Половой диморфизм значение. Половой диморфизм и репродуктивная структура популяции

Значение термина

Половой диморфизм - это явление наличия в анатомическом строении самцов и самок одного вида отличных друг от друга признаков (за исключением гениталий). Грубо говоря, так можно охарактеризовать любую устойчивую разницу между полами, не только биологическую. В этой статье мы рассмотрим как биологическую сторону вопроса, так и гендерные различия в человеческом обществе.

В биологии

Раздельнополость и, следовательно, половой диморфизм, в природе чаще встречается не у растений, а у животных. В чем именно заключаются различия? У животных, как правило, самки и самцы обладают неодинаковыми размерами. Так, у птиц и млекопитающих самцы обычно крупнее, а у земноводных и членистоногих - наоборот. Ярко выраженный половой диморфизм - различие в окраске самцов и самок птиц. Первые, в основном, обладают ярким оперением, за счет которого привлекают блеклых по сравнению с ними самок. Часто у самцов разных видов животных встречаются разнообразные выросты и образования кожного покрова, например рога и гребни. У самцов индийского слона имеются бивни, которых нет у самок. Диморфизм бывает либо постоянным, либо сезонным. В первом случае различия в анатомии существуют у самцов и самок одного вида на протяжении всего их жизненного цикла. Сезонный диморфизм же проявляется только в период спаривания. Что касается растений, то среди них половой диморфизм выражен, в основном, у двудомных раздельнополых видов. Особенно яркий пример - конопля.

Половой диморфизм человека

Биологические различия между мужчинами и женщинами заметны и достаточно ярко представлены. К таковым относится разница в количестве волосяного покрова на теле, в строении костей, в гормональном составе и многом другом.

Половой диморфизм в обществе

Традиционная культура резко отделяет друг от друга мужское и женское, считая это разделение естественным и биологически обоснованным. На самом деле, биосоциальная природа человека подразумевает наличие еще и социального фактора, влияющего в том числе на природу гендера, которая организована гораздо сложнее, чем нечто однозначно мужское или женское, задаваемое исключительно различием в качественном составе хромосомного набора. Даже если рассматривать обусловленную исключительно биологическими факторами жизнедеятельность человека, она ни в коем случае не разделяется на присущую только женщинам или только мужчинам. Альтернативные и уникальные для каждого пола биологические признаки уравновешиваются признаками общими. Разница в жизнедеятельности обуславливается не межполовыми различиями, а индивидуальными особенностями каждого человека как морфологическими, так и психологическими. Социальные различия, приписываемые мужчинам и женщинам, также неправомерны. Разница в поведении людей обуславливается не природным половым диморфизмом, а социокультурными факторами: воспитанием, родом деятельности, условиями жизни и другими. Таким образом, социальная сторона человеческой жизни не зависит от полового диморфизма и не является его отражением.

Оплодотворение , слияние мужской половой клетки (сперматозоида) с женской (яйцом, яйцеклеткой), приводящее к образованию зиготы - нового одноклеточного организма. Биологический смысл оплодотворения состоит в объединении ядерного материала мужской и женской гамет, что приводит к объединению отцовских и материнских генов, восстановлению диплоидного набора хромосом, а также активации яйцеклетки, то есть стимуляции её к зародышевому развитию. Соединение яйцеклетки со сперматозоидом обычно происходит в воронкообразно расширенной части маточной трубы в течение первых 12 часов после овуляции. Семенная жидкость (сперма), попадая во влагалище женщины при половом сношении (коитусе), обычно содержит от 60 до 150 млн сперматозоидов, которые благодаря движениям со скоростью 2 - 3 мм в минуту, постоянным волнообразным сокращениям матки и труб и щелочной среде уже спустя 1 - 2 минуты после полового акта достигают матки, а через 2 - 3 часа - концевых отделов маточных труб, где обычно и происходит слияние с яйцеклеткой.

Различают моноспермное (в яйцеклетку проникает один сперматозоид) и полиспермное (в яйцеклетку проникают два и более сперматозоидов, но с ядром яйцеклетки сливается только одно ядро сперматозоида) оплодотворение. Сохранению активности спермиев во время прохождения их в половых путях женщины способствует слабощелочная среда шеечного канала матки, заполненного слизистой пробкой. Во время оргазма при половом акте слизистая пробка из шеечного канала частично выталкивается, а затем вновь втягивается в него и тем самым способствует более быстрому попаданию сперматозоидов из влагалища (где в норме у здоровой женщины среда слабокислая) в более благоприятную среду шейки и полости матки. Прохождению сперматозоидов через слизистую пробку шеечного канала способствует и резко повышающаяся в дни овуляции проницаемость слизи. В остальные дни менструального цикла слизистая пробка имеет значительно меньшую проницаемость для сперматозоидов.

Многие сперматозоиды, находящиеся в половых путях женщины, могут сохранять способность к оплодотворению 48 - 72 часа (иногда даже до 4 - 5 суток). Овулировавшая яйцеклетка сохраняет жизнеспособность примерно 24 часа. Учитывая это, наиболее благоприятным временем для оплодотворения считается период разрыва созревшего фолликула с последующим рождением яйцеклетки, а также 2 - 3-й день после овуляции. Вскоре после оплодотворения начинается дробление зиготы и образование зародыша.

Партеногенез (от греч. παρθενος - девственница и γενεσις - рождение, у растений - апомиксис ) - так называемое «девственное размножение», одна из форм полового размножения организмов, при которой женские половые клетки (яйцеклетки) развиваются во взрослый организм без оплодотворения. Хотя партеногенетическое размножение не предусматривает слияния мужских и женских гамет, партеногенез все равно считается половым размножением, так как организм развивается из половой клетки. Считается, что партеногенез возник в процессе эволюции организмов у раздельнополых форм.

