Войска фапси. Непонятная фапситуация

Непонятная ФАПСИтуация

11 марта 2003 года Владимир Путин упразднил Федеральное агентство правительственной связи и информации, функции которого поделили между собой Министерство обороны и ФСБ. Заодно президент реформировал и другие правительственные структуры силового блока. Так, он упразднил Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП), а функции Федеральной пограничной службы (ФПС)

передал в ведение Федеральной службы безопасности (ФСБ).

ФАПСИ упразднено как ведомство. В связи с этим возникает ряд вопросов, разрешение которых задает тот или иной сценарий развития отечественного рынка ИБ (информационной безопасности). Но перед этим - о том, чем, собственно, занималось агентство.

Что такое ФАПСИ

ФАПСИ было создано в соответствии с Указом Президента России от 24 декабря 1991 для решения двух основных задач:
- обеспечение функционирования, развития и информационной безопасности технологической основы системы управления государством в мирное и военное время;
- противодействие, в пределах своей компетенции, угрозам безопасности России в информационной сфере.

Исторически ФАПСИ, разумеется, является наследником КГБ СССР, в результате реорганизации которого было создано несколько самостоятельных спецслужб, в том числе и Федеральное агентство. ФАПСИ объединило некоторые технические и научно-исследовательские подразделения бывшего КГБ, а также ряд государственных организаций и предприятий, ведавших разработкой специальных телекоммуникаций, средств защиты информации, а также специальным и информационно-технологическим обеспечением органов государственной власти.

В последнее время ФАПСИ занималось такими вопросами, как электронно-цифровая подпись (см. статью Андрея Акопянца "ЭЦП - год в законе", "КТ" #482), защищенный документооборот, лицензирование производства и оборота криптографических средств.

Одна из приоритетных задач ФАПСИ - участие в противодействии угрозам информационной безопасности России, связанным с применением средств несанкционированного доступа к информации и выведения из строя электронных систем управления. Что касается криптографии, то здесь ФАПСИ являлось головной организацией по защите информации. Криптографические задачи наукоемки, и работы проводятся совместно с Российской Академией наук и Академией криптографии РФ. Под руководством ФАПСИ создавалась шифровальная техника для российских организаций. Оно же обеспечивало министерства и ведомства надежно защищенными от взлома ключевыми документами (под ключевыми документами здесь понимаются как сами сертификаты, так и алгоритмы). В пределах своей компетенции ФАПСИ осуществляло государственный контроль за обеспечением ИБ в сетях шифрованной связи в России, лицензирование и сертификацию в области защиты информации и т. д.

В последнее время Агентство осваивало новую область практической криптографии - обеспечение ИБ с применением российских интеллектуальных карт, вырабатывались меры защиты АСУ так называемых критических технологий, нарушение штатного функционирования которых может подорвать экономику государства, привести к техногенным и экологическим катастрофам.

ФАПСИ и рынок шифрсредств
В последнее время информационные потребности растут небывалыми темпами. Вместе с тем уязвимость самой информации значительно повысилась. Ясно, что широкому внедрению ИТ в любой стране, заботящейся о своей независимости и безопасности, должна сопутствовать государственная политика защиты национальных информационных ресурсов 1 , что и входит в интересы ФАПСИ. Такая защита может быть эффективно обеспечена путем использования криптографических средств, которые могут применяться не только для шифрования сообщений, но и для других целей. Например, для обеспечения подлинности передаваемой информации широко используется ЭЦП, в разработке которой участвовало Федеральное агентство.

Кроме всего прочего, ФАПСИ представляло образцы нашей шифровальной техники на международных выставках. Вот некоторые из самых интересных разработок:
- "Гамма", "Альфа", "Омега" - аппараты, обеспечивающие шифрование речи, факсимильных сообщений и данных при работе в различных сетях;
- "Корд" - аппарат линейного шифрования высокоскоростных информационных потоков до 8 Мбит/с, формируемых стандартными цифровыми системами передачи;
- Crypto Pager - программный криптомодуль, обеспечивающий шифрование информации в системах пейджинговой связи стандартов POCSAG или ERMES;
- GSM - портативный абонентский пункт сети сотовой связи стандарта GSM-900 с шифрованием речи и данных;
- "Крипто-ТСР/IP" - шифратор данных в сетях ТСР/IP.


