Военно воздушные силы америки. Авиация соединенных штатов америки

Полковник В. Шилов

С целью оптимизации процессов управления компонентами стратегических наступательных сил (СНС) было принято решение о создании в рамках военно-воздушных сил США командования глобальных ударов (КГУ* ), основными задачами которого (штаб АвБ Барксдейл, штат Луизиана), стали административное управление подчиненными частями, планирование боевого применения воздушного компонента СНС, организация боевой подготовки подразделений и их всестороннего обеспечения. К настоящему моменту в основном завершена передача в административное подчинение КГУ 8 ВА (АвБ Барксдейл, штат Луизиана) БАК ВВС США. При этом из состава 8 ВА предполагалось вывести ряд обеспечивающих авиакрыльев, которые должны быть переподчинены 12 и 9 ВА (АвБ Девис-Монтан штат Аризона, и АвБ Шоу, Южная Каролина соответственно).

Проведение реорганизационных мероприятий позволит командованию 8 ВА сконцентрировать усилия на повышении оперативной и боевой готовности подчиненных частей стратегической бомбардировочной авиации (СБА) прежде всего в ядерном варианте боевого применения.

В последние годы взгляды американского руководства на роль и значение СБА в современной войне и способы ее применения существенно изменились. В соответствии с этими взглядами стратегические бомбардировщики, оставаясь одним из элементов обеспечения ядерного сдерживания, являются важным средством решения задач при ведении боевых действий с применением обычного оружия.

Air Force Global Strike Command
Eighth Air Force
Twentieth Air Force
Организация тяжелого бомбардировочного авиационного крыли

В качестве основных задач для стратегической бомбардировочной авиации определены: нанесение в короткие сроки ударов по объектам в любой точке земного шара, в том числе по критичным по времени и мобильным целям противника, воспрепятствование захвату им (в случае агрессии против другого государства) ключевых объектов инфраструктуры (аэродромов, портов и т. п.) и создание тем самым благоприятных условий для переброски и развертывания в регионе контингентов сил общего назначения, обеспечение их поддержки с воздуха и ведение систематических боевых действий в составе экспедиционных формирований.

Организационно стратегические бомбардировщики, являющиеся компонентом регулярных ВВС, сведены в пять авиакрыльев в составе 8-й (2, 5 и 509 тбакр) и 12-й (7 и 28 тбакр) воздушных армий. В резервных компонентах ВВС имеется одна эскадрилья стратегических бомбардировщиков (СБ). В угрожаемый период или в кризисных ситуациях СБ передаются в оперативное подчинение командующему объединенным стратегическим командованием ВС США или командующим ВВС США в передовых зонах. В боевой состав авиакрыльев входят одна-три эскадрильи по восемь машин В-2А, восемь или 12 В-1В, восемь или 11 В-52Н.

Для обеспечения действий стратегической бомбардировочной авиации из состава командования воздушных перебросок ВВС США и подразделений ВВС национальной гвардии может привлекаться до 300 транспортно-заправочных самолетов.

Самолетный парк стратегической бомбардировочной авиации ВВС США насчитывает 160 самолетов (76 В-52Н, 64 В-1В и 20 В-2А) в боевом составе и резерве. Дополнительно шесть бомбардировщиков привлекаются для проведения испытаний и НИОКР (четыре В-52Н и два В-1В). На складском хранении на авиабазе (АвБ) Девис-Монтан находятся также около 80 самолетов СБА, из которых в боеготовое состояние могут быть приведены только 17 машин (13 В-52Н и четыре В-1В).

Организация тяжелобомбардировочного авиационного крыла. Тяжелобомбардировочное авиационное крыло является основной организационной единицей СБА ВВС США. Оно состоит из штаба, административной и финансовой эскадрилий, оперативной группы, группы технического обслуживания и ремонта, группы аэродромно-технического обеспечения и медицинской группы (см. схему).

Штаб крыла отвечает за всю деятельность крыла, поддержание установленной степени его боеготовности и подготовку к выполнению боевых задач.

Административная эскадрилья отвечает за решение юридических и кадровых вопросов, осуществление контроля уровня профессиональной подготовки личного состава, соблюдение правил эксплуатации оборудования и техники безопасности, а также за проведение различных протокольных мероприятий (церемоний, приемов и т.п.).

Финансовая эскадрилья предназначена для решения вопросов бюджетного планирования и распределения финансовых средств, контроля и анализа денежных расходов, составления финансовых отчетов.

Оперативная группа включает в себя авиационные эскадрильи бомбардировщиков (от одной до трех), учебно-тренировочную авиаэскадрилью и эскадрилью обеспечения полетов. На нее возлагается решение следующих основных задач: планирование боевого применения авиационных эскадрилий, подготовка личного состава к ведению боевых действий в любом районе земного шара, обучение и тренировка экипажей по применению вооружения, отработка вопросов тактической и мобилизационной подготовки. Кроме того, личный состав группы несет ответственность за метеообеспечение, организацию управления воздушным движением, получение и передачу боевым подразделениям разведданных о целях и обстановке в районе выполнения боевой задачи, эксплуатацию тренажеров, компьютерных систем и другого наземного оборудования, использующегося для подготовки личного состава.

Группа технического обслуживания и ремонта предназначена для планирования и организации обеспечения крыла необходимыми средствами и оборудованием, поддержания самолетного парка на требуемом уровне технической готовности, подготовки и обучения технических специалистов крыла, комплектования и обучения команд технического обслуживания и оснащения самолетов боеприпасами. Основными вопросами, решаемыми ее личным составом, являются: техническое обслуживание самолетов, их бортового оборудования, систем вооружения и боеприпасов, учет срока службы техники, определение потребностей в средствах МТО.

Группа аэродрамно-технического обеспечения предназначена для поддержания надежного и бесперебойного функционирования систем связи, распределения и отображения информации, обслуживания и ремонта объектов оборудования авиабазы и военного городка, обеспечения охраны и безопасности самолетов и личного состава, проведения противопожарных и антитеррористических мероприятий, учета и распределения средств МТО, разработки программ закупок требуемых материалов и включения контрактов на их поставку. контроля эффективности распределения материальных средств, создания резервных запасов материалов и имущества, транспортного обеспечения авиакрыла. Кроме того, в сферу ответственности группы входит решение вопросов, связанных с соблюдением требований по экологии в процессе деятельности авиакрыла.

Медицинская группа отвечает за все виды лечебно-профилактического обслуживания военнослужащих и гражданских специалистов крыла и членов их семей. На данную группу возлагается решение следующих основных задач: планирование медицинского обеспечения, медицинское страхование, стационарное и амбулаторное лечение военнослужащих и членов их семей, профилактика заболеваний, медицинская пропаганда, анализ воздействия оружия массового поражения на организм человека, проведение лабораторных исследований, эпидемиологии военной службы, предупреждение профессиональных заболеваний.

Боевой состав стратегической бомбардировочной авиации.

Стратегический бомбардировщик В-52Н "Стратофортресс" , разработанный фирмой "Боинг", принят на вооружение в 1961 году, поставки в войска завершены в конце 1962-го. Всего было произведено 102 самолета В настоящее время на вооружении находятся 76 машин, четыре привлекаются для проведения испытаний и НИОКР, а 13 находятся на складском хранении на АвБ Девис-Монтан

Средний срок эксплуатации более 45 лет, назначенный ресурс составляет 34 800 ч, средний налет на самолет - 18 000-19 000 ч. Расчетный срок эксплуатации самолета до 2030-2044 годов. Бомбардировщик имеет статус "двойного предназначения" и способен действовать как с ядерным, так и с обычным оружием. Перевод в ядерный или неядерный статус носит условный характер и не требует каких-либо доработок либо изменений конструкции узлов подвески боеприпасов. Самолеты В-52Н являются носителями крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) большой дальности (как в ядерном, так и в неядерном оснащении) и при максимальной загрузке могут нести по 20 ракет (восемь на универсальной роторной пусковой установке в бомбоотсеке и 12 на внешней подвеске).

Бомбардировщики В-52Н в настоящее время наиболее приспособлены к ведению боевых действий с применением обычного оружия в интересах сил общего назначения. Для расширения возможностей этих самолетов по применению обычных средств поражения предусматривается их оснащение перспективными системами высокоточного оружия.

Несмотря на большую продолжительность эксплуатации, самолет сохраняет высокие летные качества, имеет значительную дальность полета, способен нести большую бомбовую нагрузку и разнообразное вооружение. Основным его недостатком остаются сравнительно низкие возможности по преодолению ПВО вероятного противника. Бомбардировщик требует значительного наряда сил тактической авиации для подавления наземных средств ПВО, расчистки воздушного пространства и сопровождения. В связи с этим командование ВВС США отводит ему приоритетную роль носителя КРВБ, действующего вне зоны активных средств ПВО. Кроме того, В-52Н планируется использовать для проведения массированных бомбардировок в зонах со слабым противодействием средств ПВО.