В тех случаях, когда партеногенетические виды представлены (всегда или периодически) только самками, одно из главных биологических преимуществ партеногенеза заключается в ускорении темпа размножения вида, так как все особи подобных видов способны оставить потомство. Такой способ размножения используется некоторыми животными (хотя чаще к нему прибегают относительно примитивные организмы). В тех случаях, когда из оплодотворённых яйцеклеток развиваются самки, а из неоплодотворённых - самцы, партеногенез способствует регулированию численных соотношений полов (например, у пчёл). Часто партеногенетические виды и расы являются полиплоидными и возникают в результате отдалённой гибридизации, обнаруживая в связи с этим гетерозис и высокую жизнеспособность. Партеногенез следует относить к половому размножению и следует отличать от бесполого размножения, которое осуществляется всегда при помощи соматических органов и клеток (размножение делением, почкованием и т. п.).

Классификации партеногенеза

Существует несколько классификаций партеногенетического размножения.

1. По способу размножения

o Естественный - нормальный способ размножения некоторых организмов в природе.

o Искусственный - вызывается экспериментально действием разных раздражителей на неоплодотворённую яйцеклетку, в норме нуждающуюся в оплодотворении.

2. По полноте протекания

o Рудиментарный (зачаточный) - неоплодотворённые яйцеклетки начинают деление, однако зародышевое развитие прекращается на ранних стадиях. Вместе с тем в некоторых случаях возможно и продолжение развития до конечных стадий (акцидентальный или случайный партеногенез).

o Полный - развитие яйцеклетки приводит к формированию взрослой особи. Эта разновидность партеногенеза наблюдается во всех типах беспозвоночных и у некоторых позвоночных.

3. По наличию мейоза в цикле развития

o Амейотический - развивающиеся яйцеклетки не проделывают мейоза и остаются диплоидными. Такой партеногенез (например, у дафний) является разновидностью клонального размножения.

o Мейотический - яйцеклетки проделывают мейоз (при этом они становятся гаплоидными). Новый организм развивается из гаплоидной яйцеклетки (самцы перепончатокрылых насекомых и коловраток), или яйцеклетка тем или иным способом восстанавливает диплоидность (например, путём эндомитоза или слияния с полярным тельцем)

4. По наличию других форм размножения в цикле развития

o Облигатный - когда он является единственным способом размножения

o Циклический - партеногенез закономерно чередуется с другими способами разножения в жизненном цикле (напрмер, у дафний и коловраток).

o Факультативный - встречающийся в виде исключения или запасного способа размножения у форм, в норме двуполых.

5. В зависимости от пола организма

o Гиногенез - партеногенез самок

o Андрогенез - партеногенез самцов

Распространенность

У животных

У членистоногих

Способность к партеногенезу у членистоногих имеют тихоходки, тля, балянус, некоторые муравьи (Mycocepurus smithii ) и многие другие.

У позвоночных

Партеногенез редок у позвоночных и встречается примерно у 70 видов, что составляет 0,1 % всех позвоночных животных. Например, существует несколько видов ящериц, в естественных условиях размножающихся партеногенезом (Даревскиа, комодские вараны). Партеногенетические популяции также найдены и у некоторых видов рыб, земноводных, птиц. Случаи однополого размножения пока не известны только среди млекопитающих.

Партеногенез у комодских варанов возможен потому, что овогенез сопровождается развитием полоцита (полярного тельца), содержащего удвоенную копию ДНК яйца; полоцит при этом не погибает и выступает в качестве спермы, превращая яйцеклетку в эмбрион.

У растений

Аналогичный процесс у растений называется апомиксис.

ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ

(от греч. di-, в сложных словах - вдвое, дважды, и morphe - форма), различия признаков муж. и жен. особей раздельнополых видов; частный случай полиморфизма. Возникновение П. д. связано с действием полового отбора. У многоклеточных животных П. д. полностью развивается к периоду половой зрелости и связан гл. обр. с различиями в строении половых органов, а также с различием вторичных половых признаков. Различают постоянный и сезонный П. д. Постоянный - мало зависит или не зависит от сезонных условий. Он характерен для мн. беспозвоночных (особенно червей, членистоногих) и позвоночных; напр., у одних животных самцы значительно мельче самок, у других, наоборот, они крупнее. У самцов признаки П. д. бывают связаны с приспособлениями для удержания самки при копуляции (напр., присоски на передних ногах жука-плавунца), у самок - с откладыванием яиц, выкармливанием детёнышей (напр., яйцеклад у мн. насекомых, млечные железы у млекопитающих). Нередко самцы окрашены ярче самок (мн. бабочки, птицы и др.), что связано с покровительств. окраской и меньшей подвижностью самок, чаще осуществляющих заботу о потомстве. Проявлением П. д. являются и такие вторичные половые признаки, как «рога» жуков-оленей, бивни самцов нарвала и слона, рога самцов мн. оленей и др., представляющие оружие для «турнирных боёв» за самку. Сезонный П. д., или брачный наряд, проявляюшийся только в период размножения, известен у мн. рыб (напр., яркая расцветка самца у гольяна) и земноводных (напр.. развитие гребия и яркой расцветки у сампа тритона). У человека П. д., кроме различий в строении половых органов, выражается в более мощном развитии у мужчин скелета и мускулатуры, волосяного покрова на лице и ряде др. признаков, у женщин - в развитии грудных желёз, большей ширине бёдер и др. У цветковых растений постоянный П. д. наиб, ярко выражен у двудомных, напр. конопли, у к-рой муж. особи (посконь) отличаются от жен. (матерка) меньшей длиной стебля, менее густой листвой, большим выходом волокна. У ряда двудомных растений (ивы, эвкоммии и др.) П. д. выражен только в разл. строении муж. и жен. цветков.

