.""

Упражнение 9. Графический диктант. Ребенку предлагается нарисовать: крест справа от палочки, точку слева от крючка, овал под треугольником, квадрат в круге и т.д.

Упражнение 10. Ребенок должен продолжить ряд.

XX / XX / XX /

…. “ …. “ …. “ ….

О! + О! + О! +

Упражнение 11. От ребенка требуется найти лишнюю фигуру среди подобных, но перевернутых в пространстве.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации:

Упражнение 12. Графический диктант. Для графического диктанта предлагаются следующие задания: ""Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок; на дереве нарисуй сначала листик, потом дупло, в конце гнездо и т.д.""

Упражнение13. Взрослый прерывает выполнение действий ребенка и задает вопросы: ""Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом?""

Упражнение 14. Упражнение состоит в раскладывании ребенком картинок по темам "" Времена года"", "" Части суток"". В заключение взрослый и ребенок обсуждают последовательность картинок.

Упражнение 15. Взрослый и ребенок беседуют по теме "" Вчера - сегодня - завтра"".

Упражнение 16. Переходим к работе с речевым материалом. Взрослый дает ребенку задание:

  1. Послушать слова: мак, суп, дым. Сосчитать. Назвать второе слово, первое, третье.
  2. Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений:

Упражнение 17. Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после визуального предъявления инструкции логопедом.

  1. Артикуляционные упражнения: открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки; язык за правую щеку, губы трубочкой; втянуть щеки, пощелкать языком, подуть и т.д.

2. Упражнения для рук: большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего; класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью; "" кулак на столе"" поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец и т.д.

После отработки данных упражнений можно переходить непосредственно к преодолению нарушений слоговой структуры слов.

В логопедической работе с детьми часто на первый план выдвигается преодоление недостатков звукопроизношения и недооценивается значение развития слоговой структуры слова. Затруднения в произношении отдельных звуков, а также акцентирование внимания на их преодолении ведет к тому, что звук, а не слог становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой патологии (полиморфная дислалия, дизартрия, алалия, детская афазия, ринолалия). Особое значение в работе над слоговой структурой слова я отвожу ""включению в работу"" помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.

Уровень гласных звуков

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных звуков обеспечивают правильную передачу слогового образа слова, а также предупреждают замещение и перестановку слогов в слове. На этапе овладения артикуляционной гимнастикой следует приучить детей к ряду ручных поз, соответствующих гласным звукам (рис.2-7).

Так, традиционное упражнение ""Окошко"" (звук [а]) сопровождается показом открытой ладони, обращенной на ребенка (рис.2).

Поза ""Трубочка"" (напоминает артикуляцию звука [у]) - пальцы сближены ""в щепотку"", но не сомкнуты, и вытянуты к ребенку (рис. 3).

Поза ""Хоботок"" (губы как при звуке [о]) - аналогично, но пальцы расположены шире (рис.4).

Поза ""Заборчик"" (звук [и]) - ладонь в кулак пальцами к ребенку, большой палец прижат, ногти видны (ассоциация с зубами) (рис.5).

Дополнительно вводятся позы для звуков [ы] и [э].

Поза для звука [ы] - аналогична [и], но запястье сильнее продвинуто к ребенку (ассоциация с выдвинутой вперед нижней челюстью) (рис.6).

Поза для звука [э] - округленная ладонь, как будто сжимающая мячик (рис.7).

Двойные звуки букв ""е"", ""ё"", ""ю"", ""я"", также обозначаются мануально, двумя последовательными позами.

""е"" = [j]+[э] - сжатый кулак пальцами к ребенку, большой палец в сторону, ногти видны [j] (рис.8) + поза звука [э] (рис.7)

""ё"" = [j] (рис.8) + поза звука [о] (рис.4);

""ю"" = [j] (рис.8) + поза звука [у] (рис.3);

""я"" = [j] (рис.8) + поза звука [а] (рис.2).

При выполнении поз предплечье располагается вертикально или под небольшим углом.

Подобное ручное сопровождение во время артикуляционной гимнастики показывает объем позы (""окошко""), подчеркивает контрастность (""заборчик - трубочка"", ""трубочка - хоботок"").

Впоследствии, при работе над слоговой структурой слов, чередование поз гласных облегчает ребенку переключение со слога на слог, предотвращает их пропуски и замены.