Стратегический бомбардировщик В-1В "Лансер", разработанный фирмой "Рокуэлл", принят на вооружение в июле 1985 года, поставки в войска завершены в августе 1988-го. Всего было произведено 100 самолетов. На вооружении имеется 82 машины (52 в боевом составе, 12 в активном резерве, две привлекаются для проведения испытаний и НИОКР, на складском хранении на АвБ Девис-Монтан находятся четыре В-1В. которые могут быть приведены в боеготовое состояние).

Средняя продолжительность эксплуатации этого бомбардировщика составляет около 20 лет, средний налет - около 6 000 ч, ресурс 15 000 ч. Расчетный срок эксплуатации до 2030-х годов. В-1В предназначен для поражения стратегических целей противника с применением как ядерного, так и обычного оружия. Он имеет высокие летные характеристики (сверхзвуковая скорость полета, высокая маневренность, большая масса полезной нагрузки, возможность полета на малой высоте в режиме автоматического огибания рельефа местности) и мощное вооружение, что позволят ему самостоятельно или в составе группы действовать на наиболее важных и защищенных сильной ПВО направлениях.

В-1В рассчитан на подвеску авиационных боеприпасов разного типа (главным образом ядерных). Это обеспечивается наличием на нем трех бомбоотсеков и возможностью подвески подфюзеляжных пилонов (шесть спаренных для КРВБ AGM-129A, шесть спаренных и два одинарных для КРВБ AGM-86B и авиационных бомб). При максимальной комплектации на самолет может быть подвешено: в ядерном варианте - до 24 авиабомб, в обычном - до 84 авиабомб калибра 500 фунтов.

Самолеты В-1В рассматриваются командованием ВВС США в качестве основных бомбардировщиков для действий с обычными средствами поражения, в связи с чем проводятся мероприятия по их переводу в неядерный статус. Однако процедуры переоборудования этих самолетов в неядерный вариант не соответствуют требованиям о приведении узлов подвески пилонов и отсеков для вооружений в состояние, непригодное для несения ядерного оружия (ЯО), что не позволяет удостовериться в невозможности применения самолетами ЯО.

Для повышения эффективности боевого применения В-1В реализуется программа дальнейшей модернизации самолетов с целью расширения комплекта применяемого управляемого авиационного вооружения, а также усовершенствования бортовых систем (ЭВМ, станций РЭБ, прицельно-навигационного оборудования и дооборудование под перспективную оптоэлектронную прицельную систему). После модернизации бомбардировщики В-1В планируется использовать самостоятельно или в составе смешанных авиационных формирований для нанесения ударов как с больших дальностей, так и в зонах действия объектовой системы ПВО противника.

Стратегический бомбардировщик B-2A "Спирит" , разработанный фирмой "Нортроп-Грумман", принят на вооружение в декабре 1993 года. Самолет, выполненный по технологии "стелт", предназначен для скрытного преодоления современных систем ПВО и последующего поражения как ядерным, так и обычным оружием стратегических объектов в глубине территории противника, в первую очередь подвижных комплексов МБР. В настоящее время на вооружении СБА имеется 20 таких машин, из них 16 в боевом составе и четыре в активном резерве. При существующей интенсивности эксплуатации, а также с учетом расчетного ресурса самолетов (около 40 000 ч) стратегические бомбардировщики В-2А могут находиться на вооружении ВВС США до 2030-2040 годов.

В варианте использования бомбардировщика В-2А с обычными средствами поражения на самолет может подвешиваться до 80 управляемых авиабомб калибра 500 фунтов, до 16-2 000 фунтов или восемь - 5 000 фунтов. Планами министерства обороны США пока не предусматривается оснащение бомбардировщиков В-2А КРВБ в ядерном снаряжении, однако в конструкции самолета заложены технические возможности подвески 16 КР на двух роторных пусковых установках в бомбоотсеках.

В ходе модернизации машин В-2А предусматривается замена штатной фазированной антенной решетки (ФАР) с синтезированием апертуры и электронным сканированием по азимуту и механическим по углу места, размещенной вдоль передних кромок консолей крыла, новой активной фазированной антенной решеткой (АФАР) 2-см диапазона длин волн с электронным сканированием луча разработки фирмы "Рейтеон".

Установка такой антенной решетки с перестройкой рабочего диапазона частот на более высокие обусловлена в первую очередь требованиями по повышению помехозащищенности станции от сигналов коммерческих систем спутниковой связи, работающих в близком диапазоне частот. Кроме того, считается, что применение АФАР позволит обеспечить одновременные поиск и сопровождение наземных целей, сканирование воздушного пространства и постановку радиоэлектронных помех, а также увеличить дальность обнаружения наземных целей и повысить разрешающую способность станции. Переоборудование всего парка бомбардировщиков намечено провести в период с 2010 по 2013 год.

Повышение эффективности боевого применения самолетов СБА расценивается американским командованием в качестве одной из приоритетных задач. С учетом перспективных требований и с целью устранения недостатков, выявленных в ходе ведения боевых действий в Югославии, Афганистане и Ираке, в ВВС США выполняется ряд соответствующих программ по модернизации стратегических бомбардировщиков всех типов, находящихся на вооружении. После их завершения состав применяемого оружия должен быть значительно расширен по номенклатуре и количеству.

В рамках реализации концепции "Ведение боевых действий в едином информационном пространстве" планируется существенно повысить скорость получения, обработки и передачи массивов данных целеуказания благодаря увеличению пропускной способности бортовых средств связи. Мероприятия в данной области включают, в частности, оснащение до 2010 года всех самолетов СБА новой аппаратурой высокоскоростной передачи данных "Линк-16", что позволит обрабатывать данные с задержкой не более 3 мин.

Наряду с активной модернизацией находящихся на вооружении бомбардировщиков, которые планируется сохранить в боевом составе до 2030-2040 годов, разрабатываются самолеты нового поколения. Так, ВВС США ведут концептуальные исследования по определению облика ударного самолета переходного типа. Данной машиной предполагается пополнить парк имеющихся бомбардировщиков до развертывания в войсках перспективных ударных систем. Это позволит поддерживать на требуемом уровне боевые возможности стратегической бомбардировочной авиации по мере планового вывода из эксплуатации самолетов В-52Н и В-1В.

Перспективный стратегический бомбардировщик должен иметь: боевой радиус действия, позволяющий наносить авиационные удары с континентальной части США и передовых авиабаз по районам наиболее вероятных военных конфликтов; закупочную стоимость не более 300 млн долларов; сниженные в 2-3 раза по сравнению с В-2А массогабаритные показатели; возможность применять наряду с ядерным оружием наиболее современные образцы высокоточных средств поражения класса "воздух - земля" в неядерном оснащении, в том числе широкую номенклатуру малогабаритных боеприпасов, а также управляемые ракеты класса "воздух - воздух".

Кроме того, с целью наиболее эффективного использования самолетов СБА повышенное внимание уделяется организации учебно-боевой подготовки, основным содержанием которой становится обеспечение постоянной готовности стратегических бомбардировщиков к немедленному применению и повышение эффективности их использования с обычным оружием, в том числе с передовых аэродромов базирования. Подготовка летных экипажей осуществляется комплексно и характеризуется большой насыщенностью различными но характеру, масштабам и задачам оперативными мероприятиями. Средний налег на экипаж около 210 ч в год. Укомплектованность летным составом находится на уровне до 1,5 экипажа на каждый боеготовый В-1В и В-52Н. а для бомбардировщиков В-2А с целью обеспечения возможности ведения полетов большой продолжительности с высокой интенсивностью планируется иметь до двух экипажей на самолет.

Дислокация стратегической бомбардировочной авиации. В обычных условиях мирного времени СБА дислоцируется на пяти основных авиабазах континентальной части США: Майнот (штат Северная Дакота) - 22 В-52Н, Элсворт (Южная Дакота) - 24 В-1В, Уайтмен (Миссури) - 16 В-2А Дайс (Техас)- 12 В-1В и Барксдейл (Луизиана) - 41 В-52Н.

В ходе отработки задач в зонах Тихого и Индийского океанов и европейской зоне для временного базирования может использоваться до 16 аэродромов.

Рассредоточение дежурных сил при их наращивании в условиях обострения международной обстановки может осуществляться на 35 аэродромах. При необходимости в качестве запасных предусматривается дополнительно задействовать до 50 таких объектов на континентальной части США и на территории Канады. После выполнения стратегическими бомбардировщиками боевого задания не исключается возможность их посадки на аэродромах, расположенных в Азии и Африке.

