Лабораторная работа строение многоклеточных водорослей. Практическая работа «Строение одноклеточной водоросли хламидомонады


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
МБОУ «СОШ №2»
Учитель: Мельникова Светлана Николаевна
Класс 5
Предмет Биология
Урок № 22
Тема урока: Водоросли - одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе, использование человеком. Лабораторная работа № 7 «Изучение строения водорослей» Многообразие водорослей.
Тип урока: Урок «открытия» нового знания
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся в процессе лабораторной работы.
Образовательная цель: расширение понятийной базы учащихся о многообразии и особенностях строения водорослей, за счёт включение в неё новых элементов.
Формирование УУД:
Личностные действия: у учащихся формируется элементы коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителем и учащимися класса в процессе образовательной деятельности (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)
Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)
Познавательные действия: учащиеся узнают и формулируют выводы о водорослях как представителях низших растений, их характерных признаках, развивают представление о систематике организмов (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)
Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
№ Этап урока
методы и приёмы Действия учителя Деятельность
обучающихсяУУД
1 Организационный момент
(Мотивирование к учебной деятельности). Приветствие. Настрой на позитивную работу. Приветствие учителя К,Л2 Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Проверка знаний. Фронтальная беседа - Расскажите о разнообразие растений.
- Какие признаки присущи представителям царства Растения?
- Что такое ткани и органы? Выделяют существенные признаки растений. П,К3 Выявление места и причины затруднения. Проверка знаний. Фронтальная беседа - Чем отличаются представители низших и высших растений? Различают высшие и низшие растения. П,К4 «Открытие нового знания» (Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). Рассказ учителя с демонстрацией таблиц, слайдов и видеофрагментов. У Багамских островов на глубине 269 м., где поглощается 99,9995% солнечного света, в 1984 г. обнаружили бурые водоросли. Бурая водоросль макроцистис грушеносный вырастает за день на 45 см. и достигает длины 160 м. Кислородом нашу планету снабжают растения и больше всего его выделяют водоросли. В процессе фотосинтеза водоросль хлорелла выделяет количество кислорода, значительно превышающее её массу. Способность хлореллы давать большое количество органических веществ и выделять много кислорода позволяет учёным предполагать, что хлореллу можно использовать в оранжереях космических кораблей как источник кислорода и пищи для космонавтов.
Водоросли встречаются и в местах обитания с экстремальными условиями – во льдах горных вершин и Заполярья. В горячих источниках Камчатки, температура которых достигает 75,7С (обнаружено 27 видов водорослей). В настоящее время обнаружено более 100 видов водорослей, развивающихся на поверхности снега и льда. Окраска снега может быть зелёной, красной, голубой, бурой, жёлтой и даже чёрной – в зависимости от видов, которые преобладают среди снежных водорослей. Работа с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками при обсуждении характерных признаков водорослей как группы низших растений.
П,К,
5 Постановка учебной задачи Рассказ учителя с демонстрацией таблиц, слайдов и видеофрагментов. Сегодня на уроке мы с вами должны узнать, каковы особенности строения и жизнедеятельности растений отдела водоросли. Сравнить эти растения с ранее изученными, выявить черты приспособленности к условиям окружающей среды.
Ребята, мы с вами уже знаем, что водоросли - первые растения на Земле, синтезирующие органические вещества из углекислого газа и воды на свету. Они являются самыми древними растениями на земле, поэтому ученые считают, что современные наземные растения произошли от древних водорослей.
Какие признаки объединяют все водоросли в одну группу? Выделять существенные признаки водорослей. Различать представителей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека П,К,Л
6 Первичное закрепление
(Реализация построенного проекта). Работа с ЦОР. Виртуальная образовательная лаборатория virtulab.net Характерные признаки водорослей.
- Большинство водорослей обитатели рек, озер, морей.
- В природе существует около 30 тысяч водорослей.
- Водоросли встречаются одноклеточные и многоклеточные.
- Относятся к низшим растениям.
- Они не имеют ни корней, ни стеблей, ни листьев.
- Размножаются простым делением клеток, спорами, половыми клетками.
- Самые древние растения на Земле.
- Способность к фотосинтезу.