Постнатальный онтогенез и его периоды. Роль эндокринных желез: щитовидной, гипофиза, половых в регуляции жизнедеятельности организма в постнатальном онтогенезе. Влияние мелатонина на физиологические процессы.

Постэмбриональное развитие бывает прямым и непрямым.

Прямое развитие - развитие, при котором появившийся организм идентичен по строению взрослому организму, но имеет меньшие размеры и не обладает половой зрелостью. Дальнейшее развитие связано с увеличением размеров и приобретением половой зрелости. Например: развитие рептилий, птиц, млекопитающих.

Непрямое развитие (личиночное развитие, развитие с метаморфозом) - появившийся организм отличается по строению от взрослого организма, обычно устроен проще, может иметь специфические органы, такой зародыш называется личинкой. Личинка питается, растет и со временем личиночные органы заменяются органами, свойственными взрослому организму (имаго). Например: развитие лягушки, некоторых насекомых, различных червей.

Постэмбриональное развитие сопровождается ростом. Постнатальный онтогенез

вся жизни организма с момента рождения до смерти

Периодизация постнатального онтогенеза (сложный поэтапный процесс, в ходе которого происходят коренные преобразования уровня информации, направленные изменения энтропии, энергообразования и ее использования (метаболизма)):

1. Новорожденный 1-10 дней

2. Грудной 10 дней-1 год

3. Раннее детство 1-3 года

4. Первое детство 4-7 лет

5. Второе детство 8-12 лет (м), 8-11 лет (ж)

6. Подростковый 13-16 лет (м), 12-15 лет (ж)

7. Юношеский 17-21 лет (м), 16-20 лет (ж)

8. Первый зрелый 22-35 лет (м), 21-35 лет (ж)

9. Второй зрелый 36-60 лет (м), 36-55 (ж)

10. Пожилой 61-74 лет (м), 56-74 (ж)

11. Старческий 75-90лет

12. Долгожители 90 и более лет

Постэмбриональный онтогенез:

Дорепродуктивный период – рост, развитие, половое созревание.

Репродуктивный период – активация функций взрослого организма, размножение.

Пострепродуктивный период - старение, постепенное нарушение процессов жизнедеятельности.

Эндокринные железы играют большую роль в развитии организма. Основная задача щитовидной железы – управлять скоростью метаболизма. Гормоны щитовидной железы влияют на умственные способности, сон и аппетит, физическую активность, массу тела, прочность костей скелета, работу сердца и других внутренних органов.

Немалую роль отводят современные ученые щитовидной железе в управлении работой иммунитета и даже в развитии механизмов старения. При недостаточной функции щитовидной железы, если она проявляется в детском возрасте, развивается заболевание кретинизм, характеризующиеся психической отсталостью, задержкой роста и полового развития, нарушение пропорций тела.

Гипофиз. Гормоны активируют щитовидную железу, регулируют все половые функции, активируют молочные железы, активизируя образование молока,действуют кору надпочечников, мобилизует жиры из "жировых депо, усиливает гидролиз нейтральных жиров, способствует окислению жиров, усиливает кетоге-нез, понижает дыхательный коэффициент, способствует накоплению гликогена в мышцах, снижает содержание аминокислот в кровяной плазме и увеличивает их поступление в мышечные ткани.В нем находится гормон, стимулирующий рост, соматотропный гормон. При пониженной функции в детском возрасте развивается карликовость (нанизм), при повышенной – гигантизм. При выделении гормона в зрелом возрасте происходит патологический рост отдельных органов. Наблюдается разрастание костей кисти, стопы, лица (акромегалия).

Эпифиз. Эндокринная роль шишковидного тела состоит в том, что его клетки выделяют вещества, тормозящие деятельность гипофиза до момента полового созревания, а также участвующие в тонкой регуляции почти всех видов обмена веществ. Эпифизарная недостаточность в детском возрасте влечет за собой быстрый рост скелета с преждевременным и преувеличенным развитием половых желез ипреждевременным и преувеличенным развитием вторичных половых признаков.Эпифиз также является регулятором циркодианных ритмов, поскольку опосредованно связан со зрительной системой. Под влиянием солнечного света в дневное время в эпифизе вырабатывается серотонин, а в ночное время - мелатонин. Оба гормона сцеплены между собой, поскольку серотонин является предшественником мелатонина.

B мужских половых железах - яичках - в специальных интерстициальных клетках образуется половой гормон тестостерон. Тестостерон стимулирует развитие вторичных половых признаков (рост бороды, характерное распределение волос на теле, развитие мускулатуры и др.) и всего облика, свойственного мужчине. Тестостерон оказывает влияние на обмен веществ, увеличивает образование белка в мышцах, уменьшает содержание жира в организме, повышает основной обмен. Тестостерон необходим для созревания спермиев и пpоявления полового инстинкта.

После удаления яичек (кастрация) y мужчин прекращается рост бороды, голос становится высоким, появляются отложения жира, свойственные женскому организму.