Боевая готовность, боевое дежурство СБА. В соответствии с действующими в американских ВВС нормативами в боеготовом состоянии поддерживается около 75 % боевого состава бомбардировщиков. Это обеспечивается их относительно высокой технической надежностью, развитой ремонтно-восстановительной базой, высокой укомплектованностью авиационных крыльев летным составом и наличием при авиачастях самолетов активного резерва (по нормативам около 20 % боевого состава). Последние поддерживаются в исправном состоянии и предназначены для замены штатных самолетов в случае их утраты (катастрофы, аварии, потери начального периода боевых действий) или на время проведения длительных ремонтных либо регламентных работ. Для подготовки одного самолета активного резерва к боевому вылету требуется 14-16 ч.

Круглосуточное боевое дежурство стратегических бомбардировщиков на аэродромах в обычных условиях мирного времени с октября 1991 года отменено, но в угрожаемый период может быть возобновлено в течение суток. Состав дежурных сил СНА определяется военно-политическим руководством страны и с введением в ВС США повышенных степеней готовности может быть доведен до 100 %

Боевое дежурство может осуществляться по шести-семи маршрутам. При этом бомбардировщики в составе пар следуют до районов патрулирования, где расходятся и выполняют полет в течение 2-5 ч по индивидуальным маршрутам. Затем они парами возвращаются на авиабазу вылета. Продолжительность полета 12- 24 ч с одной-тремя дозаправками в воздухе, которые обеспечиваются транспортно-заправочными самолетами, действующими с авиабаз в Канаде, на Аляске, в Исландии и Гренландии.

В 2009 году принято решение о выделении одной эскадрильи В-52Н на ротационной основе для выполнения исключительно ядерных задач. В соответствии с планами в продолжение одного года ядерные задачи выполняют 23 и 69 тбаэ 5 тбакр (поочередно в течение шести месяцев каждая), в продолжение следующего года - 20 и 96 тбаэ 2 тбакр (также в течение шести месяцев каждая).

Организация дозаправки топливом в воздухе. Успешное выполнение боевых задач самолетами СБА во многом зависит от организации дозаправки топливом бомбардировщиков на маршрутах их полетов. В условиях мирного времени в интересах обеспечения деятельности стратегической бомбардировочной авиации выделяется свыше 40 % общего налета самолетов-заправщиков. Для обеспечения действий самолетов СБА из состава командования воздушных перебросок ВВС США и подразделений ВВС национальной гвардии может привлекаться свыше 300 самолетов-заправщиков.

Организация дозаправки стратегических бомбардировщиков в ходе массированного вылета осуществляется штабом ОСК совместно со штабами БАК. КВП и командований резервных компонентов. В остальных случаях порядок проведения дозаправки определяется штабом авиакрыла исходя из характера выполняемой задачи, требований безопасности и указаний вышестоящих штабов.

Первая дозаправка бомбардировщиков в воздухе осуществляется, как правило, через 3 ч после взлета, вторая - через 4 -6 ч после первой. При длительных полетах бомбардировщики могут дозаправляться на маршруте 5-6 раз. В зависимости от количества передаваемого топлива определяется наряд транспортно-заправочных самолетов на один бомбардировщик (один-два КС-135 на один СБ или один КС-10 на один-четыре СБ).

Дозаправка топливом в воздухе производится, как правило, на высотах от 7 000 м и выше при скоростях полета 600-700 км/ч. Средняя продолжительность дозаправки В-52Н составляет 25-30 мин, протяженность маршрута - 300-400 км. Ответственность за проведение дозаправки возлагается на командира ТЗС. Транспортно-заправочные самолеты могут следовать в боевых порядках бомбардировщиков (дозаправка методом сопровождения) или ожидать их в специально обусловленных зонах (дозаправка методом встречи на маршруте).

Боевое управление стратегической авиацией организуется с использованием спутниковых и коротковолновых систем связи. Основой системы боевого управления стратегической авиацией являются система спутниковой связи (ССС) ВВС США "Афсатком", глобальная коротковолновая система связи (ГКСС) ВВС США и система связи ОСК.

ССС "Афсатком" предназначена для обеспечения деятельности высших органов управления ВС США, стратегических наступательных сил, в первую очередь стратегической авиации, КП авиационных и ракетных частей Она обеспечивает сбор данных о состоянии стратегических сил в интересах штаба ОСК, а также автоматическую передачу боевых приказов и распоряжений. Система "Афсатком" не имеет собственных спутников связи. В ней используются УВЧ-ретрансляторы, установленные на борту ИСЗ передачи данных типа "Сдс", а также спутников связи с различными орбитальными характеристиками, что повышает живучесть системы и обеспечивает глобальный охват, в том числе при использовании сил и средств ОСК в полярных районах. Наземные стационарные комплексы ССС "Афсатком" развернуты на командных пунктах всех штабов частей ОСК и при органах управления ВВС.

Бортовыми приемопередающими станциями спутниковой связи оборудованы самолеты стратегической авиации (бомбардировщики, ТЗС и разведывательные самолеты RC-135). воздушные командные пункты, самолеты-ретрансляторы системы "Такамо", а также самолеты ДРЛО и управления системы AWACS.

Наряду со стационарными и самолетными могут развертываться мобильные станции и узлы связи для обеспечения оперативных мероприятий и учений ВС (ВВС) и ОСК ВС США.

На базе ССС "Афсатком" создана и используется буквопечатающая радиосеть ОСК ВС США. Радиосеть включает в себя несколько подсетей, для формирования которых используются различные каналы ИСЗ. Сообщения в подсетях авиационных крыльев передаются, как правило, в формализованном виде. В ходе повседневной учебно-боевой деятельности в каналах радиосети транслируются распоряжения КНШ и основного центра глобальных операций ОСК, доклады экипажей бомбардировочной и заправочной авиации, формализованные кодированные сигналы управления, различные проверки связи, а также другая информация служебного характера. При проведении частных учений и специальных операций привлекающимся к ним силам и средствам выделяются отдельные (резервные) каналы "Афсатком". Для некоторых учебно-боевых мероприятий разработаны особые формы доклада, которые используются стратегической авиацией со специальными адресными группами.

ГКСС ВВС США, модернизированная по программе, введена в полномасштабное оперативное использование в 2003 году. В ходе модернизации осуществлены: объединение в единую сеть средств наземных узлов систем КВ-связи, замена на них устаревшего оборудования унифицированными приемопередающими комплектами фирмы "Рокуэлл", обеспечивающими автоматизацию процессов установления и поддержания каналов связи, а также установку дополнительных комплектов. Основой новой системы являются 12 наземных узлов связи (УС) ГКСС ВВС США, а также по одному узлу из состава системы "Мистик стар" и КВ-связи ВМС. Пять из этих УС находятся на континентальной части США и девять за ее пределами.

Функционирование системы базируется на принципе организации связи и управления с единого главного УС (АвБ Андрюс, штат Мэриленд) с использованием других наземных станций в качестве дистанционно или локально управляемых ретрансляторов. В то же время соединение всех УС между собой линиями различного рода связи и использование единых программно-аппаратных средств обеспечивают достаточную гибкость при децентрализованном управлении сетью, при этом любой УС может выполнять функции главной станции сети. ГКСС сопряжена с коротковолновыми коммутационными узлами объединенной системы связи министерства обороны США.

Терминалы этой системы установлены на всех самолетах стратегической авиации ВВС США. Глобальная КВ-система связи ВВС используется для доведения до частей и подразделений американских ВС в глобальном масштабе сообщений по действиям в чрезвычайной обстановке.

В целом порядок и содержание передаваемой информации аналогичны принятым в ССС "Афсатком". В ходе межбазовых перелетов в передовые зоны, а также при полетах стратегической авиации с выходом за пределы Североамериканского континента по системе передаются данные полетного задания (авиабаза, время вылета и посадки, ход выполнения задания, метеообстановка на маршруте). Кроме того, для связи экипажей с пунктами управления используются телефонные каналы системы связи ДСН.

Таким образом, американское военное руководство по-прежнему рассматривает стратегическую бомбардировочную авиацию в качестве одного из важнейших инструментов стратегического сдерживания, а также эффективного средства решения задач в ходе вооруженных конфликтов. Об этом свидетельствует активное задействование для базирования стратегических бомбардировщиков ряда крупных передовых авиабаз на территориях других стран, а также продолжающаяся программа по оснащению стратегических бомбардировщиков перспективными системами вооружения, связи и БРЭО.

ВВС США по численности личного состава и количеству летательных аппаратов (их более 4 000) являются самыми крупными военно-воздушными силами в мире. Но нас интересует не военная сила Америки, а красивые снимки.

Лучшие фотографии самолетов и других летательных аппаратов от ВВС США за 2011 год .