Детям предлагаются следующие упражнения:

Упражнение1. Ребенок повторяет пары, тройки и большее количество звуков от более контрастных к менее контрастным:

  • в сопровождении ручных символов;
  • без них;
  • без зрительной опоры.
  • Предлагаются слоги:

А - И

А - У

И - О

А - И - О

У - А - И

И - О - Ы

У - А - И - О

Э - У - А - И и т.д.

Упражнение 2. Тренировка высоты, громкости, силы голоса и темпа произношения. Ребенок произносит ряд гласных:

На одном выдохе, при этом плавно (либо отрывисто);

Громко (тише, совсем тихо);

Чередуя громкость в пределах одного ряда;

Быстро (либо медленно).

Упражнение 3. Для закрепления работы над гласными ребенку предлагается:

  • произнести звук столько раз, сколько точек на кубике;
  • произнести звук столько раз, сколько раз логопед хлопнет в ладоши;
  • придумать столько звуков, сколько звездочек нарисовано;
  • пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктант): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
  • те же задания с выделением ударного звука: А УА; АУ А, АУА ;
  • угадать, символ какого гласного показывает рукой логопед или другой ребенок;
  • загадать ряд звуков и изобразить ручными символами;
  • узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их голосом;
  • повторить звуки в обратном порядке;

логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А - АА, АА -А, А АА, АА А

Уровень слогов

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

Составление всех возможных слогов из предложенных букв (""Кто больше?"");

  • Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо - один слог);
  • Упражнение с пальцами ""Пальчики здороваются"" (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произнести один слог);
  • Сосчитать, сколько слогов произнес логопед (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
  • Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
  • Наращивание слогов (""Скажи на один слог больше, чем я""): са-со….;
  • Уменьшение количества слогов (""Скажи на один слог меньше, чем я""): са-со-су-сы;
  • Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются тем же пальцем: са-со-со, со-са-со;
  • Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со, со-са-со,са-со-со, са-са-со, со-со-са;
  • Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
  • ""Скажи наоборот"" (игра с мячом): са-ас, тса - аст;
  • ""Кто быстрее?"": в таблице записаны слоги, ребенок должен быстро найти и прочитать названный логопедом слог;
  • Запись слогов различных типов под диктовку;
  • Запись цепочек слогов различной длины с подчеркиванием гласных или согласных, твердых или мягких согласных, звонких или глухих согласных; выполнение звуко-слогового анализа цепочки слогов (в зависимости от коррекционной задачи)

Уровень слова

Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е.С.Большаковой в пособии ""Работа логопеда с дошкольниками""". Автор предлагает следующие упражнения:

Упражнения на различение длинных и коротких слов:

Упражнение1. У ребенка фишки, перед ним на столе - длинная и короткая полоска бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.

Упражнение2. Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.

Упражнения на отраженное скандированное повторение слов изучаемого типа

Упражнение3. Тренировка умения делать паузу между слогами. После того как логопед называет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряженно (БУ….СЫ, НЕ…..БО, ЛЮ…..ДИ).

Упражнение4. Звуковой анализ и синтез.

  1. Подсчет слогов.
  2. Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.
  3. Выбор подходящей схемы слова.
  4. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).

Данный вид работы особенно важен при изучении слов со стечениями согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Предлагается следующий порядок освоения:

  1. двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игра, очки), затем - слова, начинающиеся на согласный (пятка, ногти), после этого - слова с двумя стечениями согласных (ласточка, листочки);
  2. стечение в конце слова (кость, мост);
  3. стечение в начале слова (слон, стол);
  4. односложные слова с двумя стечениями (столб, хвост);
  5. многосложные слова со стечениями (библиотека).

Упражнение5. Изолированное проговаривание слов ""Идем по лесенке"". Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке - остановка.

Упражнение6. Вариант игры """Идем по лесенке"". Проговаривание серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: СУП - ДЫМ, ГУСЬ - КОТ, ДУШ - ЛОСЬ - МЫШЬ.

Упражнение 7. Повторение рядов слов, близких по звуковому составу:

  • отличающихся гласными звуками: СУК - СОК
  • отличающихся согласными звуками: СУК - СУП
  • отличающихся согласным звуком и местом ударения: ВОДА - СОДА.

Упражнения на повторение с выделением ударного слога.

Упражнение 8. Выкладываются две картинки. Их название содержит одинаковое количество слогов, но отличаются позицией ударного слога (Дыня - воДА). Логопед молча отхлопывает слова с акцентами на ударных слогах. Ребенок угадывает задуманные слова.