Усилия, связанные
с внедрением защиты

Система обеспечения ИБ в общем случае может быть рассмотрена как совокупность двух компонентов. Первый - организационный, включающий создание полнокровной, непротиворечивой нормативной правовой базы по вопросам ИБ и развертывание действенной системы контроля ее выполнения. Второй - разработка, обоснование (сертификация) и внедрение комплексов надежных средств обеспечения ИБ.

До последнего времени развитие обоих компонентов защиты современных информационных технологий отставало от бурных темпов создания собственно этих технологий. В качестве примера можно привести важнейшее средство защиты информации от искажения - электронно-цифровую подпись, внедрение которой началось лишь недавно, после утверждения 10 января 2002 года президентом Федерального закона "Об электронной цифровой подписи". Принятие закона обеспечило правовые условия использования ЭЦП в электронных документах, при соблюдении которых цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, и заложило основы для создания юридически значимого электронного документооборота.

Кризис в ФАПСИ
Большинство криптографов в России работало на Федеральное агентство правительственной связи и информации, научный потенциал которого всегда оставался на высоте. И вроде бы все ничего. Тем не менее, некоторые специалисты считают, что ФАПСИ в последние годы неуклонно двигалось к жесточайшему кризису, обусловленному техническим бессилием отечественных производителей и, мягко говоря, неправильной политикой (особенно кадровой) его руководства. Они также считают, что за последнее время Федеральное агентство, на которое уходили огромные бюджетные деньги, так ни разу и не порадовало налогоплательщиков каким-либо завершенным общегосударственным проектом 2 , не говоря уже о технических или программных решениях, пригодных к эксплуатации в современных информационных системах. И это несмотря на то, что в разное время агентство имело немало шансов выйти на рынок с конкурентоспособными разработками...
Изменится ли ситуация теперь, после передачи функций ведомства от ФАПСИ к Министерству обороны и ФСБ?

Нерешенные вопросы
После упразднения Федерального агентства возник целый ряд вопросов, ответы на которые, видимо, появятся позже - после непосредственной передачи функций другим государственным структурам.
ФАПСИ было органом, лицензирующим создание и распространение криптографических и шифровальных средств. Кто будет теперь заниматься лицензированием производителей криптографических средств? Будут ли функции лицензирования переданы ФСБ?
Стараниями ФАПСИ был создан центр сертификации и лицензирования, который выдавал разрешения на опытную эксплуатацию удостоверяющих центров. Что произойдет с ним?

Как реорганизация ведомств повлияет на российских производителей криптосредств? Стоит отметить, что в области ИБ зарубежные разработчики все активнее действуют на территории России. Смогут ли наши криптосистемы конкурировать с иностранными аналогами? Кто возьмется за приведение российских криптосредств к совместимости с ними?

Передача структурных
подразделений ФАПСИ

Как известно, после реорганизации генеральный директор ФАПСИ В. Г. Матюхин возглавит госкомитет по оборонному заказу при Министерстве обороны. Функции самого агентства, видимо перейдут к ФСБ, а войска правительственной связи, части радиоразведки и инженерно-строительные части - к Министерству обороны. Что касается органов правительственной связи и информации в федеральных округах и субъектах РФ, учебных заведений и исследовательских центров, то пока неизвестно, куда они перейдут. Быть может, также под управление ФСБ.

Г. «О создании Федерального агентства правительственной связи при Президенте РСФСР» на базе Комитета правительственной связи при Президенте РСФСР, Государственного информационно-вычислительного центра при Государственной комиссии по чрезвычайным ситуациям (Госцентр СССР) с подведомственными ему организациями (НИИ «Ромб», НИИ «Энергия», НИЦ «Терминал», Научно-тематический центр) и Московского НИИ электротехники Научно-производственного объединения «Автоматика».

Статус и назначение ФАПСИ были определены Законом РФ № 4524-1 от 19 февраля г. «О федеральных органах правительственной связи и информации».

ФАПСИ имело статус центрального органа федеральной исполнительной власти, ведающего вопросами организации и обеспечения правительственной связи, иных видов специальной связи для государственных органов, организации и обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи, организации и ведения разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи, специального информационного обеспечения высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти.

Основными направлениями деятельности ФАПСИ являлись:

  • организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов;
  • обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов; организация и обеспечение криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и её учреждениях за рубежом;
  • организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;
  • обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально - экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.

Эмблема ФАПСИ учреждена Указом Президента России № 338 от 15 марта г. «Об учреждении геральдического знака - эмблемы федеральных органов правительственной связи и информации». Флаг ФАПСИ учреждён Указом Президента России № 1228 от 15 октября г. «О флаге Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и знамени войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации».