В воздухе - военно-транспортный вертолёт Боинг CH-47 «Чинук» , штат Невада, 9 ноября 2011. (Фото Daniel Hughes):

Учебно-тренировочный самолёт L-39 «Альбатрос» на базе в Чарльстоне, 9 апреля 2011. (Фото Melissa Siegmund):



Дозаправка самолетов в воздухе с помощью Боинга KC-135 Stratotanker - реактивного военно-транспортного самолета-заправщика. (Фото Ben Fulton):

Макдоннелл-Дуглас F-15E «Страйк Игл» , Афганистан, 12 ноября 2008. (Фото Aaron Allmon):

Грузовой самолет Боинг C-17 «Глоубмастер» III на военной базе в штате Северная Каролина, 26 июня 2011. (Фото Asha Harris):

Старт одноразового ракета-носителя Atlas V с мыса Канаверал, 26 ноября 2011. (Фото George Roberts):

Дозаправка в воздухе F16 над рекой Иордан на Ближнем Востоке, 17 октября 2011. (Фото Asha Kin):

Военно- транспортный самолёт Локхид C-130 Геркулес на взлетно-посадочной полосе в Афганистане, 14 августа 2011. (Фото David Salanitri):

Штурмовик A-10 «Тандерболт» II над Афганистаном, 11 августа 2011. (Фото Jeffrey Allen):

Штурмовик A-10 «Тандерболт» II вблизи. Разработан для уничтожения танков, бронемашин и прочих наземных целей. Юг Афганистана, 18 августа 2011. (Фото Jeffrey Allen):

Американский многоцелевой вертолёт фирмы Bell UH-1 «Ирокез» над Йокота, Япония, 2 ноября 2011. (Фото Osakabe Yasuo):

Заправка вертолета Сикорский HH-60 Pave Hawk в воздухе. (Фото Osakabe Yasuo):

Истребитель-бомбардировщик F-35 «Лайтнинг» II над Калифорнией, 18 января 2012. (Фото Tom Reynolds):

Поисково-спасательный вертолет Сикорский HH-60G Pave Hawk , Окинава, Япония, 5 декабря 2011. (Фото Maeson L. Elleman):

В небе над Флоридой истребитель-бомбардировщик пятого поколения F -35 Lightning II , 15 июля 2011. (Фото Joely Santiago):

Макдоннелл-Дуглас F-15E «Страйк Игл» над Афганистаном, 6 октября 2011. (Фото Matthew Hecht):

Стратегический разведывательный беспилотный летальный аппарат RQ-4 Global Hawk . Может патрулировать в течение 30 часов на высоте до 18 000 метров. (Фото Amanda N. Stencil):

Военно-транспортный самолет C-130J «Геркулес» II на базе ВВС США в Калифорнии, 28 апреля 2011:

Сверхдальний стратегический бомбардировщик-ракетоносец Боинг B-52 «Стратофортресс» . является абсолютным рекордсменом по дальности среди боевых самолётов. (Фото Andy M. Kin):

Макдоннелл-Дуглас F-15E «Страйк Игл» в небе над штатом штат Северная Каролина, 9 апреля 2011. (Фото James Richardson):

Самолёт дальнего радиолокационного обнаружения Боинг E-3 «Сентри» над Калифорнией, 16 августа 2011. (Фото Brett Clashman):

Самолет-заправщик Макдоннелл-Дуглас KC-10 «Икстендер» 15 июля 2011. (Фото John P. Capra):

Тяжёлый малозаметный стратегический бомбардировщик B-2 является, вероятно, самым дорогим самолётом в истории авиации . На 1998 год стоимость одного B-2 составляла 1.2 млрд долларов. (Фото Cody H. Ramirez):

Ранее на страницах «Евразия.Эксперт» был опубликован цикл материалов о состоянии . В настоящей статье анализ американского военного присутствия в европейском регионе сосредоточен на анализе современного состояния, дислокации и перспектив развития военно-воздушных сил (ВВС) и ядерных вооружений.

Военно-воздушные силы США, дислоцированные в Европе, подчиняются в основном штабу ВВС США в Европе и Африке (USAFE-AFAFRICA). Он находится в Германии на авиабазе Рамштайн. ВВС США в Европе и Африке входят в состав Европейского командования США (EUCOM) со штабом в Штутгарте-Вайхингене (Германия).

На авиабазе Рамштайн также расположен штаб 3-й воздушной армии ВВС США (3rd Air Force), в состав которой входят почти все части и подразделения ВВС США в Европе .

По данным EUCOM от 26 мая 2016 г., численность персонала ВВС США в Европе составляла около 28 тыс. военнослужащих.

У USAFE-AFAFRICA осталось только четыре собственных базы – Рамштайн и Шпангдалем в Германии, Авиано в Италии и Инджирлик в Турции. Кроме того, командование использует для постоянного базирования своих самолетов аэродромы Лейкенхит и Милденхолл Королевских ВВС Великобритании.

Важную роль играют авиабаза Королевских ВВС Фэрфорд, за последние годы неоднократно принимавшая на учения стратегические бомбардировщики B-2A Spirit, B-52H Stratofortress и B-1B Lancer, и база ВВС Испании Морон около Севильи, принимавшая В-52H. А база Инджирлик в Турции использовалась для нанесения ударов по объектам террористической организации ИГ (запрещена в РФ).

Истребители и ударные самолеты ВВС США в Европе сейчас постоянно базируются на базах ВВС США Шпангдалем в Германии и Авиано в Италии, а также на базе Королевских ВВС Лейкенхит в Великобритании.

Американские военно-транспортные самолеты, самолеты-заправщики, самолеты и конвертопланы сил специальных операций, поисково-спасательные вертолеты постоянно дислоцируются на базах ВВС США Рамштайн (Германия) и базах Королевских ВВС Милденхолл и Лейкенхит. Кроме того, на базе Милденхолл на ротационной основе размещаются самолеты радиоэлектронной разведки RС-135 55-го крыла 25-й воздушной армии Боевого авиационного командования ВВС США. А на авиабазе авиации сухопутных войск США Шьевр в Бельгии находится транспортная эскадрилья ВВС США, которая обслуживает штаб-квартиру НАТО и Штаб Верховного командования объединенных вооруженных сил НАТО в Европе (SHAPE) (табл. 1).

Таблица 1. Численность военных самолетов и вертолетов ВВС США в Европе

Типы самолетов (вертолетов)

Численность

Авиабазы

Тактические истребители F-15C/D Eagle

Лейкенхит (Великобритания)

Истребители-бомбардировщики F-15E Strike Eagle

Лейкенхит (Великобритания)

Многоцелевые истребители F-16C/D Fighting Falcon

Шпангдалем (Германия) (24 F-16C/D block 50)

Авиано (Италия (42 F-16C/D block 40)

Военно-транспортные самолеты C-130J-30 Hercules

Рамштайн (Германия)

Военно-транспортные самолеты С-20Н (военная версия самолета бизнес-класса Gulfstream IV)

Рамштайн (Германия)

Военно-транспортные самолеты С-21А (военная версия самолета-бизнес класса Learjet 35A)

Рамштайн (Германия)

Военно-транспортные самолеты С-40В Clipper (военная версия самолета бизнес-класса Boeing 737-700)

Рамштайн (Германия)

Военно-транспортные самолеты С-37A (военная версия самолета бизнес-класса Gulfstream V)

Шьевр (Бельгия)

Самолеты-заправщики KC-135R/T Stratotanker

Милденхолл (Великобритания)

Самолеты специального назначения MC-130J Commando II

Милденхолл (Великобритания)

Конвертопланы CV-22B Osprey Сил специальных операция

Милденхолл (Великобритания)

Поисково-спасательные вертолеты HH-60G Pave Hawk

Лейкенхит (Великобритания)

Самолеты радиоэлектронной разведки RC-135U Combat Sent и RC-135V/W Rivet Joint

2-3 (на ротационной основе)

Милденхолл (Великобритания)

С 2013-2014 гг. ВВС США активизировали использование военных аэродромов стран Восточной Европы.

Так, в Польше с первой половины 2013 г. на ротационной основе американские многоцелевые истребители F-16C/D Fighting Falcon (на авиабазе Ласк) и военно-транспортные самолеты C-130 Hercules (на авиабазе Повидз).

Для временной дислокации истребителей F-15 Eagle и штурмовиков A-10 Thunderbolt II, перебрасываемых в Европу в поддержку в рамках так называемого «Пакета мер по обеспечению безопасности на ТВД» (Theater Security Package (TSP)) используются авиабазы Польши, Латвии, Эстонии, Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии. Кроме баз в Восточной Европе для TSP также авиабазы в Исландии, Великобритании, Германии и Нидерландах.

Авиабаза ВВС Румынии «Михаил Когэлничану» играет важную роль в воздушном транзите американских военных грузов и военнослужащих в Афганистан и из Афганистана.

Планируется перевести ВВС США в Европе на более современную авиатехнику. Так, на авиабазе Лейкенхит в Великобритании в составе 48-го истребительного крыла будут постоянно размещены две эскадрильи малозаметных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35A Lightning II.