B яичниках продуцируются женские половые гормоны. B созревающем фолликуле фолликулярный эпителий выделяет гормон эстрадиол. Под влиянием эстрадиола происходит формирование вторичных женских половых признаков, особенностей телосложения, подавляется рост тpубчатыx костей, стимулируется развитие молочных желез. Другой гормон - прогестерон - образуется в желтом теле на месте лопнувшего фолликула. Кроме того, прогестерон выделяется плацентой и корой надпочечников. Прогестерон иначе называют гормоном беременности. Если происходит оплодотворение яйцеклетки, желтое тело разрастается и выделяет прогестерон, который способствует прикpеплению яйцеклетки к слизистой оболочке матки, прекращает сокращение матки и способствует росту молочных желез. Если оплодотворение не произошло, желтое тело увядает и развивается очередной фолликул. B этом периоде y женщин появляется менструация.

B женских половых железах одновременно c эстрогенами образуется небольшое количество андрогенов, a в мужских половых железах наряду c андрогенами - небольшое количество экстрогенов.

Мелатонин. Координирует фазовые взаимодействия ритмов таким образом, что однонаправленные действуют в унисон, а разнонаправленные – несовместимы. Доносит до всех клеток организма о времени дня и световой фазе солнечного дня. Разрушается на свету. Вырабатывается в темноте. Помимо ритморганизующего эффекта мелатонин обладает выраженным антиоксидантным и иммуномодулирующим действием. Мелатонин позитивно влияет на жировой и углеводный обмен, снижает количество холестерина в крови. Он способен нормализовать процесс окисления липидов.

Феномен полового диморфизма это то, что отличает представителей разных полов друг от друга. Если постараться дать структурированное, научно обоснованное определение, то половой диморфизм – это анатомические различия между самками и самцами одного и того же биологического вида, помимо половых органов.

Обычно он выражается в разном размере (у многих птиц и млекопитающих самцы больше и тяжелее самок), волосяном покрове (яркое проявление – борода у мужчин), окрасе (яркое оперение у самцов птиц, которое крайне важно для привлечения самок) и т.д.

Половой диморфизм у человека

На уровне организма человека половой диморфизм проявляется в первичных и вторичных половых признаках. К первичным относятся внутренние и внешние половые органы, а к вторичным – те, которые развиваются в процессе взросления (например, грудь у женщин). Половой диморфизм определяет тот генетический материал, который попадает в яйцеклетку при оплодотворении. В соответствии с ним и происходит развитие плода.

Значение полового диморфизма

Разделение популяции на представителей мужского и женского пола обусловлено, прежде всего, различием их основных функций. Женский организм предназначен для продолжения рода, мужской же больше подходит для добывания пищи и защиты территории и потомства. Это закономерно практически для всех биологических видов, но крайне ярко выражено у человека.

С самых давних пор мужчины занимались охотой и другим тяжелым физическим трудом, их организм приспособлен для этого куда лучше, чем у женщин, которые оставались дома, следили за домашним хозяйством, вынашивали и воспитывали детей. Прошли века и тысячелетия, условия жизни изменились кардинально – мужчины теперь ходят на охоту в ближайший супермаркет, а дамы добиваются успеха в мужских профессиях. Но общий порядок остался без особых изменений.

Аспекты полового диморфизма

Выделяют такие компоненты полового диморфизма:

  • генетический;
  • гормональный;
  • морфологический;
  • поведенческий;
  • психологический.

Первые три связаны со строением организма, остальные, в основном, определяются особенностями воспитания и влияния общества. Очевидно, что девочкам и мальчика с самого детства присущи определенные особенности поведения, которые можно объяснить именно половыми различиями. Родители совершенно по-разному их воспитывают, приобретают различные игрушки и являются образцом разных форм поведения. Девочки играют в куклы и хотят быть красивыми, как мама, а мальчики гоняют мяч и мечтают стать сильными, как папа. Также определяется и круг общения, в раннем возрасте дети, в основном, дружат с представителями своего пола.

Конечно, бывают исключения, но в данном случае речь идет, скорее, о половой идентичности, которая может проявляться в различной степени у каждого индивида. Она и определяет то, вырастет ли малышка скромной домохозяйкой, или решит пойти в армию и будет строить карьеру наравне с мужчинами. Также от нее иногда зависят сексуальные предпочтения.

Психологические различия же проявляются в особенностях мышления и восприятия окружающего мира. Считается, что у мужчин лучше развито абстрактное мышление, поэтому им проще даются точные науки, в то время как девочки больше гуманитарии и направлены на межличностное взаимодействие. Заложено это природой или прививается родителями, находящимися под влиянием стереотипов – вопрос сложный.

Но одно ясно точно - даже в нашем обществе, где женщины стремятся быть наравне с мужчинами и добиваются в этом определенных успехов, то предназначение, которое определено им природой всегда будет оказывать влияние на их жизнь.


Фундаментальное разделение на две качественно разные формы, назы­ваемое диморфизмом, относится прежде всего к структуре человеческого тела. Половой диморфизм - это физическое различие между полами, обус­ловленное биологически. Между тем именно в биологии термин «пол» имеет наибольшее число значений, каждое из которых отражает основные этапы процесса разделения полов - половой дифференциации.