Подготовку специалистов для ФАПСИ в основном осуществляло Орловское высшее военное командное училище связи (ОВВКУС) (в 1992 году училище преобразовано в , а в 2000 году - в Академию ФАПСИ ; ныне Академия ФСО России). Также подготовка осуществлялась на базе учебных заведений смежных ведомств, например Курс ФАПСИ (с 2000 года 6 дивизион) при ГВИ ФПС РФ.

Источники

  • Указ Президента РСФСР N 313 от 24 декабря 1991 г. «О создании Федерального агентства правительственной связи при Президенте РСФСР»;
  • Закон РФ N 4524-1 от 19 февраля 1993 г. «О федеральных органах правительственной связи и информации»;
  • Указ Президента РФ N 338 от 15 марта 1999 г. «Об учреждении геральдического знака - эмблемы федеральных органов правительственной связи и информации»;
  • Указ Президента РФ N 1228 от 15 октября 2001 г. «О флаге Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и знамени войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 11 марта 2003 года N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации».

Ссылки

  • Правительство России и федеральные органы исполнительной власти до 1995 г. ;

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "ФАПСИ" в других словарях:

    Федеральное Агентство Правительственной Связи и информации орган исполнительной власти Российской Федерации, обеспечивающий функционирование, развитие и информационную безопасность технологической основы. Задачей ФАПСИ является также… … Политология. Словарь.

    ФАПСИ, см. Федеральное агентство правительственной связи и информации (см. ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ) … Энциклопедический словарь

    ФАПСИ - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации с 24 декабря 1991 по 1 июля 2003 организация, РФ, связь Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО… … Словарь сокращений и аббревиатур

    ФАПСИ - Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти … Административное право. Словарь-справочник

    ФАПСИ - Федеральное агентство правительственной связи и информации (при Президенте РФ) … Словарь сокращений русского языка

    Флаг Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации ФАПСИ Россия … Википедия

    Медаль «За отличие в труде» … Википедия

    Медаль «За отличие в военной службе» I степени … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Медаль «За укрепление боевого содружества» (значения). Медаль «За укрепление боевого содружества» … Википедия

Федеральное агентство правительственной связи и информации

11 марта 2003 года В.В. Путин подписал указ, согласно которому упразднил ФАПСИ, создав на базе Агентства Службу специальной связи и информации при Федеральной службе охраны Российской Федерации (Спецсвязь России).

Как и ее знаменитый американский аналог Агентство национальной безопасности (АНБ), ФАПСИ - это крайне закрытая спецслужба, действующая в области радиоэлектронной разведки. Сотрудники этого ведомства на публике говорят только об одной стороне деятельности Агентства - защите информации, и всегда тщательно обходят тему своей разведывательной деятельности. Между тем, ФАПСИ - это, наверное, самая боеспособная российская спецслужба. В отличие от ФСБ она не подвергалась постоянным перестройкам и реорганизациям. Кроме того, мало кто представляет, что численность сотрудников ФАПСИ намного превышает число как фээсбэшников, так и сотрудников СВР. Ведь в органах правительственной связи и информации есть даже свои войска. Не стоит забывать и о том, что сейчас во всем мире агентурная разведка уходит на второй план, уступая технической, и прежде всего - радиошпионажу. А ведь это - основная специализация ФАПСИ, владеющей своими спутниками, зарубежными центрами радиоперехвата по всему миру и т.п. ФАПСИ - это федеральный орган исполнительной власти, подведомственный непосредственно Президенту РФ. Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и входят в систему органов федеральной исполнительной власти.

Основными направлениями деятельности федеральных органов правительственной связи и информации согласно закону являются:

– организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, развития и совершенствования правительственной связи, иных видов специальной связи и систем специальной информации для государственных органов; обеспечение в пределах своей компетенции сохранности государственных секретов;

– организация и обеспечение криптографической и инженерно - технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом;

– организация и ведение внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов;

– обеспечение высших органов государственной власти Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти, Совета безопасности Российской Федерации достоверной и независимой от других источников специальной информацией (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально - экономического мониторинга), необходимой им для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии, а также мобилизационной готовности.



В составе ФАПСИ существовали:

– Главное научно-техническое управление (ГНТУ)

– Главное управление правительственной связи (ГУПС)

– Главное управление безопасности связи (ГУБС)

– Главное управление радиоэлектронной разведки средств связи (ГУРРСС)- внешняя радиоэлетронная разведка

– Главное управление информационных систем (ГУИС)

– Главное административное управление (ГАУ) - бывший штаб ФАПСИ

– Криптографическая служба - внешней радиоэлектронной разведкой и шифрованием. Следует особо отметить, что она собирает и осуществляет первичную обработку развединформации, направляя ее в Ситуационный центр, другие спецслужбы и правоохранительные органы.