Сохранятся и две эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-15E Strike Eagle, а также и эскадрильи тактических истребителей F-15C Eagle. Первые F-35A начнут прибывать в Лейкенхит в 2021 г.

В бюджет European Reassurance Initiative (ERI) заложена модернизация высокозащищенных укрытий на авиабазе Шпангдалем (Германия) для размещения в них многоцелевых малозаметных истребителей пятого поколения F-22 Raptor. Также предусмотрено строительство сооружения для ремонта радиопоглощающего покрытия и композиционных материалов этого самолета, а также модернизация инфраструктуры для его технического обслуживания. Это, как минимум, означает, что F-22 будут размещены в Шпангдалеме на ротационной основе, а, возможно, затем и постоянно (особенно с учетом появившихся сообщений о том, что ВВС США выступают за возобновление серийного производства F-22).

Американский многоцелевой малозаметный истребитель пятого поколения F-22 Raptor. Источник: militaryarms.ru.

В бюджете ERI выделены также средства на модернизацию авиабаз Ласк и Повидз (Польша), Шяуляй (Зокняй) (Литва), Эмари (Эстония), Слиач и Малацки-Кухиня (Словакия), Кечкемет (Венгрия), Кымпия-Турзий (Румыния), Граф Игнатьево (Болгария).

Современная дислокация ВВС США в Европе показана в таблице 1.

Таблица 2. Военно-воздушные силы США в Европе

Авиабазы

Длина взлетно-посадочной полосы, метров

Объединения, соединения и части

Германия

Авиабаза ВВС США Рамштайн (Ramstein)

Штаб ВВС США в Европе и Африке (USAFE-AFAFRICA)

Штаб 3-й воздушной армии ВВС США

86-е транспортное крыло (37-я транспортная эскадрилья - военно-транспортные самолеты C-130J-30, 76-я транспортная эскадрилья - военно-транспортные самолеты С-20Н, С-21А и С-40В)

435-е крыло воздушно-наземных операций

521-е крыло аэромобильных операций

721-я группа аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

603-й центр авиационных и космических операций (планирование и управление воздушными операциями)

693-я группа разведки, наблюдения и рекогносцировки (intelligence, surveillance and reconnaissance) 480-го крыла разведки, наблюдения и рекогносцировки (авиабаза Лэнгли, штат Виргиния) (штаб группы, 24-я и 450-я разведывательные (intelligence) эскадрильи)

Авиабаза ВВС США Шпангдалем (Spangdahlem)

52-е истребительное крыло (480-я истребительная эскадрилья -многоцелевые истребители F-16C/D)

726-я аэромобильная эскадрилья 721-й группы аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

Нидерланды

База ВВС Нидерландов Леуварден (Leeuwarden)

Периодическое размещение тактических истребителей F-15С Eagle из США в рамках Theater Security Package

Бельгия

База авиации сухопутных войск США Шьевр (Chièvres)

309-я транспортная эскадрилья 86-го транспортного крыла - самолеты С-37

Великобритания

Авиабаза Королевских ВВС Лейкенхит (Lakenheath)

48-е истребительное крыло (492 и 494-я истребительные эскадрильи – истребители-бомбардировщики F-15E, 493-я истребительная эскадрилья - тактические истребители F-15С/D Eagle, 56-я и 57-я поисково-спасательные эскадрильи - вертолеты HH-60G Pave Hawk)

Временное размещение истребителей пятого поколения ВВС США F-22 (апрель-май 2016 г.) и F-35A (апрель-май 2017 г.)

Авиабаза Королевских ВВС Милденхолл (Mildenhall)

352-е крыло специальных операций (7-я эскадрилья специальных операций - конвертопланы CV-22B, 67-я эскадрилья специальных операций - самолеты специального назначения MC-130J)

95-я разведывательная (reconnaissance) эскадрилья 55-го крыла (Омаха, штат Небраска) - разведывательные самолеты OC-135s, самолеты радиоэлектронной разведки RC-135U и RC-135V/W

488-я разведывательная (intelligence) эскадрилья 55-го крыла (Омаха, штат Небраска) (бортовые технические операторы управления воздушной разведки самолетов радиоэлектронной разведки RC-135)

727-я аэромобильная эскадрилья 721-й группы аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

Авиабаза Королевских ВВС Олконбери (Alconbury)

501-я крыло боевого обеспечения

423-я авиабазовая группа 501-го крыла боевого обеспечения

Авиабаза Королевских ВВС Фэрфорд (Fairford)

420-я авиабазовая эскадрилья 422-й авиабазовой группы 501-го крыла боевого обеспечения

Базирование на период учений стратегических бомбардировщиков B-52H, B-2A и B-1B с территории США

Авиабаза Королевских ВВС Кроутон (Croughton)

422-я авиабазовая группа 501-го крыла боевого обеспечения. Обслуживает один из крупнейших военных узлов связи, который обеспечивает около трети всех военных коммуникаций США в Европе и около четверти коммуникаций между Европейским ТВД и континентальной частью США

Авиабаза Королевских ВВС Менвит-Хилл (Menwith Hill)

421-я авиабазовая группа 501-го крыла боевого обеспечения

421-я авиабазовая эскадрилья (Air Base Squadron) 421-й авиабазовой группы 501-го крыла боевого обеспечения

451-я разведывательная (intelligence) эскадрилья 544-й группы разведки, наблюдения и рекогносцировки 70-го крыла разведки, наблюдения и рекогносцировки (Форт-Мид, штат Мэриленд)

Крупнейшая в мире станция перехвата разведывательной информации со спутников глобальной системы радиоэлектронной разведки ECHELON

Авиабаза Королевских ВВС Фелтвелл (Feltwell)

Отряд 4 18-й разведывательной (intelligence) эскадрильи 544-й группы разведки, наблюдения и рекогносцировки 70-го крыла разведки, наблюдения и рекогносцировки (Форт-Мид, штат Мэриленд) (космическая разведка)

Авиабаза Королевских ВВС Молсуорт (Molesworth)

Рабочее местоположение (Operating Location) B 423-й эскадрильи связи 423-й авиабазовой группы 501-го крыла боевого обеспечения

Объединенный разведывательный центр (Joint Intelligence Operations Center Europe (JIOCEUR) Analytic Center (JAC)) Разведывательного управления министерства обороны США (РУМО)

Разведывательный директорат (J2-M) Африканского командования Вооруженных сил США (AFRICOM)

Авиабаза Королевских ВВС Уэлфорд (Welford)

420-я эскадрилья боеприпасов 422-й авиабазовой группы 501-го крыла боевого обеспечения (один из крупнейших складов боеприпасов ВВС США в Западной Европе)

Норвегия

Станция Королевских ВВС Норвегии Сола (Sola) около Ставангера

426-я авиабазовая эскадрилья 423-й авиабазовой группы 501-го крыла боевого обеспечения

Исландия

Авиабаза Кефлавик (Keflavík)

Периодическое размещение тактических истребителей F-15C из США в рамках Theater Security Package

Испания

Авиабаза ВВС Испании Морон (Morón)

496-я авиабазовая эскадрилья 86-го транспортного крыла

Базирование на период учений стратегических бомбардировщиков B-52H

Португалия

База ВВС Португалии Лажеш (Lajes) (Азорские острова)

65-я авиабазовая группа

729-я аэромобильная эскадрилья 521-й группы аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

Италия

Авиабаза ВВС США Авиано (Aviano)

31-е истребительное крыло (510-я и 555-я истребительные эскадрильи – многоцелевые истребители F-16C/D)

724-я аэромобильная эскадрилья 721-й группы аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

Турция

Авиабаза ВВС США Инджирлик (Incirlik)

39-е авиабазовое крыло

728-я аэромобильная эскадрилья 521-й группы аэромобильных операций 521-го крыла аэромобильных операций

Польша

Авиабаза ВВС Польши Ласк

Авиационный отряд 52-го истребительного крыла

Ротационное размещение многоцелевых истребителей F-16

Авиабаза ВВС Польши Повидз

Ротационное размещение военно-транспортных самолетов С-130

Периодическое размещение штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Package

Литва

Авиабаза ВВС Литвы Зокняй (Zokniai) (около Шауляя)

4 истребителя ВВС стран НАТО (в т.ч. США) (на ротационной основе) в рамках миссии

Визит истребителей пятого поколения F-22 ВВС США (апрель 2016 г.)

Латвия

Авиабаза ВВС Латвии Лиелварде (Lielvārde)

Периодическое размещение штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Packages

Временное размещение американских беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) MQ-1B Predator (август-сентябрь 2015 г.)