1. Изучение строения одноклеточного представителя класса Зелёные водоросли – хламидомонады.
1.1. Ознакомиться со строением хламидомонады. Определить основные элементы её строения. 1.2. Определить, какие функции выполняют указанные структуры.
2. Изучение строения многоклеточного представителя класса Зелёные водоросли – спирогиры.
2.1. Ознакомиться со строением спирогиры. Определить основные элементы её строения.
2.2. Определить, какие функции выполняют указанные структуры.
П.К.
7 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. ЛР Подготовьте микроскоп к работе и микропрепарат с аквариумной водорослью Лагаросифон (Курчавая Элодея) . Найдите 1 клетку, внимательно изучите её. Определите, чем отграничено содержимое клетки от внешней среды, имеется ли ядро и другие органоиды, характерные для растительной клетки (какие?). Обратите внимание на форму и окраску хроматофора (рис. 102 учебника). Какова его функция? Попытайтесь обнаружить клетки иного строения или ткани. Легко ли это сделать? Почему? Зарисуйте в тетради строение клетки спирогиры. Подпишите оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль, хроматофор. Сравните строение спирогиры со строением одноклеточных водорослей. Отметьте черты сходства и отличия. Выделять существенные признаки водорослей. Различать представителей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека К, П, Р,Л8 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). Виртуальная образовательная лаборатория virtulab.net ВЫВОДКакой итог мы подведём по нашей ЛР? 3. Дать сравнительную характеристику строению изученных организмов.
П,Р
9 Выпишите их в таблицу:
П
Д.з. П.1
http://www.virtulab.net/index.php?option=com_content&view=article&catid=42%3A7&id=149%3A2009-08-23-11-36-00&Itemid=103

36. Закончите схему «Значение растений»
В природе
Воздух – обогащают кислородом, поглощают углекислый газ.
для животных – пищей источник – питаются хищники.
В жизни человека
Источник – пища, сырьё.
сырьё для отраслей промышленности – злаковые, плодово-ягодные, лекарственные, Кормовые и технические
Познавательное – высокоурожайные сорта культурных растений, устойчивые сорта культурных растений
Эстетическое – растения очень красивые
37. Закончите определение.
Ботаника – наука о растениях.
38. Сравните строение низших и высших растений. Заполните таблицу.

Группа растений

Особенности строения

Представители

Низшие

не имеют корней, стеблей

водоросли

Высшие

имеют корни

деревья

39. Выполнив лабораторную работу «Строение зелёных (одноклеточных) водорослей», укажите, клетки каких водорослей изображены на рисунках. Подпишите их основные части.
1 – жгутики
2 – оболочка
3 – цитоплазма
4 – ядро
5 – хроматофор
6 – красный глазок
Вывод: все водоросли – низшие растения одинаковы по строению. У хламидомонады имеются жгутики и красный глазок.
40. Укажите, какие многоклеточные водоросли изображены на рисунках. Подпишите их основные части.
1 – оболочка
2 – хроматофор
3 – цитоплазма
4 – ядро

41. Заполните таблицу.

Группа водорослей

Среда обитания

Особенности строения

Представители

Зелёные одноклеточные водоросли

Пресные водоёмы

Одна клетка, м.б. жгутики, глазок

Хламидомонада

Зелёные многоклеточные водоросли

Моря, океаны, пресные водоёмы

Улотрикс

Бурые водоросли

Моря, океаны

ламинария

Красные водоросли

Моря, водоёмы

Многоклеточные морские растения

багрянки

42. Закончите схему. Значение водорослей.
В природе:
– обогащают кислородом гидросферу;
- являются пищей водных животных;
- индикаторы загрязнения и заболевания.
В жизни человека:
– химическая промышленность;
- йод, спирт;
- агар-агар;
- блюда пищи;
- хлорелла, хламидомонада, очистка вод.
43. На рисунке подпишите составные части слоевища лишайника.
1 – клетки водоросли
2 – грибница
Вывод: в лишайниках есть клетки водоросли, грибница.
44. Заполните схему.
Формы лишайников:
- накипный, Бацидия;
- листованный, Пармелия;
- кустистые, бородач плад.
45. Почему лишайники способны поселяться в самых бесплодных местах?
Ответ: Потому что им для жизни нужна только вода, её им хватит из дождей, туманов и т.д.
46. Подпишите, что обозначено на рисунке цифрами:
1 – мужская особь;
2 – женский экземпляр мха;
3 – коробочка со спорами;
4 – стебель;
5 – листья;
6 – ризоиды (корн. выросты)
47. Выполнив лабораторную работу «Строение мха», сделайте рисунок и вывод.
Вывод: тело мхов расчленено на стебель и листья, а размножаются спорами и относятся к высшим растениям.
48. Сравните водоросли и мхи. Какие усложнения произошли в строении мхов по сравнению с водорослями?
У мхов есть органы, где созревают споры; Ж, М коробочка со спорами. Имеются стебель, листья, ризоиды. Мхи – высшие споровые, а водоросли – низшие.
49. Выполните лабораторную работу «Строение спороносящего хвоща». Подпишите, что изображено на рисунке цифрами:
1 – корни
2 – стебель
3 – колосок со спорами
Вывод: у хвоща есть корни, стебель, споры. Это спороносящее растение и относится к высшим. В колосках созревают споры.
50. Выполнив лабораторную работу «Строение спороносящего папоротника», укажите, что обозначено на рисунке цифрами:
1 – щитовник
2 – стебель
3 – группа спорангиев
4 – поперечный срез листа сорусы
5 – споры
Вывод: у папоротников споры, спорангии, стебель, листья, сорусы. Это высшие растения.

51. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика хвойных».

52. Выполните лабораторную работу «Строение хвои и шишек хвойных». По результатам лабораторной работы заполните таблицу.

53. Заполните схему «Жизненные формы покрытосеменных растений».
Формы растений:

– деревья (ясень, клён, дуб)
- кустарники (сирень, шиповник)
- травы (одуванчик)
54. Рассмотрите рисунок учебника и объясните, какие растения называют однолетними, двулетними и многолетними. Приведите примеры таких растений.
1. Дерево – берёза – многолетнее, т.к. надземные и подземные органы не отмирают каждый год.
2. Кустарники(чки) – многолетние.
4. Травы – однолетние, двулетние и многолетние.
55. Охарактеризуйте несколько известных вам растений по продолжительности жизни и особенностям плодоношения. Заполните таблицу.

Раздел II. РАЗНООБРАЗИЕ РАСТЕНИЙ

Тема 1. Водоросли

УРОК 26

Тема. Общая характеристика водорослей. Лабораторная работа №11. Строение водоросли

Цель. Сформировать у учащихся знания о водоросли как простейшие растительные организмы, особенности их строения и процессы жизнедеятельности.

Основные понятия и термины: водоросли, слоевище, талом, дочерняя клетка, материнская, половое и неполовое размножение, гамета, зигота, оплодотворение, одноклеточные, колониальные и многоклеточные водоросли, отделы: Зеленые, Красные, Бурые, Диатомовые.

Оборудование: таблица “Водоросли”, постоянные препараты водорослей, микроскоп, предметные и покровные стекла, вода, спиртовой раствор йода, пинцет, пипетка.

Методы и методические приемы: словесные (беседа (контрольно-оценочная), рассказ с элементами беседы); наглядные (демонстрация оборудования); репродуктивные (беседа) и поисковые (эвристическая беседа, создание и решение проблемных ситуаций), самостоятельная работа с учебником; практические (выполнение лабораторной работы).

Тип урока: усвоение новых знаний.

Структура урока

Этапы урока

Время, мин.

Организационный момент.

Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Обобщение и систематизация изученного.

Итоги урока, аргументация оценок.

Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы, цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Рассказ. Видели ли вы когда-нибудь зеленый или красный снег? Однако такое явление, хоть и редко, действительно бывает в природе.

Вот, например, какая история произошла прошлого века с экипажем одного корабля. Было это ранней весной в Гренландском море.

Справа от курса корабля, в ущелье между прибрежными скалами, лежал ярко-красный снег. Полоса “кровавого” снега простиралась на несколько десятков метров.

Шлюпка с матросами отчалила от корабля, и через десять минуты матросы уже ступили на берег. Да, снег действительно был красный. Красный, как кровь. Но, конечно, ничем иным, кроме цвета, этот снег на кровь не был похож. Как выяснилось, это был обычный снег, но покрыт сверху каким-то тонким налетом ярко-красного цвета.

Позже ученые выяснили, что на снегу поселяется одноклеточная водоросль - первопухирник. Эта невидимая глазом растение не боится холода, размножается очень быстро. Цвет водоросли - красный. Как только ветер принесет снег споры первопухирника, они прорастут, и через несколько часов этот снег покраснеет: первопухирник укроет всю его поверхность.

Наблюдают в природе и „зеленый” снег. Впервые было описано это необычное явление около ста лет назад. Было выявлено его в горах на острове Шпицберген в Северном Ледовитом океане. Позже находили такой снег и в горах Европы. Ученые выяснили, что в зеленом „цветении” снега принимают участие тридцать разных очень мелких водорослей.