– Управление внешних связей - руководитель Уланов Александр Борисович.

Это управление через Ситуационный центр поставляет президенту России около 80% информации и отвечает за информационное и информационно-технологическое обеспечение всех заинтересованных органов государственной власти от Совбеза до ФСБ, включая и региональный уровень.

Главное управление информационных систем ФАПСИ отвечает за информационное и информационно-технологическое обеспечение органов государственной власти, включая и региональный уровень. Агентство, с одной стороны выполняет функции интегратора информационных ресурсов, а с другой - разработчика собственных аналитических материалов, подготавливаемых на основе оригинальных методик и моделей, образующих ядро информационно-аналитических систем (ИАС). На сегодняшний день специалисты ГУИС осуществляют информационную поддержку баз данных, создаваемых в региональных и ведомственных структурах управления, готовят по заказу государственных органов проблемные материалы (прогнозы, аналитические обзоры, ретроспективные справки), проводят контент-анализ материалов, публикуемых в центральных и местных СМИ.

Участвуют в формировании, сопровождении и предоставлении пользователям справочных, фактографических и проблемно-ориентированных баз и банков данных.

Информация, которую готовит ГУИС, в основном общественно- политического и социально-экономического характера. Кроме этого, ГУИС проводит мониторинг чрезвычайных ситуаций на территории страны, участвуют в реализации программы правовой информатизации регионов. Общественно-политическая информация отражается данными и аналитическими материалами об общественно-политической жизни и проблемам России. Эти документы формируются на основе социологических опросов, обзоров и анализа публикаций средств массовой информации Информационно-аналитическая поддержка этих работ осуществляется с помощью соответствующей ИАС.

Ресурсы по социально-экономической тематике представлены паспортами субъектов РФ и документами сравнительного анализа социально- экономического развития субъектов РФ, предоставляемыми на основе информации из Госкомстата РФ. Информационно-аналитическая деятельность в объеме социально-экономических проблем поддерживается с помощью ИАС «Экономика России». Отличительной особенностью ИАС «Экономика России» является способность интегрировать информацию, поступающую из различных ведомств и регионов, отвечающих за состояние деятельности в подведомственной им сфере. Это расширяет аналитические возможности системы, так как позволяет оценивать социально-экономические процессы с различных точек зрения, учитывая сложность причинно- следственных взаимосвязей.

ФАПСИ располагает и обширным фондом информации о чрезвычайных ситуациях (ЧС) на территории РФ. В фонде содержатся данные за период с апреля 1990 года по настоящее время о фактах, угрозе возникновения и ходе локализации ЧС, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями и эпифитотиями, событиями социально-политического характера. В фонде данных о ЧС имеются база данных оперативных сведений и архив аналитических материалов о чрезвычайных ситуациях. Для обеспечения государственных органов управления Российской Федерации сведениями об информационных ресурсах в сфере государственного управления подготовлен реестр баз данных, эксплуатируемых в федеральных министерствах и ведомствах, в государственных региональных органах административного управления. Данные представлены более чем по 2000 базам.

Александр Хинштейн

Никогда не думал, что буду писать эти строки. Империя ФАПСИ казалась незыблемой и вечной, точно кремлевские стены. Такой построил ее генерал Старовойтов - первый директор, герой многолетнего моего расследования.

В момент кончины КГБ Старовойтов увел с Лубянки все технические службы. Логики здесь не было никакой: только захапать как можно больше. (Доведись, он и контрразведку с пограничниками забрал бы.)

Неудивительно, что вскоре ФАПСИ начало дублировать работу других спецслужб. Но когда Старовойтову указывали на это, он разом садился на своего любимого конька. Дескать, президент должен получать информацию из разных источников, а если вернуть все назад, его начнут водить за нос.

Как ни странно, Старовойтову верили. Потому лишь ФАПСИ и продолжало существовать, превращаясь год от года в этакий колосс на глиняных ногах. Только генералов - по сравнению с КГБ - здесь стало в 18 раз (!) больше.

Волшебные чары развеялись с приходом нового президента. Кадровый чекист, он отлично понимал, что от создания ФАПСИ никто - кроме новоявленных генералов - ничего не выиграл. Это как в толстовском рассказе: разбери веник на прутики - переломает даже ребенок.