Упражнение 9 . Называние слов, похожих по звуковому составу, но различающихся местом ударного слога (ЗАмок - заМОК).

Упражнения с перестановкой слогов.

Упражнение 10. Логопед произносит слово, состоящее из двух слогов. Нужно поменять их местами и назвать получившееся слово (ЖИ -ЛЫ - ЛЫЖИ, КИ-РА - РАКИ).

Упражнение 11. Логопед произносит три слога. Дети должны составить из них слово (КУ-КИ-БИ - КУБИКИ, СА-ГИ-ПО - САПОГИ).

Упражнение на оценку нормативности.

Упражнение 12. Логопед читает слова, дети поднимают зеленый флажок, если слово звучит правильно, и красный, если неверно. Упражнение проводится с опорой на картинки (ПАВУК, ВУТКА, КОХЕ).

Упражнения на переход к слитному произнесению.

Упражнение13. Логопед называет слово послогами, а дети угадывают слово (КА….ПУС…..ТА - КАПУСТА).

Упражнение14. Логопед произносит первый слог какого-либо слова. Дети догадываются какое слово прозвучало (ВЕД- - ВЕДРО, КУХ- - КУХНЯ).

Упражнение15. Логопед говорит окончание слова, отхлопывая его по слогам. Ребенок добавляет первый слог и называет слово целиком (-РЕВО….. - ДЕ! ДЕРЕВО).

Упражнение16. Логопед называет слово, делая хлопок вместо второго слога (или любого среднего слога). Ребенок добавляет слог и называет слово целиком (КО - ! - БОК - ЛО! КОЛОБОК) .

Упражнение17. Логопед загадывает слово и выставляет на наборном полотне столько фишек, сколько в нем слогов. Затем логопед называет первый слог: КА. Дети отгадывают задуманное слово, опираясь на количество фишек (КА - БИНЕТ, КА - ЛИНА, КА - РЕТА).

Упражнение18. Слоговой анализ и синтез.

  1. Из предложенных картинок назвать те, в которых есть заданный слог (например, МА): малина, томаты, эскимо, макака, муравей, помада.
  2. Положить картинки в таком порядке, чтобы последний слог предыдущего слова и первый слог последующего слова были одинаковыми (СОВА, ВАТА).
  3. Логопед называет слово, вставляя между слогами слово ""потом"" (""дальше"", ""затем""). Ребенок составляет слово (ПА, потом УК - ПАУК).

После отработки слов различной слоговой структуры на уровне слова необходимо отработать их на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.

Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание должно проводиться с опорой на предметные картинки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопрос по картинке. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью:

Игра “Поезд”

Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут

А круглые колесики все тук, да тук, да тук.

(Дети встают друг за другом и имитируют движение поезда).

Игра “Гуси”

Гуси - гуси!

Га-га-га!

Пить хотите?

Да-да-да!

Гуси - гуси, вот вода!

Га -га -га! Га- га -га!

Так бегите все сюда!

(Дети бегут к водящему)

Игра “Лиса и гуси”

Гуси, гуси, я вас съем!

Подожди, лиса, не кушай!

Нашу песенку послушай:

Га -га -га! Га- га -га!

Надоело слушать вас!

Всех я съем сейчас!

(""Гуси"" разбегаются, ""лиса"" ловит).

Все вышеприведенные упражнения направлены на то, чтобы максимально приблизить уровень произношения детьми слов к норме.

Понятие “словесное ударение” относится к числу фундаментальных понятий программного курса русского языка. Овладение его содержанием необходимо как для выработки навыка грамотного письма, так и для воспитания произносительно-слуховой культуры младших школьников.

В работе над ударением можно выделить три направления:

  1. формирование у учащихся представления о словесном ударении и его роли в русском языке,
  2. ознакомление детей с основными свойствами словесного ударения – разноместностью и подвижностью,
  3. формирование у школьников умения находить и выделять в слове ударный слог.

Характеристика каждого направления.

1) Дети, поступающие в 1 класс практически владеют ударением. В школе начинается довольно медленный процесс осознания понятия “ударение”. Программа по русскому языку предполагает знакомство учащихся с терминами: “ударение”, “ударный и безударный слог”, “ударные и безударные гласные” и знаком ударения на уроках подготовительного периода обучения грамоте.