Водоросли мы употребляем в пищу - они есть ценным источником йода и микроэлементов. Из водорослей получают вещество, которое используется в кондитерской промышленности для изготовления мармелада (агар-агар). Из них добывают лекарства, а также кормят скот и используют как удобрение.

Водоросли обнаружены даже в залежах некоторых полезных ископаемых и поднято из скважин значительной глубины. Действительно, водоросли встречаются везде. Повсюду их можно увидеть и на суше. Это могут быть зеленые налеты на деревянных, каменных или кирпичных домах, разноцветные пятна на открытом грунте после длительных дождей...

Водоросли очень быстро заселяют голые участки суши. Весной происходит “цветение” вспаханной почвы. Это “цветут” водоросли. Больше всего они любят дерново-подзолистые почвы. Количество водорослей здесь может достичь 19 миллионов на один квадратный метр.

Благодаря фотосинтеза водоросли образуют кислород и поддерживают его уровень в атмосфере. Вспомните, какую часть планеты занимает Мировой океан. Населяя преимущественно водоемы и учитывая размеры Мирового океана, можно утверждать: как минимум половину всего кислорода на планете выделяют водоросли, и их вклад в этот процесс значительно больший, чем наземных лесов.

Как видим, водоросли сопровождают нас в очень многих сферах жизни. Они имеют чрезвычайное значение как компоненты экосистем. С сегодняшнего урока мы начнем ближе знакомиться с этими интересными растениями.

План

1. Общая характеристика водорослей.

2. Выполнение лабораторной работы №11.

3. Восприятие и первичное осмысление нового материала.

Общая характеристика водорослей

Рассказ с элементами беседы.

Вода - колыбель водорослей. Нижняя граница распространение их в морях и океанах достигает для зеленых и бурых водорослей ста метров, а для красных - до двухсот. Диатомовые водоросли встречаются даже на глубине 350 метров, где они покрывают дно. В воде многих соленых озер наблюдаются одноклеточные водоросли из рода Дуналієла. Интересно, что они имеют красный цвет, хоть и относятся к классу Зеленые водоросли отдела Диатомовые. Красного цвета им оказывает значительное накопление каротина, который является исходным веществом для образования витамина А. В древности к столу царской семьи подавали розовую соль. Было отмечено ее положительное влияние на состояние здоровья человека. Когда-то такую соль добывали в озере Розовое на юге Российской империи. Причиной окраски соли в розовый цвет водоросль дуналієла. Не менее интересная водоросль каулерпа, что часто случается в морях. Она имеет вид кустика: стебель-слоевище, ризоїди и пластинки, которые напоминают перистые листья. Достигает каулерпа полуметра длиной. Но все растение - это одна громадная клетка с большим количеством ядер. Малейшее ранение каулерпу приводит к утечки ее содержимого в воду.

Водоросли - сборная группа низших растений. Большинство из них живут в воде. Вспомните: летом, когда купаетесь в озере или реке, вы всегда видите какие-то растения, которые растут в воде. Как вы думаете, это водоросли или нет? В результате обсуждения этого вопроса учащиеся сначала утверждают, что те растения, которые они наблюдают, и водоросли, потому растут в воде, как и идет речь в термине “водоросли”. Далее следует заострить внимание учеников, что все растения, которые они могли видит, имели стебель, листья, корни. А водоросли не имеют расчлененных органов, их тело называется слоевище или талом. Итак, вы видели не водоросли, а покрытосеменные растения, которые приспособились к жизни в воде.

Водоросли - это небольшая по количеству видов (40 тыс.) самая древняя группа низших растений. Характерной особенностью группы является то, что тело не расчленено на вегетативные органы, а представлено таломом. У них отсутствуют настоящие ткани. В водорослях наблюдается переход от одноклітинності к багатоклітинності, что является прогрессивным признаком в эволюции зеленых растений. Общим признаком для всех водорослей является наличие пигментов, которые обеспечивают автотрофний тип питания. Клетки водорослей равно- многоядерные. Есть среди них подвижные и неподвижные, одноклеточные, колониальные и многоклеточные организмы.

По условиям существования их можно разделить на две группы: водоросли, живущие в воде, и водоросли, живущих вне ней.

Водоросли размножаются нестатевим и половым путями. Вспомните, что это за способы размножения.