После того как технические службы были выведены с Лубянки, эффективность работы на ниве информационной безопасности резко упала. Каждое из ведомств тащило одеяло на себя (при Старовойтове эти отношения вообще дошли до откровенной войны). А если добавить, что воровство в ФАПСИ приняло характер тотальный (об этом я подробно писал много лет), то все вопросы снимаются окончательно...

Недавнее заявление президента об упразднении трех спецслужб стало неожиданным лишь для широкой публики. Профессионалы ждали его давно.

Карликовые спецслужбы не могут быть сильными. Это все равно что отсечь руки от туловища. Необходимо четкое взаимодействие всех линий.

Но недавних директоров - и ФПС, и ФАПСИ - вопросы безопасности волновали в последнюю очередь. Они дрались на совсем других фронтах - паркетных. За увеличение бюджета, за новые здания, за лампасы. (К слову, после перевода пограничников в ФСБ их должности урезаны уже на две звезды. Генерал-полковничьи кресла превратились в генерал-майорские.)

Я не знаю, что за капля переполнила чашу путинского терпения, ведь заявление о реформе он сделал, даже не подписав указов. (Они появились лишь через две недели.) Рискну предположить, что причиной всему - предстоящие выборы. Именно ФАПСИ занималось мониторингом регионов. Здесь же находилась и знаменитая электронная система ГАС “Выборы”.

Выборы в Думу - в декабре. Новые хозяева вступят в права лишь в июле (так определил президент). Полгода - минимальный срок для того, чтобы наладить машину, тем более что сегодня в ФАПСИ трудового энтузиазма отнюдь не наблюдается. Туалеты заставлены пустыми бутылками.

Если с налоговыми полицейскими и пограничниками все понятно (первые переходят в МВД, вторые - на Лубянку), то ситуация вокруг ФАПСИ не столь безоблачна. Официально объявлено, что агентство делят меж собой три ведомства: ФСБ, ФСО и СВР.

В прессе на этот счет прозвучало немало догадок, однако ничего путного сказано до сих пор не было. Между тем по данным, которыми мы располагаем, раздел произойдет следующим образом. Незначительную часть Третьего главка (радиоэлектронная разведка) забирает СВР: то, что связано с разведдеятельностью за рубежом. Другая половина - работа внутри страны, вместе с войсками радиоэлектронной разведки, - отходит ФСБ. Сюда же передадут и Второй главк (безопасность связи, дешифрование, криптография) вместе с научными учреждениями.

На Лубянке уже определен человек, который будет курировать хозяйство: заместитель директора Николай Климашин. На днях он был назначен врио директора ФАПСИ и повышен до первого замдиректора ФСБ.

Основным же наследником ФАПСИшного богатства станет ФСО. Занятно, что в первом своем выступлении президент о ней вообще не упоминал. (Третьим преемником он называл тогда Минобороны.) Руководство ГРУ и Генштаба раскатало даже губу в надежде заполучить электронную разведку, но вместо шпионов им достался лишь утешительный приз в лице бывшего гендиректора Владимира Матюхина (он стал первым замминистра).

Почему именно ФСО - понятно. Это наиболее доверенная к президенту спецслужба (куда уж доверенней, если ей поверяет он свою жизнь). Да и кто, как не служба охраны, должна заниматься правительственной связью?

Сюда отходит практически все: Первый главк (правительственная связь), войска правительственной связи, главные управления информационных ресурсов (обеспечение работы органов власти) и информационных систем (предвыборный мониторинг). “Социалка” (дома отдыха, автобазы). Орловская академия и воронежский институт. (Последнее здесь особенно желанно, ибо ФСО - единственная спецслужба, не имеющая собственных вузов.)

Изначально предполагалось, что наследство ФАПСИ просто вольется в ФСО, однако ее руководитель Евгений Муров посчитал иначе. Именно он настоял на создании Службы специальной связи и информации (СССИ). С одной стороны, это будет самостоятельное ведомство, со своими кадрами, медслужбой и собственной безопасностью. С другой - она подчиняется ФСО (ее глава - по должности зам. директора службы охраны).

Мудрость Мурова трудно недооценить. Он пошел на такой шаг специально, дабы СССИ не стала спецслужбой и субъектом ОРД. С учетом выборов - это крайне принципиально.

Кроме того, появляется широкое поле для деятельности. На ФСО ложится тяжелейшая обуза. За 10 лет империя ФАПСИ пришла в упадок.