При освоении понятия “ударение” важно сформировать в сознании школьников ассоциативную цепочку: ударение – ударный слог – ударный гласный.

Сначала устанавливается связь: ударение – ударный слог, затем: ударный слог – ударный гласный звук.

Итогом первичного знакомства становится вывод: “Один слог в слове выделяется “ударом”, т.е. особым произношением. Такой слог называется ударным. Гласный звук, образующий ударный слог, называют ударным гласным звуком.

В период обучения грамоте начинается знакомство с важнейшей функцией ударения – смыслообразовательной .

Школьники учатся разграничивать различающиеся ударением разные слова:

Разграничение лексических омографов более доступно для понимания учащихся начальных классов, чем грамматических, поэтому на ранних этапах над смыслоразличительной функцией ударения необходимо организовывать наблюдения над парами слов типа:

В дальнейшем – дифференцировать разные грамматические значения форм одного слова:

Знакомя детей с ударением как средством разграничения грамматических форм, важно обратить внимание на то, что ударение способно отличать не только отдельные, но и все формы, например формы единственного и множественного числа, имен, существительных:

В процессе работы хорошо использовать на уроке игровые приёмы. Можно использовать миниатюру “Ударение” Подгорецкой И.М.
Работу над ударением, наблюдения над ударением позволяют проводить и уроки чтения.
Большие возможности для такой работы даёт материал раздела “Устное народное творчество”:

Сопоставление пар слов:

помогает детям понять особую стилистическую окраску народнопоэтических вариантов, в отличие от литературных.

При чтении произведений русских писателей и поэтов XIX в. Можно осуществлять сравнение современных и устаревших вариантов слов. Например, чтение басен И.А. Крылова.

Целесообразно остановить внимание школьников на несовременном произношении отдельных слов:

Таким образом, в поисках ответа на вопрос: “Какую роль играет ударение?” – младшие школьники получают представление о многофункциональности словесного ударения в русском языке.

2) В русском языке ударение разноместное или свободное, то есть не закреплённое ни за определённым по счёту слогом, ни за определённой морфемой (приставкой, корнем, суффиксом, окончанием).

Свойство разноместности осваивается младшими школьниками сначала в плане соотнесения ударения со слоговым контуром слова, затем – в связи с изучением морфемной структуры слова.

Более последовательно в начальных классах ведётся работа над соотнесением ударения со слоговым составом слова. В ходе выполнения разнообразных заданий ученики осваивают ритмические модели слов: двухсложных, трёхсложных.

Если для упражнений над ритмическими моделями подбирать в основном изолированные слова, то это приводит к монотонности в работе. А использование связных текстов способствует усилению интереса к работе. Дидактический материал должен содержать разные по структуре ритмические модели слов.

3) В русском языке ударный слог выделяется несколькими фонетическими средствами одновременно:

а) ударный слог произносится с большой силой. Приём быстрого и многократного произнесения слова с выкрикиванием ударного слога. Можно произносить и шёпотом.
б) выделение ударного слога с большей долготой и длительностью.

  • Приём недостаточно надёжен на ранних этапах формирования умения определять ударный слог (дети начинают тянуть все слоги). Следует сочетать с приёмом искусственного изменения места ударения в слове (не протягивать).
  • Отбивание, простукивание, прохлопывание ударного слога в слове.

Наиболее приемлемо различное чередование всех известных приёмов в процессе формирования умения находить и выделять в слове ударный слог.

Предполагает воздействие на все компоненты речевой системы.

Комплексная система логопедического воздействия включает:

развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация звуков);

развитие фонематического слуха, формирование навыков фонематического восприятия;

работа над слоговой структурой слова;

расширение и обогащение словаря (активного и пассивного);

развитие грамматического строя речи;

формирование интонационно-выразительной стороны речи;

формирование связной речи;

воспитание самоконтроля за речью;

формирование практических умений и навыков пользования правильной речью.

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией осуществлялось через систему игровых упражнений. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребенка. Коррекционная работа проводилась на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. Можно выделить два этапа:

подготовительный; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка;

собственно коррекционная работа; цель – коррекция дефектов слоговой структуры слов у ребенка.

Подготовительный этап.

На этом этапе предлагаются игровые упражнения сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.

Работа на невербальном материале.

Игровые упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?)