Эстония

Авиабаза ВВС Эстонии Эмари (Ämari)

Периодическое размещение тактических истребителей F-15C из Великобритании и США и штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Packages

Визиты американских истребителей пятого поколения F-22 (сентябрь 2015 г.) и F-35 (апрель 2017)

Словакия

Авиабаза ВВС Словакии Слиач (Sliač)

Периодическое размещение штурмовиков A-10 Thunderbolt II из США в рамках Theater Security Package

Венгрия

Авиабаза ВВС Венгрии Кечкемет (Kecskemét)

Авиабаза ВВС Венгрии Папа (Pápa)

Периодическое размещение штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Package

Румыния

Авиабаза ВВС Румынии «Михаил Когэлничану» (Mihail Kogalniceanu) около Констанцы

Авиабаза ВВС Румынии Кымпия-Турзий (Câmpia Turzii)

Периодическое размещение тактических истребителей F-15C и штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Packages

Болгария

Авиабаза ВВС Болгарии Граф Игнатьево (Graf Ignatievo)

Периодическое размещение тактических истребителей F-15C и штурмовиков A-10 из США в рамках Theater Security Packages

Греция

Суда-Бей (Крит)

1-й отряд 95-й разведывательная эскадрилья 55-го крыла ВВС США (операции, логистика, разведка и административная поддержка операций самолетов радиоэлектронной разведки RC-135)

С 2015 г. Вооруженные силы США реализуют программу по консолидации своей инфраструктуры в Европе (European Infrastructure Consolidation (EIC)). В ее рамках планируется переместить разведывательные части и части обеспечения с авиабаз Олконбери и Молсуорт на авиабазу Кроутон. Авиабазы Олконбери и Молсуорт в 2022 г. будут закрыты, а 501-е крыло боевого обеспечения будет расформировано. На авиабазе Кроутон будет сформирован новый Объединенный разведывательно-аналитический центр (Joint Intelligence Analytic Center (JIAC)), который объединит миссии всех трех разведывательных центров, находящихся сейчас на авиабазе Молсуорт.

Сокращается личный состав ВВС США на авиабазе Лажеш на Азорских островах. Планируется также закрыть авиабазу Милденхолл (до 2023 г.) с перемещением 352-го крыла специальных операций и 100-го заправочного крыла в Германию, а разведывательных самолетов RC-135 – внутри Великобритании. Но в апреле этого года в СМИ появились сообщения, что руководство Министерства обороны США пересматривает планы по закрытию этой авиабазы. Однако, согласно официальному заявлению Европейского командования США, оно не обращалось с просьбой об изменении списка объектов, намеченных к закрытию, и работа продолжается согласно первоначальному плану EIC.

Американский разведывательный самолет RC-135.

В транспортной системе приоритетное место занимает авиация США. Штаты выполняют роль ведущего экспортера самолетов во многие страны мира. Далее речь пойдет о воздушной системе Соединенных Штатов Америки и о принципах ее производства.

Воздушный транспорт: авиация и самолеты США

Основные авиакомпании США

Америка является лидером среди количества авиакомпаний, их насчитывается более 100. Самые крупные из них:

  • ABX Air;
  • Air Cargo Carriers;
  • Air East;
  • Air Midwest;
  • Air New Orleans;
  • American Airlines;
  • Big Sky Airlines;
  • Chalk’s Ocean Airways;
  • Champion Air;
  • Continental Airlines;
  • Simmons Airlines;
  • Southern Air;
  • Southwest Airlines ;
  • и другие.

Посмотреть все авиакомпании США можно

Первая авиакомпания, которая будет рассмотрена - это American Airlines .

American Airlines - американская авиакомпания, является мировым лидером по количеству пассажиров. Занимает вторую позицию по размеру флота после «FedEx Express» и по доходу после «Air France-KLM. В Форт Уэрт (техасский город) находится штаб-квартира. Директором авиакомпании является Джерард Арпи.

Continental Airlines. По величине занимает четвертое место. В Хьюстоне расположена штаб-квартира. С 1 октября 2010 года слилась с авиакомпанией United Airlines. Полученная авиакомпания носит логотип Continental Airlines хотя работает под брендом United Airlines и является крупнейшим авиаперевозчиком.

Авиаконструкторы США

Известные личности, занимающиеся конструированием и разработкой.

Янис Давыдович Аккерман (1897, Митава - 8 января 1972, Миннеаполис) - общественный деятель, учены, профессор Миннесотского университета, авиаконструктор.

С 1916 по 1917 прошел курс летчика во Франции. В 1918 году эмигрировал в США. Окончил колледж, университет, работал инженером в авиационном отделении «Форд». В 1928 году начал преподавать, после чего, в 1931 году стал профессором. 1934 год - комиссар по аэронавтике, ведущий конструктор авиационной фирмы. После войны - председатель аэронавтического общества Соединенных Штатов Америки.

Уильям Эдвард Боинг (1 октября 1881, Детройт (Мичиган) - 28 сентября 1956) - самолётостроитель, основатель авиастроительной компании Boeing (The Boeing Company) в США. В 1966 году включен в зал славы авиации.

Слева.

Аэродромы и авиабазы

На территории США расположены аэродромы и авиабазы, которые оборудованы несколькими взлетно-посадочными полосами.

  • Авиабаза Баграм
  • Алтус (авиабаза)
  • Андерсен (авиабаза)
  • База ВВС США Инджирлик
  • База ВВС США на мысе Канаверал
  • Дайс (авиабаза)
  • Девис-Монтен
  • Зона 51
  • Манас (авиабаза)
  • Неллис (авиабаза)
  • Рамштайн (авиабаза)
  • Туле (авиабаза)
  • Эдвардс (авиабаза)
  • Эндрюс (авиабаза)

Volk Field Air National Guard Base расположен в штате Винсконсин. Считается военным аэродромом ВВС США.

Появился он в 1889 году как база для стрельбищ, в 1927 году был переименован в честь подполковника Чарльза Уильямса. В 1935 году построена первая взлетная полоса, а в 1936 году появилась полоса с твердым покрытием.

Зона 51 - военный аэродром, расположен в штате Невада, на юге, в 133 км от Лас-Вегаса.

На этом аэродроме разрабатываются летальные аппараты с вооруженные системы. Помимо этого, Зона 51 его еще называют Dreamland, Paradise Ranch. Это зона военных операций, вокруг которой ограничено пространство.

Аэропорты США

В США расположено огромное количество аэропортов. Некоторые из них:

  • Аэропорты штата Айдахо
  • Аэропорты штата Айова‎
  • Аэропорты штата Алабама‎
  • Аэропорты штата Аляска
  • Аэропорты штата Аризона‎
  • Аэропорты штата Арканзас
  • Аэропорты штата Вайоминг‎
  • Аэропорты штата Вашингтон‎
  • Аэропорты штата Вермонт
  • Аэропорты штата Виргиния‎
  • Аэропорты Виргинских островов‎
  • Аэропорты штата Калифорния‎
  • Аэропорты штата Канзас‎
  • Аэропорты штата Кентукки‎
  • Аэропорты штата Колорадо‎
  • Аэропорты штата Коннектикут‎
  • и другие

Посмотреть все аэропорты США можно .

Аэропорт Бойсе - коммерческий, военный, гражданский аэропорт. Располагается в 3 км от города Бойсе (штат Айдахо). Управляется специальной комиссией, которая состоит из 7 человек.


Международный аэропорт Гонолулу - военный и коммерческий аэропорт, располагается в 5 км от города Гонолулу, штат Гавайи, США. В штате он является главным и самым загруженным аэропортом. С каждым годом пассажирооборот растет.


Награды военно-воздушных сил США

Крест Военно-воздушных сил - вторая по старшинству награда, эквивалентна Кресту «За выдающиеся заслуги» Армии США и Военно-морскому кресту. Ею награждаются военнослужащие, морская пехота и береговая охрана. Основанием для награждения является героизм.

Летчики, которые вошли в историю Соединенных Штатов Америки

  • Альварес, Эверетт
  • Андерсон, Рудольф
  • Бах, Ричард
  • Борман, Фрэнк
  • Бранд, Вэнс ДеВо
  • Бэрд, Ричард
  • Воут, Ченс Милтон
  • Гиренас, Стасис
  • Гленн, Джон
  • Грегори, Фредерик Дрю
  • Гриссом, Вирджил Айвэн
  • Дана, Уильям Харви
  • Дарюс, Стяпонас
  • Девяносто девять
  • и другие

Посмотреть всех лётчиков-героев можно

Уильям Харви «Билл» Дана - лётчик-испытатель НАСА. Состоял в группе испытателей ракетплана X-15 (1965-1968 гг.), на котором им было совершено 16 полетов. Два полета прошли на высоте 50 миль, а по классификации США это уже считается космическим полетом.