Сложнее всего дела обстоят с правительственной связью. Оборудование телефонных станций выработало уже двойной ресурс. 75% кабелей правительственной связи находится в аварийном состоянии.

Прежнее руководство ФАПСИ справиться с ситуацией не могло. Между тем техника давно уже шагнула вперед. Во всем цивилизованном мире не существует самостоятельных каналов правительственной связи (это слишком накладно). Здесь в ходу принцип абонентского засекречивания. Шифратор ставится внутрь обычного телефона и включается при необходимости - если, конечно, на другом конце стоит такой же шифратор.

Специалисты не раз предлагали пойти по этому пути, однако в ФАПСИ предпочитали жить по старинке. Перемены стали возможны лишь теперь. При условии, конечно, что службу возглавит профессионал.

Внутри ФАПСИ наибольшее предпочтение отдают двум кандидатам: зам. гендиректора Владимиру Хрупову и начальнику Главного управления информационных ресурсов Евгению Караваешникову. Это понятно: если они придут, все, что творилось в ФАПСИ, никогда не вылезет наружу.

В мутной воде ФАПСИ оба они успели порыбачить всласть. Любая проверка без труда установит, например, что компьютерные комплектующие, которые под видом импортных много лет закупало управление Караваешникова, на самом деле производились в России. А разница в цене, надо полагать, ложилась в карман.

Не менее любопытна история взаимоотношений генерала Хрупова с иностранной фирмой “CISKO-Systems”, которая не без его участия стала едва ли не основным поставщиком ФАПСИ. В фирме этой работает... сын Хрупова. И, между прочим, выпускает она базы данных для стратегически важных систем управления. (Сколь опасно это - можете представить сами.)

В ФАПСИ говорят, что эти люди развернули уже бурную деятельность в свою поддержку. Дескать, ставку делают именно на них.

Что ж. Я столько лет пишу о ФАПСИ, что не удивляюсь уже ничему. ФАПСИ наступил конец. А “Концу связи” - газетному “сериалу”, который начал я ровно шесть лет назад, - конца, видно, не будет никогда...

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации
Эмблема ФАПСИ, 1999 г.
Страна: Россия
Создана: 24 декабря 1991 года
Распущена (преобразована): 1 июля 2003 года
Штаб-квартира: Москва , Россия
Руководство
Руководитель:

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации - Спецслужба Российской Федерации , существовавшая в период с 24 декабря 1991 года по 1 июля 2003 года .

В 1990-х годах должность главы ФАПСИ называлась «Генеральный директор - Главнокомандующий войсками» [источник? ] .

Генеральные директора ФАПСИ

  • Старовойтов, Александр Владимирович (24 декабря 1991 - 7 декабря 1998)
  • Шерстюк, Владислав Петрович (7 декабря 1998 - 31 мая 1999)
  • Матюхин, Владимир Георгиевич (31 мая 1999 - 11 марта 2003)

См. также

Источники

  • Указ Президента РСФСР N 313 от 24 декабря 1991 г. «О создании Федерального агентства правительственной связи при Президенте РСФСР»;
  • Закон РФ N 4524-1 от 19 февраля 1993 г. «О федеральных органах правительственной связи и информации»;
  • Указ Президента РФ N 338 от 15 марта 1999 г. «Об учреждении геральдического знака - эмблемы федеральных органов правительственной связи и информации»;
  • Указ Президента РФ N 1228 от 15 октября 2001 г. «О флаге Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и знамени войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 11 марта 2003 года N 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации».

Ссылки

  • Правительство России и федеральные органы исполнительной власти до 1995 г. ;

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации" в других словарях:

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации (официальное полное действительное наименование); на английском языке The Academy of Federal Security Guard… … Википедия

    Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации (официальное полное действительное наименование); на английском языке The Academy of Federal Security Guard… … Википедия - Структура федеральных органов исполнительной власти (термин конституционного права) представляет собой перечень всех федеральных органов исполнительной власти. Утверждается Президентом Российской Федерации по предложению Председателя… … Википедия

    Флаг Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации ФАПСИ Россия … Википедия

    Эмблема ФАПСИ, 1999 г. Флаг ФАПСИ, 2001 г. Спецслужба Российской Федерации, существовавшая в период с 24 декабря 1991 года по 1 июля 2003 года. Полное наименование: Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте… … Википедия

    ВЧК при СНК РСФСР (1917 1922) ГПУ при НКВД РСФСР (1922 1923) ОГПУ при СНК CCCР (1923 1934) … Википедия