Сочетание хромосом в момент оплодотворения яйцеклетки опреде­ляет генетический (хромосомный) пол будущего ребенка (XX - девочка, XY - мальчик). На этом основании примерно на 7-й неделе развития за­родыша образуются половые железы, т.е. его гонадный пол. Гормоны этих желез вызывают в организме двоякие изменения, продолжающие половую дифференциацию и составляющие гормональный пол: во-первых, под их влиянием формируется внутренний и внешний морфологический пол (последний называют также генитальной внешностью); во-вторых, проис­ходит разделение соответствующих мозговых центров (в области гипота­ламуса), задающее основу будущего полового созревания. Критический период данного этапа приходится на 3-й внутриутробный месяц жизни, и дальнейшие качественные изменения в половом развитии являются уже постнатальными. При рождении ребенка на основании генитальной внеш­ности определяют его гражданский (паспортный) пол. В соответствии с этим строится воспитание ребенка, осознание им схемы собственной те­лесной внешности и т.д. Однако половое воспитание - это не отдельный биологический процесс. Биологическим является еще один этап диффе­ренциации полов - период созревания, или пубертатный период. Полно­ценное функционирование мозговых центров и половых гонад формирует пубертатный гормональный пол, включающий как морфологические из­менения организма (вторичные половые признаки), так и физиологичес­кие (сопровождаемые эротическими переживаниями). Адекватное про­хождение этого периода, о котором будет рассказано ниже, завершается осознанием половой идентичности.

Биологическое значение полового диморфизма связано с воспроиз­ведением человека как вида. Разделение полов соответствует двум фун­даментальным тенденциям, равно необходимым для функционирования биологической системы, наследственности: генетическому воспроизводству ее внутренних свойств и их изменчивости, обеспечивающей приспособление


Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 179

К изменениям внешней среды. В этом и состоит эволюционное обоснова­ние, значение полового диморфизма. За неизменное сохранение генетичес­кого кода биологической системы «отвечает» женская особь, а за его воз­можные вариации, попытки развития, соответствующие новым полезным контактам со средой, - мужская. Иногда эти тенденции образно сравнива­ют с долговременной и оперативной памятью биологического вида. По-разному заботится природа о каждой из этих тенденций и их носителях. Различия между ними отчетливо проявляются при сравнении условий со­здания и развития женской и мужской особей. Так, известно, что самки об­ладают большей устойчивостью, жизнестойкостью к нежелательным влия­ниям среды. Более высокий процент смертности самцов компенсируется их количественным перевесом на самых первых этапах развития: так назы­ваемое первичное отношение самцов и самок (на уровне генетического пола) равно 120-150:100. Интересно, что биологическое создание самца - более трудный, неоднозначный процесс: при переходах на каждую новую ступень половой дифференциации необходимы влияния, дополнительные к генетическому полу. Если, например, в период формирования гормо­нального пола по тем или иным причинам влияние мужского гормона (андрогена) окажется недостаточным, то даже при сочетании XY образуется женская особь.



Таким образом, процесс половой дифференциации не является ли­нейным. Наивно было бы полагать, будто между хромосомным сочетани­ем, сложившимся в момент зачатия, и половой идентичностью взрослого человека существует однажды заданная жесткая программа. Даже собст­венно биологический, пренатальный процесс формирования пола разделен на качественные стадии, каждой из которых соответствует критический период, когда организм обладает особой чувствительнстью к определен­ным воздействиям, направляющим его по мужскому или женскому пути дальнейшего развития. Тем самым по отношению к каждой следующей стадии организм является биполовым, и половая дифференциация есть результат (а не фатальное условие) всего этого сложного процесса. <...>



Половой диморфизм определяет многие конкретные закономернос­ти развития организма. Однако точное различение женских (феминин­ных) и мужских (маскулинных) наборов индивидуальных черт оказыва­ется проблемой даже тогда, когда рассматриваются только физические, телесные свойства. Конечно, основания для определения гражданского пола к моменту рождения ребенка говорят сами за себя. Однако полная половая определенность новорожденного содержит не только внешний, но и внутренний морфологический, а также гормональный (в том числе бу­дущий пубертатный) пол. В процесс половой дифференциации и иденти­фикации, далеко на завершенный, включаются теперь новые, социальные воздействия, условия воспитания. Бывает и так, что названный комплекс биологического пола настолько разнороден и неопределен, что гениталь-ная внешность оказывается обманчивой. В таких случаях трудно удер-


180 Тема 8.

Жаться от интригующего вопроса: что же «победит» в итоге - «истин­ный» пол или пол воспитания? Участниками старинной дискуссии о роли врожденных и приобретенных факторов в развитии человека приходит­ся признать, что фактические аргументы есть и у той, и у другой сторо­ны. Как пол воспитания может становиться основным и определять пове­дение человека, двуполого при рождении, так и напротив, альтернативный ему биологический пол может «обнаруживаться» в пубертатном возрас­те, несмотря на длительное воспитательное влияние.

Становление половой идентичности человека - одно из направле­ний его социализации. Развитие тех или иных психических качеств, спо­собов поведения не имеет жестких биологических предписаний. Точнее, природные возможности организма оказываются достаточно широкими, что относится и к половой дифференциации. Гормональные центры моз­га любого организма всегда содержат потенциальные программы как для женского, так и для мужского поведения. Процесс половой идентифика­ции определяется и направляется с помощью иных - социальных и культурных - средств.

Стереотипы маскулинности и фемининности и становление половой идентичности 1

Правильная половая идентификация ребенка - важная жизненная проблема овладения им собственным гражданским полом. Для этого в каждом обществе существуют определенные половые роли, т.е. социаль­ные нормы, регламентирующие, чем должны или не должны заниматься представители того или другого пола.

Дифференциация половых ролей связана с социальным положени­ем мужчин и женщин и по традиции зависит от полового разделения тру­да, круга специфических обязанностей мужчин и женщин, меры их общественного признания и т.д. Аналогично, начальная система обще­ственных институтов, образования и воспитания определяет нормативные требования к человеку данного возраста. Конкретным выражением та­ких требований и норм, доступным и адекватным для любого члена об­щества, являются социальные стереотипы.