Беспилотники США

Беспилотники:

  • ADM-160 Mald
  • ADM-20 Quail
  • AQM-34
  • AQM-37 Jayhawk
  • Black Widow
  • Boeing X-45
  • Boeing X-48

ADM-160A Mald. В 1999 году был совершен первый полет. Агентство DARPA инициировало работы по созданию. Был предназначен для имитации полета, дли постановки помех. Оснащен системой усиления в СВЧ. Навигационная система создавалась на основе GPS и создает сложную и запутанную траекторию.


Самолеты Боинг:

  • Boeing B-47 Stratojet
  • Boeing 247

    Помимо всего этого в США разрабатываются проекты, которые удивят весь мир своей уникальностью.

В строю ВВС Америки - 2157 боевых самолетов, но их число минимально за всю историю авиации, а средний возраст - самый большой за последние сто лет

ВВС США наряду с флотом составляют основу военной мощи страны. Вопреки распространенным мифам, американцы вполне способны успешно вести жесткую контактную войну на суше. Но они совершенно точно не будут воевать, не добившись господства в воздухе. Кроме того, авиация обеспечивает американским ВС (вооруженным силам) высочайшую стратегическую мобильность, ни одна страна даже близко не подходит к США по данному показателю. Поэтому развитию ВВС придается исключительно большое значение, именно этот вид вооруженных сил становится «центром притяжения» основных инноваций в американском военном строительстве. Благодаря этому у подавляющего большинства стран мира США могут выиграть войну одной авиацией, не задействуя сухопутные войска и флот.

Как устроена структура американских ВВС

ВВС США имеют в своем составе десять командований (восемь целевых и два территориальных) и ВВС Национальной гвардии. Последняя формально предназначена для защиты территории страны, но поскольку такая задача не стоит уже 200 лет, Национальная гвардия постоянно задействуется в интервенционистских операциях.

В отличие от России и Китая, у которых каждый из компонентов «ядерной триады» входят в отдельные виды ВС, у США два компонента (МБР и стратегические бомбардировщики) входят в состав ВВС.

Основные структурные единицы ВВС - воздушные армии (ВА), состоящие из авиакрыльев (эквивалентны полкам), которые, в свою очередь, делятся на эскадрильи. Причем воздушные армии, авиакрылья и эскадрильи могут не иметь в своем составе ни одного боевого самолета и вообще никакого вооружения, но названия все равно используются.

Командование глобальных ударов (штаб Барксдейл, штат Луизиана) включает оба компонента стратегических ядерных сил (СЯС) США, входящих в ВВС. В составе Командования - две воздушные армии. 8-я ВА имеет на вооружении все стратегические бомбардировщики В-52Н и В-2А. 20-я ВА (Шайен, Вайоминг) имеет в своем составе все МБР «Минитмен-3».

Космическое командование (Петерсон, Колорадо) включает Аэрокосмический центр, Центр развития космических инноваций и две воздушные армии. 14-я ВА (Ванденберг, Калифорния) является «собственно космической», отвечая за реализацию военных космических программ. 24-я ВА (Лэкленд, Техас) отвечает за ведение кибернетической и, шире, информационной войны.

Боевое авиационное командование (Лэнгли, Вирджиния) включает всю боевую авиацию (кроме стратегической и резервных компонентов), дислоцированную на основной территории США. В ее составе три воздушные армии (1-я, 9-я, 12-я) и Центр разработки способов боевого применения авиации ВВС. Командование воздушных перебросок (Скотт, Иллинойс) включает Центр перебросок и 18-ю воздушную армию, в составе которой находится почти вся американская военно-транспортная и заправочная авиация. Учебно-тренировочное командование (Сан-Антонио, Техас), как следует из названия, занимается обучением летного и технического персонала ВВС. В его составе 2-я и 19-я ВА, авиационный университет, медицинский центр.

Командование МТО (Райт-Паттерсон, Огайо) занимается материальным, техническим и научным обеспечением деятельности ВВС. В ее составе имеется Исследовательская лаборатория и восемь Центров - аэрокосмических систем, летных испытаний, поддержки глобальных перебросок, ядерного оружия, обеспечения безопасности, авиационного вооружения, электронных систем, инженерных исследований.

Истребитель F-15Е на базе Лейкенхит. Фото: Lee A. Osberry Jr. / Getty Images / Fotobank.ru

Командование сил специальных операций (ССО) ВВС (Мак-Дилл, Флорида) отвечает за авиационное обеспечение специальных операций ВС США.

Командование резерва ВВС (Робинс, Джорджия) представляет собой своеобразные «запасные ВВС», дислоцированные на континентальной части США. Части резерва являются постоянно действующими и проходят боевую подготовку по тем же программам, что и регулярные ВВС. Многие авиакрылья и авиагруппы резерва непосредственно «аффилированы» с авиакрыльями Боевого авиационного командования и Командования воздушных перебросок, оснащены теми же самолетами и дислоцированы на тех же ВВБ. В составе Командования резерва имеется три воздушные армии. 4-я ВА (Марч, Калифорния) является резервом для Командования воздушных перебросок. 10-я ВА (Форт-Уорт, Техас) является резервом для Боевого авиационного командования. 22-я ВА (Доббинс, Джорджия) является резервом для Командований воздушных перебросок и ССО.

Командование ВВС США в Европе (Рамштейн, Германия) имеет в своем составе 3-ю воздушную армию. Она включает 31-е истребительное авиакрыло (Авиано, Италия; на вооружении - истребители F-16), 48-е истребительное авиакрыло (Лейкенхит, Великобритания, истребители F-15С/D/Е, вертолеты НН-60), 52-е истребительное авиакрыло (Шпангдалем, Германия, F-16), 86-е авиакрыло (Рамштейн, транспортные самолеты), 100-е акр (Милденхолл, Великобритания, заправщики КС-135R).

Командование ВВС США в зоне Тихого океана (Перл-Харбор, Гавайи) имеет в своем составе четыре воздушные армии. Две из них дислоцированы за пределами США (в Японии и Республике Корея), а две - в анклавных штатах (Аляска и Гавайи). 5-я ВА (Йокота, Япония) включает 18-е авиакрыло (Кадена, Окинава, F-15C/D, KC-135R, E-3, HH-60G), 35-е авиакрыло (Мисава, F-16), 374-е авиакрыло (Йокота, транспортные самолеты и вертолеты). 7-я ВА (Осан, Республика Корея) включает 8-е авиакрыло (Кунсан, F-16), 51-е авиакрыло (Осан, штурмовики А-10). 11-я ВА (Элмендорф-Ричардсон, Аляска) включает 3-е авиакрыло (Элмендорф, истребители F-22A, самолеты ДРЛО Е-3В, транспортные самолеты), 354-е иакр (Эйлсон, F-16). 13-я ВА (Перл-Харбор) включает 15-е авиакрыло (Перл-Харбор, F-22, транспортные самолеты).

ВВС Национальной гвардии, как было сказано выше, формально предназначены для обороны территории США, поэтому в мирное время их части подчиняются губернаторам штатов. Тем не менее, в реальности они регулярно задействуются в операциях за рубежом, поскольку оснащены той же техникой и проходят обучение по тем же программам, что и регулярные военно-воздушные силы. ВВС НГ каждого штата имеют в своем составе от одного до пяти авиакрыльев и авиагрупп. Всего в них 81 авиакрыло, три группы связи, одна разведывательная группа, две группы кибернетических операций, одна группа спецопераций.

Какие самолеты в строю

ВВС США располагают самым большим в мире количеством летательных аппаратов всех классов и множества типов.

Кроме самолетов и вертолетов регулярных частей, резерва и Национальной гвардии, значительное количество машин ВВС США находится на хранении на базе Дэвис-Монтан (AMARG - Aerospace Maintenance and Regeneration Group, Группа ремонта и восстановления авиационной и космической техники), откуда многие из них могут быть возвращены в строй (хотя база Дэвис-Монтан имеет неофициальное название «Кладбище»). В дальнейшем для сокращения про эти самолеты и вертолеты будет говориться, что они находятся на AMARG.

Единственным типом МБР в ВВС США являются LGM-30 («Минитмен-3») шахтного базирования, несущие от одной до трех ядерных БЧ каждая. Они состоят на вооружении 20-й ВА Командования глобальных ударов в количестве 450 единиц. Кроме того, имеется от 57 до 98 неразвернутых ракет того же типа, которые постепенно расходуются в ходе испытаний.

Тяжелые МБР шахтного базирования LGM-118 (МХ), способные нести по 10 БЧ каждая, сняты с вооружения. При этом имеется от 51 до 63 неразвернутых ракет этого типа, которые постепенно переделываются в космические ракеты-носители «Минотавр-IV» для запуска военных спутников.