Работа над ритмом (сначала над простым, а затем над сложным).Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Виды заданий:

Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике;

Сравнение ритмов: !-!!, !!-!!-;

Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;

Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;

Произвольное воспроизведения ритма ребенком с последующей записью ритмического рисунка символами;

Воспроизведение долгих звуков(дудка, губная гармошка – символ « – » и коротких«+» – барабан, бубен). Ритмический рисунок может быть следующим: –++, ++-+– и т. д.

Формирование общей координации движений под ритмическую музыку:

маршировка, легкий бег.

Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений(левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак- ребро, кулак- ребро-ладонь.

Упражнения на развитие координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.)

Графические упражнения на переключение (продолжи строчку): 0-0-0…;+=+=…

Работа на вербальном материале.

Игровые упражнения, направленные на формирование пространственно- временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко- слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.

Упражнения на развитие оптико-пространственной ориентации.

Упражнение 1.

Ребенок сидит на стуле, глаза закрыты. Взрослый звенит в колокольчик., держа его перед ребенком, за ним, над и под стулом, справа и слева.Нужно правильно сказать, где звенит колокольчик.

Упражнение 2.

Взрослый называет действие предмета или предмет. Ребенок отвечает, далеко это или близко.

(Карандаш лежит, пальмы растут, аквариум стоит, кукла лежит, мама работает и т. д.)

Упражнение 3.

Ребенок перемещается в пространстве по инструкции взрослого.

Робот идет вперед… стоп. Направо …стоп. Вниз …(под стол)… стоп. Влево…стоп и т. д.

Упражнения на развитие сомато-пространственной ориентации.

Упражнение1.

После показа взрослым ребенок повторяет движения, отвечая на вопросы.

Взрослый. Где находится сердце?

Ребенок. Слева.

Взрослый. Где у тебя темя?

Ребенок.Сверху.

Взрослый. Где у тебя спина?

Ребенок. Сзади.

Взрослый. Где живот?

Ребенок. Спереди.

Упражнение 2.

Ребенок самостоятельно показывает:левый мизинец, правый локоть, правый носок, левое запястье, левое бедро и т. д.

Упражнения 3.

Ребенок выполняет «перекрестные» движения, показывая: правой рукой левую щеку, левый бок правой рукой, левой рукой правый висок, мизинцем правой руки левый глаз и т. д.

Упражнения 3.

Взрослый молча выполняет движения, ребенок должен повторить той же рукой или ногой, избегая зеркальности: правая рука вверх, левая нога в сторону и т. д.

Упражнения 4

Взрослый просит выполнить называемые движения без показа образца.

Упражнения на развитие ориентации в двухмерном пространстве.

Упражнение 1.

Поставь вверху листа точку, внизу палочку, нарисуй справа крестик, слева птичку, проведи в левом нижнем углу волну и т. д.

Упражнение 2.

От поставленной на листе точки ребенок, без отрыва руки, ребенок должен рисовать линию под команды взрослого.

Едем направо, стоп, вверх, стоп, направо и т. д.

Упражнение 3

Ребенок должен продолжить ряд: хх\ хх\ хх\; …

Упражнение 4.

Копирование ребенком различных фигур от простых до более сложных.

Упражнение5.

Взрослый и ребенок рисуют план комнаты, указывая положение окон, дверей мебели.

Упражнения на развитие временно-пространственной ориентации.

Упражнение1.

Графический диктант. (Нарисуй сначала дом, потом человека, в конце цветок и т. д.)

Упражнение 2.

Задания: вначале попрыгай, потом сядь, в конце хлопни в ладоши и др.

Упражнение 3.

Взрослый прерывает выполнение действия ребенком и задает вопросы.

Что ты сделал раньше? Что ты делаешь сейчас? Что ты сделаешь потом7

Упражнение 4.

Раскладывание картинок по темам «Времена года», «Части суток».

Упражнение 5.

Взрослый и ребенок беседуют по теме «Вчера-сегодня-завтра».

Упражнение 6.

Переход к работе с речевым материалом. Взрослый задает ребенку задание.

Послушать предложения: Костер горит. Птица летит. Снег идет. Сосчитать. Назвать третье предложение, второе, первое.

Упражнения на развитие динамической и ритмической организации движений.

Удержание динамических программ. Упражнение состоит в многократном самостоятельном повторении ребенком действия после предъявления инструкции взрослым.

Артикуляционные упражнения.

Открыть рот, оскалить зубы, надуть щеки;

Язык за правую щеку, губы трубочкой, язык на нижней губе;

два раза щелкнуть языком, один раз подуть;

–втянуть щеки, пощелкать языком, один раз подуть;

Беззвучно артикулировать гласные (и-у-а);

Упражнения для рук.

–большим пальцем поочередно касаться указательного, мизинца, среднего;

Класть кисть руки на стол кулаком, ребром, ладонью;

Показать кольцо из пальцев, ладонь вертикальна, «ушки зайчика»;

Из и. п. «кулак на столе» поочередно показывать большой палец, мизинец, указательный палец;

3.Упражнения для тела:

Наклониться вправо, сесть на корточки, встать, хлопнуть в ладоши;

Помахать руками над головой, руки убрать за спину, прыгнуть на месте;

Топнуть ногой, руки к плечам, вниз, поднять голову, опустить.

Упражнение 7.

Повторение ритмических рисунков за взрослым –отстукивание, отхлопывание, притоптывание.

Коррекционный этап

Работа над гласными

Точное восприятие и чёткая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

Упражнение 1.

Ребёнок повторяет пары, тройки и большое количество звуков от более контрастных к менее контрастным. Предлагаются слоги:

А – И А – И – О У – А – И – О

А – У У – А – И Э –У – А – И

И – О И – О – Ы А – И – О – Ы

Ы – А Э – У – А И – Э – У – А

У – Э А – Ы – О У – А –Ы –О

А – О И – Ы – Э О – И – Ы – Э

О – У О –У – А Э – О – У –А

Упражнение 2.

на одном выдохе, при этом плавно;

громко (тише, совсем тихо);

чередуя громкость в пределах одного ряда;

быстро (медленно).

Упражнение 3.

Дополнительные задания. Для закрепления работы над гласными ребёнку предлагается:

показать то же количество пальцев, сколько звуков;

отстучать звуки молча;

встать, когда прозвучит ряд из трёх звуков;

назвать самостоятельно два (три, пять) гласных звука;

придумать столько звуков, сколько звёздочек нарисовано;

узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;

повторить звуки в обратном порядке.

Работа над слогами

Упражнение 1.

Упражнение состоит в повторении рядов, начиная с двух – трёх слогов. Берутся слоги:

с общими согласными:

МА – МО – МУ – МЫ – МЭ;

с общими гласными:

БУ – КУ – ВУ – НУ – ДУ;

обратные:

АН – ЫН – ОН – ЭН – УН

ОФ – ОП – ОХ – ОТ – ОМ;

закрытые слоги, их ряды и пары:

МАК – МОК – МУК – МЫК – МЭК

КАП – ПАП ПЫХ – ТЫХ

ТУК – МУК БОК – ВОК;

прямые и обратные слоги с твёрдыми и мягкими согласными:

БА – БЯ АП – ЭЛЬ

ВУ – ВЮ УФ – УФЬ

МО – МЁ ЕН – ЕНЬ

Упражнение 2.

Для закрепления работы над слогами ребёнку предлагается:

выложить палочки по количеству слогов;

сделать столько шагов, прыжков, сколько было слогов;

определить одинаковый звук в ряду;

придумать слоги с одинаковыми гласными (согласным);

придумать и («загадать») слоги с данным согласным;

повторить ряд слогов в обратном порядке;

повторить только первый и последний слог ряда;

произнести слоги плавно (отрывисто), громко (тихо), разными по высоте, быстро (медленно);

выделить ударный слог (отражённо);

назвать первый (второй, третий) звук слога;

составить слог из заданных звуков (К), (П), (А), чтобы в середине был гласный;

сравнить два слога: МА – АМ, УТ – КУТ, КОП – ПОК, ВЫН – ПЫН.

наращивание слогов;

уменьшение количества слогов;

отстукивание слоговых цепочек.

Работа над слогами со стечениями согласных.

Упражнение 1.

Предлагаются слоги:

открытые и закрытые:

кна-акн гна-агн

дмо-одм тмо-отм

пту-упт бму-убм

С оппозиционными согласными:

фта-фтя фта-вда

тко-тке тко-дго

кму-кмю кму-гму

Цепочки слогов:

мна-мно-мну-мны-мнэ

гва-гво-гву-гвы-гве

хва-хвы-хви-хве

Слоги со сменой позиции согласного:

мна – нма

ско – ксо

хту – тху