Средствами присвоения половых ролей служат принятые в данном обществе стереотипы маскулинности и фемининности. Это определенные представления о том, чем должны различаться мужчины и женщины по своим физическим и психическим свойствам. Как половые роли, так и нормативные представления о мужчинах и женщинах имеют социальное происхождение. Их содержание определяется конкретными условиями жизни общества и может существенно различаться в разных культурах.

1 Использованы материалы из кн.: Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1988.


leiyxoe B.B., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 181

Традиционные культурные образы маскулинности и фемининности «штрастны и полярны. Разделение мужского и женского начал имеет ряд устойчивых символических закреплений. К ним относятся, например, свя-ш мужского начала с правой, женского - с левой стороной (что проявляет-:я в большинстве обрядов), с четными и нечетными числами; во многих февних мифах мужское начало трактуется обычно как активная, культур-1ая сила, женское - как пассивная, природная, взаимодействие которых де-нает возможным существование мира. Так, в мифологии Древнего Китая разделение символов «янь» и «инь» связывается, с одной стороны, со светом, теплом, сухостью, твердостью, а с другой - с тьмой, холодом, влажностью, мягкостью. Распространено также отождествление мужского начала с Солнцем, огнем, женского - с Луной, землей, водой. Достаточно устойчивы­ми оказываются также символы разделения полов и физических органов деторождения в традиционном современном фольклоре, при анализе сно­видений: на одном полюсе объединяются сходные по метафорическому смыслу изображения змей, деревьев, самопишущих ручек, холодного и огнестрельного оружия, островерхих зданий и выступающих частей ланд­шафта, а на другом - округлых впадин, площадей, пещер, коробок, ваз и цветов, распахнутых настежь комнат и узких тоннелей.

Среди стереотипных (но не всегда типичных) маскулинных качеств обычно называют активность, ориентацию на достижения, властность (доминантность), владение собой и др. Противоположны фемининные сте­реотипные качества: пассивность, мягкость, зависимость, эмоциональность и несдержанность. Эти эталоны не всегда могут быть подкреплены фак­тически, но они выполняют свои социальные функции. С опорой на опре­деленную культурную норму, в соответствии с ней оцениваются и воспи­тываются члены любого общества.

Важное значение для анализа указанных стереотипов имеют приня­тые нормы семейно-брачных отношений и особенно характер семейных ожиданий. Объективная сторона брака и семьи - это установленные за­коном социальные позиции супругов. Однако каждый человек вступает в брак с тем или иным набором ожиданий, т.е. представлений о допус­тимых брачных мотивах партнера, собственной роли в браке, «норме» се­мейной жизни, «правильном» поведении в браке - как собственном, так и партнера. Стереотипы маскулинности и фемининности - один из ис­точников семейных ожиданий. По сравнению с социальными позициями членов семьи как результатом конкретных исторических условий, специ­фических для той или иной нации, эти стереотипы имеют более широкую социокультурную базу.

Независимый, сильный, целеустремленный, с развитой деловой мо­тивацией и инструментальной сферой, доминирующий в отношениях и способный оказать поддержку мужчина и нежная, тактичная, тонко чув­ствующая и понимающая, несколько социально и инструментально беспо­мощная, ориентированная скорее на общение, нежели на дело, поэтичная


182 Тема 8. Личность как индивидуальность...

И эмоциональная женщина - таковы инварианты социальных стереоти­пов маскулинности и фемининности.

Конечно, становление половой идентичности индивида не обус­ловлено наличием таких стереотипов прямо и непосредственно. Они дол­жны стать средствами осознания собственной половой принадлежности, быть присвоенными индивидом в качестве таковых. Данное направление процесса социализации и его результат - половая идентичность - тре­буют освоения половых ролей и обучения полоролевому поведению.

Уже к 1,5 годам ребенок знает о своей половой принадлежности. Способность различать других людей по полу формируется в 3-4 года, хотя субъективными критериями этого различения могут выступать лю­бые поверхностные и случайные свойства (например, одежда), причем ре­бенок допускает возможность их изменения у одного и того же челове­ка. Факт необратимости половой принадлежности осознается ребенком в 6-7 лет, и это служит основой его полоролевой ориентации, т.е. форми­рования представления о том, насколько его индивидуальные качества и социальное поведение соответствуют нормативам и ожиданиям опреде­ленной половой роли.

Изучаемые в психологии механизмы становления половой идентич­ности человека характеризуют процесс его социализации с различных сто­рон, дополняющих друг друга. Так, с позиций теории социального научения - это процесс половой типизации, управляемый механизмами психического подкрепления со стороны взрослые. Родители и другие взрослые поощря­ют мальчиков (девочек) за маскулинное (фемининное) поведение и осужда­ют за противоположное ему. Однако процесс типизации через социальное подкрепление не может быть единственным, поскольку не объясняет дос­таточно широких индивидуальных вариаций (а иногда и отклонений) от полоролевых стереотипов и характеризует индивида только с одной сторо­ны - как объекта социализации. Как бы в дополнение к этому предста­вители когнитивной психологии выдвигают тезис осознанного принятия субъектом своей половой роли, т.е. самокатегоризации. Сначала ребенок получает представление о том, что значит быть мужчиной или женщиной и как они себя ведут, а затем старается сообразовывать свое поведение с этим представлением. Если типизация отражает становление половой идентичности с точки зрения воспитателей, то самокатегоризации - с точ­ки зрения ребенка. Подчеркивание познавательных и сознательных аспек­тов принятия половой роли принижает, однако, значение аффективных и неосознаваемых психологических механизмов. Восполняет этот пробел классический психоанализ: половая социализация индивида раскрывается через механизм эмоциональной идентификации со взрослыми представи­телями своего пола, бессознательного подражания, имитации поведения родителей. Таким образом, каждое из направлений описывает разные сто­роны становления половой идентичности: обучение и тренировку, осозна­ние себя, аффективные связи и отношения. Следует заметить, что помимо


Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 183

Отношений с родителями исключительное значение для половой социали­зации индивида имеет общество его сверстников, обладающее своими кри­териями маскулинности и фемининности, обычно завышенными по сравне­нию с принятыми в семье. Характер общения со сверстниками, как своего, так и противоположного пола существенно влияет на правильное психосек­суальное развитие, а его отсутствие, особенно в подростковом возрасте, мо­жет оставить ребенка неподготовленным к сложным переживаниям пу­бертата.