Основу американской стратегической авиации составляют самолеты В-52Н, каждый из которых несет до 20 крылатых ракет. В строю находится 78 бомбардировщиков этого типа, на AMARG - еще 13, а также 97 самолетов предыдущей модификации В-52G. Хотя последние В-52 были выпущены в 1960 году, они останутся в составе ВВС США до 2040-х годов. На вооружении В-52Н имеется более 1,4 тысячи крылатых ракет AGM-86B/C/D и более 400 AGM-129A.

Вторым стратегическим бомбардировщиком ВВС США является В-2А, построенный по технологии «стелс». Способен нести лишь ядерные авиабомбы, а также разнообразное обычное вооружение. В составе ВВС находится 20 самолетов этого типа, из которых один используется как экспериментальный.

Тяжелый истребитель F-22А «Рэптор». Фото: Getty Images / Fotobank.ru

Стратегические бомбардировщики В-1В переоборудованы для использования в неядерных целях. В строю имеется 62 В-1В, на AMARG - еще 18.

Хорошо известный самолет-«невидимка» F-117 имеет «истребительное» обозначение (F - fighter), однако не способен вести воздушный бой из-за особенностей аэродинамики и отсутствия бортовой РЛС. Поэтому, по сути, он является тактическим бомбардировщиком. 52 машины F-117A выведены из состава ВВС, но остаются на хранении на своей военной базе Тонопа (Невада) в полностью боеспособном состоянии и могут быть быстро возвращены в строй.

В строю ВВС США остаются 300 штурмовиков А-10, на AMARG - еще 207. Местонахождение еще 23 самолетов этого типа неизвестно, возможно, они переоборудуются в боевые БПЛА. В будущем именно боевыми БПЛА предполагается заменить пилотируемую штурмовую авиацию. При этом все строевые А-10 в ближайшее время предполагается вывести на AMARG.

На вооружении Командования сил специальных операций (ССО) имеется 25 вооруженных транспортных самолетов АС-130 (7 Н, 18 U; на AMARG - еще 1 Н), используемых в противопартизанских и специальных операциях.

Тяжелый истребитель F-22А «Рэптор» на данный момент является единственным в мире состоящим на вооружении в регулярных частях истребителем 5-го поколения. Всего в ВВС США имеется 187 машин этого типа.

F-22 предназначался для замены F-15 «Игл», который, в свою очередь, был первым в мире принятым на вооружение истребителем четвертого поколения. В настоящее время на вооружении остается 253 истребителя F-15 (217 С, 36 D), на AMARG - еще 187 (72 A, 9 B, 97 C, 9 D). Кроме того, имеется ударный вариант этого самолета F-15Е «Страйк Игл» с ограниченными возможностями ведения воздушного боя. В строю имеется 218 машин этого типа.

Легким истребителем пятого поколения, предназначенным для замены истребителей F-16 и штурмовиков А-10, является F-35А. Предполагается произвести для ВВС США 1763 самолета этого типа, однако пока программа сильно отстает от графика, на вооружение поступило лишь 33 F-35А. Тем не менее, это единственный боевой самолет, который в настоящее время производится для американских ВВС.

Самым массовым американским истребителем остается F-16. Сейчас в строю находится 981 самолет этого типа (2 А, 2 В, 817 С, 160 D), на AMARG - еще 605 (323 A, 52 B, 216 C, 14 D). Кроме того, девять самолетов (2 А, 7 С) переоборудованы в воздушные беспилотные мишени QF-16. Не исключено, что они могут быть использованы и как боевые БПЛА.

На AMARG остается 297 истребителей F-4 «Фантом» различных модификаций, включая самолеты-мишени QF-4.

Как было сказано выше, боевые беспилотники должны в будущем заменить, как минимум, пилотируемую штурмовую авиацию. В настоящее время на вооружении ВВС США состоит 207 БПЛА MQ-1 «Предатор» и 104 MQ-9 «Рипер». Однако эти машины способны эффективно действовать лишь при полном отсутствии у противника ПВО, поэтому полноценными заменителями боевых самолетов пока стать не могут.

В строю ВВС США находятся четыре воздушных командных пункта Е-4В на базе самолета Боинг-747. На AMARG хранится 11 EC-135 (ВКП на базе Боинга-707, который в ВВС имеет обозначение С-135).

Имеется 31 самолет дальнего радиолокационного обслуживания (ДРЛО) Е-3В/С (также на базе Боинга-707) (на AMARG - 1 Е-3G), из которых 18 формально переданы в распоряжение НАТО. Эти 17 самолетов юридически являются единственными «общенатовскими» машинами, вся остальная техника принадлежит конкретным странам.

Бомбардировщик В-52Н. Фото: Bobbi Zapka / AP

В составе ВВС имеются 22 самолета радиоэлектронной разведки RC-135 и 11 RС-26В, четыре самолета связи и ретрансляции Е-11А и значительное число самолетов разведки и наблюдения - 40 Бич-350 (МС-12W), 17 Е-8С, 2 Е-9А, высотные разведчики 29 U-2S и четыре учебных TU-2S, а также два самолета программы «Открытое небо» ОС-135В (еще 1 на AMARG), десять самолетов ледовой разведки LС-130Н (на AMARG - 1 LC-130R, 3 LC-130F), 22 самолета метеорологической разведки - 2 WC-135 (1 C, 1 W; еще 1 В на AMARG) и 20 WC-130 (10 Н, 10 J).

Большинство боевых самолетов ВВС США имеют собственные средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Специально в целях РЭБ используются 22 ЕС-130Н/J, часть которых может также применяться для проведения психологических операций.

Основным заправщиком ВВС США является созданный на базе «Боинга-707» КС-135: 402 машины в строю (54 Т, 348 R), на AMARG - 190 KC-135. Кроме того, имеется 59 более современных КС-10А (на базе DC-10).

Основу военно-транспортной авиации США составляют сверхтяжелый самолет С-5, тяжелый С-17 и средний С-130. В настоящее время в строю находятся 74 С-5 (22 А, 34 В, 2 С, 16 М), 222 С-17А и 377 С-130 (1 Е, 260 Н, 116 J). На AMARG - 34 С-5A и 136 С-130Е.

Для перевозки высших лиц государства и руководства ВС используются два самолета VC-25А (Air Force One, президентские самолеты-ВКП на базе «Боинга-747»), 11 С-40 («Боинг-737»), 11 С-32 («Боинг-757»), а также 24 С-37А, восемь С-20 и два С-38А (три модификации пассажирского самолета «Гольфстрим»).

Командование ССО использует легкие транспортные самолеты иностранного производства: 39 U-28 (швейцарские РС-12), 17 C-146 (немецкие Do-328) и 16 С-145А (польские М-28).

В спасательных целях в ВВС США используются 40 самолетов НС-130, 102 вертолета НН-60G и 30 конвертопланов CV-22В.

Командование ССО использует 58 самолетов МС-130, предназначенных для высадки, снабжения и эвакуации групп спецназа, действующих в тылу противника.

На вооружении ВВС США (в основном - учебно-тренировочного командования) состоят 178 учебных самолетов Т-1А, 496 Т-38 различных модификаций (на AMARG - еще 150), 446 Т-6А. Т-6А поступают на замену Т-38.

Подавляющее большинство вертолетов ВС США находится на вооружении сухопутных войск и ВМС. В ВВС имеются 90 UH-1 и 15 UH-60. На вооружении Командования ССО имеется 6 российских вертолетов Ми-8.

Модернизация любой ценой

Таким образом, всего на вооружении ВВС США имеется 450 МБР, 2157 боевых самолета и 311 боевых БПЛА, на AMARG - еще 1486 боевых самолетов. Они представляют собой гигантскую боевую мощь. Тем не менее, количество боевых самолетов в строю ВВС США в данный момент является минимальным за весь период после окончания Второй Мировой войны, а их средний возраст - самым большим за всю историю американской авиации (т.е. более чем за 100 лет). Из находящихся сейчас в строю 2157 боевых самолетов с 2000 года в ВВС поступило всего 285 (181 F-22A, 33 F-35A, 61 F-16C/D, 10 F-15Е). При этом в настоящий момент выпускается лишь F-35А, программа производства которого очень сильно отстает от первоначального графика, а цена самолета многократно превзошла первоначально запланированную. Большая часть находящихся в строю самолетов произведена в 1970-1980-е годы. Темп выбывания самолетов значительно превышает темп поступления новых. Это порождает такую неожиданную проблему, как нехватка боевых самолетов в случае необходимости вести крупномасштабную войну.

По-видимому, США будут вынуждены любой ценой (в прямом и переносном смыслах) выполнять программу F-35, поскольку альтернативы она не имеет. Кроме того, будут создаваться боевые БПЛА, причем не только специализированные, но и, весьма вероятно, в таковые будет переоборудована значительная часть F-16 и А-10. В любом случае, в обозримом будущем серьезную конкуренцию американской авиации составят ВВС Китая, не смогут США достичь решающего превосходства и над ВВС РФ.