Простой способ нестатевого размножение - деление клетки пополам. При этом из одной материнской клетки образуются две дочерние. Такое размножение относят к вегетативному. Неполовое размножение обеспечивает более-менее постоянную численность одноклеточных водорослей, несмотря на тот факт, что водорослями питается много животных. Однако такое размножение имеет и недостатки - каждое следующее поколение по своим признакам не отличается от предыдущего, поэтому оно менее приспособлено к изменениям условий окружающей среды.

Значительно увеличивает возможность приспособиться к условиям среды способность водорослей к половому размножения. При этом сочетаются признаки родительских организмов, и водоросли получают возможность лучше приспособиться к условиям среды, которые изменяются. Во время полового размножения образуются специальные половые клетки - гаметы. Они попарно сливаются, образуя зиготу. Слияния гамет называется оплодотворением. Из зиготы формируется новый организм.

Водоросли разделяют на девять отделов, которые различаются в основном по цвету. Самые известные из них - Зеленые, Бурые, Диатомовые и Красные.

Водоросли, как и растения вузы суши, является источником органических веществ в водоемах.

А сейчас мы детально ознакомимся с строением водорослей на примере одноклеточного водоросли и многоячеечной, которые принадлежат к отделу Зеленые водоросли.

Лабораторная работа № 11

Тема. Строение водоросли.

Цель. Ознакомиться со строением клетки водорослей на примере одноклеточных и многоклеточных зеленых водорослей. Оборудование и материалы: живые или постоянные мікропрепарати (хламідомонада, хлорелла, протокок, спирогира, улотрикс), микроскоп, препарувальний набор, предметные и покровные стекла, вода, пипетка, фильтровальная бумага, йод, таблицы, учебник.

Ход работы

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Рассмотрите невооруженным глазом хламідомонаду в пробирке и мікропрепарат спирогиры (или другие по выбору учителя).

3. Приготовьте самостоятельно мікропрепарат хламідомонади.

4. Рассмотрите изготовлен мікропрепарат хламідомонади и постоянный мікропрепарат спирогиры с помощью микроскопа при увеличении в 300 раз. Найдите в клетках оболочку (1), ядро (2), хлоропласт (3). Жгутики - в хламідомонади.

5. Сравните строение и хламідомонади спирогиры. Результаты оформите в виде таблицы.

Сравнительная характеристика хламідомонади и спирогиры

Вопросы для сравнения

Хламідомонада

Спирогира

1. Видно отдельные части невооруженным глазом или нет?

2. Организм одноклеточный или многоклеточный?

3. Какая форма хлоропласта?

4. Ядро свободно размещается в цитоплазме или его поддерживают тяжи?

5. Заметны органеллы?

6. Чье жгутики?

6. Используя учебник, нарисуйте строение хламідомонади и спирогиры. Подпишите части и органеллы клеток на рисунке.

По результатам работы сделайте выводы, в которых укажите особенности строения водорослей.

4. Обобщение и систематизация изученного.

Контрольно-оценочная беседа.

Что такое водоросли? Почему их относят к группе низших растений? Как называют тело водоросли? Где могут обитать водоросли? Какие способы размножения им присущи? Какие недостатки вегетативного размножения? В чем позитив полового размножения? Какой способ питания характерен для большинства водорослей? За счет чего является возможным автотрофне питания? На сколько отделов разделяют водоросли? Какие из них являются наиболее распространенными?

5. Итоги урока, аргументация оценок.

6. Домашнее задание. Проработать соответствующий материал по учебнику, дать ответы на вопросы после параграфа.


Лабораторная работа № 9.

Цель:

Оборудование:

Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа № 9. Водоросли.»

Дата___________.Ф.И._______________________________________6 «__» класс.

Лабораторная работа № 9

Изучение внешнего строения водорослей.

Цель: знакомство с особенностями строения водорослей, научиться устанавливать взаимосвязь между строением и функцией.

Оборудование: Рисунки одноклеточных зеленых водорослей; микроскоп; микропрепараты «Вольвокс», "Спирогира".

Ход работы.

1.Расмотрите рисунки одноклеточных зеленых водорослей, найдите хламидомонаду, хлореллу подпишите. Подпишите части их клеток.

А._____________________ Б._________________ 1. 4.

4.Рассмотрите под микроскопом вольвокс, изучите строение вольвокса.

5.Рассмотрите под микроскопом спирогиру, изучите строение спирогиры.

5.Зарисуйте спирогиру, подпишите её части клетки.

6.Сделайте выводы:

1.О сходстве в строении клеток водорослей хламидомонады, хлореллы и спирогиры.

2.О различиях в строении клеток водорослей хламидомонады, хлореллы и спирогиры.