Период полового созревания является одним из критических эта­пов в развитии человека - организма, индивида, личности. Становление не только половой, но и сексуальной роли, идентичности - вот проблема, которая возникает перед человеком и разрешается им в течение пубер­татного периода. Как и во всякий критический период, условия этого «переходного возраста» - телесные и психические - могут выступать препятствием на пути решения этой проблемы, и в их преодолении и закрепляется система психосексуальных ориентации.

Период освоения сексуальной роли интересен не только сам по себе. Это один из ярких примеров становления «возрастной идентичности», адекватности человека, позволяющий проследить сензитивность к опреде­ленным воздействиям, попытки присвоения нового опыта, верные и невер­ные способы его осмысления, в том числе приводящие к задержкам по­ловозрастного развития, к образованию инфантильных психических черт.

«Переходный возраст» характеризуется рядом новообразований, озадачивающих подростков. Организмическое протекание пубертата за­висит от индивидуальной половой конституции человека и может слу­жить ее показателем (обычные критерии - менархе у девочек и эйякуля-ция у мальчиков). Новые телесные ощущения, вызванные гормональными процессами, эротическими переживаниями при их соотнесении с собствен­ной половой принадлежностью, рождают интерес к любым, в том числе вторичным, сопутствующим пубертатным изменениям и особенностям тела. Типичные трудности в правильной оценке этих особенностей ко­ренятся обычно в их несовпадении с завышенным социальным стереоти­пом маскулинности (фемининности). Так возникают беспокойства по по­воду гинекомастии (увеличения грудных желез у мальчиков), хирсутизма (оволосения тела девочки), «недостаточных» размеров частей тела и его избыточного веса и др., о которых следует знать при педагогической ра­боте, общении с подростками.

Социальные стереотипы, присваиваемые, как правило, стихийно, оп­ределяют оценку подростками не только собственных половых признаков и эротических переживаний, но и связанных с пубертатом мастурбации, генитальных игр и других форм сексуального экспериментирования. Незнание о достаточно широких межиндивидуальных различиях нор­мальной половой конституции, степени распространенности этих форм, закономерностях протекания подобных процессов может порождать у


184 Тема 8. Личность как индивидуальность...

Практикующих их подростков серьезные психические трудности, приво­дить к социальной дезадаптации. Поэтому следует отличать умеренные способы саморегуляции половой функции, снижения повышенной постпу­бертатной возбудимости от навязчивых «инфантильных» форм полового поведения, подменяющих и вытесняющих нормативные в более взрослом возрасте. Заметим, что прямые педагогические воздействия, направленные на их устранение, обычно малоэффективны (и даже отрицательны). Поло­жительные результаты дает косвенное снятие остаточных форм подрост­кового сексуального поведения через тактичное управление, развитие средств общения, помощь в осознании и принятии адекватной обществен­ной позиции.

Пубертатные гормоны определяют интенсивность сексуальных вле­чений, но не их направленность. Поэтому эротические ощущения и свя­занное с ними поведение, с одной стороны, и эмоциональная привязанность, первая влюбленность - с другой, могут быть независимыми в своих исто­ках и не совпадающими по содержанию. Нередко те и другие не совпада­ют предметно. Ранние детские впечатления, присвоенные культурные об­разцы, во многом определяющие содержание чувственных интересов, могут вступать в противоречие о теми (подчас неожиданными, шокирую­щими молодых людей) формами, в которых они переживаются, осуществ­ляются в воображении. Именно это противоречие объясняет факт психо­логической разобщенности, аффектогенного сосуществования грубых, «бездуховных» эротических фантазий со стремлениями к нежной, возвы­шенной, «асексуальной» любви. Переживание «постыдности» первых, не­допустимости их сочетания со вторыми (мнение, подкрепляемое традици­онной педагогикой) препятствует психологической готовности человека к первой половой близости (сексуальной инициации), а иногда и осложняет совместную жизнь молодых супружеских пар.

Примерами различных проявлений указанного противоречия, а так­же способов (как правило, стихийных) его преодоления полна классическая и художественная литература. В научной психологии изучаются, главным образом, типичные «защиты» от этой важной возрастной проблемы. Тако­вы, например, юношеский аскетизм, нарочито презрительное отношение к эротике как низменной, или интеллектуализм - признание ее не стоящей внимания. Эти и подобные психологические механизмы, возможные и функ­ционально полезные в определенный возрастной период, когда проблема ждет своего решения, становятся задержками нормального психосексуаль­ного развития у взрослого человека: за постоянно подчеркнутым, преувели­ченным морализированием стоит, как правило, инфантильная угнетенность собственными желаниями, неспособность управлять ими, неготовность к любви и страх перед жизнью.

Адекватное присвоение половых ролей, использование стереотипов маскулинности и фемининности - необходимое условие социализации


Петухов В.В., Столин В.В. Половозрастные особенности психики 185

Индивида. Однако само разделение этих стереотипов, конечно, не предпо­лагает их полного совпадения с реальными психологическими различия­ми между мужчиной и женщиной в разных возрастах.

Диморфизмом называется фундаментальное разделение органических свойств человека на две качественно разные формы: мужскую и женскую. Половой диморфизм - это физическое различие между полами, обусловленнюе биологически. Между тем именно в биологии термин «пол» имеет наибольшее число значений, каждое из которых отражает основные этапы процесса разделения полов, половой дифференциации.

Вкратце охарактеризуем этапы половой дифференциации.

Сочетанием хромосом в момент оплодотворения яйцеклетки определяется генетический (хромосомный) пол будущего ребенка. На этом основании примерно на 7-й неделе развития зародыша образуются половые железы, т.е. его секреционный пол.

Гормоны этих желез вызывают в организме двоякие изменения, порождающие половую дифференциацию и составляющие гормональный пол. Под их влиянием, во-первых, формируется внутренний и внешний морфологический пол, во-вторых, происходит разделение соответствующих мозговых центров, задающих основу будущего полового созревания. Критический период данного этапа приходится на 3-й внутриутробный месяц жизни. Дальнейшие качественные изменения в половом созревании являются уже постнатальными (от лат. post - после и natalis - относящийся к рождению, т.е. послеродовой).

При рождении ребенка на основании генитальных признаков определяют его гражданский (паспортный) пол. В соответствии с этим в дальнейшем строится воспитание ребенка, осознание им схемы собственного тела и т.д. Однако половое воспитание не становится доминирующим с этого момента. Есть еще один этап дифференциации полов, где доминирует биологический процесс - период полового созревания или пубертатный период (от лат. pubertas - возмужалость, половая зрелость, возраст с 12 до 16 лет у девочек и с 13 до 17-18 лет у мальчиков). В течение этого периода формируется пубертатный гормональный пол, включающий как морфологические изменения организма (вторичные половые признаки), так и физиологические (обнаружение половой потенции) и психологические (сопровождаемые эротическими переживаниями). Адекватное прохождение этого периода завершается осознанием половой идентичности.

Идентичность (от ср.-век. лат. identicus - тождественный - одинаковый), - тождественность, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь.

Таким образом, половая идентичность - отнесение человека самого себя к мужскому или женскому полу.

Биологическое значение полового диморфизма связано с воспроизведением человека как вида. Теория полового диморфизма была сформулирована в 60-х гг. В.А. Геодакяном. Согласно этой теории, женское начало обеспечивает неизменность потомства от поколения к поколению, сохранение того, что накоплено в ходе предшествующей эволюции. Мужской пол - это передовой отряд популяции, берущий на себя функции столкновения с новыми условиями существования. В этих столкновениях, если внешние условия обладают достаточной силой, формируются новые генетические тенденции, которые могут быть переданы потомству.

По-разному заботится природа о каждой из этих тенденций и их носителях. Различия между ними отчетливо проявляются при сравнении условий создания и развития женской и мужской особей. Так, известно, что женщины обладают большей устойчивостью, жизнестойкостью к нежелательным влияниям среды. Мужской пол более уязвим, чем женский. Хорошо известно и преобладание мужчин среди лиц с инфарктом миокарда.

Концепция В.А.Геодакяна описывает дихотомию (от греч. dichotomia - разделение надвое) мужского и женского, опирающуюся на «интересы» популяции, вида. Согласно ей женскому полу присущи филогенетическая ригидность и онтогенетическая пластичность, а мужскому - филогенетическая пластичность и онтогенетическая ригидность. Но прямо переносить эволюционно-генетические закономерности полового диморфизма на человеческую психологию и поведение неправомерно. Суть теории В.А.Геодакяна заключается не в противопоставлении мужского и женского начал как «лучшего» и «худшего», а в их отношениях и взаимодополняемости, позволяющих приблизиться к пониманию половых различий.

При этом принципы полового диморфизма не абсолютны и далеко не все в человеке может быть описано альтернативой «мужское или женское», «или-или». Установлено, что и мужской и женский организм продуцирует как мужские, так и женские половые гормоны, а гормональная маскулинность или фемининность определяются преобладанием тех или других.

Изучение полового диморфизма и его проявления в различных сферах поведения личности представляют основной интерес для психологии половых различий. Пол индивида - предпосылка становления психологического пола человека. Ни генетический, ни гормональный, ни внутренний и внешний морфологический пол не предопределяют однозначно психологический пол человека.

Становление половой идентичности человека - одно из направлений его социализации. Развитие психических качеств, способов поведения не имеет жестких биологических предписаний.

Это в полной мере относится и к половой дифференциации.

Процесс половой идентификации определяется и направляется с помощью иных - социальных и культурных - средств. Для этого в каждом обществе существуют определенные половые роли.

Под половой ролью понимают систему социальных стандартов, предписаний, стереотипов, которым человек должен соответствовать, чтобы его признавали как мальчика (мужчину) или девочку (женщину).

Самая простая модель половых ролей, как и различий, построена по альтернативному принципу «или-или». В ней мужская роль ассоциируется с силой, энергичностью, грубостью, агрессивностью, рассудочностью и т.п.

Социальный прогресс с его демократизацией отношений полов, стиранием границ между «мужскими» и «женскими» профессиями, совместные обучение и работа изменяют и нормативные представления о мужских и женских половых ролях, нивелируют многие казавшиеся раньше «естественными» различия. Происходит ломка традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов.